Обучение и воспитание детей дошкольного возраста опирается на требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который определяет задачи обучения и воспитания. Одной из важнейших задач является развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.
В современных условиях интенсивно увеличивается число детей, имеющих тяжелые нарушения речи уже в дошкольном возрасте. И. А. Ватрич, указывает, что тяжелые нарушения характеризуются расстройством всех компонентов речевой системы или нарушением в развитии всех сторон речи − фонетической, лексической и грамматической. У детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдаются выраженные трудности в формировании связной речи, которая является важнейшим показателем речевого и умственного развития ребенка [1, с. 60].
Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности, развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное смысловое и эмоциональное высказывание, которое состоит из ряда логически связанных предложений. Связное высказывание отражает уровень развития ребенка. Кроме того, связная речь играет важную роль в процессе общения ребенка с другими людьми.
Связная речь должна являться содержательной, логичной, последовательной и организованной. По мнению Е. Ю. Серовой, Н. И. Сидоровой у детей с тяжелыми нарушениями речи часто наблюдаются проблемы, связанные с недостаточным развитием психических процессов, в частности, памяти, внимания, мышления, что влияет на способность передавать содержание увиденного и услышанного последовательно, обозначать в рассказе отношения между различными объектами и явлениями [3]. Связная речь детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи характеризуется тем, что у детей присутствует нарушение последовательности изложения, программирования речевого высказывания, установления причинно-следственных связей, выделения главной мысли повествования. Кроме этого, при тяжелых нарушениях речей отмечается недоразвитие основных компонентов речи − фонетико-фонематического, лексического, грамматического. Вторичные отклонения в развитии высших психических функций также влияют на развитие связной речи.
В. П. Глухов подчеркивает, что спонтанное речевое развитие без целенаправленного обучения и коррекционной работы у детей с тяжелыми нарушениями речи происходит медленно и особенности речевого развития детей затрудняют овладение связной речью [2, с. 28]. В развитии связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи основополагающими принципами выступают: учет общих закономерностей развития в онтогенезе, формирование компонентов речевой системы, особенно лексико-грамматических средств. Развитие связной речи требует обогащения представлений детей об окружающем мире, развития высших психических функций.
Одним из важных средств развития связной речи является ознакомление детей с художественной литературой. Прежде всего, это связано с тем, что художественная литература помогает детям познать разные явления жизни, события, влияет на формирование у детей отношения к окружающему миру, влияет на духовное и нравственное развитие ребенка.
В современных условиях, когда повсеместно снижается интерес к чтению книги, родители уделяют мало внимания тому, чтобы формировать у детей интерес к чтению, общий кругозор детей в плане произведений художественной литературы является недостаточным. Художественная литература является эффективным средством развития связной речи детей, поскольку обогащает словарный запас детей, формирует представления о грамматических нормах, способствует развитию связной речи при использовании таких форм работы, как пересказ, рассказ.
Художественная литература разнообразна по своему содержанию. Среди детских произведений есть произведения, посвященные природе, юмористические произведения, биографические произведения, исторические произведения. Все это является источником для развития речи детей. Т. А. Ткаченко указывает, что благодаря знакомству с художественной литературой в процессе ее восприятия мы способствуем формированию у детей устойчивости внимания, способствуем развитию осмысленного восприятия, развитию памяти. У детей обогащается словарный запас в результате проведения словарной работы и знакомства детей с новыми словами, объяснения значения незнакомых слов, составления словосочетаний, подбора и составления предложений на основе содержания произведений. Иллюстрации к художественным произведениям также являются одним из источников для развития речи. На основе анализа иллюстрации развивается у детей умение отвечать на вопросы и задавать вопросы, выделять главное, последовательно описывать увиденное, составлять рассказы по картине к художественному произведению, составляя рассказы по модели, дети учатся связно, последовательно и полно излагать свои мысли [4, с. 67].
В работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, работа над художественным произведением требует обязательного использования наглядности, поэтапного знакомства с художественным произведением с использованием разных методов и приемов работы на каждом этапе, использованием интересных приемов, которые будут способствовать повышению речевой активности детей. Предварительная подготовка и обогащение словарного запаса на основе разных видов деятельности — все это является основой для развития связной речи.
Составление предложений по серии картинок, составление рассказов по модели, составление рассказов по образцу. Все это те приемы, систематическое использование которых формирует основу для развития связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи.
В ходе подготовительной работы перед ознакомлением с художественным произведением могут использоваться различные игры, упражнения на развитие фонематического слуха, на развитие выразительности речи, на развитие правильного звукопроизношения. Например, могут использоваться скороговорки, поговорки, упражнения для произнесения слов в разном темпе, упражнения для заучивания, считалки. Все стороны речи в процессе работы над художественным произведением могут успешно развиваться у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Дополнительным значимым условием для развития связной речи является создание развивающей предметно-пространственной среды в группе. Например, центр книги, содержащий в себе разнообразные книги, тематические выставки книг, картотеки загадок, пословиц, поговорок, материалы для составления рассказов, подборки предметных и сюжетных картин, моделей, серий картин способствует тому, что дети чаще включаются в самостоятельную деятельность и это способствует развитию их связной речи.
Таким образом, целенаправленная работа по развитию связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи может осуществляться на основе использования художественной литературы, которая обладает большим потенциалом для развития всех сторон речи.
Литература:
- Ватрич И. А. Комплексный подход к психолого-педагогической коррекции недостатков связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи // Молодой ученый. − 2018. − № 20 (206). − С. 59–61.
- Глухов В. П. Комплексный подход к формированию навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 3 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnyy-podhod-k-formirovaniyu-navykov-svyaznyh-vyskazyvaniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 01.02.2021).
- Серова, Е.Ю., Сидорова Н. И. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях реализации ФГОС // Специальное образование. 2017. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-svyaznoy-rechi-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi-v-usloviyah-realizatsii-fgos (дата обращения: 01.02.2021).
- Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи. − СПб.: Детство-пресс, 1999. − 215 с.