Значительные трудности в овладении навыками грамотной, выразительной и эмоциональной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического) и недостаточно сформированной как звуковой, так и смысловой стороной речи, и проявляются как в диалогах, так и в монологах. Это порождает трудности программирования содержания развёрнутых высказываний и их языкового оформления. Как следствие, у большинства детей с речевыми нарушениями отмечается речевой негативизм, который выражается в отказе от общения, замкнутости.
Проблема снижения речевой активности детей, подтолкнула меня к поиску способов решения выхода из данной ситуации. Поэтому в работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, использую сочетание различных способов обучения с привлечением дополнительных источников положительной мотивации. Использование разнообразных мотивов в работе с дошкольниками возможно только в игре, в том числе через организацию театрализованных игр. С помощью театрализованных игр, побуждаю ребенка к высказыванию своих мыслей, своего отношения к увиденному, что способствует ускорению введения исправленного звука в повседневную речь, а также развивает природные речевые возможности и способности ребенка.
Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны речи, поэтому использую метод сенсорной интеграции, позволяющий решить следующие задачи:
– совершенствование общей, мелкой, артикуляционной и мимической моторики;
– развитие тактильного, зрительного, слухового восприятия;
– развитие высших психических функций, коррекция эмоционально-волевой сферы;
– совершенствование игровой, предметно-практической деятельности.
Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Что послужило основанием для разработки образовательного проекта «Мы-юные актёры».
Цель данного проекта: создать условия для формирования навыков связной речи и коррекции речевых нарушений у детей с ОНР через театрализованную деятельность. Работа над реализацией проекта проходила в несколько этапов:
1 этап — подготовительный: «Что такое театр?»
2 этап — основной: «В мире удивительных эмоций!»; «Ложка в ладошке»; 3 этап — заключительный: «Театрализованное представление».
Есть вещи, предметы, которые не устареют, будут на все времена, к ним относится обыкновенная кукла. Куклы окружают нас давно, с их помощью можно решить самые разнообразные проблемы, в том числе нравственные. Концентрируя на себе внимание, куклы выступают в роли собеседника, побуждают детей к общению друг с другом, тем самым предоставляет возможность почувствовать себя раскованно.
На этапе проекта: «Ложка в ладошке», я предлагаю детям деревянную ложку и огромный выбор различных материалов (одежда, головные уборы, аксессуары, части лица, выражающие различную мимику), где они самостоятельно по-своему желанию, ощущению, воображению создают образ ложковой куклы.
Если раньше, чтобы сказать о герое дети пользовались словами: «плохой –хороший», то при самостоятельном создании образа, всё чаще проговаривают слова: «смешной, ворчливый, забавный, сердитый, хмурый, злой, смелый…»
Таким образом, театрализованные игры с «Ложковым театром» являются эффективным средством в подготовке детей к этапу «Театрализованное представление».
Конспект организованной образовательной деятельности из серии занятий «Ложка владошке».
Занятие разработано с использованием игровой технологии и метода сенсорной интеграции.
Авторская новизна заключается, в использовании игровых технологий для проведения логоритмических, лексико-грамматических упражнений с опорой на сенсорно-интегративный метод.
Практическая значимость в том, что применение в работе инновационных педагогических технологий, таких как игровые технологии и нетрадиционных методов логопедической работы, а в частности сенсорно-интегративного метода повышает мотивацию и интерес детей к занятиям, и способствует более успешному усвоению программы и коррекции недостатков речи.
Используемые методы и приемы подобраны с учетом ведущих видов детской деятельности. Создание мотивации общения в совместной творческой деятельности ставят ребёнка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями что соответствует требованиям ФГОС ДО.
Цель: Создание условий для активизации речевой деятельности дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи, развития фонематического восприятия и анализа собственных кинестетических ощущений, уточнение и расширение словаря, формирование грамматического строя речи и связного высказывания.
Категория детей: воспитанники группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи 2-го года обучения 6–7/8 лет
Оборудование: экран, ноутбуки 2 шт, запись легкой веселой музыки, деревянные ложки, лэпбук «Ложковый театр своими руками».
Предварительная работа: Беседа о видах театра, рассматривание иллюстраций театральных атрибутов, просмотр презентации «Добро пожаловать в театр», чтение русских народных сказок.
