Роль самосознания в раскрытии широкого диапазона индивидуальных характеристик деткой личности, определяет важнейший социально-психологический и общественный статус раздела формирования самосознания ребенка, как особой отрасли психологических знаний.
Путь к формированию духовного и нравственного начала в ребенке лежит в оценке уровня развития его самосознания, отражающего особенность индивидуального развития его психики, физиологии и характера. Данное обстоятельство позволяет психологам, с разного рода методик, применять коррекционные психологические меры воздействия на формирование тех или иных черт характера ребенка, способствуя формирования в самосознании ребенка нравственных и духовных убеждений и психических свойств.
Решение проблемы практического использования в сфере образования и воспитания конкретных форм и методов по выявлению нравственного и духовного уровня в развитии детского самосознания, с использованием диагностических и прогностической проективных методик, является не только актуальной задачей, но имеет научную ценность и уникальность по способам их применения в различных областях знаний.
Данная тема в дошкольном периоде недостаточно изучена т.к. считается достаточным для изучения только в подростковом периоде, уже сформированное самосознание.
Цель: Найти пути возможного воздействия окружающей социальной среды на развития адекватного самосознания у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Мы используя компоненты самосознания по-Мерлину:
сознание своей тождественности;
сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;
осознание своих психических свойств и качеств;
определенная система социально-нравственных самооценок.
- пытались влиять на: систему социально-нравственных самооценок и осознание своих психических свойств и качеств (была взята мотивация), тем самым влияя на самосознание;
- выяснить насколько разнятся показатели компонентов у коррекционных детей, у детей из (тяжелых) семей, у «нормальных» семей;
- выявить какие типы семей положительно влияют, на какие компоненты.
Гипотеза: Окружающая среда помогает формированию самосознания, и только при активном влияние социальной среды адекватно развивается самосознание.
Объектом исследования является самосознание, предметом его изучение компоненты.
Методики:
Для количественной оценки одного из компонентов были использованы:
Самооценки методики:
Тест для детей (диагностирующий внутреннюю позицию дошкольника по Т.Д. Марцинковской).
Источник: Р.С. Немов Психология – Кн.3: Психодиагностика.
Для оценки компонента мотивации была использована методика диагностика школьной готовности.
Автор: Гудкина. Н.И.
Для выявления группы коррекционных детей была методика диагностика психологического развития, автор Г.П. Логинова, Д.В. Андрющенко.
Было проведено исследование на базе общеобразовательного детского сада №659 с детьми возраста 5 -7 лет. Дети были разделены на три группы: контрольная группа, группа детей из неблагополучных семей, группа с трудностями психологического развития.
Взяв, как постулат компоненты самосознания, данные нам В.С. Мерлином:
сознание своей тождественности;
сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;
осознание своих психических свойств и качеств;
определенная система социально-нравственных самооценок.
В данном возрастном промежутке мы работаем: с осознанием своих психических свойств и качеств и с системой социально-нравственных самооценок, с остальными компонентами не работаем, т.к. тождественность уже сформирована в 2 года, а сознание своего собственного «Я», сформируется в подростковом возрасте.
Далее сравнив группы по компонентам, мы можем выявить, группу с наиболее развитым самосознанием, так же поймем с какими компонентами стоит работать в той или иной группе.
В исследовании был проведен первоначальный срез методиками:
Для количественной оценки одного из компонентов были использованы
Самооценки методики:
Тест для детей (диагностирующий внутреннюю позицию дошкольника по Т.Д. Марцинковской) и тест «Лесенка». Пояснение: завышенная самооценка в дошкольном возрасте – это норма, т.к. ребенок не хочет быть хуже других.
Источник: Р.С. Немов Психология – Кн.3: Психодиагностика.
Для оценки компонента мотивации была использована методика диагностика школьной готовности.
Автор: Гудкина, Н.И.
Коррекция между срезами.
Методика разработана педагогом-психологом Токаревым Алексеем Алексеевичем и Логиновой Галиной Павловной кандидатом психологических наук, профессором кафедры «Возрастная психология» МГППУ.
Перечень коррекционно-развивающих упражнений
Коррекционно-развивающие упражнения для детей 5-6 лет:
Пирамидка:
Цель: изучить основные цвета и научиться считать до 5.
Оборудование: пирамидка с 4 основными цветами (синий 1, зеленый 2, желтый 3, красный 4).
