Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным
ему пяти словам – он будет долго и напрасно
мучиться, но свяжите двадцать таких слов
с картинками, он усвоит их на лету
К. Д. Ушинский
Ни для кого не секрет, что в настоящее время образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь; неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
- бедность речи, недостаточный словарный запас;
- употребление нелитературных слов и выражений;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
- трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.;
- плохая дикция;
- дети не владеют приёмами и методами запоминания. Они с неохотой учат стихи, все чаще и чаще вызывает затруднение пересказывать прочитанные ими рассказы.
В наше время дети перенасыщены информацией. Проводят много времени у телевизоров и компьютеров. Поэтому особенно необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. С этой целью вполне обоснованно использование творческих инновационных методик и технологий, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.
Мнемотехника – это система методов и приёмов эффективного запоминания, сохранения и воспроизведения информации. С её использованием происходит развитие разных видов памяти: слуховой, зрительной, двигательной. Мнемотехнические упражнения помогают ребёнку развивать воображение, улучшать внимательность и усидчивость, развивать логическое мышление, для развития речи, воспринимать информацию в простой, интересной и ненавязчивой форме.
Особое место в работе занимает материал в форме таблиц и схем-моделей. Использование метода мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. С более старшими детьми можно применять картинно-графический план к рассказыванию сказок. Особо эффективно использовать эти таблицы в старшем возрасте, так как эти дети хорошо владеют карандашом, замена образа сказки на определенный символ им интересна. Старшим дошкольникам легче изобразить в таблице символ (о), чем нарисовать медведя. В рисунках-схемах дети упрощают рисование героев, замещая их символами (хвост – у лисы, зубы – у волка, длинные уши – у зайца). Изображают также природные явления (снег, дождь, тучи).
Параллельно с этой работой необходимы игры – драматизации, кукольные настольные театры изучаемых сказок. Театральные игры всегда радуют, смешат детей, пользуются у них неизменной любовью. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребят, совершенствуется звуковая сторона их речи. Начинаю работать с детьми по данному направлению уже с младшего возраста, активно включая в постановки родителей. В обучении пересказу я применяю метод мнемотехники на основе русских народных сказок, так как сказка – неизменный спутник детства, играет огромную роль в жизни ребенка. Малыши сопереживают героям, живут вместе с ними в мире сказок.
Еще одна из методик при работе с детьми, которую я широко применяю «Расскажи стихи руками». Рассказывания стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, способствует развитию произвольного внимания, развитию крупной и мелкой моторики, воображения. Совместные действия со взрослым и сверстниками снимает неуверенность, зажатость у ребенка.
Среди всех предложенных методик, мне особенно нравится пальчиковая гимнастика для развития речи. Эти упражнения подбираются с учетом возраста ребенка, и что очень важно, воспитателю обязательно нужно играть вместе с детьми. Интересным упражнением в пальчиковой гимнастике является пальчиковый театр. В возрасте 5-6 лет мастерство пальчикового театра готовит руку к письму. Рекомендуется играть с детьми, начиная с раннего возраста. Можно использовать пальчиковые игры. Например, изучаем тему «Времена года, Календарь». Берем веревку и завязываем на 12 узлов. Ребенок перебирает каждый узелок, называет месяц года (по порядку). Можно сделать из бусинок, пуговиц.
Или тема «Овощи». Делаем «сухой бассейн» с горохом и фасолью.
Горох: В ведро насыпаем горох
И пальцы туда запустили,
Устроим там переполох,
Чтоб пальцы не грустили.
Фасоль: В ведре не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне игрушки для детей,
Мы их достанем без затей.
И так можно фантазировать бесконечно... Как видите, это все можно легко и просто сделать из подручных средств и не требует особых усилий. Для меня важно центрироваться на ребенке, на том, что для него значимо, что проявляется в заинтересованности. Главными компонентами являются признание уникальности каждого воспитанника и его индивидуальной деятельности. Я стараюсь создавать совместную образовательную деятельность, которая направленна на индивидуальную самореализацию ребенка и развития его личностных качеств. Благодаря этому мои воспитанники становятся самостоятельными и активными, более внимательными к окружающему. Учатся добиваться поставленных целей как самостоятельно, так и во время взаимодействия со сверстниками.
Детишки будут с удовольствием участвовать в подобных «играх», радуя Вас положительными эмоциями и результатом!
Литература:
- Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
- Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников спомощью мнемотехники. СПб., 2000.
- Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи. Логопед. 2008. № 4.