Развитие связной речи у детей дошкольного возраста
Авторы: Абдусалямова Эльмира Фаварисовна, Галиева Лилия Загировна, Гильманова Людмила Викторовна, Гогина Лейсан Индусовна, Мубаракова Гульназ Равхатовна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (15) октябрь 2018 г.
Дата публикации: 28.09.2018
Статья просмотрена: 1181 раз
Библиографическое описание:
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста / Э. Ф. Абдусалямова, Л. З. Галиева, Л. В. Гильманова [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 5 (15). — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/100/3580/ (дата обращения: 16.12.2024).
Развитие связной речи детей дошкольного возраста является наиболее важной задачей их социализации, так как именно речь является средством коммуникации, обучения и развития в целом, об этом говорится и в ФГОС ДО. Вопрос развития связной речи детей был и находится в центре внимания педагогов и психологов. Особенности и механизмы формирования связной речи дошкольников раскрываются в работах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, А. М. Бородич, Л. Н. Ефименковой, В. В. Коноваленко.
В свою очередь В. В. Коноваленко выделяет важнейшие задачи работы по развитию речи дошкольников в дошкольном учреждении: формирование речевого аппарата у дошкольников, его эластичность, четкость; развитие речевого слуха; накопление содержательной стороны речи; работа над речевыми формами, её структурой. Автор выделяет два вида связной речи: диалогическую и монологическую.
Специалист по воспитанию детей раннего возраста А. Арушанова, отмечает три этапа овладения детьми активным словом:
1 этап внимание ребенка и его инициативность направлена на предмет, то есть «Дай-дай!». Слова взрослого не вызывают интереса, не стимулирует речь.
2 этап — ребенок переключает свое внимание на взрослого и прислушивается к слову. Он смотрит на взрослого человека, указывает при этом на предмет, сопровождает действие лепетом.
3 этап — ребенок начинает смотреть на губы взрослого и прислушиваться к словам, которые тот говорит. Малыш пытается повторить данные слова.
Г.А Урунтаева выделяет особенности развития речи в раннем возрасте: развитие речи связано с процессом взаимодействия с взрослым и включено в практическую деятельность; формируется активная речь, которая становится средством общения с окружающими; складываются коммуникативная и обобщающая функции речи; речь отражает опыт взаимодействия с окружающим миром.
Наше дошкольное образовательное учреждения МАДОУ № 112 «Мозаика» города Набережные Челны в основу своей работы положило развитие связной речи дошкольников. Рассматривая уровень сформированности связной речи у дошкольников среднего возраста по методике В. П. Глухова и Н. Г. Смольниковой, Е. А. Смирновой отметили, что детям как контрольной, так и в экспериментальной групп тяжело пересказывать и составлять описательный рассказ. В данных группах преобладает средний и низкий уровень развития связной речи.
Данные, полученные на констатирующем этапе, были учтены в экспериментальной деятельности. Поэтому на формирующем этапе исследования нами был разработан и предложен для реализации комплекс занятий, который нашел свое отражение в перспективном плане занятий.
Перспективный план работы с детьми по развитию связной речи
Месяц |
Тема |
Цель |
Октябрь |
Знакомство и пересказ с русской народной сказкой «Гуси-лебеди» |
Чтение с русской народной сказкой «Гуси — лебеди», выделение основных структурных моментов произведения. |
Заколдованный лес |
Учить дошкольников пересказывать текс используя опорную схему. |
|
Овощи — наши друзья |
Учить дошкольников составлять описательный рассказ-загадку о предмете. |
|
Мы — художники |
Учить дошкольников сочинять сюжетный рассказ по содержанию картины. |
|
Ноябрь |
В поисках волшебной книги |
Учить дошкольников составлять сюжетные, творческие рассказы на выбранную тему. |
Придумай сказку |
Учить детей придумывать и рассказывать рассказы по заданной теме. |
|
Расскажи сказку |
Учить дошкольников рассказывать произведение с опорой на кружки–заместители. |
|
Знакомство дошкольников с русской народной сказкой «Хаврошечка» |
Познакомить дошкольников с русской народной сказкой «Хаврошечка», учить пересказывать произведение по опорной схеме. |
|
Декабрь |
В поисках волшебной книги |
Учить дошкольников составлять сюжетные, творческие рассказы на выбранную тему. |
Мы — сказочники |
Учить дошкольников составлять сюжетные, творческие рассказы на выбранную тему. |
|
Расколдуй предмет |
Учить дошкольников составлять описательный рассказ–загадку о предмете. |
|
Путешествие в Африку |
Учить детей составлять рассказы — сравнения. |
|
Январь |
Зимующие птицы |
Учить дошкольников составлять описательные рассказы на предложенную педагогом тему. |
Снеговичок |
Учить дошкольников составлять описательные рассказы на предложенную педагогом тему. |
|
Зимние забавы |
Учить дошкольников составлять описательные рассказы на предложенную педагогом тему. |
|
Февраль |
Где зимует рыбка |
Учить дошкольников составлять описательные рассказы на предложенную педагогом тему. |
Знакомство детей с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» |
Познакомить дошкольников с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», учить пересказывать текст сказки по схеме. |
|
Моя семья |
Продолжать учить дошкольников пересказывать художественное произведение с опорой на кружки — заместители. |
|
Транспорт |
Учить дошкольников составлять описательный рассказа по картинке. |
|
Март |
Знакомство детей с русской народной сказкой «Зимовье»» |
Познакомить дошкольников с русской народной сказкой «Зимовье», продолжать учить составлять описательный рассказа по картинке. |
В гости к сказке |
Учить дошкольников пересказывать произведение с опорой на кружки-заместители. |
|
Знакомство детей со сказкой В.Катаева «Цветик семицветик» |
Познакомить детей со сказкой В.Катаева «Цветик семицветик», продолжать учить детей составлять описательный рассказа по картинке |
|
Подарок для поваров детского сада |
Учить дошкольников составлять описательный рассказа по картине. |
На контрольном этапе, после проведенного повторного исследования уровня сформированности связной речи выяснили, что результаты экспериментальной группы значительно улучшились. Это было связано с процессом взаимодействия со сверстниками по задачам речевого развития на дополнительных занятиях.
Литература:
- Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — Москва: Издательство «Академия», 2007,—328 с.
- Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. -2-е изд, испр. и доп. / В. П. Глухов. —Москва: АРКТИ, 2014.— 168 с.
- Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. — М.: Изд-во Просвещение, 2015. — 235с.
- Зарубина, Н. Д. Методика обучения связной речи / Н. Д. Зарубина.—Москва: Издательство «Русский язык», 1997,—308 с.