Чей домик?
Цель: игра поможет детям узнать особенности жизни некоторых животных, научит различать их изображения, укрепит зрительную память, наблюдательность и внимание.
Оборудование: 20 картонных карточек разрубленных на 2 элемента по технологии пазл.
Чтение и рассказ сказки по книги : Теремок сказок С.А.Корчагина
Просто весело.
Цель: 100 скороговорок для развития речи и слуховой памяти.
Оборудование: Книга 100 скороговорок Шанина С.А. и Серова Е.Д.
Картинки-половинки.
Цель: направлена на развитие зрительного восприятия, произвольного внимания, логического мышления и связную речь.
Оборудование: карты – 8 штук.
Аналогии.
Цель: развитие логического мышления, зрительного восприятия и внимания.
Оборудование: 20-разрезанных картинок.
Геометрические фигуры.
Цель: игра поможет познакомиться с основными геометрическими фигурами и телами, запомнить их названия и научить видеть геометрические формы в окружающих предметах.
Оборудование: 20 картонных карточек разрубленных на 2 элемента по технологии пазл.
Большой-маленький.
Цель: научить ребенка объединять предметы в группы и называть их обобщающими словами – животные, машины, цветы, съедобные предметы. Познакомиться с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 и счету до пяти.
Оборудование: карточки – 53 штуки и правила – 1 штука.
Мама, папа и я.
Цель: игра-ассоциация развивает у детей мышление, внимание, память, учит ориентироваться в пространстве, совершенствует мелкую моторику рук.
Оборудование: карточки- 36 штук и правила 1 штука.
Картинки на развитие памяти.
Цель: игра направлена на развитие зрительной памяти и изучение окружающего мира.
Оборудование: 24 картинки.
Чей малыш?
Цель: способствует развитию у ребенка представлений об окружающем живом мире, расширяет словарный запас – знакомит с названиями домашних животных и их детенышей, тренирует наблюдательность.
Оборудование: 20 картонных карточек состоящих из двух элементов и их детенышами. Всего 40 элементов.
Крупная мозаика.
Цель: развитие внимания, логического мышления.
Оборудование: доска с изображением лошадки, доска поделена на крупные части.
Занимательная палитра.
Цель: изучение цветов радуги и окружающего мира.
Оборудование: доски из картона, 24 картинки с цветами радуги и разными изображениями: животных, одежды, транспорта.
Сладкое, горькое, кислое, соленое.
Цель: научить и изучить, что относится к сладкому, горькому, кислому и соленому.
Оборудование: картинки с изображением разных продуктов.
Картинки – половинки.
Цель: развитие внимания, логического мышления и речи.
Оборудование: карты 64 штуки, разрезанные на половинки.
Кто чья мама и где чей листочек?
Цель: изучение деревьев и какие листья к ним относятся, животные разных пород и какие к ним детеныши относятся.
Оборудование: коробка с 8 каточками деревьев и 8 карточек с изображением деревьев, все карточки поделены пополам.
Подбери правильно.
Цель: развитие внимания, логического мышления.
Оборудование: доска с вырезанными отверстиями под фигурки, 2 мешочка с разными фигурками.
Упражнения для развития выразительности мимики, жестов и движений.
Цель: формировать у детей воображение, выразительности средства мимики, жестов и движений.
Вторая часть занятия:
Цель: развивать и совершенствовать умение детей находить геометрические фигуры определенного цвета и формы; учить находить свои ошибки (самоконтроль); формировать умения и навыки конструирования.
Оборудование: таблицы, на которых наклеены изображения предметов, составленные из геометрических фигур разного цвета.
Игра на развитие зрительной и слуховой памяти.
Повтор 5 слов: слон, рыба, птица, кубик и круг.
Повтор предложения: Сережа встал, оделся, пошел в школу.
Подбери к слову соответствующую картинку, вспомни по картинке слова.
Разложи картинки 5 штук – слон, рыба, птица, кубик и круг. Собери 1 минута.
Слова – ваза, кошка, медведь, небо, дождь.
Перечень коррекционно-развивающие упражнения для детей 5-6 лет:
упражнения на развитие внимания
Методика Когана.
Цель: удержать внимание, возможности распределения внимания по одному, двум или трем признакам.
Оборудование: набор карточек (25 штук) с разноцветными изображениями геометрических фигур.
