Многофункциональное пособие «Зеркальный калейдоскоп»
Автор: Тарасенко Татьяна Григорьевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (82) январь 2025 г.
Дата публикации: 23.12.2024
Статья просмотрена: 7 раз
Библиографическое описание:
Тарасенко, Т. Г. Многофункциональное пособие «Зеркальный калейдоскоп» / Т. Г. Тарасенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 1 (82). — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/279/9719/ (дата обращения: 16.01.2025).
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Всем известно, что старший дошкольный возраст — это время фантазеров, неиссякаемых вопросов, разнообразия игровых замыслов.
Познавательная активность детей очень высока: каждый ответ взрослого рождает новые вопросы. Следовательно, чрезвычайно важно в этом возрасте способствовать формированию у детей творческого отношения к окружающему миру и к своей деятельности.
Развитие интеллектуальных способностей дошкольника не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач, а задача — это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли.
Поэтому задача педагога, применять разнообразные методы обучения, систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления.
Калейдоскоп — завораживающая детская игрушка. Его созерцание полезно как для детей, так и для взрослых: оно уравновешивает все участки мозга, тренирует память и внимание.
Многофункциональное пособие «Зеркальный калейдоскоп» предназначено для детей старшего дошкольного возраста, которые отличаются огромным стремлением к творчеству, познанию. Активная работа в составлении фигур, является одной из самых наиболее эмоциональных сфер в деятельности детей.
«Зеркальный калейдоскоп» позволяет реализовать и развивать творческие способности детей, дает возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Кроме этого работа с пособием имеет значение для всестороннего развития ребенка. Способствует овладению умением создавать форму предмета на основе восприятия путем наблюдений, воображения, творческого мышления и. т. д.
В игре «Зеркальный калейдоскоп» каждый ребенок может реализовать себя, не испытывая страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Здесь предлагается поиграть не с красками, карандашом, а любыми подручными средствами. И самое главное — никто тебя не осудит! Дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником.
Художественный образ, полученный в результате манипулирования предметами получается выразительным. Ребёнок остаётся довольным результатом, следовательно, вовлекается в собственное творчество.
«Зеркальный калейдоскоп» — это дидактическое пособие, которое помогает научить создавать яркие разнообразные образы с помощью различных мелких предметов и видеть их ритмичное расположение в зеркальном отражении.
Задачи:
— формировать творческое воображение, зрительную и образную память, ассоциативное мышление, эстетический вкус;
— развивать мелкую моторику;
— воспитывать самостоятельность, творческую активность, визуальное восприятие, внимание, усидчивость,
— развивать цветовосприятие,
— группировать геометрические фигуры по трем свойствам (цвет, форма, величина),
— знакомить с понятием симметрия
Многофункциональное пособие содержит дидактические игры, направленные на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста. Данное пособие имеет педагогическую значимость и может быть использовано педагогами дошкольной образовательной организации в своей профессиональной практике
1. «Симметрия»
Цель: Познакомить детей с понятием симметрия в природе с помощью зеркального экрана.
Задачи:
— развивать умения анализировать и сравнивать предметы;
— развивать познавательный интерес через творческую активность, исследовательскую деятельность;
— развивать пространственное мышление и глазодвигательную функцию;
— развивать умения анализировать и сравнивать предметы;
Возраст 5–7 лет
Оборудование: карточки со схемами, кубики с геометрическими фигурами и знаками, зеркальный калейдоскоп.
Варианты использования игры:
- Ребенку дается один кубик, зеркальный экран и прямоугольная карточка со схемой. Предлагается найти на кубике ту одну фигуру, которая изображена на схеме. Ребенок находит фигуру или знак и подставляет к зеркалу. Вместе с отражением в зеркале у него получается то изображение, которое нарисовано на схеме.
- Ребенку дается один кубик, зеркальный экран. Предлагается выбрать картинку на любой грани кубика и подставить к зеркальному экрану. Получившееся отражение вместе с кубиком он должен найти среди схем на столе.
