Использование дидактических тактильных полей при формировании грамматического строя речи у дошкольников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (76) июнь 2024 г.

Дата публикации: 28.05.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Никитенко, А. В. Использование дидактических тактильных полей при формировании грамматического строя речи у дошкольников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / А. В. Никитенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 6 (76). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/269/9206/ (дата обращения: 15.11.2024).



Своевременное формирование грамматического строя языка ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. [1]

Формирование лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи — специфичный процесс, однако и имеет общие черты с процессом онтогенеза. Дети с общим недоразвитием речи усваивают грамматические нормы в индивидуальные сроки и с коррекционной помощью. При данной речевой патологии характерны специфические ошибки в употреблении различных словоформ: неправильное использование падежных окончаний имен существительных, ошибки в различении форм единственного и множественного числа, неправильное согласование имени существительного с другими частями речи, несформированность связной речи. [2]

Лучше всего педагогическое воздействие проводить, используя предметные действия, опосредованные словом в общении со взрослым и детьми. Это позволяет создать эмоционально положительный настрой у ребёнка, что в свою очередь приводит к большей эффективности в работе. Языковые игры позволяют ребёнку выяснить правила и границы словообразования, что приводит к почти к полному исчезновению грамматических ошибок и неточностей. На основе авторских рукотворных дидактических полей педагог использует разнообразные игры для формирования грамматического строя речи у дошкольников.

Дидактическое тактильное поле «Солнышко» представляет панно размером 60 х 40 см, на котором расположено изображение солнышка из сетки жёлтого цвета. Внутри него находятся крупные бусины, которые передвигаются пальчиками руки от центра солнца к каждому лучику (и в обратном направлении). В центре солнышка и на краях лучей прикреплены липучки, на которые крепятся картинки. Вокруг солнышка расположены «облачка» — кармашки для картинок игр, запланированных педагогом.

Игры для дидактического поля «Солнышко»

Дидактическое поле «Солнышко»

Название игры

Цель игры

Ход игры

«Назови одним словом»

Понимание и употребление обобщённых понятий

Ребёнку предлагается на концы лучиков солнышка расположить картинки, называемые педагогом. Затем педагог предлагает дошкольнику выбрать из ряда картинок, соответствующих определённым лексическим темам ту, которая обобщает картинки на лучиках. Далее ребёнок сопровождает действие (двигает бусинку от конца лучика к середине солнышка) фразой: «Огурец — это овощ», «Дуб — это дерево» и т. д

«Сосчитай со словом»

понимание и употребление согласования имён существительных с именем числительным

1 вариант — педагог предлагает ребёнку расположить предметы — картинки на лучики, а в центр солнышка поставить цифру. Затем ребёнок сопровождает действие (двигает бусинку от центра солнышка к лучикам) фразой: «Два стола. Две ложки» и т. д.

2 вариант — педагог предлагает ребёнку расположить цифры на лучики, а в центр солнышка поставить картинку-предмет. Затем ребёнок сопровождает действие (двигает бусинку от конца лучика к середине солнышка) фразой: «Первая машина. Вторая машина. Третья машина. Четвёртая машина. Пятая машина» и т. д

«Один — много»

понимание и употребление имён существительных в форме единственного и множественного числа, их дифференциация

Педагог предлагает ребёнку расположить на концах лучиков картинки-предметы в единственном числе. Затем дошкольник, передвигая, бусинку от лучика к центру солнышка ставит картинку во множественном числе и называет: «Машина-машины» или «Одна — машина, много машин»

«Большой — маленький»

понимание и образование уменьшительно-ласкательных форм имён существительных

Педагог предлагает ребёнку в центре солнышка расположить картинку с большим изображением предмета. Дошкольник, передвигая бусинку к концу лучика ставит картинку с изображением маленького предмета называя его ласково: «Заяц- зайчик. Мяч- мячик. Лиса-лисичка»

«Жадина»

понимание и употребление согласования местоимения с именем существительным

в центр солнышка педагог выставляет картинку девочки- жадина. Ребёнку предлагается расположить на концах лучиков картинки-предметы и передвигая бусины от центра солнышка по лучикам проговаривать фразу: «Это моя кукла. Это мой мяч. Это мои бусы»