Аналогии.
Цель: развитие логического мышления.
Оборудование: карты 16 штук и 1 правило.
Рукавичка.
Цель: развитие внимания, тренировка восприятие, сообразительность.
Оборудование: 24 карточки с рукавичками, 24 карточки с носочками, 12 карточек с шапочками, 12 карточек с шарфиками.
Учимся считать.
Цель: научиться считать до 10-ти, различать основные цвета и формы.
Оборудование: фигуры 4-х цветов (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), каждая фигурка разного цвета.
Мое не мое.
Цель: развивать устойчивость внимания и наблюдаемость.
Оборудование: карточки 36 штук.
упражнения на развитие логического мышления
Последовательность событий.
Цель: развитие мыслительной деятельности ребенка, возможности установления причинно-следственных и пространственно-временных связей.
Оборудование: набор из 4-х оригинальных сюжетов.
Конструктор-лего.
Цель: развитие внимания, логического мышления и моторики рук.
Оборудование: конструктор разноцветный.
Посчитай-ка.
Цель: закрепление математических представлений: количественный и порядочный счет, понятие о величине предметов, о геометрических фигурах, о составе числа.
Оборудование: карты 14 штук, правила 1 штука, упаковка 1 штука.
Никитины кубики.
Цель: развитие устойчивости внимания и логического мышления.
Оборудование: инструкция и 8 деревянных дощечек.
Найти по описанию.
Цель:развитие зрительного восприятия, произвольного мышления, памяти, логического и пространственного мышление, речи.
Оборудование:10 карточек и набор геометрических фигур.
Исключение лишнего.
Цель: выделить существенные признаки предметов и объяснить, чем предмет отличается от других.
Оборудование: набор изображений, где каждое задание представляют собой 4 изображения различных предметов, объединенных общей рамкой.
упражнения на развитие памяти.
Опосредованное запоминание.
Цель: возможность использования внешнего средства для задач запоминания, объема материла, запоминаемого опосредованного.
Оборудование: картинки – полотенце, стул, велосипед, глобус, карандаш, солнце, столовые наборы, тарелка, зеркало, дом-булочная, фабричные трубы, кувшин, забор, собака, шорты, носки, ботинки, лошадь, перочинный нож, гусь, уличный фонарь, петух, школьная доска, расческа, часы, поднос.
Предметная классификация.
Цель: развитие понятийного мышления ребенка.
Оборудование: набор специально подобранных цветных реалистических изображений.
Первая серия – 25 карточек, размером 5 на 5 см.
Вторая серия – 32 карточек размером 7 на 7 см.
Волшебный мешочек.
Цель: развитие осязательной памяти.
Оборудование: один мешочек, предметы разных форм.
упражнения на развитие воображения
Система упражнений на развитие воображения:
Цель: развить воображение, мышление.
Оборудование: тетрадь для развития воображения.
Игровые инструменты.
Цель: развить воображение.
Оборудование: музыкальные инструменты.
упражнения на развитие моторики.
Пальчиковая гимнастика:
Цель: развитие внимания, мышления, памяти, речи, способствует овладению навыками письма.
Занятие №1
Разминка. Пальчики здороваются.
Занятие №2
Моя семья. Вылепим птичку - лепка птицы из пластилина.
Занятие№3
Наш малыш. Птичка клюет.
Занятие№4
Шалун. Здравствуй.
Занятие№5
Комарик.
Занятие №6
Сжимаем-разжимаем кулачки, напряжение-раслабление пальцев, потягивание, сгибание и разгибание пальцев, сгибание-разгибание всех пальцев вместе и по очереди, упражнение для кончиков пальцев.
Математический планшет.
Цель: развитие логического мышления ,внимания, мелкой моторики пальцев рук.
Оборудование: разноцветные резиночки, 8 досок.
Цель: развитие логического мышления ,внимания, мелкой моторики пальцев рук.
Оборудование: разноцветные шарики и 8 досок с лабиринтами.
Магнитный лабиринт.
Цель: развитие логического мышления ,внимания, мелкой моторики пальцев рук.
Доски для развития моторики:
Цель: развить мелкую моторику, мышление и воображение.
Оборудование: 6 досок для прохождения лабиринта, металлические шарики и 4 карандаша.
Разминка для глаз.
