Использование игровых технологий в работе с детьми с ТМНР | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Совостьянова, А. Н. Использование игровых технологий в работе с детьми с ТМНР / А. Н. Совостьянова, О. В. Назарчук, Е. А. Ольховская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 34 (533). — С. 148-150. — URL: https://moluch.ru/archive/533/117237/ (дата обращения: 16.12.2024).



В практике работы с детьми с ТМНР используются разные игровые технологии. Постоянный поиск новых игровых методов и приемов привёл к игровой технологии, направленной на формирование знаний, умений и навыков — это так называемые обучающие игры, в частности игры и пособия на липучках. Ценность таких игр заключается в том, что ребят, имеющих ограниченные возможности здоровья, очень трудно бывает заинтересовать, удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и процессу обучения в целом. Первостепенная задача педагога — всеми способами помочь ребенку поверить в себя и свои возможности. А использование данных игр облегчает усвоение учебного материала детьми и повышает эффективность работы. Благодаря использованию таких игр и пособий, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной форме.

Игры на липучках способствуют формированию внимания, памяти, повышают работоспособность, активизируют мыслительные операции. Яркие, интересные картинки на липучках, позволяют благотворно влиять на эмоциональное состояние ребёнка, поддерживать его интерес к занятиям. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.

Увлекательный и занимательный материал, в виде игр на липучках позволяет разнообразить методы и приемы коррекционно-развивающего воздействия, а также превратить однообразную и монотонную работу в интересную и увлекательную игру.

Сейчас в магазинах можно купить разнообразные игры на липучках, но особую ценность представляют игры, сделанные своими руками. В такие игры вкладывается душа и любовь к своему делу, поэтому они получаются особенно привлекательными и интересными, что очень важно для дошкольников.

Цель игр на липучках : создание педагогических условий для развития любознательности и познавательной активности у детей.

Задачи:

  1. Способствовать формированию целостной картины мира, расширять кругозор.
  2. Развивать сенсорные способности.
  3. Способствовать расширению и обогащение словаря.
  4. Развивать зрительное, слуховое, тактильно-двигательное восприятие; воображение, пространственное мышление.
  5. Совершенствовать координацию руки и глаза; продолжать развивать мелкую моторику рук.
  6. Способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта детей.
  7. Создать целостную, различную по степени сложности, многофункциональную предметно-развивающую среду.

Главное назначение этих игр — развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны, ребенку предлагается пища для подражания, а с другой — предоставляется поле для фантазии и личного творчества.

Детям с ТМНР бывает трудно словесно выразить свои мысли, именно поэтому мы стараемся использовать все возможные средства коммуникации, высказывания заменяются действиями с предметными картинками (с изображением игрушек, животных, овощей и фруктов, согласно лексической теме проекта).

В этих играх объекты крепятся к карточкам с помощью всем известных липучек. Ребенок должен найти, какие объекты прикрепить к определенной карточке, и точно соединить липучки, чтобы фигурка крепко держалась на картинке.

Преимущества развивающих игр на липучках:

— первое и самое главное — детям это нравится. Ребята с увлечением прилепляют и отлепляют яркие картинки. Процесс приклеивания завораживает, а интерес — повышает результативность!

— наглядность, реалистичность, красочность — помогает привлекать внимание и удерживать его на протяжении всего занятия;

— игра вовлекает и ребёнка, и взрослого, побуждает их взаимодействовать, совместно творить;

— незаметно для маленького воспитанника происходит развитие моторики, сенсорики, речи, математических представлений, ознакомление с окружающим миром, развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы;

— простота и доступность игр;

— картинки довольно прочные и приятные на ощупь.

Эти игры можно использовать практически во всех видах деятельности: в процессе занятий, совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности детей, при организации индивидуальной работы с ребёнком.

Предлагаю вашему вниманию игры на липучках, которые обучают, развивают и увлекают наших ребят.

1. Пособие на липучках «Узнавайка » .

