Формирование мелкой моторики у детей 3–4 лет с помощью разнообразных дидактических игр в ДОУ | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (64) май 2023 г.

Дата публикации: 25.04.2023

Статья просмотрена: 675 раз

Библиографическое описание:

Алиева, Е. А. Формирование мелкой моторики у детей 3–4 лет с помощью разнообразных дидактических игр в ДОУ / Е. А. Алиева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 5 (64). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/250/8311/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье я хочу поговорить о мелкой моторике и ее роли для развития детей дошкольного возраста, а также способах и методах ее совершенствования.

Так что же понимается под мелкой моторикой рук? Мелкая моторика рук– последовательная точность движений, которая нужна для выполнения различных действий от самых простых до самых сложных с мелкими предметами, при которых задействуются кисти и пальцы рук. Мозг и пальцы рук взаимосвязаны. Это связано с тем, что речевой центр и моторный располагаются очень рядом друг с другом. Поэтому при хорошем развитии моторных навыков пальцев рук, речевой центр начинает активизироваться. И это доказывает история онтогенеза человечества, что движения руки напрямую связаны с речевой активностью. Совершенствуя мелкую моторику, мы в первую очередь улучшаем свою речь.

Хорошо развитая мелкая моторика рук имеет большое значение для дальнейшего успешного обучения в начальной школе, быстрого усвоения нового учебного материала, понимания его содержания, запоминания стихотворений, умения пересказывать и работать с текстами.

Младшие дошколята, у которых мелкая моторика развита на низком уровне, испытывают проблемы с удержанием в руках каких-либо мелких предметов. Такие дети неловко держат фломастер, вилку, ложку, ручку, у них возникают проблемы при застегивании пуговиц, кнопок, они не могут зашнуровать обувь самостоятельно, застегнуть молнию. Им бывает очень трудно собрать конструктор, который рассыпался на пол, не могут собрать пазлы, счетные палочки, нанизывать бусины на шнурок. На занятиях в детском дошкольном учреждении, как показывает практика, такие дети отказываются заниматься лепкой и аппликацией, так как из-за не развитой моторики они не успевают за другими ребятами и у них пропадает весь интерес.

Из этого можно сделать вывод, что способности изучения окружающего мира дошкольниками оказываются сужены. Такие дети очень часто становятся неуверенными в простых действиях, доступных их. Конечно же, это очень влияет на эмоциональное состояние ребенка, способствует формированию заниженной самооценки. Поэтому степень развития сложных и четких движений руки у дошкольников становится недостаточным для освоения письма при подготовке к школе, и как следствие затем у ребенка возникают проблемы в обучении. Ребенок с неразвитой моторикой отстает в психомоторном развитии, появляются проблемы с речью.

Следовательно, так важно следить специалистам и родителям за своевременным формированием у детей мелкой моторики рук. Например, в 3 года не следует ждать от дошкольника быстрого застегивания молний и кнопок или дробного рисунка, на котором изображен человек. Но уже 4, 5 года большая часть детей уже способны самостоятельно справиться с завязыванием бантов, шнурованием обуви.

Для упражнений по формированию четких скоординированных движений рук можно рекомендовать следующее:

  1. Так как развитие ручной моторик зависит от степени созревания мозговых структур, принуждать ребенка заниматься, если он не хочет это делать, нецелесообразно. Работу по развитию мелкой моторики у ребенка начинают с упражнений и заданий, которые у ребенка хорошо получаются и приносят массу положительных эмоций.
  2. Занятия по развитию мелкой моторики должны выполняться регулярно.
  3. Упражнения проводятся вместе со взрослым, который будет следить за правильным выполнением движений, иначе результата мы не получим.
  4. Занятия по усовершенствованию ручной моторики не должны быть долгими по времени, так как внимание и интерес у младших дошкольников быстро рассеивается. По продолжительности такие занятия с детьми до 3 лет не должны превышать 5 мин. Затем длительность занятий постепенно увеличивается. Также можно включать такие упражнения при проведении занятий по образовательной деятельности, проводимые в ДОУ.
  5. При выполнении таких заданий воспитателю вместе с ребенком нужно соблюдать благоприятный для ребенка темп речи.
  6. Очень поощряется при выполнение таких упражнений не только похвала, одобрение со стороны взрослого, но и его участие.
  7. Не спешите помогать ребенку, не отбирайте у него инициативу. Пусть он подумает и найдет свое решение поставленной задачи, не ограничивайте малыша, давайте ему возможность проявить самостоятельность