Цель: упражнение для профилактики нарушения зрения.
Для выявления группы коррекционных детей была диагностика психологического развития, автор Г.П. Логинова, Д.В. Андрющенко
Контрольная группа (норма)
ФИО;ВОЗРАСТ;ПОЛ |
МОТИВАЦИЯ |
САМООЦЕНКА |
М.И.;6,5 ЛЕТ ;ЖЕН |
ВЫСОКАЯ |
ЗАВЫШЕННАЯ |
А.Б.; 5,5 ЛЕТ ;ЖЕН |
ВЫСОКАЯ |
ЗАВЫШЕННАЯ |
В.К.; 5,5 ЛЕТ ;ЖЕН |
ВЫСОКАЯ |
СРЕДНЯЯ |
Л.Г. ; 5 ЛЕТ ;МУЖ |
ГР.РИСКА |
ВЫСОКАЯ |
Т.Д. ; 6 ЛЕТ ;МУЖ |
СРЕДНЯЯ |
СРЕДНЯЯ |
Н.П.; 5,5 ЛЕТ ;ЖЕН |
ВЫСОКАЯ |
СРЕДНЯЯ |
З.У.; 6 ЛЕТ ;МУЖ |
СРЕДНЯЯ |
ЗАВЫШЕННАЯ |
Н.С.; 6 ЛЕТ ;МУЖ |
СРЕДНЯЯ |
СРЕДНЯЯ |
Е.З.; 6 ЛЕТ ;ЖЕН |
ВЫСОКАЯ |
ЗАВЫШЕННАЯ |
Н.Х.; 6 ЛЕТ ;ЖЕН |
ВЫСОКАЯ |
ЗАВЫШЕННАЯ |
Т.Б.; 6 ЛЕТ ;ЖЕН |
ВЫСОКАЯ |
ЗАВЫШЕННАЯ |
Д.З.; 6,5 ЛЕТ ;МУЖ |
ВЫСОКАЯ |
НИЗКАЯ |
А.Д.; 6 ЛЕТ ;МУЖ |
СРЕДНЯЯ |
ЗАВЫШЕННАЯ |
Группа детей из неблагополучные семей
(неполные семьи или семьи, где есть алкоголики или очень много детей)
ФИО;ВОЗРАСТ;ПОЛ |
МОТИВАЦИЯ |
САМООЦЕНКА |
М.Ж.; 5 ЛЕТ ;МУЖ |
ГР.РИСКА |
НИЗКАЯ |
С.Г.;6(5,5)ЛЕТ ;ЖЕН |
СРЕДНЯЯ |
СРЕДНЯЯ |
С.В; 5 ЛЕТ;МУЖ |
ГР.РИСКА |
СРЕДНЯЯ |
В.В; 6 ЛЕТ;МУЖ |
СРЕДНЯЯ |
ЗАВЫШЕННАЯ |
Е.А. 6 ЛЕТ;ЖЕН |
ВЫСОКАЯ |
ЗАВЫШЕННАЯ |
Л.О. 5 ЛЕТ;ЖЕН |
СРЕДНЯЯ |
ВЫСОКАЯ |
Ф.И. 6 ЛЕТ;МУЖ |
СРЕДНЯЯ |
ВЫСОКАЯ |
М.С. 5,5 ЛЕТ;МУЖ |
СРЕДНЯЯ |
ВЫСОКАЯ |
Е.Ф. 6 ЛЕТ;МУЖ |
СРЕДНЯЯ |
СРЕДНЯЯ |
В.Д. 5,5 ЛЕТ;МУЖ |
СРЕДНЯЯ |
НИЗКАЯ |
Группа детей с трудностями психологического развития
В ЗБР: планирующее воображение, перцептивное моделирование (собирание по образцу) или мировоззренческие представления или, логическое мышление(что в начале - что в конце).
