Дошкольный возраст является основой для закладывания грамотной, четкой речи, которая является важным условием умственного воспитания ребёнка.
Развитие связной речи — одна из первых задач в обучении детей дошкольного возраста. Обучение малышей связно, последовательно высказывать свои мысли, рассказывая о событиях окружающей жизни, нужно для развития личностных качеств и полноценного обучения в школе.
Дети дошкольного возраста с правильной речью, беседуя со сверстниками и взрослыми, могут легко выражают свои желания и мысли. И наоборот, ребята с плохо развитой речью, бедным словарным запасом испытывают трудности в общении, которые накладывают отпечаток на личность ребёнка, делая его застенчивым и нерешительным.
Внимательные родители, квалифицированные воспитатели начинают очень рано детей приобщать к художественному слову, рассказывая им потешки читая сказки, рассказы, разучивая стихотворения. Но чтобы речь ребёнка сделать правильной и красивой, этого часто бывает недостаточно.
Одним из понятных и действенных приёмов улучшения связной речи в дошкольном образовательном учреждении является обучение детей пересказу, с применением приёмов мнемотехники и схем-моделей.
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого языка — «искусство запоминания». Мнемотехника — это система методов и приёмов, которая обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование её для детей дошкольного возраста на сегодняшний день становится актуальным. Особое место в работе с дошкольниками занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что значительно облегчает детям усвоению связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) чёткими, связными и последовательными.
Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определённая информация в форме картинок, символов, цифр, букв, схематичных рисунков т. п. Главное, чтобы изображения были простыми и понятными детям. Малыши младшего и среднего дошкольного возраста быстрее запоминают отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, ёлочка — зелёная, поэтому желательно показывать им цветные мнемотаблицы. Они помогают дошкольникам запомнить логическую последовательность символов при пересказе сказки или рассказа.
Этапы пересказа художественного текста по мнемотаблице обычно такие:
Первый этап: в форме игры воспитатель знакомит детей со сказкой, с ними рассматривает таблицу и разбирает то, что изображено в каждой ячейке. Дошкольники сами могут объяснить или угадать значение того или иного символа, картинки. Самостоятельно во время обсуждения сказки или рассказа рисуют символы в ячейках.
Второй этап: Дети пересказывают сказку с опорой на символы (образы), т. е. происходит отработка метода запоминания.
При этом пересказ сказки ведут сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого, или пересказывают вместе с воспитателем (на более ранних этапах). Большая работа происходит с детьми дошкольного возраста по обучению чтению символов. Изображение главных героев сказки является опорным в таблице: через них идёт осознание, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг главных героев. В таблице дети схематически могут изобразить персонажей сказки, явления природы, некоторые действия, то есть можно изобразить все то, что воспитатель посчитает нужным отразить. Например, рассказывая детям сказку про Курочку Рябу, возможно изобразит курицу так: нарисовать куриные ноги, действие «бил-бил» можно показать стрелками, а слёзы — маленькими точками.
Через сказку дошкольники знакомятся с сезонными явлениями природы. С этой целью применяются обучающие мнемотаблицы «Осень», «Зима», «Весна». Знакомство с характерными особенностями времен года происходит через составление сюжетной сказки. В работе с мнемотаблицами изображаются цветовые буквенные обозначения времен года: осень — желтая или оранжевая, буква «О»; зима — синяя или голубая, буква «З»; весна — зелёная, буква «В». При этом дети знакомятся с условными обозначениями характерные для каждого времени года явлений, например, дождь — косые линии, снег — снежинки, солнце — круг с лучами, дерево — ствол с кроной. Использование условных обозначений признаков времен года позволяет детям дошкольного возраста составить мнемотаблицу об осени, весне, зиме и рассказ о них. Эта таблица — ключ к запоминанию и воспроизведению информации: буква «З» символизирует зиму и признаки, которые характерны для этого времени года. Таким образом, работа по ознакомлению детей с сезонными явлениями природы в младшей группе является подготовительным этапом при формировании у детей элементарного понятия «сезон как время года».
Использую на занятиях по развитию речи мнемотаблицы, дети учатся составлять описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы. Обучение построено на общеизвестных содержаниях сказках. Дошкольники сами являются исполнителями сюжета и активными его участниками.
Перед непосредственно-образовательной деятельностью проделывается с детьми большая предварительная работа (педагога и детей):
– подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей;
– обсуждение с детьми проведённых перед занятием наблюдений явлений природы или произведений устного народного творчества;
– подготовка оборудования и раздаточного материала, прослушивание аудиокассеты;
– выбор педагогом приемов, при помощи которых можно заинтересовать детей на НОД.
В ходе непосредственно-образовательной деятельности детям задаются вопросы: «А что ты знаешь об этом?» или «Кто еще знает об этом что-нибудь интересное?». В ходе непосредственно-образовательной деятельности дети дошкольного возраста играют в подвижные игры, словесные игры, слушают музыку, чтение стихов, поговорок, народные приметы, отгадывают загадки и т. д. Главной частью непосредственно-образовательной деятельностью является составление описательных рассказов с помощью мнемотаблиц (из книги «Учимся по сказке» Т. В. Большевой) и схемы — модели (из книги «Весёлые встречи» Л. Е. Белоусовой), которые способствуют лучшему запоминанию изучаемого материала. Схемы-модели отличаются немного от мнемотаблиц. Автор книги Т. В. Большева предлагает детям готовые таблицы для составления рассказов, то Л. Е. Белоусова предлагает дошкольникам старшей группы самим зарисовать символы в предложенную схему — модель. Рисунки (значки — символы) и их количество в схеме — модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.
