Творческие разработки игр и пособий для эффективности коррекции речи при развитии мелкой моторики дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (15) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 21.09.2018

Статья просмотрена: 725 раз

Библиографическое описание:

Федотова, Л. Д. Творческие разработки игр и пособий для эффективности коррекции речи при развитии мелкой моторики дошкольников / Л. Д. Федотова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 5 (15). — С. 19-27. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/100/3564/ (дата обращения: 22.12.2024).



Дошкольный возраст является сензитивным (наиболее благоприятным) для развития речи, а значит и интеллекта ребенка, так как составляющими интеллекта являются:

  1. Внимание
  2. Воображение
  3. Память
  4. Речь
  5. Мышление

В этом возрасте мышление ребенка переходит из наглядно-действенного в наглядно-образное и словесно-логическое, что не может не сказаться на особенностях работы с дошкольниками. Упустив сензитивный период развития, его почти невозможно наверстать и компенсировать в будущем, тогда обучение в школе становится неуспешным. Кроме того, в мозгу человека имеются специальные клетки нейроны «ожидающие информации», которые, не получив этой информации, исчезают, заменяясь соединительной тканью. Своевременное развитие речи должно проходить системно и всесторонне, так как речь — это функциональная система, в работе которой участвуют многие анализаторы: двигательный, слуховой, зрительный и многие другие чувства. При этом один из анализаторов является ведущим в получении информации. Примерно 36 % людей пользуются в познании и восприятии двигательным анализатором, ведущим является тактильное восприятие рукой. 34 % познают мир зрительным анализатором, только 26 % — слуховым анализатором и 4 % — обонянием.

До недавнего времени обучение было неоправданно основано на подаче информации за счет слухового анализатора и частично зрительного. Тогда как дети с ведущим двигательным анализатором «выпадают» из процесса получения информации. Современные зарубежные образовательные системы предлагают подход к обучению с использованием равномерно всех анализаторов — так называемый метод тотальной коммуникации. В познавательную деятельность включается тактильное обследование, визуальное и слуховое восприятие обонятельная информация. Ребенок превращается в маленького исследователя. В своей познавательной деятельности он ставит вопросы, ответы на которые частично находит сам, частично с помощью взрослого (педагога или родителя).

Удачной формой для включения в деятельность является использование игр и игровых пособий многофункционального назначения.

Во-первых, потому что игра является ведущим видом деятельности дошкольника, а значит использование игр в коррекционном процессе позволит добиваться максимально эффективного результата, не угнетая или травмируя психику ребенка.

Во-вторых, специально разрабатывая обучающие игры и пособия, становиться возможным сделать максимальный акцент на решение той проблемы, которая актуальна в данный момент, попутно решая и остальные коррекционные задачи: ликвидацию аграмматизмов, коррекцию звукопроизношения, развитие связной речи, формирование фонематического анализа и синтеза, развития слухового и зрительного внимания, обогащение пассивного и активного словаря. Формирование обобщений, развитие общей и мелкой моторики, гнозиса и праксиса, профилактики дисграфии и дислексии.

В-третьих, использование ребенком полученных в игре навыков достижения цели способствует формированию мотивации к учебной деятельности. Хорошие результаты окрыляют ребенка, заставляют его поверить в себя и в собственные силы и тем самым оптимизирует коррекционный процесс.

Несомненно, что предлагаемые игры помогут учителю-логопеду в его работе, а возможно и натолкнут на создание собственных творческих игр и пособий, что будет способствовать профессиональному росту педагога.

КРОШКА ЕНОТ

Дидактическая игра для детей дошкольного младшего школьного возраста

Ты знаешь, что все еноты очень любят стирать. Пока маленькая прачка Ухти-Тухти стирает, её сынок Крошка Енот решил поиграть с бельевыми прищепками. Если хочешь, присоединяйся!