ФИО;ВОЗРАСТ;ПОЛ |
МОТИВАЦИЯ |
САМООЦЕНКА |
А.К. 6 ЛЕТ;МУЖ |
СРЕДНЯЯ |
ВЫСОКАЯ |
ДН.З. 6,5 ЛЕТ;МУЖ |
СРЕДНЯЯ |
ВЫСОКАЯ |
М.О. 5,5 ЛЕТ;МУЖ |
СРЕДНЯЯ |
СРЕДНЯЯ |
А.О. 6 ЛЕТ;ЖЕН |
ВЫСОКАЯ |
ЗАВЫШЕННАЯ |
Н.Б. 5 ЛЕТ;ЖЕН |
СРЕДНЯЯ |
ЗАВЫШЕННАЯ |
Н.К. 6 ЛЕТ;МУЖ |
СРЕДНЯЯ |
СРЕДНЯЯ |
В.Ч. 6 ЛЕТ;ЖЕН |
СРЕДНЯЯ |
ЗАВЫШЕННАЯ |
Л.Б. 6 ЛЕТ;ЖЕН |
СРЕДНЯЯ |
ЗАВЫШЕННАЯ |
В.С. 6 ЛЕТ;ЖЕН |
СРЕДНЯЯ |
ВЫСОКАЯ |
Д.Ф. 5,5 ЛЕТ;МУЖ |
СРЕДНЯЯ |
ВЫСОКАЯ |
Повторный срез, контрольной группы (норма)
ФИО;ВОЗРАСТ;ПОЛ |
МОТИВАЦИЯ |
САМООЦЕНКА |
|
М.И.;6,5 ЛЕТ ;ЖЕН |
ВЫСОКАЯ |
ВЫСОКАЯ |
|
А.Б.; 5,5 ЛЕТ ;ЖЕН |
ВЫСОКАЯ |
ЗАВЫШЕННАЯ |
|
В.К.; 5,5 ЛЕТ ;ЖЕН |
ВЫСОКАЯ |
ВЫСОКАЯ |
|
Л.Г. ; 5 ЛЕТ ;МУЖ |
ГР.РИСКА |
ВЫСОКАЯ |
|
Т.Д. ; 6 ЛЕТ ;МУЖ |
СРЕДНЯЯ |
ВЫСОКАЯ |
|
Н.П.; 5,5 ЛЕТ ;ЖЕН |
ВЫСОКАЯ |
ВЫСОКАЯ |
|
З.У.; 6 ЛЕТ ;МУЖ |
ВЫСОКАЯ |
ЗАВЫШЕННАЯ |
|
Н.С.; 6 ЛЕТ ;МУЖ |
СРЕДНЯЯ |
ВЫСОКАЯ |
|
Е.З.; 6 ЛЕТ ;ЖЕН |
ВЫСОКАЯ |
ЗАВЫШЕННАЯ |
|
Н.Х.; 6 ЛЕТ ;ЖЕН |
ВЫСОКАЯ |
ЗАВЫШЕННАЯ |
|
Т.Б.; 6 ЛЕТ ;ЖЕН |
ВЫСОКАЯ |
ЗАВЫШЕННАЯ |
|
Д.З.; 6,5 ЛЕТ ;МУЖ |
ВЫСОКАЯ |
СРЕДНЯЯ |
|
А.Д.; 6 ЛЕТ ;МУЖ |
СРЕДНЯЯ |
ЗАВЫШЕННАЯ |
Повторный срез, группы детей из неблагополучные семей
ФИО;ВОЗРАСТ;ПОЛ |
МОТИВАЦИЯ |
САМООЦЕНКА |
М.Ж.; 5 ЛЕТ ;МУЖ |
ГР.РИСКА |
СРЕДНЯЯ |
С.Г.;6(5,5)ЛЕТ ;ЖЕН |
СРЕДНЯЯ |
ВЫСОКАЯ |
С.В; 5 ЛЕТ;МУЖ |
ГР.РИСКА |
СРЕДНЯЯ |
В.В; 6 ЛЕТ;МУЖ |
ВЫСОКАЯ |
ЗАВЫШЕННАЯ |
Е.А. 6 ЛЕТ;ЖЕН |
ВЫСОКАЯ |
ЗАВЫШЕННАЯ |
Л.О. 5 ЛЕТ;ЖЕН |
СРЕДНЯЯ |
ВЫСОКАЯ |
Ф.И. 6 ЛЕТ;МУЖ |
СРЕДНЯЯ |
ЗАВЫШЕННАЯ |
М.С. 5,5 ЛЕТ;МУЖ |
СРЕДНЯЯ |
ЗАВЫШЕННАЯ |
Е.Ф. 6 ЛЕТ;МУЖ |
ВЫСОКАЯ |
ВЫСОКАЯ |
В.Д. 5,5 ЛЕТ;МУЖ |
СРЕДНЯЯ |
СРЕДНЯЯ |
Повторный срез, группа детей с трудностями психологического развития
ФИО;ВОЗРАСТ;ПОЛ |
МОТИВАЦИЯ |
САМООЦЕНКА |
А.К. 6 ЛЕТ;МУЖ |
ВЫСОКАЯ |
ВЫСОКАЯ |
ДН.З. 6,5 ЛЕТ;МУЖ |
СРЕДНЯЯ |
ВЫСОКАЯ |
М.О. 5,5 ЛЕТ;МУЖ |
СРЕДНЯЯ |
ВЫСОКАЯ |
А.О. 6 ЛЕТ;ЖЕН |
ВЫСОКАЯ |
ВЫСОКАЯ |
Н.Б. 5 ЛЕТ;ЖЕН |
ВЫСОКАЯ |
ЗАВЫШЕННАЯ |
Н.К. 6 ЛЕТ;МУЖ |
ВЫСОКАЯ |
ЗАВЫШЕННАЯ |
В.Ч. 6 ЛЕТ;ЖЕН |
ВЫСОКАЯ |
ЗАВЫШЕННАЯ |
Л.Б. 6 ЛЕТ;ЖЕН |
СРЕДНЯЯ |
ВЫСОКАЯ |
В.С. 6 ЛЕТ;ЖЕН |
ВЫСОКАЯ |
ВЫСОКАЯ |
Д.Ф. 5,5 ЛЕТ;МУЖ |
СРЕДНЯЯ |
ЗАВЫШЕННАЯ |
Обсуждение результатов исследования.
Проблемные зоны в первоначальном срезе в контрольной группе:
В контрольной группе в целом все показатели усреднены, есть несколько детей с чуть заниженной мотивацией и самооценкой, например:
Д.З. в семье царит жесткая дисциплина т.к. отец военный, а мы знаем понятия «семья-казарма» – это, конечно, сопровождается низкой. Отец герой для Д. и он во всем готов по-армейски ему подчиняться, отстранив свое «Я».
Группы детей из неблагополучные семей:
М.Ж. – очень большая семья – мало внимания, отец работает в другом городе редко появляется, можно сказать его почти нет.
Засчет коррекционных упражнении и положительных подкреплений от группы и психолога поднялась самооценка с низкой до средней.
С.Г. – не полная семья – нет отца.
Засчет коррекционных упражнении и положительных подкреплений от группы и психолога поднялась самооценка со средней до высокой
С.В. – Возрастные родители, с диагнозами.
Результат не изменился, но не уменьшился и при обилии дисциплинарных мер со стороны воспитателя и детей.
В.В – не полная семья – нет отца. За счет коррекционных упражнении и положительных подкреплений от группы и психолога поднялась мотивация со средней до высокой. У ребенка начали получаться упражнения, и он стал просить больше, и прилагать большее старание, начал получать удовлетворение от работы.
Е.А. – не полная семья – нет отца.
Результаты были отличные, так и остались.
Л.О. – отец вернулся в семью совсем недавно.
Результаты не изменились, ввиду не частого посещения.
Ф.И. – не полная семья – нет матери.
Результаты не изменились, требуется дальнейшая работа с мотивацией.
М.С. – родители есть, но они заняты, чем угодно, кроме ребенка, можно сказать их нет.
Результаты не изменились, требуется дальнейшая работа с мотивацией.
Е.Ф. – пьет отец и мать. За счет коррекционных упражнении и положительных подкреплений от группы и психолога поднялась мотивация и самооценка со средней до высокой. У ребенка начали получаться упражнения, и он стал получать, то чего не мог получить от пьющих родителей-оценку своих сил, появился повод стараться.
В.Д. – очень большая семья – мало внимания.
За счет коррекционных упражнении и положительных подкреплений от группы и психолога поднялась самооценка с низкой до средней.
Вывод:
Ключевые затруднения в неблагополучных семьях с компонентом мотивации.
Группа детей с трудностями психологического развития
А.К. – неустойчивое внимание.
За счет коррекционных упражнении и положительных подкреплений от группы и психолога поднялась мотивация со средней до высокой.
ДН.З. -неустойчивое внимание.
Результаты не изменились, требуется дальнейшая работа с мотивацией.
М.О. – неустойчивое внимание.
