Исследование формирования сознания в дошкольном возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Намаканов, Б. А. Исследование формирования сознания в дошкольном возрасте / Б. А. Намаканов, А. А. Токарев, Ю. А. Добровольский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 7 (42). — С. 240-246. — URL: https://moluch.ru/archive/42/5045/ (дата обращения: 16.11.2024).

Роль самосознания в раскрытии широкого диапазона индивидуальных характеристик деткой личности, определяет важнейший социально-психологический и общественный статус раздела формирования самосознания ребенка, как особой отрасли психологических знаний.

Путь к формированию духовного и нравственного начала в ребенке лежит в оценке уровня развития его самосознания, отражающего особенность индивидуального развития его психики, физиологии и характера. Данное обстоятельство позволяет психологам, с разного рода методик, применять коррекционные психологические меры воздействия на формирование тех или иных черт характера ребенка, способствуя формирования в самосознании ребенка нравственных и духовных убеждений и психических свойств.

Решение проблемы практического использования в сфере образования и воспитания конкретных форм и методов по выявлению нравственного и духовного уровня в развитии детского самосознания, с использованием диагностических и прогностической проективных методик, является не только актуальной задачей, но имеет научную ценность и уникальность по способам их применения в различных областях знаний.

Данная тема в дошкольном периоде недостаточно изучена т.к. считается достаточным для изучения только в подростковом периоде, уже сформированное самосознание.


Цель: Найти пути возможного воздействия окружающей социальной среды на развития адекватного самосознания у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Мы используя компоненты самосознания по-Мерлину:

  • сознание своей тождественности;

  • сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;

  • осознание своих психических свойств и качеств;

  • определенная система социально-нравственных самооценок.

- пытались влиять на: систему социально-нравственных самооценок и осознание своих психических свойств и качеств (была взята мотивация), тем самым влияя на самосознание;

- выяснить насколько разнятся показатели компонентов у коррекционных детей, у детей из (тяжелых) семей, у «нормальных» семей;

- выявить какие типы семей положительно влияют, на какие компоненты.

Гипотеза: Окружающая среда помогает формированию самосознания, и только при активном влияние социальной среды адекватно развивается самосознание.

Объектом исследования является самосознание, предметом его изучение компоненты.


Методики:

Для количественной оценки одного из компонентов были использованы:


Самооценки методики:

Тест для детей (диагностирующий внутреннюю позицию дошкольника по Т.Д. Марцинковской).

Источник: Р.С. Немов Психология – Кн.3: Психодиагностика.

Для оценки компонента мотивации была использована методика диагностика школьной готовности.

Автор: Гудкина. Н.И.

Для выявления группы коррекционных детей была методика диагностика психологического развития, автор Г.П. Логинова, Д.В. Андрющенко.


Было проведено исследование на базе общеобразовательного детского сада №659 с детьми возраста 5 -7 лет. Дети были разделены на три группы: контрольная группа, группа детей из неблагополучных семей, группа с трудностями психологического развития.

Взяв, как постулат компоненты самосознания, данные нам В.С. Мерлином:

  • сознание своей тождественности;

  • сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;

  • осознание своих психических свойств и качеств;

  • определенная система социально-нравственных самооценок.

В данном возрастном промежутке мы работаем: с осознанием своих психических свойств и качеств и с системой социально-нравственных самооценок, с остальными компонентами не работаем, т.к. тождественность уже сформирована в 2 года, а сознание своего собственного «Я», сформируется в подростковом возрасте.

Далее сравнив группы по компонентам, мы можем выявить, группу с наиболее развитым самосознанием, так же поймем с какими компонентами стоит работать в той или иной группе.

В исследовании был проведен первоначальный срез методиками:

Для количественной оценки одного из компонентов были использованы

Самооценки методики:

Тест для детей (диагностирующий внутреннюю позицию дошкольника по Т.Д. Марцинковской) и тест «Лесенка». Пояснение: завышенная самооценка в дошкольном возрасте – это норма, т.к. ребенок не хочет быть хуже других.

Источник: Р.С. Немов Психология – Кн.3: Психодиагностика.

Для оценки компонента мотивации была использована методика диагностика школьной готовности.

Автор: Гудкина, Н.И.

Коррекция между срезами.

Методика разработана педагогом-психологом Токаревым Алексеем Алексеевичем и Логиновой Галиной Павловной кандидатом психологических наук, профессором кафедры «Возрастная психология» МГППУ.