Попробуй сложить:

  1. Дорожку

15. Треугольник

  1. Дождик

16. Забор

  1. Солнышко

17. Стул

  1. Грибок

18. Стол

  1. Елочку

19. Санки

  1. Жука

20. Морковку

  1. Домик

21. Автобус

  1. Скамейку

22. Нарядную салфетку

  1. Цветы

23. Утку

  1. Снежинки

24. Скворечник

  1. Лодочку

25. Цифры

  1. Звезду

26. Буквы

  1. Квадрат

27. Написать слова (например:

  1. Прямоугольник

«МАМА, КРОШКА» и т. д.)

А теперь попробуй нарисовать зиму, лето, весну, осень. А что ещё ты можешь придумать? Попробуй! Привет!

Игра предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Играть могут от 1 до 4–5 детей одновременно. Время не ограничено.

Цели:

  1. Подготовка руки к письму (нажим, нагрузка), развитие мелкой моторики пальцев и активизация тонуса двигательной зоны коры больших полушарий.
  2. Развитие зрительного внимания, гнозиса, практиса.
  3. Активизация словаря и уточнение знаний по обобщениям: овощи, фрукты, одежда, посуда, животные, мебель, времена года и т. п.; закрепление знания цвета и формы.
  4. Развитие слухового внимания.
  5. Развитие точности ориентировки в пространстве (уточнение представлений право-лево, верх-низ, верхний левый угол и т. д.).
  6. Обучение чтению и счету, профилактика дисграфий.
  7. Развитие фонематических представлений, анализа и синтеза.
  8. Упражнение в правильном употреблении предлогов, выражающих различные пространственные отношения.
  9. Развитие связной речи.
  10. Воспитание умения работать дружно, рядом, не мешая друг другу, договариваться о совместной деятельности.
  11. Развитие процессов памяти, воображения; творчества.
  12. Оптимизация процесса обучения.

Материал и оборудование: рамка с сеткой для укрепления прищепок. Ячейки с прищепками 6–7 цветов по 7–10 каждого цвета.

КАРКУША-ФОКУСНИЦА

Для детей дошкольного возраста от 1 года до 7 лет

Для детей от года до 2х лет и детей с отсутствием речи.

I вариант. На глазах детей Каркуша «глотает» шарик, кубик, бочечку. Ребенок изумлен. Вызывание слов: ку-ку; нет, где же? Бах, вот она! Вот он! Ах, на, дай, шарик, птичка, пай- пай.

II вариант — можно играть в «исследование» с любыми предметами, мелкими игрушками, закрепляя их названия в словаре ребенка.

Для детей младшего дошкольного возраста (3–4 лет).

Игровая ситуация: I вариант.

Каркуша была в цирке. Ей очень понравились фокусники. Теперь Каркуша сама решила показывать фокусы. Посмотрите, какие яркие шарики. Назовите их цвет (дети по порядку называют цвет шарика, который глотает Каркуша).

Попробуйте теперь вспомнить, какого цвета были шарики и назвать по порядку. (Дети называют). Теперь давайте проверим. Дети смотрят на шарики в колбочке и уточняют результат.

Во II варианте дети запоминают порядок предметов разной формы (например: кубик, шарик, бочечка и т. д.). пробуют перечислить по памяти, затем проверяют по колбочке.

Для детей старше 5 лет.

  1. вариант игры шариков сбуквами.

Дети называют букву на шарике, который глотает Каркуша и пробуют отгадать получившееся слово. Затем проверяют по шарам в колбочке.

  1. вариант — на шариках цифры. Дети стараются запомнить и перечислить ряд цифр. Затем уточняют результат по колбочке.
  2. вариант. Можно предложить детям попробовать назвать цифры и буквы в обратном порядке («как Каркуша их будет вынимать»).

