Игровые интерактивные технологии в работе с детьми с ТНР: напольные пособия
Авторы: Сухарева Юлия Вячеславовна, Вакурина Светлана Владимировна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (42) май 2021 г.
Дата публикации: 30.04.2021
Статья просмотрена: 1166 раз
Библиографическое описание:
Сухарева, Ю. В. Игровые интерактивные технологии в работе с детьми с ТНР: напольные пособия / Ю. В. Сухарева, С. В. Вакурина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 5 (42). — С. 50-54. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/197/6325/ (дата обращения: 16.12.2024).
Одним из направлений развития детей дошкольного возраста согласно ФГОС дошкольного образования является речевое развитие. Это не случайно. Период дошкольного детства является благоприятным для усвоения речевых умений и навыков, овладения основами культуры речи, развития основных психических процессов.
Разработка и внедрение интерактивных игровых технологий в логопедической практикеопирается на ФГОС ДО, в котором сказано, что « развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной». Кроме того, использование таких технологий в коррекционно-развивающем процессе позволяет решать множество специальных задач интегративно, комплексно формируя сразу несколько компонентов речевой системы ребенка-логопата.
Предметно-пространственная среда имеет большое значение для развития детей, особенно актуально её содержание для детей с ТНР, т. к. она выступает в роли стимулятора, движущей силы в процессе речевого развития ребенка. Бедность, однообразие среды приводят к ограничению возможностей развития детей и также к задержкам в речевом развитии. Создание среды — необходимое условие для решения многих задач воспитания и развития ребенка.
В связи с этим встает вопрос организации оптимальных психолого-педагогических условий, поиск методов для полноценного речевого развития детей средствами среды 2, с. 37.
Дети, особенно с ТНР, лучше запоминают то, что заинтересовало их, вызвало яркие эмоциональные переживания. Знания наиболее эффективно усваиваются дошкольниками в том случае, когда дети овладевают ими путем выполнения активных познавательных действий, так как дети с ТНР не воспринимают в полном объеме пространственные, неконкретные объяснения педагога и длинные инструкции. Поэтому одна из главных задач учителя — логопеда — это заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи 4, с. 25.
Положительная мотивация речи повышает эффективность занятий. Важно учитывать возрастные особенности дошкольников, применять различные, увлекательные для ребенка приёмы, активизирующие их речевую активность и инициативность и содействующие развитию речевых умений и навыков [1, с. 58].
Игра один из основных видов деятельности и важнейшее средство воспитания детей. Игра имеет преимущество перед другими видами детской деятельности и занимает особое положение в педагогическоми коррекционном процессе, т. к. даёт возможность детям проявить активность и самостоятельность, воображение, реализовать свои представления об окружающем 5,с. 10.
А использование различных средств и форм в игре раскрывает большие возможности для развития всех компонентов речи.
Всем детям нравятся игры на полу. Можно свободно двигаться в каком угодно направлении, прыгать, качаться — одним словом, делать все что захочется. Вообще, если бы выбирали только дети, они бы большинство своих игр перенесли именно на пол. До определенного возраста это пространство кажется им наиболее комфортным и располагающим для веселых забав. Да и, вырастая, они «перемещаются» на стулья за столами, скорее, подчиняются этическим правилам, уже существующим в обществе, нежели собственным стремлениям. Играя на полу, любой ребенок чувствует себя раскрепощённо. И поэтому он норовит перенести в нижнюю плоскость любые свои занятия: и рисование, и раскрашивание, и лепку из пластилина. Здесь меньше условностей и гораздо больше свободы. Кроме того, такое времяпровождение может ещё приносить пользу и развитие детей дошкольного возраста.
В своей коррекционно-развивающей деятельности используем напольные логопедические игровые пособия: «Массажная логопедическая дорожка», «Логопедические классики», «Волшебный ковёр».
Игровое пособие «Массажная логопедическая дорожка» представляет собой длинное напольное полотно из ткани. С левой стороны по всей длине дорожки — карманы для картинок из прозрачной пленки, а с правой стороны, напротив каждого кармана выкладываются ортопедические модульные массажные коврики.
Примеры игр с использованием напольного пособия «Массажная логопедическая дорожка»:
- «Радуга». Цель: упражнять детей в согласовании имени прилагательного с существительным в роде и числе. Ход игры: ребенок шагает по игровому полю — массажной дорожке, согласовывая название изображенного(ных) на карточке не цветного предмета(ов) с цветом, изображённым в кармане поля.
- «Следопыт». Цель: упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных от названий животных. Ход игры: ребенок шагает по игровому полю — массажной дорожке и называет, чьи следы изображены в карманах.
- «Слова». Цель: учить детей подбирать слово на заданный звук (букву), развивать звуковой анализ, активизировать и расширять словарь. Ход игры: ребенок выбирает карточку — звуковой символ (букву), называет его и движется по игровому полю — массажной дорожке, называя слова на этот звук и относящиеся к теме, закрепленной за каждой ячейкой игрового поля (названия растений, животных, предметов быта, имена и т. п.).
Игровое пособие «Логопедические классики» представляет собой длинное напольное полотно из ткани с пришитыми карманами из прозрачной пленки для картинок в виде игры «Классики».