Чтобы заинтересовать ребенка упражнениями на развитие мелкой моторики рук, необходимо проводить занятия в виде игры, и начинать обучение с самого простого, а потом постепенно переходить к более сложному. Можно использовать нетрадиционные материалы для внесения элементов новизны в игру.

В моей группе была создана развивающая предметно-пространственная среда, в которую вошли:

1) зона изодеятельности. Сюда входит и различные лекала, трафареты с различными изображениями, пластилин, штампы, формочки для работы с пластилином

2) зона, где размещены различные конструкторы (деревянные, пластмассовые), мозаики

3) театрально-музыкальная зона. В нее входит: пальчиковый театр, куклы, сшитые из подручных материалов, своими руками.

В текущем году для формирования мелкой моторики рук у детей 3–4 лет я использовала следующие игры:

1. Различные игры на сортировку мелких деталей.

Наиболее любимая игра детей «Перебери крупу». Для игры понадобятся три контейнера, один из которых — со смешанными гречкой и фасолью, или другими мелкими предметами. Задача ребенка состоит в том, что ему нужно разделить смесь гречки и фасоли на две части, выполняя задание двумя руками одновременно, в одном контейнере должна оказаться гречка, а в другом фасоль. Можно придумать различные варианты этой игры. В нашей группе мы так раскладываем мозаику в маленькие контейнеры по цветам при помощи пинцета. Следует напомнить, что ребенок, выполняя это упражнение тремя пальчиками, также приемом «пинцетного захвата». Это означает, что нужно брать предмет можно только двумя пальчиками — большим и указательным. Остальные пальчики согнуты.

image9.jpeg

2. Разнообразные задания с бумагой «Разорви лист по линиям».

Бумага любого размера произвольно складывается на части. Задача ребенка состоит в том, чтобы разорвать лист на части руками точно по линии сгиба. Можно поэкспериментировать и нарисовать карандашом на бумаге геометрические фигуры, различные предметы и дать задание ребенку, не применяя ножницы, аккуратно оторвать части бумаги, чтобы целыми остались фигуры. Очень полезными и простыми заданиями по развитию моторики у детей с бумагой являются следующие упражнения. Можно просто попросить ребенка смять лист бумаги, чтобы получился шарик, который затем можно бросить в контейнер с определенного расстояния.

3. «Строитель».

Для данной игры подойдут небольшие кубики, колечки от пирамидок. Ребенок должен сложить из маленьких кубиков один большой, либо построить башню, дом, поезд, машину и т. д.

4. Игры-шнуровки Марии Монтессори. Пример одной из игр представлен на фото ниже.

image5.jpeg

Берется шаблон в виде зверя, геометрических фигур или другой формы, на поверхности которых по всей площади сделаны отверстия. Края отверстия раскрашены в синий, красный, зеленый цвет. При помощи шнура или толстой веревки ребенок выполняет следующие задания:

а) нужно продеть веревочку через все отверстия по краю карточки;

б) продеть шнурок — веревку через те дырочки, которые обведены определенным цветом

в) выполнить «обметку через край» карточки.

Такие упражнения способствуют не только развитию моторики, но и глазомера, внимания, а также развивают усидчивость.

5. «Выгладим платочки для любимой бабушки». Перед ребенком на столе находится смятый лист бумаги. Нужно, прижимая лист бумаги к столу большими пальцами обеих рук, распрямить остальными пальчиками лист бумаги. Затем повторить тоже задание, пользуясь одной рукой, по очереди меняя руки.

В своей педагогической практике я использую задания:

1) изготовление бус из пластилина; из макарон

2) собирание пирамидок, выкладывание рисунков из мозаики;

3) игры с прищепками

4) лепка

5) аппликация

6) игра с наборами мелких предметов для развития тактильного восприятия

7) игры со счетными палочками. С помощью счетных палочек дети на занятиях выкладывают различные фигурки, предметы, используя наглядные схемы-подсказки.