- Воспитаннику предлагается два кубика, зеркальный экран и квадратная карточка со схемой. Предлагается найти на кубиках те фигуры, которые изображены на схеме. Ребенок находит фигуры или знаки и подставляет кубики к зеркалу так, что вместе с отражением получилась схема, которая ему была дана.
- Воспитаннику дается два кубика и зеркальный экран. Предлагается выбрать картинки на любых гранях кубиков и подставить их к зеркальному экрану. Получившееся отражение вместе с кубиками он должен найти среди схем на столе.
2. «Собери узор»
Цель: развивать умение по схеме в зеркальном отображении.
Задачи закреплять знание основных цветов; тренировать навыки счета, конструктивные способности, умение ориентироваться в пространстве и времени.
Возраст 5–7 лет
Состав игры: Карточки со схемами узоров, кубики со сторонами разных цветов, зеркальный калейдоскоп.
Ребенку дается зеркальный калейдоскоп предлагается выбрать карточку-схему узора и собрать узор.
3. «Геометрическая мозаика»
Цель: развивать умение различать геометрические фигуры, определять их цвет.
Задачи: учить собирать из мелких деталей, собирать одну большую в зеркальном отображении, анализировать положение предметов в пространстве; закреплять знание основных цветов; развивать внимание, мыслительные операции формировать положительное, совершенствовать навыки количественного счета.
Возраст 4–7 лет
Оборудование: карточки со схемами, набор геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники и т. д.), зеркальный калейдоскоп.
Варианты использования игры:
- Ребенку предлагается выбрать схему и собрать геометрическую фигуру, изображенную на схеме и посчитать сколько и какие фигуры использовал при составлении новой.
- Ребенку предлагается выбрать схему и собрать узор.
- Ребенку предлагается самостоятельно придумать и выложить узор из геометрических фигур.
4. «Веселые палочки»
Цель: познакомить детей с тем, как можно поиграть со счётными палочками. Научить детей выкладывать из счетных палочек различные изображения в зеркальном отображении.
Задачи: развивать у детей конструктивные навыки, координацию движений, мелкую моторику пальцев, творческое воображение, фантазию, закрепить названия геометрических фигур и их отличительные признаки.
Возраст 4–7 лет
Оборудование: Карточки со схемами, счетные палочки, зеркальный калейдоскоп.
- Ребенку предлагается выбрать схему и собрать геометрическую фигуру или предмет, изображенные на схеме и посчитать сколько палочек он использовал.
- Ребенку предлагается самостоятельно придумать и выложить предмет из счетных палочек.
5. «Волшебные бусы»
Цель: Научить создавать яркие разнообразные образы с помощью различных мелких предметов, видеть их ритмичное расположение в зеркальном отражении.
Задачи: формировать творческое воображение, зрительную и образную память, ассоциативное мышление, эстетический вкус, развивать мелкую моторику, воспитывать самостоятельность, творческую активность.
Возраст 3–7 лет.
Оборудование: зеркальный калейдоскоп, цветные камешки, ракушки, бусины разной формы и величины, ниточки для бус.
Варианты игры :
- Собери бусы только из ракушек.
- Собери бусы из только камешков одного цвета (двух или трех цветов).
- Собери бусы только из бусин (одного цвета, двух или трех цветов).
- Собери бусы, какие придумал сам.
Литература:
1. Глушакова О. А., Весёлые счётные палочки: картотека заданий и упражнений со счетными палочками /О. А. Глушакова, С. И. Дедова. — Мозырь: Содействие, 2011.
2. Кислова, Т. Р. По дороге к азбуке. Методические рекомендации для педагогов, логопедов и родителей.- М.: Баласс, 2014.
3. Кузнецова, А. Е. Лучшие развивающие игры для детей от 3 до 7 лет. М.: ООО «Издательство «ДОМ. 21 век», 2008
4. Куцакова Л. В. «Конструирование и художественный труд в детском саду», ООО «ТЦ Сфера» 2005–212с.
5. Михайлова, З. А. Логико-математическое развитие дошкольников / З. А. Михайлова. — М.: Детство-Пресс, 2015. — 574 c.