Использование дидактических игр как средства развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (180) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 19.11.2017

Статья просмотрена: 3150 раз

Библиографическое описание:

Максимова, М. В. Использование дидактических игр как средства развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста / М. В. Максимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 46 (180). — С. 302-304. — URL: https://moluch.ru/archive/180/46526/ (дата обращения: 22.12.2024).



Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.

В. А. Сухомлинский

Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Она представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний.

Существует прямая связь между эмоциональным состоянием малыша и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти. Если в игре ребенок, действуя предметами, активно манипулирует пальцами, то мыслительные процессы активизируются, и наоборот, их интенсивность ослабевает, если рука ребенка бездействует. Поэтому особенно полезны игры, в которых дети действуют: разбирают, собирают, сортируют, соединяют, разъединяют детали и т. п. С помощью таких игрушек и игр воспитанники учатся родному языку, знакомятся со свойствами предметов, при этом у них развиваются наблюдательность, сообразительность, ловкость, смекалка, выдержка, организованность.

Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности. Поэтому целью работы в данном направлении является развитие познавательной активности детей через нетрадиционные дидактические игры.

Для достижения этой цели решаю следующие задачи:

‒ развивать мышление у детей;

‒ развивать самостоятельность в поиске решений;

‒ развивать умение отвечать и задавать вопросы.

При подборе игр учитываются особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм.

Дидактические нетрадиционные игры включаются в занятия, в совместную деятельность, в индивидуальную работу, в работу с родителями в форме «игры на дом».

Игры для занятий подбираются с учетом познавательного материала, который дети изучали. В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задаются вопросы, даются образцы действий, образец высказывания, напоминаются правила. В процессе игровой деятельности с детьми необходимо вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, используя занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения.

Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей создаётся в группе предметно-развивающая среда.

Остановимся на ряде нетрадиционных дидактических играх, которые применяются в работе с детьми:

Игра «Собери бусы»

Цель: Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. Способствовать подведению детей к группировке предметов по цветовому признаку.

Оборудование. Цветные веревочки и колечки основных цветов.

Словарь. Бусы, веревка, кукла, синий, красный, зеленый, желтый.

Ход игры.

Воспитатель вносит кукол, которые собираются на праздник. Детям объясняют, что куклам нужны украшения — бусы. Педагог показывает бусы, надевает (примеряет) куклам по очереди, но всем их не хватает. Что делать? Куклы огорчены. Воспитатель приносит коробку с колечками и веревочками. Детям предлагается задание: на веревочку собрать колечки такого же цвета (красная веревочка — красные колечки, синяя веревочка — синие колечки и т. д.). Концы веревок соединяет педагог. Разноцветные бусы надевают на кукол. Они радуются и пляшут.

Выигрывает ребенок, первый справившийся с заданием педагога.

Дидактические игры сцветными крышками.

Дидактические задачи:

Закрепить представление детей о основных цветах спектра, развивать мелкую моторику рук, усидчивость и внимание.

Выполняя задания, дети играют, откручивают и закручивают крышки и в тоже время, учатся различать цвета, называть их, группировать предметы по цвету, чередовать.

Игры сприщепками

Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки), переходить от простого к сложному. Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.

Игра «Ёжик»

Даём ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Ребёнок прикрепляет к спинке ежика прищепки.

Игра «Цветок»

Даём ребёнку вырезанные из цветного картона кружки. Ребёнок выбирает из коробки прищепки такого же цвета, какой круг и прикрепляет их по кругу.

Игра «Солнышко»

Даём ребёнку, вырезанные из желтого картона заготовки солнца. Малыш выбирает из коробки желтые прищепки и прикрепляет к солнцу лучи.

В утренний режим проводятся пальчиковые гимнастики с прищепками, предварительно отобрав прищепки, чтоб были не тугие. Поочерёдно покусывая прищепкой фаланги каждого пальчика сопровождаются действия словами:

Наша мамочка устала,

Всю одежду постирала.

Милой маме помогу,

Все прищепки соберу.

Исходное положение для каждого упражнения: рука, согнутая в локте, стоит на столе. Прищепка удерживается указательным и большим пальцами параллельно столешнице.

В этом упражнении — ритмично «открывать и закрывать ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворных текстов.

«Лиса»

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Ротик открывает,

Зайчиков пугает.

Дидактическая игра «Спрячь козлёнка».

Цель игры — учит детей различать и называть предметы по цвету и форме, с помощью операции сравнения.

Описание игры: детям предлагаются домики в которых живут козлята. Каждый домик определенного цвета. Нужно спрятать козлят от волка, закрыв окошечки такого же цвета и формы, что и домики.

Игра очень проста в изготовлении, а у детей. вызывает массу положительных эмоций.

