Многофункциональное пособие «Зеркальный калейдоскоп» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (82) январь 2025 г.

Дата публикации: 23.12.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Тарасенко, Т. Г. Многофункциональное пособие «Зеркальный калейдоскоп» / Т. Г. Тарасенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 1 (82). — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/279/9719/ (дата обращения: 16.01.2025).



С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Всем известно, что старший дошкольный возраст — это время фантазеров, неиссякаемых вопросов, разнообразия игровых замыслов.

Познавательная активность детей очень высока: каждый ответ взрослого рождает новые вопросы. Следовательно, чрезвычайно важно в этом возрасте способствовать формированию у детей творческого отношения к окружающему миру и к своей деятельности.

Развитие интеллектуальных способностей дошкольника не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач, а задача — это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли.

Поэтому задача педагога, применять разнообразные методы обучения, систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления.

Калейдоскоп — завораживающая детская игрушка. Его созерцание полезно как для детей, так и для взрослых: оно уравновешивает все участки мозга, тренирует память и внимание.

Многофункциональное пособие «Зеркальный калейдоскоп» предназначено для детей старшего дошкольного возраста, которые отличаются огромным стремлением к творчеству, познанию. Активная работа в составлении фигур, является одной из самых наиболее эмоциональных сфер в деятельности детей.

«Зеркальный калейдоскоп» позволяет реализовать и развивать творческие способности детей, дает возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Кроме этого работа с пособием имеет значение для всестороннего развития ребенка. Способствует овладению умением создавать форму предмета на основе восприятия путем наблюдений, воображения, творческого мышления и. т. д.

В игре «Зеркальный калейдоскоп» каждый ребенок может реализовать себя, не испытывая страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Здесь предлагается поиграть не с красками, карандашом, а любыми подручными средствами. И самое главное — никто тебя не осудит! Дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником.

Художественный образ, полученный в результате манипулирования предметами получается выразительным. Ребёнок остаётся довольным результатом, следовательно, вовлекается в собственное творчество.

«Зеркальный калейдоскоп» — это дидактическое пособие, которое помогает научить создавать яркие разнообразные образы с помощью различных мелких предметов и видеть их ритмичное расположение в зеркальном отражении.

Задачи:

— формировать творческое воображение, зрительную и образную память, ассоциативное мышление, эстетический вкус;

— развивать мелкую моторику;

— воспитывать самостоятельность, творческую активность, визуальное восприятие, внимание, усидчивость,

— развивать цветовосприятие,

— группировать геометрические фигуры по трем свойствам (цвет, форма, величина),

— знакомить с понятием симметрия

Многофункциональное пособие содержит дидактические игры, направленные на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста. Данное пособие имеет педагогическую значимость и может быть использовано педагогами дошкольной образовательной организации в своей профессиональной практике

1. «Симметрия»

Цель: Познакомить детей с понятием симметрия в природе с помощью зеркального экрана.

Задачи:

— развивать умения анализировать и сравнивать предметы;

— развивать познавательный интерес через творческую активность, исследовательскую деятельность;

— развивать пространственное мышление и глазодвигательную функцию;

— развивать умения анализировать и сравнивать предметы;

Возраст 5–7 лет

Оборудование: карточки со схемами, кубики с геометрическими фигурами и знаками, зеркальный калейдоскоп.

Варианты использования игры:

  1. Ребенку дается один кубик, зеркальный экран и прямоугольная карточка со схемой. Предлагается найти на кубике ту одну фигуру, которая изображена на схеме. Ребенок находит фигуру или знак и подставляет к зеркалу. Вместе с отражением в зеркале у него получается то изображение, которое нарисовано на схеме.
  2. Ребенку дается один кубик, зеркальный экран. Предлагается выбрать картинку на любой грани кубика и подставить к зеркальному экрану. Получившееся отражение вместе с кубиком он должен найти среди схем на столе.
  3. Воспитаннику предлагается два кубика, зеркальный экран и квадратная карточка со схемой. Предлагается найти на кубиках те фигуры, которые изображены на схеме. Ребенок находит фигуры или знаки и подставляет кубики к зеркалу так, что вместе с отражением получилась схема, которая ему была дана.
  4. Воспитаннику дается два кубика и зеркальный экран. Предлагается выбрать картинки на любых гранях кубиков и подставить их к зеркальному экрану. Получившееся отражение вместе с кубиками он должен найти среди схем на столе.

