Родители XXI века обеспокоены тем, что их ребенок, поступая в первый класс, должен обязательно уметь читать. Для них это несет первостепенную актуальность. Но мы прекрасно понимаем, как бы ни был готов ребенок к школе, если у него грубо говоря «каша» во рту, то ни о какой успешной учебе не может идти речь.
Для всестороннего развития детей- важнейшим условием является хорошо поставленная речь. Чем богаче словарный запас дошкольника, правильнее речь, тем легче ему общаться с друзьями, высказать свои мысли.
Однозначно, контроль за собой является важным фактором для достижения успеха в любой деятельности, особенно в логопедии, поскольку полученные знания отрабатываются и закрепляются дома, для достижения наилучшего результата.
По мнению Миловидова Е. Ю. «Формирование правильного произношения у детей — это сложный процесс, в первую очередь ребенок знакомится со своим органом речевого аппарата, затем учится управлять им, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной» [5].
У детей, с тяжелыми нарушениями речи I, II и III уровня речевого развития, контроль речи и саморегуляция формируются с задержкой и неполноценно. Причиной этого являются несформированность фонематического слуха.
Работа по формированию самоконтроля за звукопроизношением поставленных звуков проводится, в форме подгрупповых и, в большей степени, индивидуальных занятий.
Выделяют три этапа формирования самоконтроля произношения в процессе коррекционно-педагогической работы:
—подготовительный;
—основной;
—завершающий.
1. Подготовительный этап — это «фундамент». На этом этапе знакомим ребенка со строением артикуляционного аппарата, так как ребенок знает, что у него во рту есть язык, но не знает, что с ним делать, порой не может понять, как это — поднять или опустить язык. В таких случаях назначается артикуляционный массаж. После того как ребенок поймет и сумеет владеть языком и артикуляционным аппаратом, он сумеет овладеть правильной артикуляцией звука, удерживать позу артикуляционного аппарата. Одновременно работаем над дыханием и фонематическим восприятием.
После правильного и чёткого выполнения артикуляционной гимнастики, можно приступать к постановке звуков. Язык — это орган, состоящий из мышц. Для полноценного функционирования его нужно укреплять, а в некоторых случаях расслаблять. Ребенку важно научится управлять своим языком. Определенные артикуляционные упражнения активизируют отдельные области языка, которые участвуют в произнесении звуков. Артикуляционная гимнастика полезна всем детям, в том числе и без нарушений речи.
2. Основной этап -закрепления и автоматизация. Этот процесс начинается с закрепления правильных движений артикуляционного аппарата. В первую очередь звук произносится изолированно, затем в слогах, в словах разной конфигурации, словосочетаниях, предложениях Слоги отрабатываются по традиционной методике (с учетом фонетически оптимальной позиции). При произнесении слогов и слов внимание ребенка акцентируется на приемах самоконтроля.
Контролировать произношение звука необходимо в спокойной форме. Если это начальный этап автоматизации, то ребенку можно напомнить о положении органов артикуляции (губы в улыбке, язык чашечкой). Автоматизация подразумевает многократное произношение.
3. Завершающий этап — это применение дифференциации звуков а завершающем этапе, приобретенные навыки закрепляются в условиях свободного общения, в повседневной жизни. В этот период очень важно следить за тем, как ребенок отслеживает и контролирует свою речь. Здесь важная роль принадлежит не только педагогу, но и всему окружению ребенка.
«В своей речи мы, взрослые, очень часто делаем мелкие ошибки и исправляем их так быстро, что никто и не успевает их заметить. Такое быстрое выявление и исправление ошибок обуславливается процессом самоконтроля и самокоррекции. Детям с речевыми нарушениями очень трудно контролировать свою речь. Однако можно и даже нужно развивать у них самоконтроль и способность самостоятельно исправлять и изменять свою речь» [6].
Формирование правильного произношения звуков у детей — это сложный процесс, в результате которого ребенок учится управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.
Игры для автоматизации поставленных звуков, авторское пособие «Звуковой зоопарк».
Дидактическая игра «Веселый звон»
Цель: развитие фонематического слуха
Задачи: упражнять в определении на слух одинаковых звуков.
Иллюстрированные этапы игры |
Ход игры |
|
1. Просим ребенка определить на слух одинаковые по звучанию |
Дидактическая игра «Мишка по лесу гулял».
Цель: автоматизировать звук [Ш] в словах.
Задачи: развивать фонематический слух; определять место звука в слове.
Иллюстрированные этапы игры |
Ход игры |
|
1. Педагог называет слово, используя карточки, ребенок повторяет и определяет место звука [Ш] в слове; начало, середина, конец. Миша по лесу гулял, Миша шишки собирал и в кармашки себе клал |
Дидактическая игра «Хлопки»
Цель: формируем понятие, делить слова на слоги хлопками.
Задачи: развивать фонематический слух; закрепить понятия, сколько гласных букв, столько и слогов.
Иллюстрированные этапы игры |
Ход игры |
|
1. Педагог показывает картинку, ребенок называет слово и делит на слоги. Здесь мы не только автоматизируем звук, но и развиваем фонематический слух, что очень важно в коррекционной работе |
Дидактическая игра «Голосистая лягушка»
Цель — упражнять в определении количество звуков в слове.
Задачи: формировать умение выполнять звукобуквенный анализ, синтез, определяя количество и последовательность звуков.
Иллюстрированные этапы игры |
Ход игры: |
|
1. Педагог называет слово, ребенок выкладывает звуковой ряд и определяет гласный это звук или согласный, твердый или мягкий |
Дидактическая игра «Синий слон»
Цель: уточнять и закреплять правильное произношение звуков [с], [з]; [л], [р] в словах;
Задачи: учить выделять эти звуки голосом, дифференцировать их на слух; дифференцировать поставленные звуки в словах.
Иллюстрированные этапы игры |
Ход игры |
|
1. Педагог называет слово, ребенок повторяет и определяет на слух какой звук, [З] или [С] и определяет мягкий или твердый звук |
|
2. Педагог называет слово, ребенок повторяет и определяет на слух какой звук, [Л] или [Р] и определяет мягкий или твердый звук. |
Дидактическая игра «Веселый ёжик»
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Задачи:
— учить детей застегивать и расстегивать пуговицы;
— развивать ловкость пальцев;
— закреплять умение различать и называть цвета;
— формировать и развивать навык согласования количественных и числительных с существительными.
Иллюстрированные этапы игры |
Ход игры |
|
Ребенок пристёгивает яблоки и называет цвет пуговицы, там временем автоматизируя поставленные звуки |
|
Счёт (согласование числительных с существительными, одно- яблоко, пять -яблок). |
Литература:
- Л. А Комарова «Автоматизация звуков».
- Лященко М. Ю. Игры для автоматизации звуков и развития речевых навыков у детей дошкольного возраста. Лященко М. Ю.
- Н. В. Нищева «Картинки и тексты для автоматизации звуков разных групп».
- Шичанина,О. В. Игровые приемы коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков // Логопед. — 2005. — № 5. — с. 96–99
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-rod...
- https://www.1urok.ru/categories/20/articles/23516