Перечень коррекционно-развивающих упражнений

Коррекционно-развивающие упражнения для детей 5-6 лет:

Пирамидка:

Цель: изучить основные цвета и научиться считать до 5.

Оборудование: пирамидка с 4 основными цветами (синий 1, зеленый 2, желтый 3, красный 4).

Чей домик?

Цель: игра поможет детям узнать особенности жизни некоторых животных, научит различать их изображения, укрепит зрительную память, наблюдательность и внимание.

Оборудование: 20 картонных карточек разрубленных на 2 элемента по технологии пазл.

Чтение и рассказ сказки по книги : Теремок сказок С.А.Корчагина

Просто весело.

Цель: 100 скороговорок для развития речи и слуховой памяти.

Оборудование: Книга 100 скороговорок Шанина С.А. и Серова Е.Д.

Картинки-половинки.

Цель: направлена на развитие зрительного восприятия, произвольного внимания, логического мышления и связную речь.

Оборудование: карты – 8 штук.

Аналогии.

Цель: развитие логического мышления, зрительного восприятия и внимания.

Оборудование: 20-разрезанных картинок.

Геометрические фигуры.

Цель: игра поможет познакомиться с основными геометрическими фигурами и телами, запомнить их названия и научить видеть геометрические формы в окружающих предметах.

Оборудование: 20 картонных карточек разрубленных на 2 элемента по технологии пазл.

Большой-маленький.

Цель: научить ребенка объединять предметы в группы и называть их обобщающими словами – животные, машины, цветы, съедобные предметы. Познакомиться с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 и счету до пяти.

Оборудование: карточки – 53 штуки и правила – 1 штука.

Мама, папа и я.

Цель: игра-ассоциация развивает у детей мышление, внимание, память, учит ориентироваться в пространстве, совершенствует мелкую моторику рук.

Оборудование: карточки- 36 штук и правила 1 штука.

Картинки на развитие памяти.

Цель: игра направлена на развитие зрительной памяти и изучение окружающего мира.

Оборудование: 24 картинки.

Чей малыш?

Цель: способствует развитию у ребенка представлений об окружающем живом мире, расширяет словарный запас – знакомит с названиями домашних животных и их детенышей, тренирует наблюдательность.

Оборудование: 20 картонных карточек состоящих из двух элементов и их детенышами. Всего 40 элементов.

Крупная мозаика.

Цель: развитие внимания, логического мышления.

Оборудование: доска с изображением лошадки, доска поделена на крупные части.

Занимательная палитра.

Цель: изучение цветов радуги и окружающего мира.

Оборудование: доски из картона, 24 картинки с цветами радуги и разными изображениями: животных, одежды, транспорта.

Сладкое, горькое, кислое, соленое.

Цель: научить и изучить, что относится к сладкому, горькому, кислому и соленому.

Оборудование: картинки с изображением разных продуктов.

Картинки – половинки.

Цель: развитие внимания, логического мышления и речи.

Оборудование: карты 64 штуки, разрезанные на половинки.

Кто чья мама и где чей листочек?

Цель: изучение деревьев и какие листья к ним относятся, животные разных пород и какие к ним детеныши относятся.

Оборудование: коробка с 8 каточками деревьев и 8 карточек с изображением деревьев, все карточки поделены пополам.

Подбери правильно.

Цель: развитие внимания, логического мышления.

Оборудование: доска с вырезанными отверстиями под фигурки, 2 мешочка с разными фигурками.

Упражнения для развития выразительности мимики, жестов и движений.

Цель: формировать у детей воображение, выразительности средства мимики, жестов и движений.

Вторая часть занятия:

Цель: развивать и совершенствовать умение детей находить геометрические фигуры определенного цвета и формы; учить находить свои ошибки (самоконтроль); формировать умения и навыки конструирования.

Оборудование: таблицы, на которых наклеены изображения предметов, составленные из геометрических фигур разного цвета.

Игра на развитие зрительной и слуховой памяти.

Повтор 5 слов: слон, рыба, птица, кубик и круг.

Повтор предложения: Сережа встал, оделся, пошел в школу.

Подбери к слову соответствующую картинку, вспомни по картинке слова.

Разложи картинки 5 штук – слон, рыба, птица, кубик и круг. Собери 1 минута.