Еели игры:

  1. Уточнение и активизация в словаре названий основных цветов, формы предметов.
  2. Развитие зрительной и логической памяти, внимания, воображения.
  3. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.
  4. Развитие навыков чтения, счета, профилактика дисграфии.
  5. Развитие связной речи, плановости высказывания, облегчение перехода внутреннего высказывания во внешний план.
  6. Вызывание слов у неговорящих детей.
  7. Развитие поисковой деятельности, пытливости, эвристических способностей.
  8. Тренировка эмоционального отклика.
  9. Оптимизация процесса обучения.

Материалы иоборудование:

  1. Игрушка-сюрприз «Каркуша» с колбочкой для фокусов и открывающимся ртом.
  2. Набор цветных шаров, кубиков, бочек, в том числе и с наклеенными буквами и цифрами для составления 3Х-4Х буквенных слов и цифровых рядов.

«КОЛОДЕЦ ДЕДА-БУКВОЕДА»

Дидактическая игра для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Игровая ситуация: в «колодце» выставлены по этажам слова, у которых пропала 1 буква. Ее утащил Дед-Буквоед чтобы съесть. Перед едой он решил букву помыть в ведре. Сейчас ведро с буквой будет опускаться в колодец, и вы сможете прочитать слова, в которые вернулась буква:

ПО-(Л)

(Л)-УК и т. д.

Буква и слова меняются.

Материал: Макет колодца «Журавль» с наборным полотном и карточками букв. У ведра прозрачный конверт для вставления букв.

Цели:

  1. Отработка навыка чтения.
  2. Развитие анализа и синтеза слов.
  3. Оптимизация процесса обучения через создание игровой ситуации.

Играют 5–7 человек до 10 минут со сменой задания.

«ГЛОБУС»

Дидактическая игра для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Материал: обычный глобус, закрашенный краской и обклеенный картинками и буквами.

Игровая ситуация: Закрой глаза, крути глобус, попади пальцем в картинку, назови ее.

Теперь в зависимости от цели игровое задание:

  1. Найди друзей (т. е. найди здесь всех животных или мебель и т. д. по обобщениям).
  2. Назови 1ый звук в слове (последний звук).
  3. Раздели слово на части и прохлопай.
  4. Назови только гласные в этом слове.
  5. Придумай слова на эту букву.

Цели:

  1. Развитие координации движений.
  2. Уточнение знаний по обобщениям.
  3. Развитие фонематического анализа и синтеза.
  4. Профилактика дисграфии.
  5. Развитие связной речи.
  6. Оптимизация процесса обучения.

Играют 3–5 человек 10–15 минут.

«ХОЗЯИН»

Дидактическая игра для детей дошкольного возраста.

Материал: картонный круг, в центре которого портрет мальчика-хозяина. По краю окружности наклеены картинки диких животных к центру пробита дорожка из дырочек для шнуровки.

Игровая ситуация: назови животное. Отгадай, пойдет ли оно к хозяину (реши дикое оно или домашнее). Если домашнее — проложи дорожку — прошнуруй.

Цели:

  1. Активизация словаря и уточнение знаний по обобщениям.
  2. Развитее связной речи.
  3. Оптимизация процесса обучения.

Играют 3–5 человек до 7–10 минут.

«ЛЯГУШОНОК, ТЫПЧИК ИДРУГИЕ»

Игрушки-пособия для логопедических занятий с детьми дошкольного возраста.

Игровая ситуация:

Ребенку-логопату трудно в начале обучения не только произносить звуки, но и просто начать открывать рот, двигать языком, руками, пальцами. Игрушки помогут ему в этом, Видя, как у лягушки движется язычок и пальчики с помощью рук логопеда, ребенок раскрепощается, начинает улыбаться и пробовать вместе с игрушкой. Мы просим: «Помоги Лягушонку, научи его говорить!» и ребенок старается. В этом помогает и головка-вороненок с открывающимся клювом, и смешной человечек Тыпчик, сшитый из рукавицы, с трогательными ручками и ножками. Он неумеха, он очень неуклюжий и одинокий. Дети с удовольствием приходят ему на помощь, учат его. Детям нравится имя Тыпчик. Оно произошло от слова: тып-тып. Это все, что умел произносить неуклюжий человечек.

