Использование светового планшета в коррекционно-логопедической работе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Новохатская, И. В. Использование светового планшета в коррекционно-логопедической работе / И. В. Новохатская. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 25-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/337/15212/ (дата обращения: 16.11.2024).



Особенности развития современных детей, посещающих логопедическую группу ДОУ, свидетельствуют о том, что они отличаются от своих сверстников прошлого века и требуют современного подхода в обучении, воспитании и развитии. У большинства детей наблюдается снижение работоспособности, быстрая утомляемость, неустойчивое внимание, несформированность пространственных представлений и лексико-грамматических средств языка, возникают трудности в освоении навыков чтения и письма. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный и насыщенный.

Чтобы заинтересовать их, увлечь и повести за собой, сделать обучение осознанным, отталкиваясь от возможностей ребенка, необходимо не только комплексное воздействие на речевое развитие детей, но и нужны нестандартные подходы, новые технологии. В настоящее время все большее применение в работе логопеда получают нетрадиционные методы. Они считаются наиболее перспективными и эффективными в ходе решения коррекционных задач. Альтернативные виды деятельности очень интересны детям, всегда легко воспринимаются и помогают логопеду решать несколько коррекционных задач.

В настоящее время наличие гаджетов, компьютеров, компьютерных игр прочно укрепилось в пользовании дошкольников. Но также популярными становятся световые планшеты для рисования и копирования, которые заменяют интерактивные и компьютерные игры.

Существуют разнообразные виды световых планшетов, досок, столов (световой стол, стол-просвет, обводной столик).

В коррекционно-логопедической работе мы используем обычный световой планшет для рисования и копирования (см. рисунок 1).

IMG_20190628_013448.jpg

Рис. 1. Планшет для рисования и копирования.

Он небольшого размера (25х30 сантиметров), имеет подсветку по периметру окошка (20х16 сантиметров), а также рамку, для закрепления чистого листа бумаги. Очень удобен в применении, транспортировке и хранении. Разнообразие приемов позволяет использовать планшет на индивидуальных, подгрупповых занятиях, а также в свободной деятельности детей и одновременно решать задачи диагностики, профилактики, обучения, развития и коррекции. Работа с использованием светового планшета направлена не только на развитие речевых компонентов, но еще представляет собой комплексный подход, способствуя:

– развитию работоспособности, активности, расширению жизненного опыта;

– развитию буквенного гнозиса;

– формированию элементарных представлений о геометрических фигурах;

– развитию вербальной памяти, слухового внимания, ассоциативного и словесно-логического мышления;

– развитию зрительного восприятия, узнавания, внимания и памяти;

– совершенствованию оптико-пространственных представлений;

– развитию тактильных ощущений и снятию мышечного напряжения;

– развитию фантазии, воображения, творческих способностей;

– развитию мелкой моторики рук и графомоторных навыков;

– снятию психоэмоционального напряжения дошкольника.

Нами разработан авторский материал для занятий и составлена картотека заданий для детей дошкольного возраста 5–7 лет с речевыми нарушениями. Все задания разделены по уровню сложности. Приведем примеры некоторых из них:

1. «Где чей домик?»

На планшете выкладывается лист, на котором изображена рамка с шестью квадратами (домиками).

Первый уровень сложности.

Под листом (в просвете квадрата) выкладываются 1–2 геометрические фигуры, знакомые детям. Педагог включает планшет на несколько секунд, дети должны зрительно запомнить расположение фигур, а затем, когда планшет выключен и фигуры не видны на просвет, ответить на вопросы: «Какая фигура в правом нижнем углу? В левом верхнем?».

Второй уровень сложности.

Под листом (в просвете квадрата) выкладывается несколько геометрических фигур от 2 до 6. Задание остается прежним, как в первом уровне сложности.

2. «Мы в темноте».

Первый уровень сложности.

1–2 геометрические фигуры накрываются листом бумаги, планшет при этом выключен. Представим, что очень темно и нам нужно на ощупь определить расположение фигур. Для проверки необходимо включить планшет и (или) поднять лист бумаги, под которым «спрятались» фигуры.

Второй уровень сложности.

2–4 геометрические фигуры накладываются друг на друга попарно и накрываются листом бумаги, планшет выключен. Ребенок закрывает глаза и определяет на ощупь как расположены фигуры относительно друг друга, затем объясняет их расположение, используя предлоги «под» и «на» (при условии, что ребенок усвоил значение данных предлогов) см. рисунок 2.

20190416_174334.jpg

Рис. 2. К заданию «Мы в темноте»

Третий уровень сложности.

Количество фигур и их расположение как во втором уровне сложности. Нужно обвести фигуры. Планшет при этом может быть включен или выключен, в зависимости от того, как ребенок будет обводить фигуры: на просвет или по контуру, на ощупь. В этом задании важно обвести только контур фигур, исключая границы наложения. После того, как ребенок выполнил обводку, взрослый дает задание: «Раскрась и дорисуй контур фигур так, чтобы круг находился «под» квадратом (круг «на» квадрате).