Цель: при помощи нестандартных и ярких пособий развивать у детей интерес к окружающему миру, способность к исследованию и творческому поиску.

Задачи: формировать целостную картину мира, расширять кругозор, зрительное, слуховое, тактильно-двигательное восприятие, воображение, мышление; способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта; развивать сенсорные способности.

Ход: дидактическое пособие представляет собой развивающий альбом, состоящий из игр различной направленности, скрепленный для удобства кольцами, что позволяет, если надо, легко вытащить нужную игру. Пособие состоит из съемных картинок, которые крепятся на липучках.

Дети с ним легко взаимодействуют — снимают и прикрепляют картинки на липучках по назначению. Материалы для игры не рвутся, не гнутся, не боятся намокания. Первое и самое главное преимущество — они нравятся детям своей простотой и доступностью. Малыши могут очень долго с увлечением играть, процесс закрепления липучкой завораживает их, а это повышает усвоение материала. Второе красочность, яркость, наглядность привлекает и удерживает внимание ребенка на протяжении всей игры, тем самым незаметно для ребенка происходит развитие познавательных процессов, мелкой моторики и эмоциональной сферы.

Эти игры великолепно помогают проводить занятия, закреплять пройденный материал и самое главное подходят для всех возрастных категорий дошкольников. Благодаря простой и доступной подаче материала дети легко усваивают даже сложные темы.

В картотеку альбома входят: игры «Части тела», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Ферма», «Дикие животные», «Кто, где живет», «Половинки». «Найди спинку котика», «Игрушки», «Геометрические фигуры».

2. Игра «Кто что ест?»

Цель: закрепить и расширять знания детей о животных (домашних и диких) и их еде.

Задачи : развивать умение соотносить изображение еды и живого существа, правильно называя его. Закреплять знания детей о разных видах питания животных; развивать умения различать понятия «Домашние» и «Дикие» животные; развивать сенсорные способности, восприятие цвета и формы, способствует подвижности пальцев: мелкой моторики и координации обеих рук, воспитывать бережное отношение к природе.

Ход: для игры используется развивающий мягкий игровой кубик из фетра на липучках.

Педагог показывает детям кубик, на котором со всех сторон прикреплены разные животные, предлагает рассмотреть и назвать животных, определить домашнее или дикое животное, где живет. Далее предлагает подобрать еду и прикрепить ее на липучку (например: рыбку котику, морковку зайцу, орешки белочке).

Интерес детей к кубику развивается с желания покрутить его, рассмотреть со всех сторон. Играя с кубиком, ребёнок узнает и сможет запомнить: 6 самых известных животных и что они едят, познакомится с цветами граней кубика.

3. Игра «Ферма»

Цель: расширение и закрепление знаний по теме: «Домашние животные», «Домашние птицы».

Задачи: учить находить заданные силуэты, прикреплять их на панно при помощи липучек, закреплять знания детей о домашних животных и домашних птицах; развивать внимание, мышление, усидчивость, наблюдательность, память, мелкую моторику, зрительное восприятие, способствовать развитию речи.

Ход : первоначальная задача малыша в мире — узнать все и обо всем. Начините с малого, познакомьте его с домашними животными. Для этого даже на подворье отправляться не придется. Уникальное дидактическое пособие с легкостью поместится на стене или на столе. Развивающая игра на липучках «Ферма» — это панно из плотного фетра. Игра представлена в виде различных животных, которые обитают на ферме. Набор домашних животных состоит из коровы, лошади, свиньи, курицы, утки, и т. д. В игре дети могут создавать собственную ферму, ухаживать за забавными фетровыми животными, учиться отличать разные звуки и формы. Игра интересна и тем, что все картинки можно снять, а затем поставить на место.

Игру можно усложнить, ведя карточки-схемы. Ребенку необходимо расположить животных так, как это показано на карточке-схеме.

Начинайте с простого, постепенно усложняя задания.

