Контроль звукопроизношения в период автоматизации звуков у дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (491) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 05.11.2023

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Саркисян, М. Р. Контроль звукопроизношения в период автоматизации звуков у дошкольников / М. Р. Саркисян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 44 (491). — С. 115-118. — URL: https://moluch.ru/archive/491/107346/ (дата обращения: 16.12.2024).



Родители XXI века обеспокоены тем, что их ребенок, поступая в первый класс, должен обязательно уметь читать. Для них это несет первостепенную актуальность. Но мы прекрасно понимаем, как бы ни был готов ребенок к школе, если у него грубо говоря «каша» во рту, то ни о какой успешной учебе не может идти речь.

Для всестороннего развития детей- важнейшим условием является хорошо поставленная речь. Чем богаче словарный запас дошкольника, правильнее речь, тем легче ему общаться с друзьями, высказать свои мысли.

Однозначно, контроль за собой является важным фактором для достижения успеха в любой деятельности, особенно в логопедии, поскольку полученные знания отрабатываются и закрепляются дома, для достижения наилучшего результата.

По мнению Миловидова Е. Ю. «Формирование правильного произношения у детей — это сложный процесс, в первую очередь ребенок знакомится со своим органом речевого аппарата, затем учится управлять им, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной» [5].

У детей, с тяжелыми нарушениями речи I, II и III уровня речевого развития, контроль речи и саморегуляция формируются с задержкой и неполноценно. Причиной этого являются несформированность фонематического слуха.

Работа по формированию самоконтроля за звукопроизношением поставленных звуков проводится, в форме подгрупповых и, в большей степени, индивидуальных занятий.

Выделяют три этапа формирования самоконтроля произношения в процессе коррекционно-педагогической работы:

—подготовительный;

—основной;

—завершающий.

1. Подготовительный этап — это «фундамент». На этом этапе знакомим ребенка со строением артикуляционного аппарата, так как ребенок знает, что у него во рту есть язык, но не знает, что с ним делать, порой не может понять, как это — поднять или опустить язык. В таких случаях назначается артикуляционный массаж. После того как ребенок поймет и сумеет владеть языком и артикуляционным аппаратом, он сумеет овладеть правильной артикуляцией звука, удерживать позу артикуляционного аппарата. Одновременно работаем над дыханием и фонематическим восприятием.

После правильного и чёткого выполнения артикуляционной гимнастики, можно приступать к постановке звуков. Язык — это орган, состоящий из мышц. Для полноценного функционирования его нужно укреплять, а в некоторых случаях расслаблять. Ребенку важно научится управлять своим языком. Определенные артикуляционные упражнения активизируют отдельные области языка, которые участвуют в произнесении звуков. Артикуляционная гимнастика полезна всем детям, в том числе и без нарушений речи.

2. Основной этап -закрепления и автоматизация. Этот процесс начинается с закрепления правильных движений артикуляционного аппарата. В первую очередь звук произносится изолированно, затем в слогах, в словах разной конфигурации, словосочетаниях, предложениях Слоги отрабатываются по традиционной методике (с учетом фонетически оптимальной позиции). При произнесении слогов и слов внимание ребенка акцентируется на приемах самоконтроля.

Контролировать произношение звука необходимо в спокойной форме. Если это начальный этап автоматизации, то ребенку можно напомнить о положении органов артикуляции (губы в улыбке, язык чашечкой). Автоматизация подразумевает многократное произношение.

3. Завершающий этап — это применение дифференциации звуков а завершающем этапе, приобретенные навыки закрепляются в условиях свободного общения, в повседневной жизни. В этот период очень важно следить за тем, как ребенок отслеживает и контролирует свою речь. Здесь важная роль принадлежит не только педагогу, но и всему окружению ребенка.

«В своей речи мы, взрослые, очень часто делаем мелкие ошибки и исправляем их так быстро, что никто и не успевает их заметить. Такое быстрое выявление и исправление ошибок обуславливается процессом самоконтроля и самокоррекции. Детям с речевыми нарушениями очень трудно контролировать свою речь. Однако можно и даже нужно развивать у них самоконтроль и способность самостоятельно исправлять и изменять свою речь» [6].

Формирование правильного произношения звуков у детей — это сложный процесс, в результате которого ребенок учится управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.

Игры для автоматизации поставленных звуков, авторское пособие «Звуковой зоопарк».

Дидактическая игра «Веселый звон»

Цель: развитие фонематического слуха

Задачи: упражнять в определении на слух одинаковых звуков.