Ход занятия |
||
1 этап: Вводная часть |
||
Методы иприемы |
Деятельность педагога |
Деятельность воспитанников. Планируемые результаты |
Организационный метод: Приветствие Прием мобилизации внимания путем использования загадки |
- Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам на парад театральных кукол. А где же куклы? Как нет? Вот же приглашение. Что же делать? А может что-нибудь придумаем? — Я совсем забыла, в гости не ходят без подарков, вот и я вам приготовила подарок. А какой узнаете, отгадав загадку: Соберёмся за столом Ждут нас каша, суп, окрошка А поможет есть их…. — Правильно, держите свой подарок! Присаживайтесь на стульчики. |
Прослушивают загадку и отгадывают (ложка) Дети рассаживаются на стулья |
2 этап: Основная часть |
||
Словесно-наглядный метод Прием рассматривания и беседа о ложке. Сенсорно-интегративный метод с использованием приема передачи темпоритмического рисунка слова Прием фантазирования Прием создания ситуации занимательности Словесно-наглядный метод Просматривание и беседа. Двигательная деятельность Прием создания ситуации занимательности Продуктивная деятельность. Метод моделирования и конструирования. Изготовление ложковой куклы |
— Что это? Из чего сделана ложка? — Какая это ложка? Какая она на ощупь? — Как мы можем использовать ложку? Предлагаю попробовать поиграть на ложках. — На что она похожа? — Ребята, так хочется увидеть парад кукол, а их нет! — А где мы можем встретить театральных кукол? (Но, я ещё знаю, такое замечательное место, где можно встретить куклу). Приглашаю вас на видеоэкскурсию в настоящий театр, а ваши подарки возьмём с собой? Нам понадобятся билеты. Держите. Пройдите за тот стол, где лежит билет того же цвета, что у вас в руках. У каждой команды своя видеоэкскурсия, нажимая на кнопку просмотрите внимательно, запомните и по сигналу подойдите ко мне. О чём была ваша видеоэкскурсия? Какие виды театра вы видели, расскажите друг другу. — Что нам понадобится, чтобы из ложки сделать куклу? Физминутка. Предлагаю отправиться в творческую мастерскую, где есть всё необходимое! Тогда отправляемся! (Звучит музыка, выполняем движения под музыку). — А это что? Костюмерная. — Посмотрите, что у нас здесь есть? (подбор обобщающих слов). — Какая одежда? Головные уборы? — Какое настроение выражают эти части лица? Выбирайте себе одежду, подходящий головной убор, части лица, присаживайтесь и приступайте к работе! Одежду мы на куклу (надеваем) Головные уборы примеряем, надеваем. Какая ваша кукла может быть по настроению? Выберите глаза, рот, которые выражают это настроение. Педагог сопровождает процесс изготовления кукол пояснениями, помогает в случае затруднений, продолжает работу по активизации словаря в непринужденной творческой обстановке. Попробуем придумать своим куклам имена! Вот какой у нас получился театр из ложек. Значит театр какой? — А сейчас мы можем провести парад кукол!!! Значит, я не зря пришла? |
- из дерева -деревянная, —гладкая, твердая. легкая —чтобы есть, мешать, перемешивать, размешивать, переливать, отстучать.. Дети отстукивают темпоритмический рисунок слова «лож-ка в ла-дош-ке» —на поварешку, — на лопатку, — на лодочку,… на голову (Куклу) Магазине, дома, ….. театре. Дети откликаются на предложение педагога и рассаживаются за соответствующими столами. Дети высказываются об увиденном. Одежда, части лица, головные уборы…. Дети выполняют движения по музыку. Введение нового понятия «костюмерная» рассуждают о том, что видят (кукольную одежду, головные уборы, части лица) (одежда- маленькая, нарядная, новая, красивая, кукольная;) Дети отвечая на вопросы педагога упражняются в словообразовании, подбирают слова-признаки к заданному объекту Самостоятельная творческая деятельность детей — Ложковый театр. Планируемый результат Способность к проявлению инициативы и принятия собственного решения Речевая активность детей |
3 этап: заключительная часть |
||
Метод повышения эмоциональной активности Представление результата продуктивной деятельности Метод сравнения Рефлексия. |
Мы можем нашу костюмерную использовать как ширму. Внимание! Внимание! Парад открывается! — Представьтесь, пожалуйста, как зовут вашу куклу? А какое настроение у вашей куклы?.... — Чем куклы похожи? Чем отличаются? — В каких сказках можно встретить вашу куклу? — Спасибо, ребята, я так рада, что парад кукол состоялся! — Ребята, как вы думаете, а нам ещё смогут пригодиться наши ложковые куклы? К спектаклю нужно подготовиться! — В самом начале нашей встречи, я вам подарила ложки, а от вас хочу в подарок смайлик с вашим настроением.
|
Дети рассказывают о своих ложковых куклах, какие они, как их зовут, какие они по настроению, характеру Планируемый результат Формирование навыков словесного оценивания своей деятельности. Развитие предпосылок рефлексивной деятельности, представляющей собой осознание и анализ своей деятельности для дальнейшего повышения ее результата, возможность планирования. |
Таким образом, данный образовательный проект по коррекции речевых нарушений позволяет эффективно решать большой объём задач коррекционно-педагогической и воспитательной работы.
В процессе театрализованных игр дети создают образ действием и словами, что дало возможность активно развивать речевую деятельность: артикуляционную моторику, речевое дыхание, правильное звукопроизношение; сценическое мастерство: мимику, пантомимику, движения, жесты.
Дети приобрели речевые навыки, пополнился словарный запас, совершенствовался грамматический строй речи.
Данная работа способствовала полноценному развитию всех сторон речи: диалогической и монологической. Речь детей стала более грамотной, выразительной, эмоциональной, это поможет ребенку стать общительным, преодолеть застенчивость, у него разовьётся уверенность в своих силах. А значит, будет способствовать успешному обучению в школе.
Литература:
- Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. -Москва: ТЦ «Сфера», 2003.
- Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. — Москва: «Просвещение», 1991.
- Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием.- Москва: «Аркти»,2002- 144с.
- Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. -Москва: «Вако», 2007.
- Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. -Москва: Издательство «Мозаика-синтез», 2010.