Слова – ваза, кошка, медведь, небо, дождь.

Перечень коррекционно-развивающие упражнения для детей 5-6 лет:

  1. упражнения на развитие внимания

Методика Когана.

Цель: удержать внимание, возможности распределения внимания по одному, двум или трем признакам.

Оборудование: набор карточек (25 штук) с разноцветными изображениями геометрических фигур.

Аналогии.

Цель: развитие логического мышления.

Оборудование: карты 16 штук и 1 правило.

Рукавичка.

Цель: развитие внимания, тренировка восприятие, сообразительность.

Оборудование: 24 карточки с рукавичками, 24 карточки с носочками, 12 карточек с шапочками, 12 карточек с шарфиками.

Учимся считать.

Цель: научиться считать до 10-ти, различать основные цвета и формы.

Оборудование: фигуры 4-х цветов (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), каждая фигурка разного цвета.

Мое не мое.

Цель: развивать устойчивость внимания и наблюдаемость.

Оборудование: карточки 36 штук.

  1. упражнения на развитие логического мышления

Последовательность событий.

Цель: развитие мыслительной деятельности ребенка, возможности установления причинно-следственных и пространственно-временных связей.

Оборудование: набор из 4-х оригинальных сюжетов.

Конструктор-лего.

Цель: развитие внимания, логического мышления и моторики рук.

Оборудование: конструктор разноцветный.

Посчитай-ка.

Цель: закрепление математических представлений: количественный и порядочный счет, понятие о величине предметов, о геометрических фигурах, о составе числа.

Оборудование: карты 14 штук, правила 1 штука, упаковка 1 штука.

Никитины кубики.

Цель: развитие устойчивости внимания и логического мышления.

Оборудование: инструкция и 8 деревянных дощечек.

Найти по описанию.

Цель:развитие зрительного восприятия, произвольного мышления, памяти, логического и пространственного мышление, речи.

Оборудование:10 карточек и набор геометрических фигур.

Исключение лишнего.

Цель: выделить существенные признаки предметов и объяснить, чем предмет отличается от других.

Оборудование: набор изображений, где каждое задание представляют собой 4 изображения различных предметов, объединенных общей рамкой.

  1. упражнения на развитие памяти.

Опосредованное запоминание.

Цель: возможность использования внешнего средства для задач запоминания, объема материла, запоминаемого опосредованного.

Оборудование: картинки – полотенце, стул, велосипед, глобус, карандаш, солнце, столовые наборы, тарелка, зеркало, дом-булочная, фабричные трубы, кувшин, забор, собака, шорты, носки, ботинки, лошадь, перочинный нож, гусь, уличный фонарь, петух, школьная доска, расческа, часы, поднос.

Предметная классификация.

Цель: развитие понятийного мышления ребенка.

Оборудование: набор специально подобранных цветных реалистических изображений.

Первая серия – 25 карточек, размером 5 на 5 см.

Вторая серия – 32 карточек размером 7 на 7 см.

Волшебный мешочек.

Цель: развитие осязательной памяти.

Оборудование: один мешочек, предметы разных форм.

  1. упражнения на развитие воображения

Система упражнений на развитие воображения:

Цель: развить воображение, мышление.

Оборудование: тетрадь для развития воображения.

Игровые инструменты.

Цель: развить воображение.

Оборудование: музыкальные инструменты.

  1. упражнения на развитие моторики.

Пальчиковая гимнастика:

Цель: развитие внимания, мышления, памяти, речи, способствует овладению навыками письма.

Занятие №1

Разминка. Пальчики здороваются.

Занятие №2

Моя семья. Вылепим птичку - лепка птицы из пластилина.

Занятие№3

Наш малыш. Птичка клюет.

Занятие№4

Шалун. Здравствуй.

Занятие№5

Комарик.

Занятие №6

Сжимаем-разжимаем кулачки, напряжение-раслабление пальцев, потягивание, сгибание и разгибание пальцев, сгибание-разгибание всех пальцев вместе и по очереди, упражнение для кончиков пальцев.

Математический планшет.

Цель: развитие логического мышления ,внимания, мелкой моторики пальцев рук.

Оборудование: разноцветные резиночки, 8 досок.

Цель: развитие логического мышления ,внимания, мелкой моторики пальцев рук.

Оборудование: разноцветные шарики и 8 досок с лабиринтами.

Магнитный лабиринт.

