В статье описывается опыт организации работы по развитию словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами современных педагогических технологий.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, словарный запас, старший дошкольный возраст.
In the article about the beginning of the experience of organizing work on the development of vocabulary in preschoolers with general speech underdevelopment of modern pedagogical technologies.
Keywords: general underdevelopment of speech, vocabulary, senior preschool age.
В связи с тем, что в настоящее время растет тенденция роста числа детей с речевыми нарушениями, в том числе дошкольников с общим недоразвитием речи, коррекция таких недостатков достаточно актуальна.
Недостатки сформированности лексической сферы у детей с общим недоразвитием речи имеют ряд отличительных характеристик, которые заключаются в бедности словарного запаса, несоответствии объема активного и пассивного словаря, в неумение точно употреблять слова согласно их лексическому значению, наличие вербальных парафазий, отсутствие понимания языковых единиц, объединенных общим семантическим признаком. Формирование лексикона находится в тесной взаимосвязи с уровнем развития всей познавательной сферы, мышлением, с навыками чтения и письма, что в последующем скажется на прохождении школьной программы [3].
В логопедической практике на сегодняшний день с целью оптимизации процесса обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи используются множество различных технологий развития словарного запаса дошкольников. В дополнение к традиционным методам воздействия, все больше используются нетрадиционные формы работы. Они помогают в достижении максимально возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции.
На сегодняшний день среди современных педагогические технологий можно выделить пластилинотерапию. Использование пластилинотерапии на логопедических занятиях формирует мотивацию к совместной деятельности с педагогом, развивает социальное взаимодействие, развивает мелкую моторику рук детей, дает толчок в развитии речи детей, в частности словарного запаса у дошкольников [4].
Данная технология хороша тем, что она доступна детям разного дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в обучении детей.
Во время занятий с включением приемов пластилинотерапии оказывается мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно, и на развитие речи. Поэтому применение пластилинотерапии, ориентированной на развитие, является незаменимой в коррекционной работе.
В ходе занятий с элементами пластилинотерапии часто предполагается создание поделок парами дошкольников. Такая организация деятельности используется с целью вести коммуникацию, научить детей договариваться о распределении операций и последовательного их выполнения.
В содержание занятий включаются предметная и сюжетная лепка, а также элементы пластилинографии. Создание сюжетных композиций предусматривает последующее рассказывание сюжета. Подобное занятие обеспечивает развитие речи дошкольников.
Изучив возможность использования пластилинотерапии в процессе работы логопеда, мы поставила перед собой следующие задачи:
1) определение содержания работы по формированию словарного запаса у детей дошкольного возраста;
2) разработка комплекса конспектов логопедических занятий с элементами пластилинотерапии;
3) апробация комплекса логопедических занятий с элементами пластилинотерапии по развитию словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В ходе эксперимента работа осуществлялась по следующим направлениям: расширение объема пассивного и активного словарного запаса; развитие лексической системности; развитие синтагматических связей слова.
Содержание экспериментального обучения разработано с учетом программы воспитания и обучения дошкольников «Детство» и программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной. Было разработано календарно тематическое планирование логопедических занятий. Логопедическое занятия с элементами пластилинотерапии были подготовлены по следующим лексическим темам: «Осень», «Птицы», «Фрукты», «Овощи», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Семья», «Дикие животные», «Зима», «Зимующие птицы», «Транспорт» и пр. Всего в рамках экспериментального обучения было разработано и проведено 24 фронтальных занятий, по 2 в неделю на 1 тему.
Каждое логопедическое занятие включало в себя: 1) вводный этап, в котором присутствовала артикуляционная и дыхательная гимнастика; 2) основной этап с вводной лекцией, дидактическими играми, элементами пластилинотарапии, физкультминуткой и речевыми упражнениями; 3) заключительный этап с рефлексией и оценкой деятельности детей.
В начале каждого занятия педагог проводил групповую артикуляционную гимнастику. Использовались как статические, так и динамические упражнение.
На каждом занятии педагог знакомил детей с лексической темой путем беседы. Рассказывался небольшой текст, чтобы углубить знания детей, расширить пассивный словарный запас.
Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников — игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре. Именно поэтому далее проводились дидактические игры, чтобы дети могли усвоить новый материал в интересной и удобной форме. Использовались такие игры, как «Узнай предмет», «Скажи наоборот», «Назови детали», «Четвертый лишний», «Закончи предложение», «Для чего нужен?», «Чего не хватает?», «Один — много».
На этапе пластилинотерапии нами проводилась работа по активизации и обогащению словарного запаса совместно с практической деятельностью. Такая деятельность позволяла нам проводить целенаправленную работу по активизации глагольного словаря (названия действий с пластилином) воспитанников, развитию у них умений называть существительные (названия поделок, их деталей, формы деталей) и прилагательные (характеристика деталей по форме, цвету, размеру, описывание готовой поделки).
Работа над развитием словарного запаса средствами пластилинотерапии включала в себя несколько этапов. На начальном этапе пластилинотерапии дети знакомились с объектом деятельности, педагог проговаривал инструкцию и последовательность работы. Следующим этапом становилось планирование последовательности изготовления поделки самими детьми в соответствии с логикой продуктивной деятельности. Далее дети выполняли поделку. При возникновении затруднений, педагог помогал в выполнении задания. В конце педагог проводил беседу, где каждый ребенок рассказывал о своей работе и получившейся поделке.
На этапе выполнения практической работы, в процессе лепки детьми поделок, нами использовались приемы, направленные на установление тесной связи слова с действием и признаками предметов.
Выполняя практические действия на этапе пластилинотерании, дети учились последовательно проговаривать каждое действие процесса. Например: «Я взял пластилин», «Я скатал шарик», «Я леплю медведя». На каждом этапе лепки педагог просил 2–3 детей назвать выполняемое действие. При этом педагог задавал дополнительные вопросы.
В процессе работы использовались различные элементы пластилинотерапии: смешивание цветов, размазывание пластилина, раскатывание в жгутики, сплющивание, примазывание, прищипывание, скатывание улиток, шариков, цилиндров, разрезание деталей на более мелкие, соединение деталей между собой.
После физкультминутки педагог проводил речевые упражнения. Использовались такие: «Какой?», «Жадина», «Чего не хватает?», «Составь предложение», «Говорим правильно», «Расскажи-ка», «Доскажи словечко», «Назови ласково», «Посчитаем», «Скажи одним словом». Именно они помогали закрепить изученный лексический материал, а так же понять педагогу, могут ли дети использовать новую лексику в речи, допускаются ли ошибки.
Таким образом, были разработаны конспекты логопедических занятий с элементами пластилинотерипии, направленные на развитие словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Применение пластилинотерапии в образовательном процессе дает возможность ребенку совершенствовать не только словарный запас, но и выразительность речи, грамматический строй. У ребенка исчезают переживания, связанные с ошибками речи, укрепляется психическое здоровье , что способствует желанию ребенка участвовать в процессе обучения.
Проведенное исследование показало, что у дошкольников с общим недоразвитием речи экспериментальной группы возрос уровень сформированности словарного запаса. В своей речи они использовали большее количество прилагательных, обозначающих форму, цвет, пространственные характеристики объектов, дети стали лучше употреблять предлоги, увеличилось количество слов в предложениях, они стали более сложными. Все это свидетельствует об эффективности использования предложенной системы конспектов логопедических занятий с элементами пластилинотерапии., направленных на формирование словарного запаса дошкольников.
Литература:
1. Васькова, О. Ф. Арт-терапия как средство развития речи детей дошкольного возраста / О. Ф. Васькова. — Москва: Детство-Пресс, 2017. — 222 c.
2. Кириллова, М. К. Развитие коммуникативной компетентности старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством арт-терапии/ М. К. Кириллова, Ю. О. Новгородова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2018. — № 2. — С. 37–41.
3. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи: учебное пособие / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. — Санкт-Петербург: Союз, 2001. — 218 с.
4. Ткаченко,Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет:пособие для воспитателей, логопедов и родителей / Т. А. Ткаченко. — Москва: ГНОМ и Д, 2003. — 203 с.
5. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — Москва: Айрис-пресс, 2004. — 224 с.