Многофункциональное дидактическое пособие «Веселая гусеница» для познавательного развития детей дошкольного возраста
Автор: Дремова Анна Владимировна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (82) январь 2025 г.
Дата публикации: 25.12.2024
Статья просмотрена: 2 раза
Библиографическое описание:
Дремова, А. В. Многофункциональное дидактическое пособие «Веселая гусеница» для познавательного развития детей дошкольного возраста / А. В. Дремова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 1 (82). — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/279/9717/ (дата обращения: 16.01.2025).
Познавательное развитие по ФГОС в ДОО предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание. Дидактические игры способствуют развитию таких мыслительных операций, как анализ, мысленное разложение целого на части или выделение из целого его сторон; сравнение, установление сходства и различия между предметами или какими-либо признаками; синтез, мысленное объединение частей, свойств в единое целое; обобщение, мысленное объединение предметов и явлений по каким-либо существенным свойствам. Дидактическую игру можно рассматривать как: важнейший вид самостоятельной деятельности детей, позволяющей ребёнку самореализоваться и самоутвердиться; фактор, формирующий внутренний мир ребёнка.
Формируемая ценность: знание.
Целью методической разработки является создание условий для расширения и закрепления знаний у детей ЗПР от 3 до 8 лет, стимулирование мыслительной деятельности в процессе реализации адаптированной образовательной программы ДОО.
Задачи:
— развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы;
— формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний;
— развитие математических представлений: закрепление навыка счета; восприятие чисел с помощью различных анализаторов (визуальные, слуховые, тактильные);
— формировать и закреплять умение различать и называть цвета;
— развивать пространственное и логическое мышление, внимание, память, речь, фантазию и воображение, мелкую моторику.
Актуальность данной методической разработки заключается в современном, авторском подходе, позволяющем в интересной и игровой форме развивать зрительное восприятия цвета, внимания и память у детей с ЗПР. А вариативность данного пособия позволяет решать программные задачи для всех возрастов от 3 до 8 лет.
Дидактическое пособие «Веселая гусеница», направленное на развитие зрительного восприятия цвета, внимания, памяти и мышления, представляет собой вязаную гусеницу, части которой соединяются между собой на липучку. Гусеница состоит из 8 частей разного цвета. Детали связаны из хлопковой пряжи, внутри наполнены гипоаллергенным холофайбером.
- Игра «Послушай и прикрепи» для детей от 3 до 8 лет.
Цель: развивать слуховое внимание детей.
Оборудование: основная часть гусеницы (голова и хвост) и цветные части (красный, желтый, зеленый, коричневый, розовый, синий).
Описание: «Послушай внимательно последовательность цветов гусеницы и прикрепи их в соответствующем порядке». Например, «Сначала прикрепи красный, потом синий, а затем желтый» и т. д. Ребенку предлагается на слух запомнить последовательность цветов частей гусеницы и последовательно их соединить. Важно: для детей от 3 до 4 лет это 1 цвет, от 4 до 5 лет это могут быть 2–3 цвета, для детей 5–6 лет 3–4, для детей 6–7 лет — 4–5 цветов.
- Игра «Послушай и прикрепи» для детей от 4 до 8 лет.
Цель: закрепить зрительный образ числа, навык счета, соотнесение числа и количества.
Оборудование: карточки с цифрами, основная часть гусеницы (голова) и цветные части (красный, желтый, зеленый, коричневый, розовый, синий).
Описание: «Посмотри на карточку. Что это за цифра? Прикрепи столько же частей гусеницы к ее основной части (голове)». Ребенку предлагается посмотреть на цифру и прикрепить столько же частей гусеницы к основной части (голове).
- Игра «Выполни по схеме» для детей от 4 до 8 лет.
Цель: формировать умение работать по схеме с опорой на зрительный образ; развивать тактильные ощущения и цветовосприятие.
Оборудование : схемы сборки гусеницы.
Описание: «Посмотри внимательно на схему и собери гусеницу в такой же последовательности как указанно на карточке». Ребенку необходимо самостоятельно среди всех частей найти и прикрепить необходимые части в соответствии со схемой. Можно задавать дополнительные вопросы «Назови первый цвет, второй и т. д.; Какой цвет между желтым и красным? и т.д.».
- Игра «Послушай и найди» для детей от 5 до 8 лет.
Цель: развивать зрительное внимание и восприятие, память.
Оборудование: схемы сборки гусеницы 3 варианта, собранная гусеница по одной из схем, ширма.
Описание: «Я собрала гусеницу. Но она спряталась. Послушай внимательно и найди схему с такой же последовательностью цветов в гусенице как я буду называть. Желтый, зеленый, красный. Давай проверим».
- Игра «Раскрась» для детей 4 до 8 лет.
Цель: развивать зрительное внимание, цветовосприятие, мелкую моторику, память.
Оборудование : собранная гусеница, схема гусеницы для раскрашивания и цветные карандаши.
Описание: «Раскрась схему в такой же последовательности как собрана гусеница». Ребенку необходимо подобрать нужный цвет и раскрасить части гусеницы в той же последовательности как на схеме.
- Игра «Примеры» для детей 6–8 лет.
Цель: закрепить навык решения примеров с опорой на наглядность.
Оборудование: схемы с примерами (изображенная гусеница) и гусеница, собранная для наглядности.
Описание: «Нарисуй после знака = количество деталей гусеницы. Ниже, в пустых клеточках, запиши эти равенства». Если ребенку трудно выполнить задание сразу на рабочем листе, то сначала действия выполняются на гусенице.
- Игра «Сколько слогов?» для детей 5–8 лет
Цель: закрепить умение делить слова на слоги.
Оборудование: основная часть гусеницы (голова) и цветные части (красный, желтый, зеленый, коричневый, розовый, синий).
Описание: «Прикрепи столько частей сколько слогов в слове корова и т.д.» Ребенку необходимо на слух определить количество слогов в слове и прикрепить столько же частей к основной части (голове гусеницы).
Использование игрового материала позволило значительно повысить интерес к занятиям, развить мелкую моторику, тактильные ощущения, цветовосприятие, работу по схеме с опорой на зрительный и слуховой образ.