Цель: развитие логического мышления ,внимания, мелкой моторики пальцев рук.

Доски для развития моторики:

Цель: развить мелкую моторику, мышление и воображение.

Оборудование: 6 досок для прохождения лабиринта, металлические шарики и 4 карандаша.

Разминка для глаз.

Цель: упражнение для профилактики нарушения зрения.


Для выявления группы коррекционных детей была диагностика психологического развития, автор Г.П. Логинова, Д.В. Андрющенко

Контрольная группа (норма)

ФИО;ВОЗРАСТ;ПОЛ

МОТИВАЦИЯ

САМООЦЕНКА

М.И.;6,5 ЛЕТ ;ЖЕН

ВЫСОКАЯ

ЗАВЫШЕННАЯ

А.Б.; 5,5 ЛЕТ ;ЖЕН

ВЫСОКАЯ

ЗАВЫШЕННАЯ

В.К.; 5,5 ЛЕТ ;ЖЕН

ВЫСОКАЯ

СРЕДНЯЯ

Л.Г. ; 5 ЛЕТ ;МУЖ

ГР.РИСКА

ВЫСОКАЯ

Т.Д. ; 6 ЛЕТ ;МУЖ

СРЕДНЯЯ

СРЕДНЯЯ

Н.П.; 5,5 ЛЕТ ;ЖЕН

ВЫСОКАЯ

СРЕДНЯЯ

З.У.; 6 ЛЕТ ;МУЖ

СРЕДНЯЯ

ЗАВЫШЕННАЯ

Н.С.; 6 ЛЕТ ;МУЖ

СРЕДНЯЯ

СРЕДНЯЯ

Е.З.; 6 ЛЕТ ;ЖЕН

ВЫСОКАЯ

ЗАВЫШЕННАЯ

Н.Х.; 6 ЛЕТ ;ЖЕН

ВЫСОКАЯ

ЗАВЫШЕННАЯ

Т.Б.; 6 ЛЕТ ;ЖЕН

ВЫСОКАЯ

ЗАВЫШЕННАЯ

Д.З.; 6,5 ЛЕТ ;МУЖ

ВЫСОКАЯ

НИЗКАЯ

А.Д.; 6 ЛЕТ ;МУЖ

СРЕДНЯЯ

ЗАВЫШЕННАЯ


Группа детей из неблагополучные семей

(неполные семьи или семьи, где есть алкоголики или очень много детей)

ФИО;ВОЗРАСТ;ПОЛ

МОТИВАЦИЯ

САМООЦЕНКА

М.Ж.; 5 ЛЕТ ;МУЖ

ГР.РИСКА

НИЗКАЯ

С.Г.;6(5,5)ЛЕТ ;ЖЕН

СРЕДНЯЯ

СРЕДНЯЯ

С.В; 5 ЛЕТ;МУЖ

ГР.РИСКА

СРЕДНЯЯ

В.В; 6 ЛЕТ;МУЖ

СРЕДНЯЯ

ЗАВЫШЕННАЯ

Е.А. 6 ЛЕТ;ЖЕН

ВЫСОКАЯ

ЗАВЫШЕННАЯ

Л.О. 5 ЛЕТ;ЖЕН

СРЕДНЯЯ

ВЫСОКАЯ

Ф.И. 6 ЛЕТ;МУЖ

СРЕДНЯЯ

ВЫСОКАЯ

М.С. 5,5 ЛЕТ;МУЖ

СРЕДНЯЯ

ВЫСОКАЯ

Е.Ф. 6 ЛЕТ;МУЖ

СРЕДНЯЯ

СРЕДНЯЯ

В.Д. 5,5 ЛЕТ;МУЖ

СРЕДНЯЯ

НИЗКАЯ


Группа детей с трудностями психологического развития

В ЗБР: планирующее воображение, перцептивное моделирование (собирание по образцу) или мировоззренческие представления или, логическое мышление(что в начале - что в конце).

