Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Использование элементов мнемотехники в процессе формирования грамматического строя речи и коррекции мнестической функции (памяти) у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня

Педагогика
02.05.2021
258
Поделиться
Библиографическое описание
Галкина, А. Ю. Использование элементов мнемотехники в процессе формирования грамматического строя речи и коррекции мнестической функции (памяти) у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня / А. Ю. Галкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 315-317. — URL: https://moluch.ru/archive/360/80679/.


В статье раскрываются возможности применения элементов мнемотехники в формирования грамматического строя речи и коррекции мнестической функции (памяти) у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, мнемотехника, память, грамматический строй речи, коррекция нарушений речи.

В этой статье будет рассмотрен экспериментальный процесс введения элементов мнемотехники в логопедические занятия с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи, для коррекции их мнестической функции (памяти) и рассмотрения возможности использования этой науки и в вопросах формирования грамматического строя речи данной группы детей.

Среди распространенности речевых нарушений, лидирующее место занимает общее недоразвитие речи. Именно поэтому для нашего эксперимента нами была выбрана группа детей с ОНР третьего уровня.

Изучение теоретической литературы показало, что у детей с ОНР третьего уровня снижен объем памяти по сравнению с детьми без речевых нарушений. Им требуется гораздо больше времени для разучивания небольших стихотворений, запоминания текста для пересказа. Долговременная память развита плохо. В свою очередь мнемотехника строится на создании качественных ассоциаций, которые могут решить проблему длительного хранения информации в памяти.

Что качается грамматической стороны речи, то и здесь у детей с ОНР третьего уровня были замечено значительное отставание от нормы. Нарушен процесс словообразования, изменения слов по родам, числам и падежам.

Для подтверждения вышеизложенного был проведен контрольный эксперимент.

Исследование проводилось на безе МБДОУ «Детский сад № 26 комбинированного вида» г. Мурома. В исследовании приняли участие 12 детей возраста 6 лет с ОНР третьего уровня. 6 детей вошли в экспериментальную группу и 6 — в контрольную.

  1. Работа по определению исходного состояния грамматического строя речи проводилось по методике Е. А. Стребелевой [5];
  2. Исследование опосредованного запоминания по методике А. Н. Леонтьева [2].

Проведенный констатирующий этап исследования позволил установить, что уровень развития грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР третьего уровня не соответствует возрастной норме, находится на низком или среднем уровне и требует специального коррекционного воздействия. Помимо этого, память детей с нарушениями речи оказалась значительно ниже, чем у детей без речевых нарушений.

Был разработан комплекс занятий, в котором использовались методики, предложенные И. А. Поташко [4], Р. И. Лалаевой и Н. В. Серебряковой [1], Т. Б. Уваровой [3].

В процессе коррекционно–развивающей работы нами были использованы такие элементы мнемотехники как мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы. Мы старались задействовать все виды памяти, а именно зрительную, слуховую и графическую. Методы мнемотехники применялись на всех наших занятиях по формированию грамматического строя речи. В неразрывной связи шли и упражнения на коррекцию мнестической функции (памяти).

Для проверки результатов проведенного формирующего эксперимента мы провели контрольной срез. Использовались те же самые методики, что и на констатирующем этапе эксперимента.

У детей экспериментальной группы, отнесенных ранее к среднему и ниже среднего уровню сформированности грамматического строя речи, после специального обучения с элементами мнемотехники зафиксированы более высокие результаты выполнения задания — высокий и средний уровень по сравнению с первым тестированием.

Рис. 1

Что касается результатов работы по коррекции мнестической функции (памяти), то здесь получились аналогичные результаты, что и в случаи с уровнем сформированности грамматического строя речи. У экспериментальной и контрольной групп улучшились показатели. Однако, мы наглядно видим, что в экспериментальной группе, где велась коррекционная работа с использованием элементов мнемотехники результаты значительно лучше.

Рис. 2

На основании представленных гистограмм и вышеизложенного можно сделать вывод о том, что использование элементов мнемотехники не только положительно сказывается на мнестической функции (памяти), но и способствует развитию грамматической стороны речи у старших дошкольников с ОНР третьего уровня.

Литература:

  1. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. — СПб.: «СОЮЗ», 1999. — 160 с.
  2. Леонтьев А. Н. Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций /С предисловием Л. С. Выготского — М.: Просвещение, 2003. — 101с.
  3. Уварова, Т. Б. Обучение словообразованию дошкольников с ОНР / Т. Б. Уварова // Логопед. — 2009. — № 5. — С. 48–60.
  4. Поташко И. А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2006. — № 7. — С. 18–22.
  5. Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2004. — 164 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
общее недоразвитие речи
мнемотехника
память
грамматический строй речи
коррекция нарушений речи
Молодой учёный №18 (360) апрель 2021 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 315-317):
Часть 5 (стр. 309-383)
Расположение в файле:
стр. 309стр. 315-317стр. 383

Молодой учёный