Материал:

Логопедическая кукла-лягушка с руками-перчатками и открывающимся ртом и движущимся языком из детского носка, куда можно вставить руку и моделировать любые упражнения для языка.

Головка вороненка, в которую вставляется рука до клюва.

Игрушка «Тыпчик» из обыкновенной рукавицы.

Цели:

  1. Снятие комплексов неловкости движения и произнесения.
  2. Развитие мелкой и артикулярной моторики.
  3. Развитие связной речи.
  4. Развитие творчества.
  5. Оптимизация процесса обучения за счет включения в игровую ситуацию.

«ТЕЛЕФОН «БЮРО НАХОДОК»

Дидактическая игра для детей дошкольного возраста 5–7 лет.

На диске телефона 5 кружков-отверстий, обозначенных знаками «1», «2», «5», «-», «***-много»

На поле телефона картинки на автоматизацию определенного звука, которые при вращении диска попеременно появляются в отверстиях-кружках. Например, для звука [л] картинки: белка, колобок, волк, лошадка, слон и т. д.

Игровая ситуация:

Кто у вас пропал?

Ребенок выбирает на картинке и говорит, например:

— Волк.

Затем кружит диск. Диск останавливается у волка соответствующим отверстием, и ребенок отвечает:

Если кружок с цифрой 2 — два волка;

Если кружок с цифрой 5 — пять волков;

Если кружок с символом «-» — нет волков;

Если кружок со звездочками *** (что означает «много») — много волков.

Играть могут от 1 до 5 человек 10–15 минут.

Поле с картинками меняется в зависимости от автоматизируемого звука.

Материал: деревянная модель телефона с пронумерованными дисками. Поле со сменными картинками.

Цели:

  1. Автоматизация звука в слове.
  2. Согласование существительных с числительными.
  3. Развитие мелкой моторики.
  4. Развитие диалогической речи.
  5. Оптимизация процесса обучения через включение его в игровую ситуацию.

ПОИГРАЙТЕ СДЕТЬМИ

«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

Цель: развитие мышц кисти рук.

Ход игры: Предложить детям сделать из пальчиков жука, козочку, ножницы, колечки, солнечные лучи, коготки у кошки, поздороваться пальчиками, походить как человечки, порисовать пальчиками.

«ВЕСЕЛЫЙ ФУТБОЛ»

Цель: развитие силы выдоха.

Ход игры: Задуваем в ворота из кубиков шарик из ваты, делая ворошки все уже и отодвигая их все дальше.

«СНАЙПЕР»

Цель: развитие ловкости, глазомера.

Ход игры: Предложить ребенку забивать голы шарами из газетных комочков в пластмассовое ведро, постепенно отодвигая его. Игру можно проводить правой и левой рукой; из-за головы.

«ЗОЛУШКА»

Цель: точечный массаж рефлекторных зон пальцев рук.

Ход игры: Предложить детям помочь Золушке разобрать смешанные зерна риса и гречи; гороха и фасоли.

«ВОЛШЕБНЫЙ ЛУЧИК»

Дидактическая игра для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Материал: Лазерная указка, таблицы с контурными изображениями предметов по обобщениям: овощи, фрукты, животные, насекомые, мебель, игрушки и буквы.

Игровая ситуация: Назови, что видишь. Обведи лучиком лазерной указки. Набери название буквами, обводя буквы лучиком.

Например: лук — Л-У-К.

Цели:

  1. Уточнение обобщающих понятий.
  2. Профилактика дисграфии и дислексии.
  3. Закрепление знаний букв.
  4. Развитие зрительного внимания.
  5. Развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков.

Играют от 1 до 5 человек 7–10 минут.