C:\Users\Мои Документы\Desktop\Т.Г. Тарасенко\Новая папка (2)\A600EED4-E88D-497F-A422-9C61E843A463.jpeg

2. «Собери узор»

Цель: развивать умение по схеме в зеркальном отображении.

Задачи закреплять знание основных цветов; тренировать навыки счета, конструктивные способности, умение ориентироваться в пространстве и времени.

Возраст 5–7 лет

Состав игры: Карточки со схемами узоров, кубики со сторонами разных цветов, зеркальный калейдоскоп.

Ребенку дается зеркальный калейдоскоп предлагается выбрать карточку-схему узора и собрать узор.

C:\Users\Мои Документы\Desktop\Т.Г. Тарасенко\Новая папка (2)\88A23A39-5167-4366-B970-206E4DF15334.jpeg

3. «Геометрическая мозаика»

Цель: развивать умение различать геометрические фигуры, определять их цвет.

Задачи: учить собирать из мелких деталей, собирать одну большую в зеркальном отображении, анализировать положение предметов в пространстве; закреплять знание основных цветов; развивать внимание, мыслительные операции формировать положительное, совершенствовать навыки количественного счета.

Возраст 4–7 лет

Оборудование: карточки со схемами, набор геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники и т. д.), зеркальный калейдоскоп.

Варианты использования игры:

  1. Ребенку предлагается выбрать схему и собрать геометрическую фигуру, изображенную на схеме и посчитать сколько и какие фигуры использовал при составлении новой.
  2. Ребенку предлагается выбрать схему и собрать узор.
  3. Ребенку предлагается самостоятельно придумать и выложить узор из геометрических фигур.

C:\Users\Мои Документы\Desktop\Т.Г. Тарасенко\Новая папка (2)\IMG-20240207-WA0063.jpg

4. «Веселые палочки»

Цель: познакомить детей с тем, как можно поиграть со счётными палочками. Научить детей выкладывать из счетных палочек различные изображения в зеркальном отображении.

Задачи: развивать у детей конструктивные навыки, координацию движений, мелкую моторику пальцев, творческое воображение, фантазию, закрепить названия геометрических фигур и их отличительные признаки.

Возраст 4–7 лет

Оборудование: Карточки со схемами, счетные палочки, зеркальный калейдоскоп.

  1. Ребенку предлагается выбрать схему и собрать геометрическую фигуру или предмет, изображенные на схеме и посчитать сколько палочек он использовал.
  2. Ребенку предлагается самостоятельно придумать и выложить предмет из счетных палочек.

C:\Users\Мои Документы\Desktop\Т.Г. Тарасенко\Новая папка (2)\28014DBC-221C-4ADB-A390-67443D7CF264.jpeg

5. «Волшебные бусы»

Цель: Научить создавать яркие разнообразные образы с помощью различных мелких предметов, видеть их ритмичное расположение в зеркальном отражении.

Задачи: формировать творческое воображение, зрительную и образную память, ассоциативное мышление, эстетический вкус, развивать мелкую моторику, воспитывать самостоятельность, творческую активность.

Возраст 3–7 лет.

Оборудование: зеркальный калейдоскоп, цветные камешки, ракушки, бусины разной формы и величины, ниточки для бус.

Варианты игры :

  1. Собери бусы только из ракушек.
  2. Собери бусы из только камешков одного цвета (двух или трех цветов).
  3. Собери бусы только из бусин (одного цвета, двух или трех цветов).
  4. Собери бусы, какие придумал сам.

Литература:

1. Глушакова О. А., Весёлые счётные палочки: картотека заданий и упражнений со счетными палочками /О. А. Глушакова, С. И. Дедова. — Мозырь: Содействие, 2011.

2. Кислова, Т. Р. По дороге к азбуке. Методические рекомендации для педагогов, логопедов и родителей.- М.: Баласс, 2014.

3. Кузнецова, А. Е. Лучшие развивающие игры для детей от 3 до 7 лет. М.: ООО «Издательство «ДОМ. 21 век», 2008

4. Куцакова Л. В. «Конструирование и художественный труд в детском саду», ООО «ТЦ Сфера» 2005–212с.

5. Михайлова, З. А. Логико-математическое развитие дошкольников / З. А. Михайлова. — М.: Детство-Пресс, 2015. — 574 c.

Задать вопрос