Иллюстрированные этапы игры

Ход игры

C:\Users\Мои Документы\Downloads\1675071854049.jpg C:\Users\Мои Документы\Downloads\1675070370328.jpg

1. Просим ребенка определить на слух одинаковые по звучанию

Дидактическая игра «Мишка по лесу гулял».

Цель: автоматизировать звук [Ш] в словах.

Задачи: развивать фонематический слух; определять место звука в слове.

Иллюстрированные этапы игры

Ход игры

1. Педагог называет слово, используя карточки, ребенок повторяет и определяет место звука [Ш] в слове; начало, середина, конец.

Миша по лесу гулял, Миша шишки собирал и в кармашки себе клал

Дидактическая игра «Хлопки»

Цель: формируем понятие, делить слова на слоги хлопками.

Задачи: развивать фонематический слух; закрепить понятия, сколько гласных букв, столько и слогов.

Иллюстрированные этапы игры

Ход игры

1. Педагог показывает картинку, ребенок называет слово и делит на слоги.

Здесь мы не только автоматизируем звук, но и развиваем фонематический слух, что очень важно в коррекционной работе

Дидактическая игра «Голосистая лягушка»

Цель — упражнять в определении количество звуков в слове.

Задачи: формировать умение выполнять звукобуквенный анализ, синтез, определяя количество и последовательность звуков.

Иллюстрированные этапы игры

Ход игры:

1. Педагог называет слово, ребенок выкладывает звуковой ряд и определяет гласный это звук или согласный, твердый или мягкий

Дидактическая игра «Синий слон»

Цель: уточнять и закреплять правильное произношение звуков [с], [з]; [л], [р] в словах;

Задачи: учить выделять эти звуки голосом, дифференцировать их на слух; дифференцировать поставленные звуки в словах.

Иллюстрированные этапы игры

Ход игры

1. Педагог называет слово, ребенок повторяет и определяет на слух какой звук, [З] или [С] и определяет мягкий или твердый звук

2. Педагог называет слово, ребенок повторяет и определяет на слух какой звук, [Л] или [Р] и определяет мягкий или твердый звук.

Дидактическая игра «Веселый ёжик»

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

— учить детей застегивать и расстегивать пуговицы;

— развивать ловкость пальцев;

— закреплять умение различать и называть цвета;

— формировать и развивать навык согласования количественных и числительных с существительными.

Иллюстрированные этапы игры

Ход игры

Ребенок пристёгивает яблоки и называет цвет пуговицы, там временем автоматизируя поставленные звуки

Счёт (согласование числительных с существительными, одно- яблоко, пять -яблок).

Литература:

  1. Л. А Комарова «Автоматизация звуков».
  2. Лященко М. Ю. Игры для автоматизации звуков и развития речевых навыков у детей дошкольного возраста. Лященко М. Ю.
  3. Н. В. Нищева «Картинки и тексты для автоматизации звуков разных групп».
  4. Шичанина,О. В. Игровые приемы коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков // Логопед. — 2005. — № 5. — с. 96–99
  5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-rod...
  6. https://www.1urok.ru/categories/20/articles/23516
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дидактическая игра, иллюстрированный этап игры, ход игры, слово, фонематический слух, артикуляционный аппарат, звук, речь, артикуляционная гимнастика.


Похожие статьи

Формирование навыков звукового анализа и синтеза младших школьников с нарушением звукопроизношением

Преодоление нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей дошкольного возраста посредством логопедической ритмики

Формирование контроля за звукопроизношением у старших дошкольников с ОНР

Роль воспитателя в использовании музыкально-ритмических упражнений для успешного формирования пространственной ориентировки у дошкольников

Использование цвета в процессе коррекции звукопроизношения у детей с ОВЗ

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов

Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста

Особенности формирования умений звукобуквенного анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое и психологическое развитие детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Формирование навыков звукового анализа и синтеза младших школьников с нарушением звукопроизношением

Преодоление нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей дошкольного возраста посредством логопедической ритмики

Формирование контроля за звукопроизношением у старших дошкольников с ОНР

Роль воспитателя в использовании музыкально-ритмических упражнений для успешного формирования пространственной ориентировки у дошкольников

Использование цвета в процессе коррекции звукопроизношения у детей с ОВЗ

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов

Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста

Особенности формирования умений звукобуквенного анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое и психологическое развитие детей дошкольного возраста

Задать вопрос