Обучение старших дошкольников пересказу посредством использования приемов мнемотехники | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Явхута, М. В. Обучение старших дошкольников пересказу посредством использования приемов мнемотехники / М. В. Явхута, С. А. Маслова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/343/15328/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье раскрываются возможности использования мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие связной речи. Предлагаются этапы и правила работы по использованию мнемотехнических приемов.

Ключевые слова: дошкольник, развитие речи, мнемотехника, обучение пересказу.

К. Д. Ушинский писал:«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».

В условиях реализации ФГОС ДО определены целевые ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования. Они очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к речевому развитию детей. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования основ связной монологической речи. Родная речь играет уникальную роль в познавательном развитии дошкольников. Язык и речь тесно связан с такими психологическими процессами как мышление, воображение, память и эмоции.

В настоящее время количество детей старшего дошкольного возраста имеют недостаточный уровень речевого развития, и эта тенденция неуклонно растет. К числу важнейших задач в работе детьми, относится формирование у них связной монологической речи. Большое значение на связность детской речи оказывает пересказ литературных произведений.

При пересказе художественного произведения у дошкольников наблюдается недостаточно полное понимание текста, поскольку для понимания содержания нужен, прежде всего, определенный запас слов, знание их значений, а также связей между словами, предложениями. При пересказе дети пропускают смысловые звенья, нарушают логическую последовательность изложения текста, путают события, затрудняются в выражении главной мысли.

Анализируя то, что пересказы детей старшего дошкольного возраста несовершенны, возникает вопрос как помочь ребенку, имеющему данную проблему овладеть навыком пересказа и облегчить этот процесс. В своей работе по формированию связной речи у детей мы начали использовать мнемотехнические приемы.

Мнемотехника — это искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

В развитии ребенка важна последовательность. Обучение по мнемотехнике должно происходить поэтапно, тогда оно сможет принести наиболее эффективные результаты. Мнемотехника включает в себя следующие структурные компоненты: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.

Первым этапом обучения для дошкольников является использование мнемотехники на этапе подготовки к пересказу.

Мнемоквадраты — картинка, которая представляет собой нанесенное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание. Например: солнце, капель, птицы и т. д. По мнемоквадратам дети учатся составлять предложения.

Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, воспитатель усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки. Они представляют собой таблицу, состоящую из четырёх картинок. По изображению ребенок может составить 2–3 простых предложения.

Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение. На данном этапе дети учатся делить текст на значимые части, самостоятельно придумывать и зарисовывать план пересказа текста, придумывание своего заголовка к произведению, давать заглавие выделенным частям рассказов.

Таким образом, использование мнемотехники на этапе подготовки к пересказу старших дошкольников помогает им приобрести содержание для его речи, накопить представления, знания, умения, понятия, мысли. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

Следующий этап применения мнемотехники — обучение пересказу.

Мнемотехника на этапе пересказа художественного произведения была направлена:

  1. На понимание содержания художественного произведения.
  2. На последовательный пересказ художественного произведения.
  3. На оценку детских пересказов

Цель этого этапа: научить ребенка с помощью мнемотехнических приемов понимать содержание произведения, самостоятельно пересказывать его, соблюдая связность и последовательность изложения, оценивать свои рассказы и рассказы товарищей.

Составить мнемотаблицу можно на любой рассказ или сказку. В таблицах изображаются персонажи рассказа, сказки, явлений природы, некоторые действия. Она составляется так, чтобы отразить основные моменты сюжетного действия в их последовательности, определить действующие лица и наиболее значимые детали повествования. Рисунки и их количество в схеме-модели изменяются в зависимости от содержания рассказа.

Работа над произведением с использованием мнемотаблицы предполагает:

1. Чтение произведения и составление мнемотаблицы (кодирование содержания в схему).

2. Разбор и комментирование символов мнемотаблицы (под руководством взрослого), соотнесение каждого знака — символа с определенной частью текста (раскодирование знаков).

3. Ребёнок пересказывает произведение самостоятельно с опорой на таблицу.

Практические советы:

1. Желательно сделать разрезную мини-таблицу. Выкладывая знаки на пустые клеточки мнемотаблицы, ребенок будет вспоминать последовательность сюжета, что является хорошим упражнением для тренировки памяти.

2. Также ребенок может пересказывать отрывки из произведения (например, 3–4 символа, взятых из середины мнемотаблицы). Это стимулирует мышление ребенка и помогает лучше закрепить содержание произведения.