Этапы работы со схемой — моделью:
– учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками — символами; учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, дом, еда) — если дети умеют читать и писать;
– самостоятельно, с помощью знаков — символов, заполнять схему — модель. Использовать схему — модель как план пересказа;
– закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему — модель.
Описательные рассказы составляются детьми в начале непосредственно-образовательной деятельности или в конце. Для закрепления полученных знаний с детьми изготавливаются альбомы по пройденным темам с рассказами и рисунками детей. Они сами придумывают свои схемы — модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.
Постоянно применяя в работе с детьми схемы — модели и мнемотаблицы, у них появляется желание самостоятельно пересказывать сказки — как на занятиях, так и в повседневной жизни; расширяется круг знаний об окружающем мире; активизируется словарный запас; дети преодолевают робость, застенчивость, свободно держаться перед аудиторией.
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему: «Наши ушки-подслушки»
Цель: формировать элементарные представление детей об органах слуха, их функции; показать детям, какую роль играет слух в жизни человека; упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием мнемотаблиц, связно в логической последовательности; развивать способность рассматривать друг друга; развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, воспитывать стремление заботиться о своем здоровье.
Оборудование: диск с записями звуков (тиканье часов, пение птиц, звуки животных); картинки (кузнечик, сова, дельфин, рак); дидактическая игра «Где, чьи уши?»; карточки «Берегите ваши уши»; мнемотаблицы (уши зайца, лес, пенёк, дом, пчела, ручей, дождь, ветер).
Ход НОД:
Звучит запись разных звуков: (тиканье часов, пение птиц, звуки животных.)
Воспитатель: Ребята, что вы слышите?
Дети: тикают часы, птицы поют
Воспитатель: А что помогло вам услышать звуки?
Дети: Наши уши.
Воспитатель: Совершенно верно. Уши помогают нам слышать разные звуки. Давайте посмотрим повнимательнее на уши соседа. Уши у вас немного разные, но служат они всем одинаково. Мы ими слушаем. Можно сказать, что они у нас ушки-подслушки. Сколько у вас ушей?
Дети: Два.
Воспитатель: У всех людей по два уха и расположены они по обе стороны нашей головы. В отличие от глаз, которые могут закрываться и отдыхать, наши уши постоянно «работают» — они постоянно слышат, улавливают какие-то звуки, даже когда человек спит. Уши очень хорошо слышат разные звуки. Закройте руками глазки послушайте тишину. Скажите, что вы слышите? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, кому кроме людей нужен слух? (Животным). Зачем слух животным?
(ответы детей).
Воспитатель: Слух помогает животным поймать добычу, спастись от врагов, найти друг друга. Правда, не у всех животных уши заметны так же хорошо, как у человека. Вот у кузнечика уши расположены на передних ногах. Поэтому и говорят, что кузнечики прыгают на «ушах». Сова в полной темноте, ориентируясь только по слуху, ловит мышей, бабочек, мух. У дельфинов уши находятся во рту. А раки слышат усиками. Ой, а это чьи уши? (Д/И «Где, чьи уши?»)
Дети: Зайца.
Воспитатель: Какие они? (длинные, серые)
Дети: Медведя.
Воспитатель: Какие они? (маленькие, круглые, коричневые)
Д: Лисы.
Воспитатель: Какие они? (острые уши)
Дети: Белки.
Воспитатель: Какие они? (с кисточками)
Дети: Ежа.
Воспитатель: Какие они? (маленькие, закругленные, почти не видны, спрятаны в мех)
Дети: Волка.
Воспитатель: Какие они? (всегда торчком, треугольные)
Воспитатель: Ребята, а можете ли вы угадать голоса своих друзей? (да). Становитесь в круг, поиграем в игру «Угадай по голосу» (Физкультминутка).
Ты сейчас стоишь в кругу,
Мы зовем тебя: «Ау!».
Глаза крепко закрывай,
Кто позвал тебя, узнай!
Воспитатель: Какие хорошие у вас уши, они очень важные наши помощники. Ребята, хотите, я расскажу вам сказку?
Жил был зайчик. Он не ухаживал за своими ушами. Уши обиделись и убежали от него далеко-далеко в чащу леса. Сели ушки на пенёк отдохнуть. И вдруг услышали: как зажурчал ручей, «з-з-з» — пролетела пчела, полил дождь и зашумел в деревьях сильный ветер. Ушки испугались и побежали обратно к хозяину. (Рассказ по мнемотаблицам)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чего испугались уши зайчика? (промокнуть под дождем, ветра)
Воспитатель: Почему уши испугались сильного ветра? (ветер надует в уши, уши заболят).
Воспитатель: Правильно, ребята, от сильного ветра у зайчика могут заболеть уши. А чтобы уши не болели, и слух оставался хорошим, нужно знать и выполнять основные правила: (Работа с карточками «Берегите ваши уши») — не ковырять в ушах; не допускать попадания воды в уши; защищать уши от сильного ветра; защищать уши от сильного шума; не втягивать в себя слизь из носа, сильно не сморкаться.
Воспитатель: Ребята, давайте, эти правила отошлем письмом зайчику, чтобы он не забывал заботиться о своих ушах.
Таким образом, чем раньше дети будут рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы — модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному образованию.
Литература:
- Арушанова А. Г. Речь и речевое общение: Книга для воспитателей детского сада. — М.: «Мозайка-Синтез», 1999.
- Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. — СПб., 2005.
- Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «Детство-ПРЕССА», 2010
- Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. — СПб.: «Акцидент», 1998.
- Тихомирова Л. Ф. Познавательные способности детей 5–7 лет. — М., 2005.