4. Дидактическое игровое пособие «Черепашка-развивашка»

Цель: закрепление учебного материала, развитие мелкой моторики, обогащение активного и пассивного словаря, обучение коллективной игре; развитие связной речи.

Задачи: развивать сенсорные навыки, мелкую моторику рук, зрительное восприятия, память, внимание, мышление, пространственное представление, произвольного самоконтроля.

Ход: дидактическая игра на классификацию предметов является очень важным инструментом для расширения и активизации словаря. По умению ребенка классифицировать предметы по группам, подбирать для группы предметов обобщающие слова можно судить об уровне его развития, о степени развития его речи, памяти, мышления.

На сшитую игрушку-черепашку на панцирь приклеиваются липучки. У детей множество маленьких картинок с липучкой на обратной стороне. Есть картинки: одежда, транспорт, игрушки и т. д. Дети ищут определённые картинки по теме и прилепляют на спинку черепашки. Так появляется транспортная черепашка или игрушечная черепашкаи т. д. Дети с удовольствием украшают панцирь предметными картинками, классифицируя их.

Благодаря такому пособию воспитывается речевая активность, гибкость мышления. Ребенок начинает понимать, что можно использовать различные виды классификации.

Помимо развития мелкой моторики, такую игрушку можно использовать для развития цветовосприятия, а также для развития тактильных ощущений. При формировании элементарных математических представлений: закрепляет навыки счета. Математика на « Черепахе» очень занимательна и увлекательна.

Игры на липучках воспитывают интерес к окружающему миру, способность к исследованию и творческому поиску, помогают в работе над развитием речи. Эти игры побуждают ребенка быть внимательным, стараться запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Таким образом, дидактическая игра помогает детям получить новые знания и умения в легкой, непринужденной форме.

Литература:

  1. Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — М.: Мозаика-Синтез, 2012. 2. Волчкова, В. Н., Степанова, Н. В. Развитие и воспитание детей старшего дошкольного возраста: Практ. пос. для воспит. дет. садов [Текст] / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2014.
  2. Давидчук А. Н. Познавательное развитие дошкольников в игре: Методическое пособие / А. Н. Давидчук.. — М.: ТЦ Сфера, 2013.
  3. Литвинова, О. Э. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности / О. Э. Литвинова. — СПб.: Детство-Пресс, 2015.
  4. Локтионова З. А., Варыгина В. В. Поисково-познавательная работа в детском саду // Методист. — 2006.
  5. Микляева, Н. В. Познавательное и речевое развитие дошкольников (под ред. Н. В. Микляевой) / Н. В. Микляева. — М.: ТЦ Сфера, 2015.
  6. Можейко А. В. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников / Н. В. Макарова; Москва, 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, липучка, животное, мелкая моторика, картинка, знание детей, окружающий мир, развитие, дидактическая игра.


Похожие статьи

Использование игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста (из опыта работы)

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ

Использование нетрадиционных методов рисования в работе с детьми дошкольного возраста

Использование здоровьесберегающих технологий в работе со школьниками с интеллектуальной недостаточностью

Использование приемов наглядного моделирования в работе с ОНР у детей дошкольного возраста

Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности (рисование)

Использование различных видов театров в работе с детьми дошкольного возраста

Использование нестандартного оборудования в работе с детьми начальных классов с задержкой развития речи

Использование приемов поведенческой терапии в работе по развитию речи у детей с аутизмом

Похожие статьи

Использование игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста (из опыта работы)

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ

Использование нетрадиционных методов рисования в работе с детьми дошкольного возраста

Использование здоровьесберегающих технологий в работе со школьниками с интеллектуальной недостаточностью

Использование приемов наглядного моделирования в работе с ОНР у детей дошкольного возраста

Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности (рисование)

Использование различных видов театров в работе с детьми дошкольного возраста

Использование нестандартного оборудования в работе с детьми начальных классов с задержкой развития речи

Использование приемов поведенческой терапии в работе по развитию речи у детей с аутизмом

Задать вопрос