3. В старшем дошкольном возрасте лучше, если ребенок пытается зарисовать символы сам. Это способствует развитию воображения, а также является хорошей тренировкой руки для письма.

4. Мнемотаблицы к сказкам или расссказам можно комбинировать (перепутывать) символы из разных сказок. В таком случае дети будут искать и исправлять ошибки в мнемотаблице.

Поиск ошибок развивает критическое мышление ребенка, его познавательную активность. Таким образом, обычный пересказ текста превращается в удивительную игру.

Дошкольное развитие детей — это очень важный этап подготовки к школьной программе. Мнемотехника позволяет получить хорошие результаты во многих направлениях развития ребенка. Она способствует улучшению речи, логического мышления, памяти, воображения и облегчает восприятие необходимого материала.

Литература:

  1. Зиганов М., Козаренко В. М.. Мнемотехника. М.: Школа рационального чтения, 2000. 17с.
  2. Т. В. Большева «Учимся по сказке» (Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники); СПб, 2001
  3. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; СПб, 2009
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, старший дошкольный возраст, художественное произведение, этап подготовки, использование мнемотехники, мнемотехника, понимание содержания, связная монологическая речь, связная речь, содержание произведения.

Ключевые слова

развитие речи, дошкольник, мнемотехника, обучение пересказу

Похожие статьи

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр

В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...

Применение художественной литературы в процессе развития связной речи дошкольников

Раскрывается педагогический опыт работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы. Приводятся примеры применения разнообразных форм работы с художественными произведениями в речевом развитии детей.

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники

В статье рассмотрены особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники.

Обучение детей младшего школьного возраста рассказыванию

В данной статье рассказывается об обучении детей рассказыванию на уроках в начальной школе. Приводятся методы и приемы работы по развитию речи. Данные приемы помогут в работе учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования.

Использование литературных стихотворных диалогов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

В материале раскрывается актуальность использования литературного диалога для решения коррекционных, а также, развивающих задач в работе логопеда с детьми дошкольного возраста.

Эффективность использования дидактических игр и игровых упражнений при обучении иностранному языку детей старшего дошкольного возраста

В статье описана актуальность раннего обучения английскому языку в дошкольных учреждениях. Авторы пытаются доказать, что использование дидактических игр эффективно в процессе обучения английскому языку детей старшего дошкольного возраста.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена значимости развития речи дошкольников, рассмотрены особенности развития, педагогические методы и приемы, применяемые в дошкольных учреждениях при работе педагогов с детьми дошкольного возраста.

Возможности использования мнемотехники в речевом развитии дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

В статье описываются возможности использования приемов мнемотехники на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения в развитии.

Педагогические условия развития словаря младших дошкольников посредством использования дидактических игр

В статье рассматриваются основные педагогические условия развития словаря младших дошкольников посредством использования дидактических игр, рассматриваются какие именно игры, целесообразно использовать на разном педагогическом этапе.

Похожие статьи

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр

В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...

Применение художественной литературы в процессе развития связной речи дошкольников

Раскрывается педагогический опыт работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы. Приводятся примеры применения разнообразных форм работы с художественными произведениями в речевом развитии детей.

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники

В статье рассмотрены особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники.

Обучение детей младшего школьного возраста рассказыванию

В данной статье рассказывается об обучении детей рассказыванию на уроках в начальной школе. Приводятся методы и приемы работы по развитию речи. Данные приемы помогут в работе учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования.

Использование литературных стихотворных диалогов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

В материале раскрывается актуальность использования литературного диалога для решения коррекционных, а также, развивающих задач в работе логопеда с детьми дошкольного возраста.

Эффективность использования дидактических игр и игровых упражнений при обучении иностранному языку детей старшего дошкольного возраста

В статье описана актуальность раннего обучения английскому языку в дошкольных учреждениях. Авторы пытаются доказать, что использование дидактических игр эффективно в процессе обучения английскому языку детей старшего дошкольного возраста.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена значимости развития речи дошкольников, рассмотрены особенности развития, педагогические методы и приемы, применяемые в дошкольных учреждениях при работе педагогов с детьми дошкольного возраста.

Возможности использования мнемотехники в речевом развитии дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

В статье описываются возможности использования приемов мнемотехники на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения в развитии.

Педагогические условия развития словаря младших дошкольников посредством использования дидактических игр

В статье рассматриваются основные педагогические условия развития словаря младших дошкольников посредством использования дидактических игр, рассматриваются какие именно игры, целесообразно использовать на разном педагогическом этапе.