Сборник игр, направленных на развитие познавательных процессов у детей раннего возраста
Авторы: Рублёва Анастасия Юрьевна, Широкова Мария Олеговна
Рубрика: Организация игровой деятельности
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (82) январь 2025 г.
Дата публикации: 09.12.2024
Статья просмотрена: 1 раз
Библиографическое описание:
Рублёва, А. Ю. Сборник игр, направленных на развитие познавательных процессов у детей раннего возраста / А. Ю. Рублёва, М. О. Широкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 1 (82). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/279/9659/ (дата обращения: 17.12.2024).
Препринт статьи
Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев.
В. А. Сухомлинский
Познавательное развитие по ФОП, которую мы используем в своей работе, предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.
Маленький ребёнок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. Дети исследуют всё вокруг в основном руками. Ведь пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. Поэтому важно уже с самого раннего детства развивать у ребёнка мелкую моторику.
Просто делать упражнения малышам будет скучно. Поэтому мы решили сделать интересные и полезные игры, направленные на развитие познавательных процессов, таких как: внимание, память, мышление, воображение, развитие тактильного восприятия и мелкой моторики у детей раннего возраста.
Мы поставили перед собой следующие задачи: развивать разные виды восприятия: зрительное, осязательное (тактильное); развивать наглядно-действенное мышление в процессе решения познавательных задач; совершенствовать обследовательские действия: выделение цвета, формы, величины; формировать у детей простейшие представления о геометрических фигурах.
Развитие познавательной активности и мелкой моторики возможно только в игровой форме. Играть нужно регулярно.
Игровые пособия «Закрути крышки»
Такие игры как нельзя лучше подходят для развития мелкой моторики рук ребёнка. Пытаясь закрутить или раскрутить крышку, прилагая усилия, ребёнок тренирует пальчики рук. Кроме того, эти игры способствует развитию координации движений, сенсорного восприятия, памяти, внимания, ребёнок легче освоит знания цветов.
«Фетровые круги»
Пока ребёнок маленький, он всё же плохо справляется с застёгиванием пуговиц. Предлагаем данный тренажер. Сделать его достаточно просто. Сшить круги из разноцветного фетра, пришить к ленточке пуговицу подходящего размера — прекрасный тренажёр готов! Задача ребёнка надеть все круги через ленту, продев пуговицу в отверстие.
Игры на застёгивание и расстёгивание, такие как «Светофор», «Собери цветок», «Собери гусеницу»
Также способствуют развитию мелкой моторики, тактильного восприятия, координации движений обеих рук, концентрации внимания, усидчивости, закрепляют знание цветов, а также служат обучающим средством в развитии навыков самообслуживания. Ведь застёгивать пуговицы на себе очень трудно, да и скучно, не каждый ребёнок будет с увлечением пытаться застегнуть пуговку на простой одежде, а такие игры являются подготовительным этапом для освоения самостоятельного застегивания пуговиц на себе.
«Шнуровка»
Представляем еще один вариант: продеть шнурок через колечки из картона. Вариантов шнуровок можно придумать очень много…
Игры с макаронными изделиями
«Бусы» Нанизывать можно все, что нанизывается: рожки и макароны, сушки, крупные пуговицы, колечки из картона.
«Сортировщик» Ребёнкунужно рассортировать макароны по цвету в соответствующие втулки. Эти игры наряду с мелкой моторикой и запоминанием цветов, развивает ещё такие качества у ребёнка как усидчивость, внимание.
Игры с крупами: «Найди, кто спрятался», «Пересыпание»
Крупа — очень полезный и приятный материал для занятий с ребёнком. Такие игры стимулируют развитие чувственного восприятия. Пальчики малыша станут более гибкими, восприимчивыми к мелким деталям. Для игр с крупами подойдёт практически всё: гречка, рис, манка, семечки, горох, фасоль, ну и конечно различные ёмкости, ложечки и т. п. Деткам очень нравится опускать руки в крупу и искать игрушки!
«Рисунок на крупе» Взрослый берет поднос и тонким равномерным слоем рассыпает по нему любую крупу (можно манку). Проводит пальчиком ребёнка по крупе, получается линия. Затем предлагает малышу самому нарисовать несколько произвольных линий. Можно вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны). Если ребёнку стало скучно просто водить пальцем по манке, можно дать ему чашечку для того, чтобы он насыпал в неё манку рукой. Но сначала вам нужно самим показать, как это делается. Пусть ребёнок наполняет чашку манкой и высыпает её на поднос. Игры с крупами способствуют развитию координации движений и мелкой моторики, а так же развивают тактильные ощущения.
Игры с прищепками: «Прицепи лучики к солнышку», «Прицепи лапки жучку»
Такие игры идеально подходят для развития мелкой моторики. Суть игры состоит в том, чтобы научить ребёнка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересна ребёнку, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ёжику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное). Эти игры полезны для развития мелкой моторики пальцев и точных движений рук, так как от задействованных мышц –постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и способствуя её развитию.
Дидактическая игра с прищепками «Кто что ест?»
Эта игра полезна не только для развития мелкой моторики рук. В процессе данной игры формируются знания об окружающем мире и питании животных.
Игра с прищепками «Варежки»
Игра предназначена для развития логического мышления, внимания, зрительного восприятия. Также на закрепление знаний детей о цветах; обогащение сенсорного опыта детей и развитие мелкой моторики. Суть игры в том, чтобы самостоятельно находить пару варежек и прищеплять прищепками.
Игры на липучках
«Посади бабочку на свой цветок»
Эта игра помимо развития мелкой моторики и сенсорики помогает запоминать и различать цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный, голубой, оранжевый), тренирует память и внимание. Игра получилась интересная, она нравится детям тем, что можно посадить бабочку на цветок и она не упадёт.
Дидактическая игра «Найди кусочки фруктов»
Данная игра развивает сенсорное восприятие, познавательные и мыслительные процессы, формирует умение правильно соотносить геометрические фигуры по цвету и форме. Дети подбирают заплатки для фруктов и овощей, изучают геометрические фигуры и цвета. Запоминают названия фруктов.
Дидактическая игра «Цветные тарелочки»
Задача ребёнка, ориентируясь на цвет тарелочки разложить овощи, фрукты и ягоды. Играя, малыш повторяет цвета и учится группировать фигуры по цветам тарелочек.
Дидактическая игра «Подбери колёса к машине»
С помощью данной игры дети учатся соотносить цвета путём подбора «такой» — «не такой», знакомятся с основными цветами, развивают зрительное восприятие, наблюдательность, мелкую моторику.
Дидактические игры-соединялки: «Найди мою тень», «Кто что ест?», «Кто, где живёт?»
Чтобы малыш смог нарисовать то, что задумал, ему нужно научиться выводить линии — прямые, волнистые, замыкать их в круг, овал и т. д. Ребёнок ещё не научился контролировать движения руки и ему ещё сложно управляться с карандашами. Поэтому один из первых приёмов, которому мы можем научить малыша — это рисовать линии. Для этого предлагаем ему поиграть в игру «Соединялки». Эта игра не только позволяет учиться выводить линии, но и развивает логическое мышление; учит детей находить заданные силуэты; помогает формировать первичные представления об окружающем мире, о животных и о том, чем они питаются, где живут.
Заключение. Преимущество всех этих игр, в сравнении с покупными, заключается в том, что они почти не требуют особых затрат, способствуют развитию детей, а самое главное, нравятся детям!