ФИО;ВОЗРАСТ;ПОЛ

МОТИВАЦИЯ

САМООЦЕНКА

А.К. 6 ЛЕТ;МУЖ

СРЕДНЯЯ

ВЫСОКАЯ

ДН.З. 6,5 ЛЕТ;МУЖ

СРЕДНЯЯ

ВЫСОКАЯ

М.О. 5,5 ЛЕТ;МУЖ

СРЕДНЯЯ

СРЕДНЯЯ

А.О. 6 ЛЕТ;ЖЕН

ВЫСОКАЯ

ЗАВЫШЕННАЯ

Н.Б. 5 ЛЕТ;ЖЕН

СРЕДНЯЯ

ЗАВЫШЕННАЯ

Н.К. 6 ЛЕТ;МУЖ

СРЕДНЯЯ

СРЕДНЯЯ

В.Ч. 6 ЛЕТ;ЖЕН

СРЕДНЯЯ

ЗАВЫШЕННАЯ

Л.Б. 6 ЛЕТ;ЖЕН

СРЕДНЯЯ

ЗАВЫШЕННАЯ

В.С. 6 ЛЕТ;ЖЕН

СРЕДНЯЯ

ВЫСОКАЯ

Д.Ф. 5,5 ЛЕТ;МУЖ

СРЕДНЯЯ

ВЫСОКАЯ


Повторный срез, контрольной группы (норма)