Часто на своих занятиях я использую дидактические игры:

1. «Кто скорее смотает веревку на катушку?».

image10.jpeg

Цель игры: развивать моторику рук пальцев и кистей рук, развивать точные, четкие движения рук.

Оборудование: две катушки от ниток, две толстые веревки, которые одним концом закреплены к катушке. Длина веревки 1 м, разного цвета и одной длины.

Ход игры: Воспитатель или взрослый вызывает к себе двух детей, показывает ленточки и говорит: «Сейчас мы с вами поиграем. У меня в руках катушка, к которой прикреплена веревка. Ваша задача намотать веревку на катушку. Кто быстрее это сделает, тот и выиграет. Раз, два, три — крути». Перед началом игры воспитатель демонстрирует, как нужно наматывать веревку на катушку. Затем воспитатель предлагает повторить это действие детям. Усложнить данную игру можно, если данное задание выполнять за определенный промежуток времени.

2. «Путешествие пальцев»

Цель: развивать координацию движений пальцев, развитие внимания, усидчивости Оборудование: лист бумаги, на котором нарисованы два домика напротив друга в разных концах листа, между ними изображены кружки-кочки.

Ход игры: ребенок ставит пальцы около домика. Задача ребенка заключается в том, чтобы передвинуть пальцы по островкам до другого домика, при этом нельзя отрывать пальцы от предыдущей «кочки». Правила игры: необходимо передвигаться сначала, используя два пальца нельзя отрывать первый палец, не переставив другой.

3. «Покатаемся на коньках»

Цель игры точно такая же, как в предыдущих играх.

Оборудование; две крышки от пластиковых бутылок.

Ход игры: на стол кладем крышки вверх резьбой, это будут коньки. Указательный и средний пальчики должны встать в пробки, как ноги. Передвигаемся на коньках, делая по шагу на каждое слово:

«Мы катаемся на коньках: раз-два

Повторяй за нами: раз-два»

Хорошими упражнениями, зарекомендовавшие себя с лучшей стороны по развитию моторики, являются пальчиковые игры. Такие упражнения очень интересны и простые в исполнении, и очень нравятся детям. Их можно проводить как в детском дошкольном образовательном учреждении, так и в семье ребенка. В процессе игры дети, должны повторять движения, которые показывает воспитатель. Это способствует развитию ручной моторики, развивает ловкость, повышает концентрацию внимания, сосредоточенность на определенном виде деятельности. В своей педагогической практике для совершенствования мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста применяю массажеры су-джок или по-другому их называют массажные мячики. Они эффективны не только в качестве профилактики простудных заболеваний и укрепления здоровья, но и способствуют развитию ручной моторики.

Ежедневные и систематические тренировки по улучшению мелкой моторики у детей дошкольного возраста оказывают хорошее влияние на формирование умственных способностей детей, способствуют развитию речи, а также сохранению здоровья ребенка. Приведенные выше примеры игр и упражнений могут использоваться не только педагогами во время проведения занятий, но и в качестве рекомендаций для родителей для развития своего ребенка в домашних условиях. Дидактические пособия по развитию ручной моторики и пальчиковая гимнастика являются лучшим средством для увеличения словарного запаса ребенка.

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр с предметами в условиях реализации ФГОС

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Развитие экологических представлений у детей 3–4 лет через дидактические игры

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР

Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у слабослышащих детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов

Развитие психофизиологической базы речи у старших дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленности ДОУ

Формирование навыка чтения у детей 5–7 лет с нарушениями речи (из опыта работы)

Профилактика нарушений речи у детей 4–5 лет в условиях кружковой работы

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр с предметами в условиях реализации ФГОС

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Развитие экологических представлений у детей 3–4 лет через дидактические игры

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР

Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у слабослышащих детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов

Развитие психофизиологической базы речи у старших дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленности ДОУ

Формирование навыка чтения у детей 5–7 лет с нарушениями речи (из опыта работы)

Профилактика нарушений речи у детей 4–5 лет в условиях кружковой работы

Задать вопрос