Рекомендации: уровень сложности зависит от подготовленности ребенка, на первоначальном этапе предлагаем на ощупь определить какие фигуры спрятались под листом бумаги. На втором уровне сложности можно расположить 3 фигуры, тем самым закрепить употребление предлога «между».

3. Работа в технике «Грифонаж».

Грифонаж — (от французского)- беглые наброски импровизационного свойства. На грифонажных рисунках встречаются… несложные пейзажи и их детали, разнообразные геометрические формы, узоры, текстуры и так далее [5].

Чистый лист бумаги выкладывается на светящийся планшет. Под спокойную музыку ребенок рисует различные линии без отрыва руки (некоторые дети рисуют с закрытыми глазами). После этого мы начинаем «Игру в Волшебника»: находим в нарисованных линиях знакомые и выдуманные предметы и образы, обводим и раскрашиваем их.

Рекомендации: иногда дети долго не могут выделить предмет, особенно на начальном этапе работы, тогда можно предложить включить и выключить подсветку планшета несколько раз, повернуть его, что им очень нравится выполнять.

20190416_175939.jpg

Рис. 4. Работа в технике «Грифонаж»

Второй уровень сложности.

Задание усложняется тем, что необходимо найти среди линий, героев для своей сказки, которую ребенок составляет после рисования.

Такие игры «позволяют преодолеть комплекс «плохого художника». Не все хорошо рисуют, но каждый может создать художественную композицию, выразив свои чувства в картине» [2]. Кроме того, ребенок переживает радость творчества — перед ним то, что он создал своими руками.

4. Работа с изографами.

Изографы — (слова, записанные буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь).

На светящийся планшет выкладывается лист с изображением изографа, на него выкладываем чистый лист бумаги. Ребенок должен внимательно рассмотреть, найти и обвести знакомые буквы, а затем, выключив планшет, найти и составить из данных букв слово (см. рисунок 5).

20190416_235901.jpg

Рис.5. Работа с изографами

Если ребенок затрудняется, то, включая и выключая планшет, обращаем его внимание на целостное изображение, которое напоминает «зашифрованный» в буквах предмет.

Представленные виды работ очень заинтересовывают, вовлекают детей в творческий процесс, способствуют снятию напряжения, развитию речи и внимания, зрительной памяти, ассоциативного мышления.

В результате проведения данной работы дети научились ориентироваться в окружающем пространстве: правильно выполнять инструкции по передвижению, находить предметы по словесной инструкции, ориентироваться по плану, схеме лабиринту. Воспитанники стали грамматически правильно употреблять в речи предлоги, меньше допускать ошибок при печатанье букв.

Литература:

  1. Братченко А. Ф., Сербина Л. Ф. «Изографы», Ставрополь, 1999г.-130с.
  2. Грифонаж. // Популярная художественная энциклопедия. Под ред. Полевого В. М. М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986.
  3. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. Игры в сказкотерапии. — СПб., Речь, 2006. — 208 с.
  4. Мисаренко Г. Г. Технология коррекции письма: трудности кодирования слова и способы их преодоления / Г. Г. Мисаренко // Логопед. 2004. — № 4. — С. 13–25.
  5. Свободная энциклопедия Википедия, статья «Грифонаж» https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %93 %D1 %80 %D0 %B8 %D1 %84 %D0 %BE %D0 %BD %D0 %B0 %D0 %B6
Основные термины (генерируются автоматически): уровень сложности, ребенок, лист бумаги, планшет, фигура, развитие, чистый лист бумаги, контур фигур, просвет квадрата, расположение фигур.

Похожие статьи

Инфографика в коррекционно-логопедической работе

Использование приемов здоровье сберегающих технологий в коррекционной работе логопеда

Специфика использования песочной терапии на логопедических занятиях

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений в логопедической работе

Использование гаджетов в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи

Использование игр и проблемных ситуаций в коррекционно-педагогическом процессе у детей дошкольного возраста

Использование интерактивных тетрадей в работе учителя-логопеда

Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях

Методы и приёмы коррекционной логопедической работы с заикающимися дошкольниками

Логопедическая гостиная для родителей «Использование игры в коррекционно-педагогической работе с детьми дизартрией»

Похожие статьи

Инфографика в коррекционно-логопедической работе

Использование приемов здоровье сберегающих технологий в коррекционной работе логопеда

Специфика использования песочной терапии на логопедических занятиях

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений в логопедической работе

Использование гаджетов в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи

Использование игр и проблемных ситуаций в коррекционно-педагогическом процессе у детей дошкольного возраста

Использование интерактивных тетрадей в работе учителя-логопеда

Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях

Методы и приёмы коррекционной логопедической работы с заикающимися дошкольниками

Логопедическая гостиная для родителей «Использование игры в коррекционно-педагогической работе с детьми дизартрией»