ФИО;ВОЗРАСТ;ПОЛ

МОТИВАЦИЯ

САМООЦЕНКА

М.И.;6,5 ЛЕТ ;ЖЕН

ВЫСОКАЯ

ВЫСОКАЯ

А.Б.; 5,5 ЛЕТ ;ЖЕН

ВЫСОКАЯ

ЗАВЫШЕННАЯ

В.К.; 5,5 ЛЕТ ;ЖЕН

ВЫСОКАЯ

ВЫСОКАЯ

Л.Г. ; 5 ЛЕТ ;МУЖ

ГР.РИСКА

ВЫСОКАЯ

Т.Д. ; 6 ЛЕТ ;МУЖ

СРЕДНЯЯ

ВЫСОКАЯ

Н.П.; 5,5 ЛЕТ ;ЖЕН

ВЫСОКАЯ

ВЫСОКАЯ

З.У.; 6 ЛЕТ ;МУЖ

ВЫСОКАЯ

ЗАВЫШЕННАЯ

Н.С.; 6 ЛЕТ ;МУЖ

СРЕДНЯЯ

ВЫСОКАЯ

Е.З.; 6 ЛЕТ ;ЖЕН

ВЫСОКАЯ

ЗАВЫШЕННАЯ

Н.Х.; 6 ЛЕТ ;ЖЕН

ВЫСОКАЯ

ЗАВЫШЕННАЯ

Т.Б.; 6 ЛЕТ ;ЖЕН

ВЫСОКАЯ

ЗАВЫШЕННАЯ

Д.З.; 6,5 ЛЕТ ;МУЖ

ВЫСОКАЯ

СРЕДНЯЯ

А.Д.; 6 ЛЕТ ;МУЖ

СРЕДНЯЯ

ЗАВЫШЕННАЯ


Повторный срез, группы детей из неблагополучные семей

ФИО;ВОЗРАСТ;ПОЛ

МОТИВАЦИЯ

САМООЦЕНКА

М.Ж.; 5 ЛЕТ ;МУЖ

ГР.РИСКА

СРЕДНЯЯ

С.Г.;6(5,5)ЛЕТ ;ЖЕН

СРЕДНЯЯ

ВЫСОКАЯ

С.В; 5 ЛЕТ;МУЖ

ГР.РИСКА

СРЕДНЯЯ

В.В; 6 ЛЕТ;МУЖ

ВЫСОКАЯ

ЗАВЫШЕННАЯ

Е.А. 6 ЛЕТ;ЖЕН

ВЫСОКАЯ

ЗАВЫШЕННАЯ

Л.О. 5 ЛЕТ;ЖЕН

СРЕДНЯЯ

ВЫСОКАЯ

Ф.И. 6 ЛЕТ;МУЖ

СРЕДНЯЯ

ЗАВЫШЕННАЯ

М.С. 5,5 ЛЕТ;МУЖ

СРЕДНЯЯ

ЗАВЫШЕННАЯ

Е.Ф. 6 ЛЕТ;МУЖ

ВЫСОКАЯ

ВЫСОКАЯ

В.Д. 5,5 ЛЕТ;МУЖ

СРЕДНЯЯ

СРЕДНЯЯ


Повторный срез, группа детей с трудностями психологического развития

ФИО;ВОЗРАСТ;ПОЛ

МОТИВАЦИЯ

САМООЦЕНКА

А.К. 6 ЛЕТ;МУЖ

ВЫСОКАЯ

ВЫСОКАЯ

ДН.З. 6,5 ЛЕТ;МУЖ

СРЕДНЯЯ

ВЫСОКАЯ

М.О. 5,5 ЛЕТ;МУЖ

СРЕДНЯЯ

ВЫСОКАЯ

А.О. 6 ЛЕТ;ЖЕН

ВЫСОКАЯ

ВЫСОКАЯ

Н.Б. 5 ЛЕТ;ЖЕН

ВЫСОКАЯ

ЗАВЫШЕННАЯ

Н.К. 6 ЛЕТ;МУЖ

ВЫСОКАЯ

ЗАВЫШЕННАЯ

В.Ч. 6 ЛЕТ;ЖЕН

ВЫСОКАЯ

ЗАВЫШЕННАЯ

Л.Б. 6 ЛЕТ;ЖЕН

СРЕДНЯЯ

ВЫСОКАЯ

В.С. 6 ЛЕТ;ЖЕН

ВЫСОКАЯ

ВЫСОКАЯ

Д.Ф. 5,5 ЛЕТ;МУЖ

СРЕДНЯЯ

ЗАВЫШЕННАЯ


Обсуждение результатов исследования.

Проблемные зоны в первоначальном срезе в контрольной группе:

В контрольной группе в целом все показатели усреднены, есть несколько детей с чуть заниженной мотивацией и самооценкой, например:

Д.З. в семье царит жесткая дисциплина т.к. отец военный, а мы знаем понятия «семья-казарма» – это, конечно, сопровождается низкой. Отец герой для Д. и он во всем готов по-армейски ему подчиняться, отстранив свое «Я».

Группы детей из неблагополучные семей:

М.Ж. – очень большая семья – мало внимания, отец работает в другом городе редко появляется, можно сказать его почти нет.

Засчет коррекционных упражнении и положительных подкреплений от группы и психолога поднялась самооценка с низкой до средней.

С.Г. – не полная семья – нет отца.

Засчет коррекционных упражнении и положительных подкреплений от группы и психолога поднялась самооценка со средней до высокой

С.В. – Возрастные родители, с диагнозами.

Результат не изменился, но не уменьшился и при обилии дисциплинарных мер со стороны воспитателя и детей.

В.В – не полная семья – нет отца. За счет коррекционных упражнении и положительных подкреплений от группы и психолога поднялась мотивация со средней до высокой. У ребенка начали получаться упражнения, и он стал просить больше, и прилагать большее старание, начал получать удовлетворение от работы.

Е.А. – не полная семья – нет отца.

Результаты были отличные, так и остались.

Л.О. – отец вернулся в семью совсем недавно.

Результаты не изменились, ввиду не частого посещения.

Ф.И. – не полная семья – нет матери.

Результаты не изменились, требуется дальнейшая работа с мотивацией.

М.С. – родители есть, но они заняты, чем угодно, кроме ребенка, можно сказать их нет.

Результаты не изменились, требуется дальнейшая работа с мотивацией.

Е.Ф. – пьет отец и мать. За счет коррекционных упражнении и положительных подкреплений от группы и психолога поднялась мотивация и самооценка со средней до высокой. У ребенка начали получаться упражнения, и он стал получать, то чего не мог получить от пьющих родителей-оценку своих сил, появился повод стараться.

В.Д. – очень большая семья – мало внимания.

За счет коррекционных упражнении и положительных подкреплений от группы и психолога поднялась самооценка с низкой до средней.

Вывод:

Ключевые затруднения в неблагополучных семьях с компонентом мотивации.


Группа детей с трудностями психологического развития

А.К. – неустойчивое внимание.

За счет коррекционных упражнении и положительных подкреплений от группы и психолога поднялась мотивация со средней до высокой.

ДН.З. -неустойчивое внимание.

Результаты не изменились, требуется дальнейшая работа с мотивацией.

М.О. – неустойчивое внимание.

За счет коррекционных упражнении и положительных подкреплений от группы и психолога поднялась самооценка с средней до высокой.

А.О. – неустойчивое внимание

Результаты не изменились, они очень хорошие, самооценка стала более реальной, из завышенной стала высокой.

Н.Б. – неустойчивое внимание.

За счет коррекционных упражнении и положительных подкреплений от группы и психолога поднялась мотивация со средней до высокой

Н.К. – неустойчивое внимание, наглядно-образное в ЗБР.

