Проблема развития детского мышления является предметом научного исследования педагогов в течение многих лет. У детей в дошкольном возрасте закладывается общий фундамент познавательных способностей. Важнейшую роль при этом играет использование в образовательной деятельности дидактических игр. Они содержат в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Увлекательные дидактические игры не только являются ценным средством умственного развития дошкольников, они мотивируют, делают учебный материал увлекательным, облегчают процесс усвоения знаний и способствуют общему развитию детей.
Многофункциональное дидактическое пособие «Игры на прищепках» представляет собой полифункциональный набор дидактических материалов и игр развивающей направленности. Пособие создано для работы с детьми дошкольного возраста. Его можно использовать для решения различных образовательных и развивающих задач, в совместной деятельности, индивидуальной работе и самостоятельной деятельности.
Игры с прищепками — это прекрасный тренажер для пальчиков. Ведь нужно приложить немало усилий, чтобы прикрепить прищепку. Прищепки способствуют формированию и развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев обеих рук.
В таких играх развивается мелкая моторика, творческие способности и логическое мышление. Для детей это веселое и интересное, т в то же время необыкновенно полезное занятие. Именно тренировка пальцев и выполнение ребенком точных движений руками, вносят бесценный вклад в полноценное развитие головного мозга малыша.
Цель использования дидактического пособия: развитие умственных и творческих способностей, связной речи, знаний об окружающем мире.
Данное пособие позволяет в недирективной форме общения поддерживать индивидуальность и инициативу детей в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, познавательной и др.), способствует развитию мелкой моторики, формированию основных мыслительных операций: анализ, синтез, сопоставление, обобщение, классификация, а также сенсорных представлений и стимулирует познавательно-исследовательскую, коммуникативную, игровую, двигательную деятельность детей.
При работе с пособием применяются современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, развивающие и другие.
Ценность и уникальность многофункционального дидактического пособия «Игры на прищепках» состоит в возможности его применения в процессе организации воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста по многим темам комплексного тематического планирования. Может служить и методом обучения и являться средством самостоятельной игровой деятельности дошкольников: используется как во время непосредственно-образовательной деятельности, так и в свободной деятельности детей на прогулке (конструкцию можно установить на веранде).
Содержание игр дидактического пособия предполагает возможность усложнения дидактических задач с учётом возраста, дополнение материала новыми атрибутами и развивающими элементами.
Описание дидактического игрового пособия.
Многофункциональное дидактическое пособие «Игры на прищепках» изготовлено из экологически чистого материала, безопасно, мобильно, соответствует требованиям СанПиН. Каркас состоит из ламинированного ДСП. В него вмонтированы верёвки, на которые с помощью прищепок крепятся изготовленные из ламинированного картона элементы- иллюстрации с изображением различных предметов, геометрических фигур и т. д. Дидактическое пособие соответствует принципам ФГОС ДО, является частью РППС группы, отвечает принципам трансформируемости, полифункциональности и вариативности.
Подборка игр:
- Найди пару.
- Оденься по погоде.
- Что лишнее?
- Выбери фигуры по величине, цвету, форме.
- Подбери по цвету одежду.
- Любимые сказки.
- Кому, что нужно для работы?
1. Найди пару.
Цель: сопоставление и выделение существенных признаков, формирование умения определять правую и левую варежку.
Задачи: учить детей сравнивать предметы по цвету и размеру, развивать наблюдательность, память, внимание, мышление, воспитывать интерес к игре, усидчивость, интерес к достижению результата.
Ход игры:
Воспитатель показывает одну варежку и предлагает найти ей пару. После этого предлагает участникам игры самостоятельно подобрать пары.
Образец варежки прикрепляется взрослым прищепкой к веревке. Ребенок находит пару и крепит прищепкой рядом на веревке.
2. Оденься по погоде.
Цель : закрепление знаний детей о разнообразии одежды, названиях, назначении; использовании одежды по сезонам.
Ход игры:
Ведущий предлагает к рассмотрению картинку со временем года, закрепив ее прищепкой к веревке. Нужно подобрать одежду по сезону. Ребенок находит соответственную одежду и крепит ее прищепкой к веревке рядом с картинкой.
3. Что лишнее?
Цель: закрепление обобщающих понятий, умения находить лишний предмет.
Задачи : развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные логические связи.
Ход игры : ребенок должен внимательно посмотреть на картинки, назвать и выбрать предмет, который не подходит ко всем остальным предметам и отличается от них чем-либо. Объяснить свой выбор, назвав отличия.
4. Выбери фигуры по величине, цвету, форме.
Цель: формирование представлений о геометрических формах, величинах (больше, меньше).
Задачи: формировать представления об основных цветах и геометрических фигурах, развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, внимание.
Ход игры: находить и выкладывать фигуры по заданию педагога.
Вариант 1: педагог предлагает ребенку разложить фигуры по форме. Назвать цвет своих фигур.
Вариант 2: воспитатель предлагает собрать фигуры названного цвета. Все фигуры перемешены, и ребенок отбирает фигуры только нужного цвета.
Вариант 3: воспитатель предлагает собрать названные фигуры. Все фигуры перемешены. Ребенок должен отобрать фигуры только названной формы.
5. Подбери по цвету одежду.
Цель: развитие сенсорного восприятия.
Задачи: развивать умение различать и называть основные цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий); развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами; учить группировать предметы по определённому признаку.
Ход игры : Ребёнку предлагается разложить предоставленные карточки с изображением одежды в соответствии с цветом, выбранным воспитателем, назвать изображённую одежду и ее цвет.
6. Подбери героев сказок.
Цель : закрепление знаний о сказках , сказочных героях.
Задачи: научиться воспроизводить последовательность событий.
Ход игры:
Вариант 1: педагог говорит детям название сказки или предлагает иллюстрацию к ней, ребенок должен выбрать героев сказки из предложенных картинок.
Вариант 2: педагог говорит детям название сказки, ребенок подбирает картинки с иллюстрациями к сказке и выстраивает их в определенной последовательности согласно сюжету, закрепив прищепками к веревке.
7. Кому, что нужно? (атрибуты по профессиям).
Цель : расширение представления детей о разнообразных профессиях, их названиях и род деятельности.
Задачи: знакомить с орудиями труда, инструментами нужными людям этих профессий, соотносить их. Воспитывать уважение к труду взрослых.
Ход игры : участнику предлагается картинка с изображением повара, врача, полицейского…, картинки с инструментами, которые нужны людям этих профессий, затем пробовать соотносить действия людей с их профессией. Ребенок выбирает картинки с инструментами и одеждой и крепит их прищепками к веревке.
Литература:
- От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336
- Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений: Конспекты занятий: 3–4 года — 2-е изд., испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. — 64с.
- Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Конспекты занятий с детьми 3–4 лет. -2-е изд., испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. — 104с.
- Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1998. — 240с., ил.
- Подрезова Т. И. Материал к занятиям по развитию речи. Времена года. Лес. Грибы/ Т. И. Подрезова. — 3-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 256с. — (Дошкольное воспитание и развитие).
- Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Конспекты занятий с детьми 3–4 лет. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. — 64с.
- https://infourok.ru/didakticheskaya-igra-sobiraemsya-na-progulku-2623118.html
- https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-igra-podberi-po-cvetu-forme-velichine.html