Использование методов мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, июнь 2018)

Дата публикации: 23.05.2018

Статья просмотрена: 7759 раз

Библиографическое описание:

Волкова, В. Е. Использование методов мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста / В. Е. Волкова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва : Буки-Веди, 2018. — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14285/ (дата обращения: 16.12.2024).



Использование методов мнемотехники в развитии дошкольников становится все более актуальным. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в этом возрасте у детей преобладает образная память, запоминание зачастую происходит непроизвольно, его продуктивность повышается при наглядном подкреплении. Мнемотехника помогает ускорить процесс запоминания у дошкольников, развить образное, логическое, ассоциативное мышление (в том числе умение систематизировать, анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое), воображение, внимание. Кроме того, применение приемов мнемотехники обогащает словарный запас детей и способствует формированию связной речи. У детей появляются предпосылки к самообучению, умение проводить самоанализ, дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными [4].

Методы мнемотехники можно вести либо в виде самостоятельного занятия, либо включать ее элементы в различные виды занятий и даже в различные виды деятельности детей.

Анализ публикаций по использованию мнемотехники в детском саду показало, что акцент в работе с дошкольниками делается на развитие памяти и речи.

Наиболее доступным и широко применяемым педагогами ДОУ является метод «крокирования» — использование мнемотаблиц, коллажей, чертежей, схем, набросков, зарисовок.

Мнемотаблица — это схема, структура, в которую можно заложить различную информацию.

Для начала детей знакомят с мнемоквадратами — понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем задание усложняется, демонстрируется мнемодорожка — это квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2–3 предложения. И, наконец, самая сложная структура — это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение [1].

Применение мнемотаблиц в работе с детьми позволяет им лучше воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами.

В дошкольном образовании используются развивающие и обучающие мнемотаблицы [8].

Развивающие мнемотаблицы направлены на развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного и логического мышления. Детям показывается таблица и расшифровывается закодированная информация. Устанавливаются логические связки, количественные и качественные характеристики. Затем дается время на запоминание таблицы. Таблица убирается, и дети воспроизводят ее графически по памяти.

Обучающие мнемотаблицы могут использоваться в работе в любой образовательной области, они позволяют продуктивнее запоминать материал по лексическим темам, облегчают обучение рассказыванию, грамоте (запоминание букв, правил), заучиванию стихотворений, пословиц, способствуют коррекции нарушений звукопроизношения, работе по дифференциации звуков, формированию элементарных математических представлений, ознакомлению дошкольников с природой, способствуют воспитанию культурно-гигиенических навыков, формированию представлений об опасных ситуациях и способах поведения в них, развитию познавательно-исследовательской деятельности, ознакомлению с окружающим социальным миром, формированию представлений о видах искусства, реализации самостоятельной творческой деятельности, совершенствованию умений в изобразительной, конструктивно-модельной деятельности, формированию начальных представлений о здоровом образе жизни, совершенствованию умений и навыков в основных видах движений, физических упражнений, активности в самостоятельной двигательной деятельности и т. п.

Работа с обучающей мнемотаблицей несколько иное, поскольку они содержат обучающую информацию, как правило, незнакомую детям, поэтому основная роль принадлежит педагогу, особенно если это первая мнемотаблица в определенном направлении [7].

Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, главное при составлении таблиц, чтоб рисунки были связаны между собой, т. к. дети, для запоминания таблиц должны составить рассказ или связать их по смыслу, или классифицировать.

Коллажи — это учебные пособия, решающие задачи развития у дошкольников фотографической памяти, расширение словарного запаса, образного восприятия; умение говорить, рассказывать, выполняющие задачу обучения детей [6].

Коллаж — это плотная бумага (картон, фланелеграф) различного формата (в зависимости от цели), на которую наклеиваются, накладываются или рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры.

Кажущийся беспорядок наложенных на формат картинок и составляет суть коллажа.

Детям объясняют, что коллаж похож на «салат», когда берут много различных продуктов и соединяют их между собой, получая вкусное блюдо. Поэтому первая и главная задача коллажа соединить, т. е. связать все картинки между собой. Таким образом, идет отработка сюжетного метода запоминания.

Примеры использования коллажей в речевом развитии детей: упражнение «Чтение письма по рисунку» — дети получают письмо — схему, которое они должны расшифровать; игра «Светофор» — дети должны определить место определенного звука в слове и выложить карточки-схемы по порядку, это и будет для детей подсказкой в воспроизведении цепочки слов [6].

Зарисовка слов дает возможность развивать воображение, мышление, творческие способности детей, способствует запоминанию слов, заставляет думать. Благодаря зарисовкам дети быстрее запоминают стихи, можно по зарисовкам предложить отгадать какое-либо стихотворение уже знакомое детям. Очень эффективен прием зарисовки на начальном этапе обучения в игре «Цепочка слов», где дети делают для себя наброски, изображая услышанное слово. Таким образом, у детей получается цепочка рисунков, по которой они легко вспомнят все слова. Эту игру можно усложнить, предложить закрыть свои подсказки и вспомнить, что было нарисовано, а еще можно вспомнить и воспроизвести наброски по памяти на другом листочке.

