Мнемотехника как средство связной речи у детей дошкольного возраста
Автор: Бурова Юлия Валерьевна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (31) апрель 2020 г.
Дата публикации: 09.03.2020
Статья просмотрена: 103 раза
Библиографическое описание:
Бурова, Ю. В. Мнемотехника как средство связной речи у детей дошкольного возраста / Ю. В. Бурова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 48-49. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/4971/ (дата обращения: 16.12.2024).
Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету.
К. Д. Ушинский
Мнемотехника — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Суть и преимущества методики предназначены для облегчения усвоения детьми любой информации при помощи связывания ее со зрительными образами.
С помощью мнемотехники можно решить следующие задачи:
– способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира;
– способствовать развитию психологической базы речи-восприятия, памяти, внимания, образного мышления;
– способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы;
– содействовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности;
– способствовать развитию лексико-грамматических средств языка;
– способствовать развитию связной речи;
– способствовать формированию правильного звукопроизношения;
– способствовать развитию мелкой моторики рук;
– способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности:
– пересказ литературных произведений;
– составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы;
– создание разных видов творческих рассказов;
– заучивание стихотворений;
– составление рассказов по картине.
Мнемотехника строится от простого к сложному (мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица).
Приемы мнемотехники используют для обогащения словарного запаса; пересказ художественной литературы; отгадывание и загадывание загадок; заучивание стихов; обучение составлению рассказов.
Ход НОД
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с ними. Я приглашаю вас присесть на стульчики.
(За дверью раздается плач, девочка заходит в зал с осколками зеркала)
В: Кто ты девочка?
Почему ты плачешь?
Герда: Снежная королева оставила диск с заданиями, которые я должна выполнить и собрать осколки зеркала. За каждое выполненное задание осколок вставится в зеркало.
— Ребята, вы поможете мне выполнить задания и собрать зеркало?
Д: Да
В: (Берет диск вставляет, на экране Сн.К со словами):
Я повелительница льда!
Да, Кая я взяла!
Чтоб зеркало мое собрать
Заданья трудные вам нужно отгадать,
Когда осколки соберете
Тогда и Кая вы вернете
В: Ребята, что делать?
Д: Нужно помочь
В: Я тоже так думаю, что нужно помочь.
(на экране Сн. К. со словами):
Вот вам мое первое задание: Расскажите, какая бывает зима
В: (после того как дети ответили)
В: Молодцы, Ребята, вы знаете много красивых слов о зиме (садятся на стульчики)
В: Герда, с первым заданием мы справились, может, попробуешь вставить осколок в волшебное зеркало. (Герда вставляет осколок и садится на стульчик)
(после появляется на экране Сн.К со совами:
—Вот вам мое второе задание
—Расскажите, что бывает зимой
В: Ребята, сложное задание нам задала Сн.К., но мы попробуем с ним справиться.
В: И с этим заданием вы справились.
В: Герда, может, попробуешь вставить осколок в волшебное зеркало? (Герда вставляет осколок) (Садится на стульчик)
В: Вижу вы немного устали?
Д: Да
В: Тогда предлагаю размяться. Вставайте со своих стульчиков.
Физминутка
(на экране Сн.К. со словами):
—Вот вам мое третье задание:
— Я очень люблю зиму и хочу, чтобы вы придумали рассказ о зиме.
В: Ребята, вот здесь у меня схемы с временами года, вам нужно выбрать схему с тем временем года, о котором говорит Сн. К.
(ребенок выбирает нужную схему)
В: Ребята, посмотрите, пожалуйста, у меня такая же схема, только побольше
В:- Первый квадрат схемы обозначает время года
— Второй обозначает, что бывает зимой
— Кто хочет попробовать составить рассказ
(1 ребенок составляет рассказ)
В: А теперь давайте сделаем так. Вот эти 3 схемы (1.2,3) расскажет кто-то один. А следующие 3 схемы (эту, эту, эту) расскажет кто-то другой.
—Кто хочет попробовать?
В: Молодец, Артем, ты составил отличные предложения
В: Ребята, это мы составляли рассказ по схеме.
—Как вы думаете, а еще с помощью чего можно составить рассказ?
Д: С помощью картинок.
В: Верно. С помощью картинок.
В: Я приготовила для вас картинки. Вы подойдете, и выберите каждый себе картинку. Посмотрите на них. А теперь приклейте свои картинки к нужному квадрату схемы. (Дети приклеивают картинки)
В: Ребята, все приклеили картинки? (присаживайтесь на стульчики)
Д: Да
В: Ребята, посмотрите, может кто-то хочет рассказать рассказ о зиме по картинкам?
В: Герда, может, попробуешь вставить осколок волшебного зеркала? (дети вставляют последний осколок) (садятся на стульчики)
В: Ребята, посмотрите все осколки волшебного зеркала, мы помогли собрать. Герда, держи зеркало, верни его Сн.К. и забери Кая.
Герда: Ребята, спасибо вам за помощь. До свидания ребята.(Герда убегает с зеркалом)
В::Ребята, какие вы молодцы, со всеми заданиями Сн.К. вы справились и помогли Герде собрать зеркало.
В: Ребята, когда вы приходите домой вы рассказываете родителям о том, как прошел ваш день в детском саду?
Д: Да
В: А чем вы расскажите сегодня? А в каком приключении?
В: Ребята, давайте скажем нашим гостям до свидания и пойдем в группу. (дети прощаются и уходят)
Литература:
- Большова Т. В. Учимся по сказке. «Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники».2005г.
- Омельченко Л. В. «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи»/ Омельченко Л. В. Логопед.2008г.
- Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».
- Ткаченко Т. А. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».2009г.
- Фомичева М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения».1997г.
- социальная сеть работников образования nsportal.ru.