Дидактическая игра «Найди пару»

Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

Материал. Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона- по 2 фигурки каждой. Фигуры прикреплены на ленточки. Дети выбирают себе понравившуюся фигуру, надевают на шею. Воспитатель читает стихотворение:

По дороге я пойду, Друга я себе найду. Где ты друг, милый мой. Обнимись скорей со мной. Дети находят себе друга по фигуре и обнимают. (Затем меняются фигурами).

Дидактическая игра «Кто чем питается?»

Дидактические задачи: познакомить, чем питаются некоторые виды животных, развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Ход игры:

На стол выкладываем коробочки картинкой вниз. Дети в порядке очереди берут коробок с картинкой, отвечают на вопрос Кто это? — Кошка. Чем питается? (Открывают коробок). — Молоком и т. д. Когда дети усвоят кто чем питается, усложним задание рассоединим верхнюю часть коробки от нижней дети будут подбирать картинку. Например

БЕЛКА — ОРЕШКИ, СЕМЕЧКИ

ЛЯГУШКА — МУХА, БАБОЧКА

КОРОВА — ТРАВА, ЛИСТЬЯ, ОВОЩИ И ФРУКТЫ

ЛОШАДЬ — ТРАВА, ЛИСТЬЯ, ОВОЩИ И ФРУКТЫ

Дидактическая игра «Доска с замочками»

Игровая доска стимулирует детей к познавательной деятельности, способствует развитию воображения и расширяет представления об окружающем мире. Юный исследователь, постигая устройство механизмов, учится комбинировать различные приёмы и подходы, развивает моторную память, а порой и творческие способности.

На игровой поверхности нарисовано четыре домика, в каждом живут известные малышу из повседневной жизни и сказок домашние животные — куры, гуси, собаки. Вы можете не только научить ребёнка открывать замки разных форм, но и пофантазировать в процессе игры — какая коровка здесь живёт — Бурёнка, а, может, Зорька? а овечки за этой дверцей белые и пушистые, а, может быть, чёрные? А какой породы собачка спряталась в будке — пудель, а, может быть, овчарка? Заодно можно вспомнить: как «говорит» гусь? из какого домика, если очень хорошо прислушаться, можно услышать тоненькое «бе-е-е»? а кто даёт людям молоко? Вспомнили, придумали, а теперь — быстрее открываем замок. Возможно, не все замки поддадутся одинаково легко, здесь будет важно терпение и помощь воспитателя. Глядя, как ловко это получается, дети запоминают использованные Вами приёмы и постепенно учатся применять увиденное на практике. Все старания упорного открывателя будут щедро вознаграждены, ведь за каждой дверцей ребёнка ждёт сюрприз. Заглядывай скорее и ты увидишь хозяина домика. Рассмотрели зверушек, а теперь быстрее закрываем дверцы, пока они не разбежались. А теперь — попробуй-ка сам.

Доска с замочками надолго увлечёт Вашего ребёнка и подарит массу приятных и радостных моментов. Кропотливые упражнения с замочками послужат своего рода пальчиковой гимнастикой. А ведь развитие мелкой моторики теснейшим образом связано с развитием пространственного и логического мышления. Сосредоточенные манипуляции с механизмами замков формируют навыки сенсорной и моторной координации. Движения маленьких ручек станут более уверенными, твёрдыми и отточенными, а это первый шаг к подготовке руки к письму. «Доска с замочками» — это увлекательная и интересная игра, полная открытий и закрытий, которая надолго станет любимым занятием. А еще, после освоения «Доски с замочками» уже можно будет не бояться, что ребёнок, случайно закрывшись где-то, растеряется и не сможет открыть любую задвижку и замок.

Систематическая работа даёт положительные результаты. Дети узнают основные цвета спектра, название пяти геометрических фигур, у детей увеличивается словарный запас, расширяется кругозор, растёт уровень знаний, они становятся более самостоятельны, активны, больше интересуются познавательной литературой, задают вопросы, творчески мыслят, у них активизируется мыслительная способность.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, дидактическая игра, мелкая моторика рук, цвет, бусы, логическое мышление, представление детей, ход игры, щипковый хват.


Похожие статьи

Использование сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста

Использование дидактических игр для коррекции дислексии у детей младшего школьного возраста

Использование дидактических игр в развитии элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр

Использование познавательных книг с математическим содержанием в процессе формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Использование развивающих игр в развитии пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста

Использование логических игр для развития интеллектуальных способностей одаренных детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Робототехника как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Применение интерактивных игр для развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Использование сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста

Использование дидактических игр для коррекции дислексии у детей младшего школьного возраста

Использование дидактических игр в развитии элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр

Использование познавательных книг с математическим содержанием в процессе формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Использование развивающих игр в развитии пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста

Использование логических игр для развития интеллектуальных способностей одаренных детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Робототехника как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Применение интерактивных игр для развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Задать вопрос