Характеристика мнемотехники как метода развития мышления у детей и взрослых
Автор: Фатеева Галина Ивановна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, июнь 2018)
Дата публикации: 20.05.2018
Статья просмотрена: 5445 раз
Библиографическое описание:
Фатеева, Г. И. Характеристика мнемотехники как метода развития мышления у детей и взрослых / Г. И. Фатеева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва : Буки-Веди, 2018. — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14274/ (дата обращения: 16.11.2024).
Мнемотехника — (от греч. mnemonikon- искусство запоминания) — «совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей)» [4]. Принципом мнемотехники является замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в память различных типов для упрощения запоминания.
Искусство запоминания известно уже достаточно давно — около двух тысяч лет, названо по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины — матери девяти муз. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86–82 гг. до н. э., и принадлежат Цицерону и Квинтилиану 13].
Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается незапоминаемой: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т. п. [5].
В. А. Козаренко дает определение, которое, по его мнению, наиболее точно отражает современную мнемотехнику. Мнемотехника — «система внутреннего письма, основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации. Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти» [7].
В мнемотехнике вся запоминаемая информация условно делится на три вида:
‒ образную (воспринимаемые человеком зрительные образы);
‒ речевую (воспринимаемая устная речь и читаемые тексты);
‒ точную (сведения, которые не имеет смысла запоминать приблизительно, которые должны запоминаться со 100 %-ной точностью: телефонные номера, даты исторических событий, адреса, термины и понятия, шифры и коды, фамилии и имена, другие аналогичные сведения) [1].
До недавнего времени мнемотехника рассматривалась только в рамках психологии, как технология повышения эффективности памяти. В современной психологии широко разрабатывается положение мнемотехники, что успешность работы памяти зависит от применяемых способов запоминания. Смысловая, логическая обработка запоминаемого материала рассматривается как основной путь не только повышения эффективности работы памяти, но и ее развития и воспитания [1].
В науке существует противоречие, связанное с тем, что ряд авторов, в частности Л. C. Выготский, С. Я. Рубинштейн не считали возможным применение мнемотехники в образовательном процессе, так как, по их мнению, она не способствует развитию ребенка. Вместе с тем, современные исследователи — М. А. Зиганов, В. А. Козаренко, А. К. Колеченко, и другие, утверждают обратное. Современная педагогика активно вводит психологические методы, приемы, технологии в учебный процесс. Как технология, педагогическая мнемотехника позволяет решать иную, нежели психологическая, задачу — помогать детям в усвоении программного материала, используя различные методы развития памяти, создающие комфортную обстановку в группе. [7]
В настоящее время мнемотехника как педагогическая технология разрабатывается М. А. Зигановым, А. К. Колеченко, И. Матюгиным, Т. Б. Полянской, И. Рыбниковой, Е. Д. Сафроновой и др.
Технологию мнемотехники, на наш взгляд, можно отнести к ассоциативной теории обучения, в основе которой лежат выявленные И. М. Сеченовым и И. П. Павловым закономерности условно-рефлекторной деятельности головного мозга человека. Согласно их учению, во время жизни в мозгу человека происходит постоянный процесс образования условно-рефлекторных связей — ассоциаций. От того, какие ассоциации будут устойчивыми и закрепятся в сознании, зависит индивидуальность каждой личности
Экспериментальные исследования Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, В. Я. Ляудис, А. А. Смирнова, В. Д. Шадрикова, Л. В. Черемушкиной и др. позволяют выделить следующие основные мнемические действия, а точнее, системы или совокупности действий, выступающих в качестве мнемических приемов или способов запоминания:
техника, влияющая на формирование функций восприятия, сравнения, обобщения — группировка — разбивка материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т. д.);
техники, влияющие на формирование функций анализа и синтеза — выделение опорных пунктов — фиксация какого-либо кратного пункта, служащего опорой широкого содержания (тезисы, заглавия, вопросы, образы излагаемого в тексте, примеры, цифровые данные и т. д.); план — совокупность опорных пунктов; классификация — распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков; структурирование — установление взаимного расположения частей, составляющих целое, внутреннего строения запоминаемого;
техника, влияющая на формирование функции абстрагирования — схематизация — изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенного представления запоминаемой информации;
техника, влияющая на формирование функций сравнения и обобщения — аналогия — установление сходства, подобия в определенных отношениях предметов, явлений, понятий;
техника, влияющая на развитие речи — перекодирование — вербализация, или проговаривание, называние, представление информации в образной форме, преобразование информации на основе семантических, фонематических и других признаков;
техники, влияющие на формирование функций ощущения, воображения, сравнения — ассоциации — установление связей по сходству, смежности или противоположности; достраивание запоминаемого материала и привнесение в запоминаемое субъектом: использование вербальных посредников, объединение и привнесение чего-либо по ситуативным признакам;
техника, влияющая на формирование мышления в целом — серийная организация материала — установление или построение различных последовательностей: распределение по объему, распределение по времени, упорядочивание в пространстве и т. д.;
техника, влияющая на формирование воли — повторение — сознательно контролируемые и неконтролируемые процессы циркуляции информации [8].
