Мнемотехника как средство познавательно-речевого развития дошкольника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (542) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 23.10.2024

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Веснина, Е. Н. Мнемотехника как средство познавательно-речевого развития дошкольника / Е. Н. Веснина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 43 (542). — С. 304-305. — URL: https://moluch.ru/archive/542/118605/ (дата обращения: 22.12.2024).



Дошкольное детство — важный период формирования личности ребенка, который по мере взросления будет совершенствоваться и дифференцироваться. На этом этапе развиваются познавательные способности: самостоятельность, инициативность, компетентность ответственность, коммуникативность, творческое начало.

Задачи развития интересов детей, любознательности, формирование познавательных действий, становление сознания, развития воображения и творческой активности обозначены федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования как приоритетные.

Исходя из задач, возникла необходимость поиска эффективной методики, ориентированной образовательным процессом на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Важно педагогу так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы направить на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности, на формирование логического мышления, чтобы дети смогли самостоятельно строить связные высказывания, логически выстраивать сюжетную линию. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребенка будет способствовать развитию интереса к познанию, умению находить решение возникших жизненных задач, способность решать нестандартные задачи и находить нетрадиционные подходы к их решениям.

Одним из эффективных средств познавательного развития дошкольников является мнемотехника. Она открывает для педагогов огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности, и в совместной деятельности взрослого и ребёнка, даёт возможность детям легче и быстрее усваивать довольно сложный материал. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, конечно, развитие речи.

В дошкольной педагогике мнемотехника называется по-разному: сенсорно-графические схемы, предметно-схематическая модель, схемы составления рассказов.

Мнемотехника в переводе с греческого — «искусство запоминания».

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности развития дошкольников. Необходимость использования метода мнемотехники в развитии детей дошкольного возраста неоспорима. То, что дети обучаются «играючи», заметили и доказали великие педагоги такие как В. Б. Косминская, Е. И. Васильченко, А. С. Макаренко, Т. С. Комарова и многие другие. [2, с. 6]

Дидактический материал в работе с детьми занимает особое место в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладению связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными.

Заместители в мнемотехнике — это мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы.

Мнемоквадрат — картинка, изображающая одно слово, словосочетание или короткое предложение.

Мнемодорожка — несколько картинок на одном квадрате, обозначающие последовательность действий (например, последовательность гигиенической процедуры).

Мнемотаблица — это рисуночное письмо, схема, в которую заложена определенная информация.

Содержание мнемотаблиц — это графическое или частично графическое изображение персонажей, сюжета рассказанной сказки, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета.

Огромные возможности открывает для педагогов использование мнемотехники для творчества и в образовательной деятельности, и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Детям предоставляется уникальная возможность усваивать сложный материал легко и быстро. При этом у дошкольников развивается психические процессы и способности: наблюдательность, логическое и образное мышление, внимание, творческое воображение, память, усидчивость. Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.

В детском объединении «Родничок» приемы мнемотехники педагогом используются уже несколько лет, благодаря этому у обучающихся обогащается словарный запас, формируется грамматически правильная речь, пополняются знания об окружающем мире.

Работу на занятиях начинаем с самого простого — знакомства с мнемоквадратами. Мнемоквадрат — это символическое изображение предмета, например, рисунок человека является символическим обозначением слова «человек». А когда ребенок усвоит, что значит зашифровать слово, ему предлагается упражнение на самостоятельное кодирование и воспроизведение слов по своим условным обозначениям. Затем задание усложняется: характеризуется предмет, его свойства, область применения. Таким образом проводится работа над словом. Обучающиеся учатся грамматически правильно связывать слова.

Освоив мнемоквадраты, постепенно переходим ко второму шагу: работа с мнемодорожками.

Мнемодорожки представляют собой систематизированные картинки и символы-заместители, состоящие из трех или более рисунков. Они содержат в себе небольшое количество познавательной информации, что очень важно для ребенка в первое время. С помощью таких изображений у обучающихся формируется понятие о последовательностях. По данным изображениям они могут составить 2–3 предложения, а из предложений — небольшой рассказ или сказку. На данном этапе у обучающихся формируется связная правильная речь.

Самый сложный этап — работа с мнемотаблицами. Это графическое представление информации, например, явлений природы, действий, событий. Педагог читает стихотворение один раз и составляет таблицу, а при чтении следующих стихотворений дети включаются в совместное творчество — придумывают изображения на каждую строчку. По готовой схеме обучающимся очень нравится воспринимать и запоминать стихи.

Этапы работы с мнемотаблицей:

— Рассматривание таблицы и анализ того, что на ней изображено;

— Преобразование информации из символов в образы персонажей;

— Пересказ текста, опираясь на символы. Развитие методов запоминания.

С помощью мнемотаблиц, мнемодорожек, мнемоквадратов дошкольники легче воспринимают, усваивают, запоминают и перерабатывают полученную зрительную информацию. У обучающихся появляется желание пересказывать небольшие тексты, рассказывать стихи на занятиях и в повседневной жизни. Углубляются знания о мире, обогащается словарный запас, преодолевается застенчивость, робость, умение свободно держаться перед аудиторией.

Особенности применения мнемотехники:

— последовательность,

— нормирование,

— красочность,

— эмоциональность,

— разнообразие,

— добровольность (желание ребенка).

Таким образом, систематическая и планомерная работа по использованию мнемотехники приносит свои плоды: позволяет развивать познавательную активность ребенка, совершенствовать коммуникативные навыки, открывает для педагога огромные возможности в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка, даёт возможность обучающимся усваивать сложный материал легко и быстро.

Литература:

  1. Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. — СПб: «Детство-Пресс», 2012.
  2. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста.//Дошкольное воспитание 2004.№ 6, с 6
  3. Житникова Л. Учите детей запоминать — М.: «Просвещение», 2010
  4. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников// «Дошкольная педагогика» —2009(июль-август)
  5. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучению рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб, 2011
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, использование мнемотехники, образовательная деятельность, педагог, сложный материал, совместная деятельность взрослого, мнемотехника, обучающийся, работа, явление природы.


Похожие статьи

Мнемотехника как средство развития связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

Психолого-педагогическая сказка как средство воспитания и речевого развития дошкольников

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Кинетический песок как средство развития познавательной и эмоциональной сферы дошкольника

Формирование речевой культуры как средство личностного развития школьника

Ментальная арифметика как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста

Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда как средство формирования функциональной грамотности у детей с нарушениями речи

Развивающая предметно-пространственная среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста при формировании речевого этикета

Похожие статьи

Мнемотехника как средство развития связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

Психолого-педагогическая сказка как средство воспитания и речевого развития дошкольников

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Кинетический песок как средство развития познавательной и эмоциональной сферы дошкольника

Формирование речевой культуры как средство личностного развития школьника

Ментальная арифметика как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста

Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда как средство формирования функциональной грамотности у детей с нарушениями речи

Развивающая предметно-пространственная среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста при формировании речевого этикета

Задать вопрос