За счет коррекционных упражнении и положительных подкреплений от группы и психолога поднялась мотивация со средней до высокой и самооценка со средней до завышенной.

В.Ч. – логическое мышление.

За счет коррекционных упражнении и положительных подкреплений от группы и психолога поднялась мотивация со средней до высокой.

Л.Б. – логическое мышление.

Результаты не изменились, они очень хорошие, самооценка стала более реальной, из завышенной стала высокой.

В.С. – логическое мышление.

За счет коррекционных упражнении и положительных подкреплений от группы и психолога поднялась мотивация со средней до высокой.

Д.Ф. – психическое развитие в ЗБР.

Результаты не изменились, самооценка стала из высокой завышенной.

Вывод:

Ключевые затруднения в группе детей с трудностями психологического развития с компонентом мотивации.


Выводы:

В нашей работе мы попытались повлиять на развитие самосознание. Выяснили, что у детей в неблагополучных семьях и у детей с трудностями психологического развития проблемы с мотивационным компонентом. Следовательно, для наиболее адекватного развития самосознание нужно усиленно заниматься им.

Если даже за столь короткий срок работа с компонентами дала положительный результат, то за длительный срок и, работая с каждым компонентом, мы можем достичь хороших результатов. И при условии, если родители и воспитатели вдохновятся нашей работой и поддержат её, мы можем достичь много.

Думаем эта работа должна развиваться. Но необходимо изучить еще и остальные составляющие компонента «психологические свойства и качества»,для полноценной работы над развитием самосознания.


Литература:

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

  2. Божович Л.И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка // Психология личности. Тексты. М., 1982. – Введение в психологию / Под общ.ред. проф. А.В. Петровского. – Москва: Издательский центр «Академия», 1996.

  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию, 2002.

  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Понятие личности в трудах А.Н. Леонтьева и проблема исследования характера // Веста. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1983. № 4.

  5. Выготский Л.С. Педология подростка. Собр. соч. – Т. 4. – М.: Педагогика 1984. – С. 229-231.

  6. Джемс В. Личность // Психология личности. Тексты. М., 1982.

  7. Диянова З.В., Щеголева Т.М. Самосознание личности. – Иркутск, 1998.

  8. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. / Под ред. А.В. Запорожца и Я.3. Неверович. М., 1965.

  9. Зитенко В.Л., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психо­логии. – М., 1994.

  10. Левин К., Дембо Т., Фестишер Л., Сирс П. Уровень притязаний // Психология личности. Тексты. М., 1982.

  11. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. Киев, 1971.

  12. Кригер Г.Н. Образ Я в профессиональном сознании // Наука и образование: Материалы Всероссийской научной конференции (12-13 апреля 2002г.). – Ч. 2. – Белово, 2002. – С. 223.

  13. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М., 1972.

  14. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.

  15. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов. / Под ред. Л.А. Венгера, – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985.

  16. - Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.

  17. Началджян А.А. Социально-психическая адаптация. – Ереван, 1988.

  18. Орлов А.Б. Эмпирическая личность и ее структура // Вопросы психологии. – 1995. – № 2.

  19. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.–Л., 1932.

  20. Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983.

  21. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М., 1977.

  22. Мухина В.С. Детская психология. М., Просвещение. 1985.

  23. Самосознание личности. М.: Издательство Московского Университета, 1983.

  24. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000. – 53 с.

  25. Немов Р.С. Психология – Кн.3: Психодиагностика.

  26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Составители, авторы комментариев и послесловия А.В. Брушлинский.

  27. Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. – М., 1960.

  28. Вирджиния Сатир. Психотерапия семьи. – Речь. СПб., 2000. С. 21.

  29. Якобсон С.Г. Становление психологических механизмов этической регуляции поведения. – В кн.: Психология формирования и развития личности. / Под ред. Л.И. Анцыферовой. М., 1981.

  30. Токарев А.А. Влияние коррекционно-развивающих занятий на детей с ЗПР, ОНР, дизартрией и билингвизмом // Молодой ученый. – 2012. – №4. – С. 468-476.

Основные термины (генерируются автоматически): логическое мышление, МУЖ, оборудование, ЖЕНА, группа детей, ребенок, упражнение, развитие внимания, самооценка, неустойчивое внимание.


Задать вопрос