Примеры игр с использованием напольного пособия «Логопедические классики»:
- «Сосчитай-ка». Цель: упражнять детей в согласовании имени существительного с числительным, активизировать словарь. Ход игры: детям предлагается выбрать предметную картинку из ряда предложенных. Затем ребенок начинает движение по классикам (шагая или совершая прыжки на двух ногах или на одной правой/левой ноге в каждую клетку), согласовывая название изображенного предмета с цифрой, изображенной на поле.
- «Грамматические классики». Цель: упражнять детей в словообразовании и словоизменении имен существительных, активизировать словарь. Ход игры: детям предлагается выбрать предметную картинку (животные, птицы) и назвать её. Затем ребёнок начинает движение по игровому полю (шагая или совершая прыжки на двух ногах или на одной правой/левой ноге в каждую клетку), изменяя слово в соответствии со схемами — грамматическими формами, закрепленными за ячейками игрового поля (множественное число имени существительного, уменьшительно-ласкательная форма имени существительного, увеличительная форма имени существительного, «семья» — папа, мама, детеныш/ птенец, фамилия).
- «Слоговые классики». Цель: автоматизировать звук в слогах, словах; обучение детей дошкольного возраста чтению по слогам, развивать фонематический слух, активизировать словарь. Ход игры: ребенок начинает движение по классикам, шагая или совершая прыжки на двух ногах, останавливаясь на станции, ребенок должен прочитать слог и придумать слова, начинающиеся с этого слога.
Игровое пособие «Волшебный ковёр» представляет собой полотно из ткани размером 90 см × 130 см с большим количеством карманов, размером 10 см ×10 см. (при необходимости пособие можно разместить на стене).
Примеры игр с использованием напольного пособия «Волшебный ковер»:
- «Собери слово». Цель: развитие буквенного синтеза, развитие пространственной ориентации. Ход игры: следуя инструкции, ребенок делает ходы по игровому полю, находит нужную букву и составляет слово.
- «Графический диктант». Цель: развитие слухового внимания, зрительной ориентации, зрительного восприятия. Ход игры: выполняя инструкции педагога, ребенок закрывает цветными карточками необходимое количество ячеек в нужном направлении, в итоге получается фигура какого — либо предмета.
- «Фантазёры». Цель: развитие связной речи. Ход игры: ребенок находит координаты картинки по инструкции педагога (другого ребенка) и составляет предложение с названием этой картинки, затем называет координаты другой картинки, и педагог (другой ребенок) составляет предложение с названием этой картинки, но так, чтобы эти предложения были связаны между собой по смыслу. И так далее.
Данные пособия способствуют обогащению и актуализации словарного запаса детей, формированию лексико-грамматической стороны речи, развитию связной речи и подготовке к обучению грамоте, а также развитию общей моторики; укреплению мышечной системы организма, развитию памяти, мышления, фантазии, реакции ребенка.
Для напольных логопедических игровых пособий («Массажная логопедическая дорожка», «Логопедические классики», «Волшебный ковер») характерны:
— многофункциональность. Используются для реализации различных коррекционных и других образовательных задач и в организации игровой, речевой и двигательной активности детей в самостоятельной и в совместной деятельности.
— вариативность. Поддерживание интереса дошкольников и возможность предлагать задания разного уровня сложности в форме словесной инструкции или графического символа, чтобы ребенок мог самостоятельно воссоздать последовательность действий с данным пособием и использовать его в соответствии с назначением, педагогической задачей.
— доступность, компактность при транспортировке и хранении. Возможность работать в групповой комнате или логопедическом кабинете.
— динамичность. Происходит обновление пособий (картотеки игр, картинного и графического материала) в соответствии с коррекционными и другими образовательными задачами, направленными на формирование, развитие и совершенствование речевых умений и с интересами дошкольников.
— безопасность. Пособия направлены на охрану здоровья детей, легко обрабатываются.
Чтобы педагогические и игровые цели были достигнуты во время игровых действий с напольными логопедическими пособиями, необходимо соблюдать ряд методических рекомендаций:
— игра может быть частью любого занятия;
— игра должна быть живой, интересной (элемент соревнования, награды за успешное выступление, красочное и забавное оформление);
— в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей при двигательной активности;
— в игре следует развивать навыки контроля за своей и чужой речью, поощрять детскую инициативу;
— учитель-логопед должен принимать непосредственное участие в игре, вносить коррективы и поправки в речь детей;
— успех ребенка в игре зависит от того, насколько ребёнок овладел знаниями и умениями, которые диктуются педагогическими задачами. Это побуждает ребёнка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания;
— в ходе игры должны учитываться психологические особенности детей, что способствует воспитанию у них положительного отношения к логопедическим занятиям 3, с. 4–5.
Таким образом, правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда с использованием напольных игровых пособий создает возможности для успешной коррекции речевого развития и позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, повышает познавательный и творческий потенциал, стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает приобрести чувство уверенности в себе (так как речевая деятельность у дошкольников перестает вызывать страх, создает положительные эмоции), а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
Литература:
- Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с.
- Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 4. — С. 37–42.
- Брайко С. М. Использование элементов игры на логопедических занятиях как эффективный приём речевой коррекции и учебно-познавательной деятельности. Всероссийское образовательно — просветительское издание «Альманах педагога»: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=16074
- Сорокина Н. А. Подвижные игры и упражнения для развития речи детей с ОНР. Времена года. — М.:ВЛАДОС, 2015.– 89 с.
- Чиркова Е. В. Игровая деятельность дошкольников: учебно-методическое пособие. — Астрахань: ОАОУ СПО «Астраханский социально-педагогический колледж», 2015. — 76 с.