Метод ассоциативных цепочек или метод «чепухи» заключается в том, что дети из предложенных слов или набора картинок составляют рассказ — «чепуху», они как бы дурачатся и в такой игре быстро запоминают цепочку слов. Например, слова: птичка, мяч, листок, котенок и т. д. С этими словами придумываем рассказ «Птичка играет в мяч, мяч обмахивается листочком, листок укусил котенка и т. д». На первый взгляд это кажется полной бессмыслицей, а дети каждое слово ассоциируют с каким-либо действием, местонахождением и т. д. Можно провести игры типа «Чего не стало» и «Путаница» [5].

Проанализировав опыт использования мнемотехники в работе с дошкольниками, выяснили, что для развития связной речи наиболее эффективным будет использование метода «крокирования» (мнемотаблиц, коллажей, чертежей, схем, набросков, зарисовок). Этот метод в дошкольной педагогике называют по-разному: сенсорно-графические схемы (В. К. Воробьева), предметно-схематические модели (Т. А. Ткаченко), блоки-квадраты (В. П. Глухов), коллаж (Т. В. Большева), схема составления рассказа (Л. Н. Ефименкова), схема-модель (Л. Е. Белоусова).

Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц, коллажей и схем, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными.

Работа с мнемотаблицами строится от простого к сложному.

Т. В. Большова [3] рекомендует начинать работу с простейших мнемоквадратов, затем последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам. Она предлагает готовые мнемотаблицы для составления рассказов, а Л. Е. Белоусова [2] считает, что для лучшего запоминания дети сами должны придумать и зарисовать символы в предложенную схему. Т. Б. Полянская отмечает, что для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы (лиса — рыжий хвост, елка — зеленый треугольник), а для старших дошкольников — черно-белые [5]. Авторы предлагают следующую технологию работы с мнемотаблицами:

‒ рассматривание таблицы и разбор изображенных на ней символов;

‒ перекодирование информации (преобразование символов в образы);

‒ пересказ произведения воспитателем с опорой на символы (начальный этап работы с мнемотаблицами), детьми совместно с воспитателем или самими детьми.

Т. Б. Полянская отмечает необходимость работы с детьми по обучению чтению символов. Она указывает на большую предварительную работу к НОД по развитию речи с помощью мнемотаблиц: подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей: обсуждение с детьми увиденного на экскурсиях, наблюдений за явлениями природы, художественных произведений; подготовка оборудования и раздаточного материала; выбор педагогом приемов, которые могут заинтересовать детей на занятии. В НОД автор включает обсуждение по теме («Что ты знаешь об этом?»), подвижные игры, словесные игры, слушание музыки, чтение стихов, поговорок, народные приметы и т. п. основной частью НОД является составление описательных рассказов по мнемотаблицам и схемам-таблицам (с подготовительной группы). Для закрепления полученных знаний совместно с детьми педагог изготовляет альбомы по пройденной теме с детскими рассказами и рисунками [5].

Педагоги дошкольных учреждений широко используют мнемотехнику, организуя и другие виды деятельности дошкольников: для обогащения словарного запаса дошкольников, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественных произведений, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов, при работе со сказками, при ознакомлении дошкольников с природой, на занятиях познавательного цикла. Например, тема «Животные»: внешний вид (части тела); место проживания (коровник, конура, свинарник и пр. (для домашних животных) или берлога, логово, нора и пр. (для диких животных); чем питается; как зовут детёныша; какую пользу приносит человеку (для описания только домашних животных); в каких сказках или мультфильмах встречается данное животное.

Таким образом, использование приемов мнемотехники в работе с дошкольниками является востребованным направлением, позволяющим не только ускорить процесс запоминания информации, но и развивать психические процессы, наглядно представить изучаемый материал. Метод «крокирования» (мнемотаблицы, коллажи, схемы) помогает успешно справляться с задачей развития связной речи дошкольников, что подтверждается результатами работы педагогов-практиков, описывающих свой опыт работы в этом направлении.

Литература:

  1. Барсукова Е. Л.. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек // Логопед. — 2009.- № 5. — С 18–23.
  2. Белоусова Л. Е. Научиться пересказывать? Это просто! — СПб: Литера, 2009–65 с.
  3. Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. испр. — СПб.: Детство-Пресс, 2005. — 96 с.
  4. Гурьева Н. А. Упражнения по мнемотехнике. — СПб: Светлячок, 2000.
  5. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста — М.: Детство-пресс, 2010–64с.
  6. Сваткова Л. А. Опыт использования мнемотехники в развитии дошкольников. — Режим доступа: http://dohcolonoc.ru/cons/3794-ispolzovanie-metoda-mnemotekhniki-pri-oznakomlenii-doshkolnikov-s-mirom-professij.html
  7. Спыну В. В. Обучение составлению описательных рассказов дошкольников с ОНР на основе использования мнемотехнических таблиц // Молодой ученый. — 2013. — № 11. — С. 654–657.
  8. Ткаченко Т. А. Составление описательных рассказов по опорным схемам Метод. руководство, картинный комплект. — М.: Книголюб, 2014
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, коллаж, работа, связная речь, дошкольник, игра, рассказ, слово, составление рассказов, схема.