Игровая технология автоматизации звуков: ее значимость в работе с детьми с общим недоразвитием речи
Автор: Дубинец Анастасия Сергеевна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (67) сентябрь 2023 г.
Дата публикации: 08.07.2023
Статья просмотрена: 96 раз
Библиографическое описание:
Дубинец, А. С. Игровая технология автоматизации звуков: ее значимость в работе с детьми с общим недоразвитием речи / А. С. Дубинец. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 8 (67). — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/255/8491/ (дата обращения: 16.12.2024).
Как повысить интерес детей к занятиям? Этот вопрос задает себе каждый логопед. На индивидуальных занятиях, автоматизируя звук, не просто удержать внимание ребенка без игровых приемов. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения и, конечно, игры. Учитывая повышенную утомляемость, отвлекаемость, неустойчивость внимания детей с нарушениями речи, необходимо в течение занятия менять виды деятельности и наглядность.
Использование логопедических игр и наглядных пособий позволяет решить сразу несколько задач:
— снизить утомляемость;
— повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка;
— побудить в ребенке стремление к правильному произношению звуков;
— повысить работоспособность детей;
— активизировать психические процессы: концентрацию внимания, зрительное и слуховое восприятие, память и мышление;
— вызвать позитивное отношение к процессу обучения.
В арсенале логопедов должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых дидактических приёмов для того, чтобы занятие по автоматизации звуков превратилось для ребёнка в увлекательную игру. Результативность этой работы можно достичь лишь в том случае, если она будет эмоционально приятной для ребёнка. Если он не просто шаблонно будет рассматривать и называть картинки, а будет играть.
Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, мной были подобраны и модифицированы следующие игровые методы и приёмы, которые могут использоваться как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях на определенном этапе постановки и автоматизации звуков.
Игровые упражнения систематизированы по этапам автоматизации звука.
Этап закрепления звука в изолированном звучании:
— «Звуковые дорожки» — ребёнок ведёт пальцем по линии и длительно произносит автоматизируемый звук.
— « Кнопочки » — ребёнок произносит звук, нажимая пальцем на «кнопочку» на кубике;
— изолированное произношение звука. Игровые упражнения: « Зажигаем звезды», «Букет для мамы», «Построим забор», «Флажки ».
Этап автоматизации звука в слогах:
— «Колокольчики» произнесение слогов с отстукиванием ритма
— «Говорящие ладошки» — проговаривание слогов.
— « Стекляшки» — выкладывание фишек с одновременным проговариванием слогов.
Этап автоматизации звука в словах:
— «Повтори за мной» — упражнения на проговаривание слогов и слов;
— « Продолжи ряд » — подобраны небольшие игрушки с автоматизируемым звуком.
Этап автоматизации звука в предложении:
— « Что в коробке?», «Кто спрятался за забором?» — игры со светом;
— «Цветные лупы», «Разноцветная краска» — проговаривание фраз;
— «Собери цветок» — подобрать к середине цветка подходящие лепестки
— «Веселые носочки» — проговаривание слов «Я шла, шла, шла и шишку нашла…»;
— «Что съела акула?» — подобранны картинки с автоматизируемым звуком, дети проговаривают фразу: «Акула съела клубнику…»
Этап автоматизации звука в связной речи:
— заучивание чистоговорок, скороговорок, стихов с использованием мнемодорожек.
— «Сочиняем истории— - составление историй по картинкам.
Многие игровые приемы можно использовать на дальнейших этапах по развитию фонематического восприятия, при дифференциации звуков, а также предложены для домашней работы.
Результаты мониторинга речевого развития детей позволяют говорить о положительном влиянии использования игровых упражнений по автоматизации звуков в устранении речевых нарушений.
Литература:
- Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми: учеб. пособие / В. И. Селиверстов. — М.: Акад. проект, 2017. — 399 с.
- Сергеева С. И. Формирование звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами сенсомоторных игр и упражнений // Интерактив. наука. — 2021. — № 3. — С. 51–54 https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-zvukoproiznosheniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-iii-urovnya-sredstvami
- Улатова Я. В. Использование игровых приемов при коррекции лексико-грамматических ошибок у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня // Аллея науки. — 2021. — Т. 1, № 3. — С. 553 https://alleyscience.ru/domains_data/files/4March2021/ISPOLZOVANIE %20IGROVYH %20PRIEMOV %20PRI %20KORREKCII %20LEKSIKO-GRAMMATIChESKIH %20OShIBOK %20U %20DETEY %20STARShEGO %20DOShKOLNOGO %20.pdf
- Костылева Н. Ю. Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным// Логопед.-2008.-№ 2.-с.74–77
- Уроки логопеда: речевая гимнастика, пальчиковая гимнастика, игры для развития речи, говорим правильно и красиво / авт.-сост. В. Надеждина. — Минск: Харвест, 2019. — с.-127
- Формирование речевых и коммуникативных навыков у воспитанников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи посредством использования напольных игр: практ. пособие / Могилев. гос. обл. ин-т развития образования; сост.: О. Н. Журавкова, С. А. Зоричева. — Могилев: МГОИРО, 2022. — 42 с.