Организация воспитания детей с нарушениями речи предполагает развитие навыков планирования собственных высказываний, самостоятельного ориентироваться в речевых условиях, самостоятельно определять содержание своих слов.
Особое значение приобретают вопросы развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР). Значительные трудности в овладении связными речевыми навыками у детей с ОНР обусловлены недостаточным развитием основных компонентов языковой системы — фонетико-фонематической, лексической, грамматической, недостаточным формированием произношения и семантических сторон речи.
В настоящее время существует множество исследований, посвященных возможностям использования мнемотехники на логопедических занятиях.
Из вышесказанного следует отметить, что рассмотренные методы и технологии формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи позволяют по-разному проводить коррекционную и логопедическую работу, что, в свою очередь, помогает преодолеть недоразвитость речи. Использование мнемотехники способствует не только формированию связной речи у дошкольников, но и развитию психических функций.
Цель исследования: опытно-экспериментальным путём доказать эффективность использования мнемотехники в коррекции связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: коррекция связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: процесс коррекции связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием мнемотехники.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что связная речь детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет корректироваться посредством мнемотехники, если:
1) мнемотаблицы содержат изображения, соответствующие ключевым словам произведений из малого фольклорного жанра;
2) мнемотаблицы включают символы, указывающие на последовательность необходимых предложений для рассказов;
3) мнемотаблицы имеют достаточное, регулируемое количество картин и символов, относящихся к составлению корректного рассказа.
Задачи исследования:
- Проанализировать психолого-педагогическую и научную литературу по проблеме развития связанной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники.
- Экспериментально выявить особенности связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
- Разработать, апробировать и оценить эффективность логопедических занятий, направленных на коррекцию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники.
Анализа литературных первоисточников позволили нам прийти к следующим выводам:
— под связной речью понимается описательно-повествовательный процесс, имеющий в своей основе единую семантическую целостность. К концу дошкольного возраста в норме у ребенка формируется полноценная связная речь, характеризующая целостью, логичностью, контектностью.
— общее недоразвитие речи представляет собой категорию детей, имеющих речевые патологии, но при этом сохранный интеллект. Основными речевыми недостатками при ОНР является неспособностью к овладению свободной связной речи. Исследователи отмечают, что у дошкольников с ОНР отмечается нарушение складности и порядка повествования, смысловые пропуски основных элементов сюжетной линии, отрывочность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте
Мнемотехника — это технология обучения, имеющая в своей основе методы наглядного моделирования. В основе мнемотехнологии лежит воздействие на процессы восприятия, памяти. Исследователи выделяют различные техники на основе мнемотехнологии: метод логических цепочек, метод опор и др. Потенциальными коррекционными возможностями мнемотехники в развитии связной речи у дошкольников с ОНР заключается в наглядно-опорном катком изложении связного рассказа. Таким образом, ребёнку предлагается краткий план рассказа. При этом возможность связного повествования значительно повышается, так как детям с ОНР сложно запоминать устный материал, а наглядное моделирование значительно повышает возможности речевого потенциала детей.
Теперь перейдем к результатам проведенной опытно-экспериментальной работы. Цель опытно-экспериментальной работы -выявление эффективности использования элементов мнемотехники, направленных на развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Опытно-экспериментальная работа проходила в три этапа.
На констатирующем этапе нами была проведена диагностика уровня развития связной речи среди старших дошкольников с нормальным речевым развитием и дошкольниками с ОНР. Всего в исследовании приняло участие 50 детей. Исследование проходило при помощи трех диагностических методик
— исследование связной речи по В. П. Глухову,
— методика Т. А. Ткаченко;
— методика О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной.
По результатам констатирующего эксперимента было выявлено, что большая часть испытуемых дошкольников с ЭГ (94 %) имеют низкий уровень развития речи и 56 % — средний.
Для дошкольников с ОНР было трудно составить связные фразы. Они допускали грамматические ошибки при воспроизведении своих слов, были отмечены упущения, нарушали последовательность, логику и связность изложения, рассказы составлялись с использованием наводящих на размышления вопросов, были отдельные семантические несоответствия, рассказы часто заменялись перечислением действий, представленных на картинках. У большинства детей была своя собственная история и, в конце концов, они не смогли дать объяснений.
Целью формирующего этапа опытно-экспериментальной работы являлось совершенствование умения дошкольников с ОНР составлять рассказ по сюжетным картинкам, рассказ-описание с использованием элементов мнемотехники.
Целенаправленное воздействие осуществлялось через модель, состоящую из нескольких взаимосвязанных блоков: диагностического, коррекционного и блока оценки эффективности коррекционных воздействий.
Согласно составленной модель коррекционного воздействия работа с детьми осуществлялась посредством системы логопедических занятий. Для этого нами была разработана программа коррекции связной речи посредством элементов мнемотехники «В мире фольклора».
Содержание занятий соответствовало тематическому плану работы логопеда дошкольного образовательного учреждения. Программа рассчитана на 9 месяцев с периодичностью занятий 1 раз в неделю. Занятия проводились в первой половине дня по 25 минут.
Целевыми ориентирами в процессе логопедических занятий по разработанной нами программы являются развитие умений связного высказывания у дошкольников с ОНР.
Для обеспечения более высокого качества развития речи в процессе обучения детей с ОНР во время проведения ООД, в режимных моментах и в повседневной жизни, использовались методы:
— наглядные (использование наглядных пособий, дидактического материала);
— словесные (пояснение, рассказ, чтение, беседа);
— практические (упражнения);
— игровые (дидактическая игра, игра-драматизация);
— разработанные методические рекомендации к работе над обогащением словаря детей с использованием элементов мнемотехники.
Для реализации второго направления работы по коррекции связной речи воспитанников с ОНР необходимо ознакомить воспитателей с особенностями использования мнемотехники в развитии связной речи детей с ОНР. Для этого нами был разработан перспективный план повышения профессиональной компетенции педагогов в области развития речи.
Для обеспечения эффективного взаимодействия в развитии связной речи детей необходимо, чтобы коррекция осуществлялась не только в условиях детского сада, но и дома. Для этого нами был разработан план перспективной работы ДОУ с семьями воспитанников.
По окончанию формирующего этапа опытно — экспериментальной работы был проведен контрольный этап.
Цель: выявление уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР после проведения формирующего этапа.
Исходя из результатов сравнительного анализа уровня развития речи у детей группы на констатирующем и контрольном этапах, можно сделать вывод о том, что в ЭГ результаты повторной диагностики намного превышают результаты констатирующего этапа.
По результатам повторной диагностики было выявлено, что среди детей ЭГ заметно снижено количество детей с низким уровнем связной речи. Также нами было выявлено 8 % детей, у которых связная речь сформировалась на высоком уровне.
Поставленная гипотеза подтверждает, что если использовать мнемотехнику на основе последовательного изложения ситуации с использованием знаковой и символьной информации, то дошкольникам с ОНР будет легче построить связный рассказ.
Разработанная нами программа и используемые нами методы могут быть использованы в работе логопеда. Её использование должно привести к повышению уровня формирования связной речи дошкольников с ОНР.