Данная статья рассматривает использование приемов мнемотохники, направленых на развитие произвольной памяти младших школьников с умственной отсталостью. А также цели,задачи и приемы мнемонических техник.
Ключевые слова: ребенок, мнемоническая таблица, интеллектуальная недостаточность, мнемоническая схема, мнемоническое запоминание, мыслительная деятельность, учебный процесс, процесс запоминания, память.
Память — это психический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Память объединяет прошлое субъекта с его настоящим и будущим, является важнейшей когнитивной функцией, лежащей в основе развития и обучения [6].
У детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью отмечается низкий уровень развития кратковременного и долговременного слухового запоминания; низкая точность и прочность запоминания вербального и визуального материала, т. е. недостаточный уровень развития зрительной и слуховой памяти. Так же память детей с задержкой умственного развития отличается качественным своеобразием. Больше всего страдает произвольное запоминание. При правильном подходе к обучению дети овладевают определенными мнемотехническими приёмами, рациональными приёмами запоминания [3].
Человеческая память организована таким образом, что новый материал всегда базируется на уже известном. Запечатление будет успешнее, если новая информация будет содержать 30 % уже известной. Объяснение нового сложного материала должно начинаться со ссылкой на то, чтоуже известно.
Чем богаче опыт, знания детей, запечатлённые ими бессознательно, тем больше возможностей у них есть для запоминания, используя продукты рефлекторной памяти в своей практической мыслительной деятельности.
Запечатление у детей основательно увеличивается, если оно связано с активной мыслительной деятельностью над определённым материалом. Следовательно, чем более активной и содержательной является деятельность с материалом, тем выше оказывается продуктивность запоминания.
Эмоциональный материал запоминается быстрее, прочнее и охотнее.Не должно быть эмоционально нейтральных материалов. Желательно, чтобы информация вызывала положительные эмоции, в этом случае ребёнок способен запомнить в два раза больше.
Продуктивность запоминания зависит от функционального состояния ребёнка. Занятиями, которые требуют наибольшей нагрузки на память, необходимо заниматься в первой половине дня. [5]
Чтобы улучшить память, нужно обучать ребенка технике запоминания и припоминания. Данному способствует мнемотехника.
По определению, предоставленному В. А. Козаренко, «мнемотехника — система разнообразных приемов, облегчающих запечатление и увеличивающих объем памяти за счет образования дополнительных ассоциаций, организации учебного процесса в игровой форме» [4].
Целью тренинга является формирование детской памяти с помощью системы работы, в которой используются различные мнемонические приемы [4, с. 17].
Задачи мнемотехники:
— основная задача мнемотехники — указать способы запоминания большого количества информации за короткое время, что было бы трудно понять без второстепенных приемов;
— формирование памяти у детей, различные ее типы;
— развитие мыслительных процессов у детей (мышление, внимание, воображение);
— развитие у детей интеллектуальной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять значимые характеристики;
— обучать детей умению запоминать любую информацию.
Приемы мнемонического запоминания, призванные облегчить процесс запоминания:
— Создание семантических фраз из первых букв запоминаемой информации («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку»);
— Рифмы («Биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит их пополам», или «Пифагоровы штаны на все стороны равны»);
— Мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы, мнемосхемы;
— Поиск четких, необычных ассоциаций (картинок, карточек, фраз), связанных с заученной информацией;
— Запечатление длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных [4, с. 21].
Актуальность мнемотехники для младших школьников с интеллектуальной недостаточностью связана тем, что как раз в этом возрасте у детей доминирует зрительно-образная память. В первую очередь запечатление происходит невольно. Если ребенок пытается выучить и запомнить то, что не поддерживается зрительным образом, это не приведет к успеху. В учебный процесс вводятся мнемонические таблицы (схемы). Сущность мнемонических таблиц в том, что для каждого слова или небольшой фразы придумывается картинка (изображение); следовательно, зарисовывается весь текст. Ребенку легко удается воссоздать текст, заданный в виде текста, смотря на эти схемы-картинки. Мнемоника помогает упростить процесс запоминания, развить зрительную и слуховую память, развить ассоциативное мышление и воображение, а также повысить зрительное и слуховое внимание. Благодаря грамотной работе педагога мнемонические приемы приводят к обогащению лексического запаса и формированию связной речи, дети приобретают навыки коммуникации.
Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:
- Кодирование в образы
- Запоминание (слияние двух образов)
- Запоминание последовательности
- Закрепление в памяти. [4]
Мнемотехника строится по принципу «от простого к сложному».
В первую очередь детей знакомят с мнемоквадратами — отдельными схематическими рисунками с соответствующей информацией, обозначающей слово, фразу или простое предложение. Далее задание усложняется, детям демонстрируются мнемодорожки — это уже несколько схематических рисунков, по которым можно составить небольшой рассказ в 2–3 предложения. Мнемонические таблицы — это следующий шаг за мнемодорожками. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, с помощью которых можно запомнить и воссоздать всю историю или даже стихотворение.
Работа с мнемоническими таблицами строится в несколько этапов:
1 этап: Изучение таблицы и анализ того, что на ней изображено.
На начальном этапе взрослый предлагает готовую таблицу, и по мере обучения дети начинают активно участвовать в создании схемы.
Сначала вместе с детьми рисуются только некоторые детали мнемонической схемы, затем большая часть мнемонической схемы, а затем вместе с детьми формируется вся мнемоническая таблица (после того, как дети ознакомятся с информацией или работой, которая требует быть зашифрованной).
2этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. переход от символов к изображениям.
3 этап: После перекодирования сказку или рассказ пересказывают на определенную тему. В старших группах дети должны делать это самостоятельно, помощь взрослых разрешена только в начале учебного года. В зависимости от уровня владения этой техникой детьми следует постепенно убирать часть информации из мнемонической таблицы, оставляя самые основные моменты, чтобы пересказ детей в дальнейшем осуществлялся по памяти.
4 этап: Дети составляют графический набросок мнемонической таблицы (после минимального усвоения первых трех этапов работы).
5 этап: Придумывание собственной схемы и на ее основе составлять свой рассказ, сказку или загадку [4].
Из всего этого можно сделать вывод, что при применении мнемотехники у детей расширяется круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, создавать интересные истории; возникает интерес к запоминанию стихов и потешек, скороговорок, загадок; лексический запас становится более богатым; дети справляются с неуверенностью в себе, с застенчивостью, учатся спокойно держаться перед большим количеством людей.
Учитывая специфику младших школьников с умственной отсталостью, нужно: предлагать небольшое количество материала, повторить демонстрацию действий с тем или иным материалом несколько раз, завершать упражнение при достижении первого результата, так как ребёнок быстро утомляется, не может продолжительно трудиться.
Дети с нарушениями в развитии предпочитают упражнения, которые могут выполнить, но игнорируют сложные упражнения, хотя иногда им это интересно. Важно не упустить этот момент интереса и помочь ребёнку освоить упражнение: успех ведет к повышению самооценки и дальнейшим потребностям в развитии.
Литература:
1. Зиганов М, Козаренко В. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления.
2. Мещеряков Б, Зинченко Т. П Большой психологический словарь. — М., Олма-пресс, 2004
3. Смирнов A. A. Проблемы психологии памяти / Избранные психологические труды / A. A. Смирнов. — М.: Педагогика, 1987. — Т. 2. — 331 с.
4. Козаренко В.А Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» — М. 2002.
5. Огородникова Л. А. Развитие мнемических способностей младших школьников: дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 — педагогическая психология / Огородникова Лариса Анатольевна. — Ярославль, 2002–235 с.
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2005. — 173 с.