«Что бывает…»

понимание и употребление согласования существительных в роде с именем прилагательным

педагог выставляет в центр солнышка картинку-символ (теплое, холодное, новое, вкусное). Ребёнку предлагается выбрать картинки к соответствующему символу в центе солнышка и назвать: «Тёплое солнышко. Холодный лёд. Вкусная конфета»

«Накорми»

понимание и употребление имен существительных в дательном и винительном падежах

педагог просит ребёнка в центр поля прикрепить животное. Далее ребёнок прикрепляет на концы лучиков картинки с изображением еды, проговаривая полным предложением: «Зайцу дадим морковку», «Зайцу дадим капусту», «Белке дадим орешки», «Белке дадим желуди»

Дидактическое тактильное поле «Волшебное дерево» представляет прямоугольное полотно размером 60 х 40 см, на котором располагается «связанный» ствол дерева. У него есть дверца-дупло, она открывается и закрывается на пуговицу. Вверх тянутся «связанные» ветви дерева, с липучками на концах. Под стволом дерева — корни-кармашки для картинок, которые будут необходимы в ходе игровых упражнений, запланированных педагогом.

Игры для сенсорного дидактического поля «Волшебное дерево»

Игры для дидактического поля «Волшебное дерево»

Название игры

Цель игры

Ход игры

«Какого мы цвета?»

понимание и употребление согласования прилагательного с существительным

педагог прикрепляет цветовой ориентир внутри «дупла» дерева. Ребёнку предлагается расстегнуть пуговицу, посмотреть какой цвет «показывает» дерево и на ветвях расположить картинки этого цвета, при этом называя, предметы: «Красная клубника. Зелёный огурец. Синее ведро»

«Чего не стало?»

понимание и употребление родительного падежа имён существительных

педагог или ребёнок прикрепляют на ветви дерева предметные картинки. Взрослый предлагает дошкольнику запомнить, что на ветвях дерева, затем ребёнок закрывает глаза, а педагог прячет любую картинку в «дупло» и спрашивает: «Чего не стало?». Ребёнок открывает глаза, называет: «Не стало самолёта», открывает «дупло» — самоконтроль, правильно ли он назвал предмет

«Чей? Чья? Чьи?»

понимание и употребление притяжательных прилагательных

педагог или ребёнок прикрепляют на ветви дерева картинки с изображением. Ребёнку предлагается открыть «дупло», назвать кто там прячется. Педагог объясняет дошкольнику, что предметы на ветвях дерева — это вещи, того кто прятался в «дупле» и просит назвать чей это предмет. Дошкольник отвечает: «Платье мамино. Машина папина. Уши заячьи»

«Что видит белка?»

понимание и употребление имен существительных в винительном падеже

в дупле прикреплена белка. Педагог просит расположить на ветке дерева картинки, проговаривая полным предложением: «Белка видит желудь», «Белка видит шишку», «Белка видит орешки», «Белка видит птичку», «Белка видит жука» и т. д

Важным педагогическим условием формирования грамматического строя речи у дошкольников является грамотная организация этой деятельности педагогом. [3] Данная технологии позволяет в полной мере осуществить коррекционно-развивающую работу по формированию грамматического строя языка у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Литература:

  1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Формирование грамматического строя речи: Методическое пособие для воспитателей. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика — Синтез, 2005. — 296 с.
  2. Гризик Т. И., Тимощук Л. Е. Развитие речи детей 5–6 лет: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений– М.: Просвещение, 2006 (Тверь: Тверской полиграфкомбинат детской литературы). — 205с.
  3. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР / Р. И. Лалаева. — СПб.: «Союз», 2006. — 241 с.

Похожие статьи

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня

Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Формирование навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логопедических сказок

Методические подходы к развитию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Использование нетрадиционных методов работы учителя-логопеда по формированию фразеологического словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности коррекции фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Теоретические основы развития фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Специфика диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе работы со сказкой

Похожие статьи

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня

Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Формирование навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логопедических сказок

Методические подходы к развитию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Использование нетрадиционных методов работы учителя-логопеда по формированию фразеологического словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности коррекции фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Теоретические основы развития фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Специфика диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе работы со сказкой

Задать вопрос