Развитие связной речи у детей с ТНР с помощью мнемотехники (реализация проекта) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 15 марта, печатный экземпляр отправим 19 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (83) февраль 2025 г.

Дата публикации: 03.02.2025

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Хохлова, Е. Ю. Развитие связной речи у детей с ТНР с помощью мнемотехники (реализация проекта) / Е. Ю. Хохлова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 2 (83). — С. 54-57. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/281/9849/ (дата обращения: 01.03.2025).



Ключевые слова: мнемотехника, дети, речь, проект

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Одно из важнейших условий умственного развития и воспитания дошкольников — грамотная, четкая, красивая речь.

На сегодняшний день проблема развития речи детей является, по мнению многих педагогов, одной из главных проблем.

Уровень развития речи детей в дошкольном возрасте различен. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. А уж что говорить об описательной речи это явление очень редкое. Нарушение экспрессивной речи наблюдается у большинства детей. Отсутствие образной речи, богатой синонимами, дополнениями, определениями. Речь чаще односложная, словарь беден. Использование нелитературной лексики. Дети не могут грамматически правильно построить распространенное предложение, ограничиваясь простыми предложениями, а зачастую перечислениями предметов и их частей. У детей отмечаются значительные трудности при описании предмета по плану, данному педагогом. Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами, разучивании стихов, пословиц, поговорок.

Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, уметь описать предмет связно и последовательно, уметь рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Это необходимо для наиболее полного преодоления речевого недоразвития и подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Использование специально разработанных методик и приемов для улучшения коммуникативных навыков помогает детям усваивать новый материал и развиваться. Чтобы процесс обучения был для детей интересным, занимательным, развивающим, а также для достижения наилучших результатов используются нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Одним из приемов, которые значительно облегчают ребенку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем, в частности мнемотехники.

Мнемотехника — в переводе с греческого «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Данная проблема заинтересовала меня. Я решила, подробнее остановиться на ней в ходе реализации краткосрочного (2 месяца) исследовательско-творческого проекта «Посмотри, подумай, расскажи». Тема проекта была определена исходя из цели: Развитие связной речи у детей с ОВЗ с помощью мнемотехники. Участники проекта стали: учитель-логопед, воспитанники подготовительной к школе группы компенсирующей направленности, родители. Проанализировав речь детей своей группы, я пришла к выводу, что их высказывания коротки, фрагментарны, отличаются непоследовательностью, содержат низкий уровень информированности, аграмматичны.

Исходя из этого, я и определила задачи как речевого, так и психологического развития:

— Развивать связную монологическую речь.

— Обогащать словарный запас детей.

— Учить составлению рассказов по лексическим темам с помощью схем описание.

— Развивать у детей умение с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки.

— Учить отгадыванию и загадыванию загадок с помощью мнемотаблиц.

— Через использование мнемотехники обучать детей правильному звукопроизношению на этапе автоматизации и дифференциации звуков.

— Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).

— Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей, познакомить с приемами и методами развития речи детей.

Далее мною были запанированы и разработаны этапы реализации проекта:

1 этап: подготовительный: Изучила передовой педагогический опыт, передовые технологии, методики по использованию мнемотехники в развитии речи. Разработала комплексный план по теме проекта. Познакомила родителей с проблемой проекта, с целью заинтересованность.

Вовлекла родителей в образовательный процесс. Проделала необходимую работу в подборе литературы (художественные тексты, стихи, загадки, скороговорки), в подборе и изготовлении пособий для реализации проекта: схемы описание, мнемодорожки, мнемотаблицы. Использовала в работе ИКТ.

2 этап: основной: Непосредственная реализация проекта. Проведение образовательной деятельности. Обучение детей работе с мнемотаблицами, составлении рассказов, сказок, разучивании стихов.

3 этап: заключительный: Провела итоговое занятие по теме «Осень» с использованием схемы описание. Подвела итоги реализации проекта, анализ ожидаемого результата, представила презентацию проекта.

Было бы неверно сказать, что этой работой я занималась только в ходе реализации проекта. Как вы заметили, проект был краткосрочным, и провести такую работу в короткий срок, конечно же, невозможно. Работа осуществлялась мною задолго и постепенно, и будет продолжаться в дальнейшем.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. И работу я строила с простейших мнемоквадратов .

Знакомила и учила работать детей со схемами и моделями: предметные картинки, условные обозначения, силуэтные изображения, геометрические фигуры, затем схемы для составления рассказов.

Использовала дидактические игры: «Закончи предложение», «Кто спрятался?», «Волшебные карточки», «Что это такое?»

Затем мы последовательно переходили к мнемодорожкам . К поэтапному кодированию слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам.

И позже перешли к мнемотаблицам . Подчеркну, что развитие связной речи по мнемодорожкам и мнемотаблицам осуществлялась на 2-ом основном этапе реализации проекта при проведении занятий и индивидуальной работы. Мнемотаблица схема, в которую заложена определенная информация. Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:

  1. Кодирование в образы
  2. Запоминание
  3. Пересказ информации с опорой на символы
  4. Воспроизведение мнемосхемы

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать свой рассказ. Суть мнемотаблиц заключается в следующем : на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы — рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

При работе с детьми я использовала мнемотаблицы, схемы описание в различных видах деятельности:дидактические игры, обучение составлению рассказов, пересказ художественной литературы, заучивание стихов, отгадывание и загадывание загадок, автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Обучение составлению рассказов

Описательный рассказ. Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей по предложенной лексической теме.

Пересказ художественной литературы Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании речи. Здесь совершенствуется структура речи, выразительность, умение строить предложения. При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, свое внимание ребенок концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Заучивание стихов, загадок

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Эффективна работа с использованием мнемотехники при автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов, в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. На этапе автоматизации звуков в стихотворных текстах, у детей снижается самоконтроль за речью. Очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить. Использование мнемотехники позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.

Для этого подбираются небольшие стихотворные тексты, на автоматизацию определённого звука или дифференциацию звуков. И используются заранее нарисованные мнемотаблицы.

Работать с такими таблицами очень удобно, дети с удовольствием запоминают стихотворения. Этап автоматизации звуков проходит намного интереснее и результативность коррекционной работы возрастает. Работа с мнемотаблицами заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника четкими, связными и последовательными. Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, значит, ребенок может строить по ним свой рассказ.

На третьем заключительном этапе провела итоговое занятие по теме «Осень» используя приемы мнемотехники.

DSCF6065.JPG

Использование в коррекционной работе с детьми мнемотехники помогло добиться положительных результатов. Дети стали более уверенными, с большей охотой рассказывают с помощью мнемотаблиц. Расширился словарный запас детей. Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения, речевая активность повысилась.

Появился интерес к заучиванию стихов, скороговорок, загадок. Ребята активнее стали работать на занятиях. Главное была достигнута главная цель — развитие связной речи и совершенствование монологической речи.

Литература:

  1. Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи //Логопед. М., 2008.-№ 4
  2. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2010
  3. Широких Т. Т. Учим стихи — развиваем память // Ребенок в детском саду.-2004. -№ 2
  4. Омельченко Л. В. Познавательно-речевое развитие дошкольников с использованием мнемотехники. Издательство Учитель, 2024.
  5. Хохлова, Е. Ю. Тема: «Работаем по схемам и таблицам – развиваем речь» / Е. Ю. Хохлова. — Текст : электронный // nsportal.ru : [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2014/04/13/tema-rabotaem-po-skhemam-i-tablitsam-razvivaem-rech???history=16&pfid=1&sample=18&ref=0 (дата обращения: 31.01.2025).

Ключевые слова

дети, речь, проект, мнемотехника
Задать вопрос