C:\Users\user\Desktop\статьи\коррекция речи и развитие мелкой моторики\БККО.png

C:\Users\user\Desktop\статьи\коррекция речи и развитие мелкой моторики\БКПТ.png

C:\Users\user\Desktop\статьи\коррекция речи и развитие мелкой моторики\ГАЛБ.png

C:\Users\user\Desktop\статьи\коррекция речи и развитие мелкой моторики\ДШСС.png

C:\Users\user\Desktop\статьи\коррекция речи и развитие мелкой моторики\ЖМТО.png

C:\Users\user\Desktop\статьи\коррекция речи и развитие мелкой моторики\КТКЛ.png

C:\Users\user\Desktop\статьи\коррекция речи и развитие мелкой моторики\КШКМБ.png

C:\Users\user\Desktop\статьи\коррекция речи и развитие мелкой моторики\ЛБКВКМ.png

C:\Users\user\Desktop\статьи\коррекция речи и развитие мелкой моторики\ЛСКСПМАПК.png

C:\Users\user\Desktop\статьи\коррекция речи и развитие мелкой моторики\УАСПТГ.png

Литература:

  1. Бабкина Н. В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников. М.: АРКТИ. 2002.
  2. Волковская Т. Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М.: «Книголюб». 2004.
  3. Грюневальд Карл. Как учить и развивать детей с нарушением развития. СПб. 2000,
  4. Довгаль Н. В. Логопедические игры в песочной стране. Журнал «Логопед для ДОУ». М. 2005.
  5. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М. 1973.
  6. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. М.: «Советская Россия». 1979.
  7. Левина Р. Е., Никитина Н. А. Характеристика общего недоразвития речи у детей/ Основа теории и практики логопедии. М. 3968.
  8. Любина Г. А. Детская речь: «нормы» и диагностика речевого развития. Дошкольное воспитание. № 1. 2005.
  9. Пожиленко Е. Знакомим детей с окружающим и развиваем речь. Дошкольное воспитание. № 1. 2005.
  10. Прищепа С. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников. Дошкольное воспитание. № 1. 2005.
  11. Сиротюк А. Обучение без стресса. Дошкольное воспитание. № 1. 2005.
  12. Филичева Т В., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. М, 1993.
  13. Филичева Т. В., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием в условиях специального детского сада. М.: 1991.
  14. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь.
  15. Чистякова М. И. Психогимнастика. М. 1995
  16. Шалыгина Т. Н. нестандартные методы словарной работы с младшими школьниками. Воспитание и обучение. № 5. 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игровая ситуация, оптимизация процесса обучения, развитие, дидактическая игра, связная речь, дошкольный возраст, буква, младший школьный возраст, ход игры.

Похожие статьи

Теоретические основы использования невербальных средств общения в развитии речи дошкольника

Подбор и анализ дидактических игр по формированию у детей среднего дошкольного возраста представлений о явлениях общественной жизни

Логопедические проекты как средство активизации познавательно-речевой деятельности дошкольников с нарушением речи

Методическая разработка профилактики и коррекции детей с девиантным поведением во внеурочной деятельности

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования

Задания и приёмы по коррекции оптической дисграфии у умственно отсталых младших школьников

Использование методических пособий и технологий В. В. Воскобовича для развития социализации и познавательной деятельности дошкольников

Развитие речи старших дошкольников посредством использования приемов мнемотехники

Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

Похожие статьи

Теоретические основы использования невербальных средств общения в развитии речи дошкольника

Подбор и анализ дидактических игр по формированию у детей среднего дошкольного возраста представлений о явлениях общественной жизни

Логопедические проекты как средство активизации познавательно-речевой деятельности дошкольников с нарушением речи

Методическая разработка профилактики и коррекции детей с девиантным поведением во внеурочной деятельности

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования

Задания и приёмы по коррекции оптической дисграфии у умственно отсталых младших школьников

Использование методических пособий и технологий В. В. Воскобовича для развития социализации и познавательной деятельности дошкольников

Развитие речи старших дошкольников посредством использования приемов мнемотехники

Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

Задать вопрос