В детском саду трудно обучить детей рациональным приемам запоминания. Педагогу необходимо организовать образовательный процесс, используя основные правила мнемотехники в ее педагогическом потенциале:
‒ Легче и лучше запоминается то, что хорошо представлено.
‒ Легче и лучше запоминается то, с чем приходится действовать, производить манипуляции.
‒ Запоминание лучше происходит в перекодированном виде, а не в том, в котором представлено.
‒ Лучше запоминается то, что хорошо осознано.
‒ Лучше запоминается то, что удалось связать, увязать, привязать, принять как личностно значимое [6].
На сегодняшний день существует много методов мнемотехники.
Л. Е. Белоусова обобщила и сформулировала основные методы мнемотехники, используемые в образовательном процессе учебных заведений:
- метод «крокирования» (от франц. croquis — чертеж, схема, набросок);
- метод, использующий образное мышление — запоминание по образу и подобию (эйдетизм);
- метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»);
- метод трансформации (превращения);
- метод Цицерона;
- метод опор [2].
Изучив научную литературу по проблеме использования мнемотехники в развитии мышления детей и взрослых, мы выяснили, что использование приёмов мнемотехники, кроме увеличения объема запоминаемой информации, тренирует внимание и повышает способность к концентрации на текущей деятельности, улучшает воображение, образное мышление, мнемотехника позволяет включить в работу оба полушария головного мозга, позволяя использовать больше его возможностей, сделав процесс мышления более гармоничным. Методы мнемотехники известны с незапамятных времён, их использование не всегда одобрялось известными учеными, но современными учёными и практиками доказано: применение мнемотехнических приёмов положительно влияет на развитие психических функций таких как восприятие, внимание, мышление, речь.
Литература:
- Андреева И. В. Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении учащихся начальной школы: Автореф. канд.пед.наук. — СПб, 2004
- Белоусова Л. Е. Научиться пересказывать? Это просто! — СПб: Литера, 2009–65 с.
- Бизикова О. А. Развитие диалогической речи у старших дошкольников в процессе интеграции традиционных и компьютерных игр: Автореф. дис... канд. педагог. наук. Екатеринбург, 2007. С. 19. т
- Большой психологический словарь / Сост. Мещеряков Б, Зинченко Т. П. — М., Олма-пресс, 2004
- Вacильeва Е. Е. Практические приемы мнемотехники и тренировки памяти. Режим доступа http://www.elitarium.ru/2012/03/20/priemy_mnemotekhniki_trenirovki_pamjati.html\
- Гурьева Н. А. Упражнения по мнемотехнике. — СПб: Светлячок, 2000.
- Козаренко В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джор-дано». М.: Самиздат, 2007. — 350 c. — Режим доступа: http://mnemonikon.ru/uchebnik.htm
- Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка / Возрастная и педагогическая психология /Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. — Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/hrestomatia/04.php