За счет коррекционных упражнении и положительных подкреплений от группы и психолога поднялась самооценка с средней до высокой.
А.О. – неустойчивое внимание
Результаты не изменились, они очень хорошие, самооценка стала более реальной, из завышенной стала высокой.
Н.Б. – неустойчивое внимание.
За счет коррекционных упражнении и положительных подкреплений от группы и психолога поднялась мотивация со средней до высокой
Н.К. – неустойчивое внимание, наглядно-образное в ЗБР.
За счет коррекционных упражнении и положительных подкреплений от группы и психолога поднялась мотивация со средней до высокой и самооценка со средней до завышенной.
В.Ч. – логическое мышление.
За счет коррекционных упражнении и положительных подкреплений от группы и психолога поднялась мотивация со средней до высокой.
Л.Б. – логическое мышление.
Результаты не изменились, они очень хорошие, самооценка стала более реальной, из завышенной стала высокой.
В.С. – логическое мышление.
За счет коррекционных упражнении и положительных подкреплений от группы и психолога поднялась мотивация со средней до высокой.
Д.Ф. – психическое развитие в ЗБР.
Результаты не изменились, самооценка стала из высокой завышенной.
Вывод:
Ключевые затруднения в группе детей с трудностями психологического развития с компонентом мотивации.
Выводы:
В нашей работе мы попытались повлиять на развитие самосознание. Выяснили, что у детей в неблагополучных семьях и у детей с трудностями психологического развития проблемы с мотивационным компонентом. Следовательно, для наиболее адекватного развития самосознание нужно усиленно заниматься им.
Если даже за столь короткий срок работа с компонентами дала положительный результат, то за длительный срок и, работая с каждым компонентом, мы можем достичь хороших результатов. И при условии, если родители и воспитатели вдохновятся нашей работой и поддержат её, мы можем достичь много.
Думаем эта работа должна развиваться. Но необходимо изучить еще и остальные составляющие компонента «психологические свойства и качества»,для полноценной работы над развитием самосознания.
Литература:
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
Божович Л.И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка // Психология личности. Тексты. М., 1982. – Введение в психологию / Под общ.ред. проф. А.В. Петровского. – Москва: Издательский центр «Академия», 1996.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию, 2002.
Гиппенрейтер Ю.Б. Понятие личности в трудах А.Н. Леонтьева и проблема исследования характера // Веста. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1983. № 4.
Выготский Л.С. Педология подростка. Собр. соч. – Т. 4. – М.: Педагогика 1984. – С. 229-231.
Джемс В. Личность // Психология личности. Тексты. М., 1982.
Диянова З.В., Щеголева Т.М. Самосознание личности. – Иркутск, 1998.
Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. / Под ред. А.В. Запорожца и Я.3. Неверович. М., 1965.
Зитенко В.Л., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. – М., 1994.
Левин К., Дембо Т., Фестишер Л., Сирс П. Уровень притязаний // Психология личности. Тексты. М., 1982.
Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. Киев, 1971.
Кригер Г.Н. Образ Я в профессиональном сознании // Наука и образование: Материалы Всероссийской научной конференции (12-13 апреля 2002г.). – Ч. 2. – Белово, 2002. – С. 223.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М., 1972.
Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.
Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов. / Под ред. Л.А. Венгера, – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.
Началджян А.А. Социально-психическая адаптация. – Ереван, 1988.
Орлов А.Б. Эмпирическая личность и ее структура // Вопросы психологии. – 1995. – № 2.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.–Л., 1932.
Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983.
Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М., 1977.
Мухина В.С. Детская психология. М., Просвещение. 1985.
Самосознание личности. М.: Издательство Московского Университета, 1983.
Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000. – 53 с.
Немов Р.С. Психология – Кн.3: Психодиагностика.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Составители, авторы комментариев и послесловия А.В. Брушлинский.
Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. – М., 1960.
Вирджиния Сатир. Психотерапия семьи. – Речь. СПб., 2000. С. 21.
Якобсон С.Г. Становление психологических механизмов этической регуляции поведения. – В кн.: Психология формирования и развития личности. / Под ред. Л.И. Анцыферовой. М., 1981.
Токарев А.А. Влияние коррекционно-развивающих занятий на детей с ЗПР, ОНР, дизартрией и билингвизмом // Молодой ученый. – 2012. – №4. – С. 468-476.