Коррекционная работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, требует использования игровых приемов в еще большей степени, чем в работе педагога с детьми, у которых речь сформирована в норме. Проблема преодоления общего недоразвития речи у дошкольников является наиболее актуальной для современной педагогики. Число детей с нарушениями речи ежегодно растет. Такие дети нуждаются в особом подходе со стороны педагога. Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра и поэтому использование дидактических игр на занятиях, считается необходимой составляющей в работе дошкольного педагога.
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом — это специфическое проявление речевых нарушений, при которых нарушены или отстают от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Отмечаются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи.
Особенности детей с ОНР проявляются на занятиях, в игровой и бытовой деятельности. Такие дети быстро утомляются, с трудом воспринимают инструкцию педагога. В общении между собой, у некоторых детей отмечается повышенная возбудимость, они становятся излишне подвижными. Другие, наоборот, вялы, апатичны, не проявляют интереса к занятиям.
У дидактической игры две цели: одна их них — обучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, побуждающая к развитию интереса к обучению. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Предлагаем вашему вниманию дидактическое пособие «Цветик-разноцветик», которое можно использовать как на групповых занятиях, так и в индивидуальной работе, а также в самостоятельной деятельности детей.
Пособие предназначено для детей с трёх до восьми лет. Дети мыслят конкретно, поэтому зрительные образы хорошо запоминаются и надолго сохраняются в памяти. Одним из принципов дидактики является принцип наглядности.
К. Д. Ушинский писал: «Детская природа требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребёнок усвоит их на лету». Поэтому в пособии наглядный материал имеет реалистичность изображения, яркость цветов.
Задания, игры, упражнения, представленные в пособии, обеспечивают разностороннее развитие ребенка и предполагают совокупность задач образовательных областей:
- Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности и целенаправленности;
- Образовательная область «Познавательное развитие»- формирование познавательных действий, развитие мыслительных способностей, внимания, пространственного восприятия, памяти, логического мышления, наблюдательности, предпосылок к учебной деятельности.
- Образовательная область «Речевое развитие»- развитие связной речи, а также навыков словообразования и словоизменения, накопление словарного запаса, умение отгадывать загадки, развивать интонационную выразительность при рассказывании стихов.
- Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»- развитие умения выкладывать схематичное изображение фигур животных, предметы из спичек, пуговиц, пробок; развитие навыков штриховки при использовании раскрасок, трафаретов.
- Образовательная область «Физическое воспитание»- развитие общей и мелкой моторики на физкультминутках, во время пальчиковой гимнастики.
Многофункциональность данного дидактического пособия предполагает возможность использовать его практически в любой деятельности.
Пособие может быть использовано педагогами, специалистами, родителями в работе с детьми.
Цель- создать условия для развития мыслительных и речевых процессов, с целью улучшения готовности детей к последующему школьному обучению.
Задачи:
- развивать интерес к окружающему миру и познавательную активность детей;
- поддерживать речевую активность детей, расширять словарный запас, развивать связную речь;
- развивать восприятие, внимание, память, воображение, мыслительные операции (анализ и синтез, сравнение и обобщение, классификация);
- учить и закреплять обобщающие понятия у детей;
- овладевать предпосылками учебной деятельности.
Описание дидактического пособия «Цветик-разноцветик».
Дидактическое пособие представляет собой поле в форме цветка с восьмью лепестками разного цвета и набором:
– тематических картинок;
– схематических изображений, раскрасок;
– наборы пуговиц, пробок, спичек для выкладывания фигур;
– подбор дидактических игр и упражнений, которые можно проводить с помощью предметных картинок;
– картотека физкультминуток и пальчиковых игр;
– логические загадки;
– логоритмические упражнения;
В центре цветка и на каждом лепестке есть прозрачные карманы, в которые располагаются картинки, также на лепестках есть цифры для счёта.
Правила применения.
Для проведения игры, педагог читает загадки, дети их угадывают, обобщают и находят изображение-схему. В центральный карман вставляется картинка с обобщающим понятием. Далее детям предлагается расположить в карманах-лепестках картинки, подходящие к данной теме («Животные Севера», «Дикие животные», «Насекомые», «Овощи», «Фрукты» и другие лексические темы). Затем педагог выбирает из каталога любую игру или упражнение.
Составляя схематичное изображение предмета, дети могут самостоятельно выбрать из чего выкладывать: из спичек, пуговиц или пробок.
Также педагогом предлагаются мини-раскраски по лексической теме.
Данные игры можно проводить, как часть занятия или в свободной деятельности детей.
С детьми проводятся пальчиковые игры, физминутки, логоритмические упражнения.
Предполагаемый результат.
Использование данного дидактического пособия способствует развитию интереса к окружающему миру, повышает познавательную и речевую активность детей, расширяет словарный запас, связную речь, внимание, память, мышление и воображение, а также умение работать по определенным правилам, образцу, понимать учебную задачу
Вывод.
Таким образом, мы видим, что данная дидактическая игра помогает вызвать интерес к познавательной деятельности детей, сделать занятия более интересными и незабываемыми. Ребенок с радостью будет ждать следующего занятия!
Приложение.
- Картотека дидактических игр и упражнений:
– «Животные и их детёныши»
– «Кто как разговаривает?»
– «Подскажи словечко»
– «Чей домик? Кто где живет?»
– «Скажи ласково»
– «Кто как передвигается?»
– «Какие действия совершают животные?»
– «Кто может совершать эти действия?»
– «Кто лишний?»
– «Чья голова?»
– «Один-много»
– «Веселый счёт»
– «Кто кем (чем) был?»
– «Кто кем (чем) будет?»
– «Семья»
– «У кого что?»
– «Придумываем загадки»
– «Что изменилось?»
– «Чья тень?»
– «Назови одним словом»
– «Живое-похлопай, неживое-потопай!»
- Набор раскрасок (для закрепления понятий, развитие мелкой моторики).
- Набор счётных палочек, спичек для выкладывания схематических изображений, развития мелкой моторики.
- Набор карточек с изображением предметов по лексическим темам.
- Набор карточек для дидактической игры «Кто (что) лишний, почему?»
- Набор карточек для дидактической игры «Чья тень?»
- Карточки для закрепления порядкового счета.
- Игра «Танграм» и карточки с образцами.
- Загадки по лексическим темам.
- Набор разрезных картинок по лексическим темам.
- Набор карточек схематичных изображений по лексическим темам.
- Картотека пальчиковых игр и физкультминуток.
Литература:
- Волкова Н. С., Шаховская С. Н. Логопедия. М.: Владос, 2002.
- Карпова С. И., Мамаева В. В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. С-Пб., 2012.
- Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет. С-Пб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2016.