Особенности развития произвольной памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №26 (421) июль 2022 г.

Дата публикации: 26.06.2022

Статья просмотрена: 146 раз

Библиографическое описание:

Евтеева, А. Ю. Особенности развития произвольной памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / А. Ю. Евтеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 26 (421). — С. 223-226. — URL: https://moluch.ru/archive/421/93577/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье отражены результаты исследования произвольной памяти у старших дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи. Даётся описание таких параметров памяти как объём запоминаемого материала, скорость запоминания, длительность, прочность хранения информации и точность воспроизведения.

Ключевые слова: произвольная память, память, старшие дошкольники, дошкольный возраст, общее недоразвитие речи, нарушение речи.

Речь — важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Она связана с другими высшими психическими функциями и является условием их возникновения и формирования. Нарушение же речи негативно влияет на развитие познавательных процессов ребёнка, может привести к их грубому недоразвитию. У детей с расстройствами речи выявляются специфические особенности не только речевого, но и общего психического развития.

Нарушение памяти влечёт за собой торможение развития познавательной сферы и речевой деятельности, усугубляет дефект речи и затрудняет процесс её коррекции. Хорошая же память, наоборот, способствует развитию познавательных процессов и более эффективному протеканию коррекционных воздействий.

Большой вклад в изучение произвольной памяти детей с нарушениями речи внесли следующие авторы: И. Т. Власенко, Ю. Ф. Гаркуша, Т. Б. Филичева, О. Н. Усанова, Э. Л. Фригередо, Е. М. Мастюкова, Н. Н. Трауготт, Г. С. Гуменная, И. Ю. Левченко, Т. И. Дубровина, Л. И. Белякова.

В логопедии общее недоразвитие речи (ОНР) понимается как «сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранном интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики и грамматики, относящихся как к звуковой, так и смысловой сторонам речи» [1].

Исследование проводилось на базе МКДОУ детский сад комбинированного вида № 19 г. Узловая. В исследовании приняли участие 7 детей в возрасте 6–7лет, имеющих общее недоразвитие речи. Для выявления нарушений произвольной памяти у старших дошкольников с ОНР была проведена работа по выявлению таких свойств памяти как объём запоминаемого материала, скорость запоминания, длительность, прочность хранения информации и точность воспроизведения.

Диагностическое исследование началось с исследования объёма произвольной памяти, а именно соответствия объёма произвольной памяти возрастной норме (с помощью методики «Узнавание фигур» Н. А. Бернштейн [4]) и степени развития объёма произвольной памяти (с помощью методики «Опосредованное запоминание» А. Н. Леонтьева [30]). Результаты представлены на рис. 1 и 2.

Процентное соотношение соответствия объёма произвольной памяти старших дошкольников с ОНР возрастной норме

Рис. 1. Процентное соотношение соответствия объёма произвольной памяти старших дошкольников с ОНР возрастной норме

Из диаграммы (рис. 1) видно, что по результатам методики «Узнавание фигур» Н. А. Бернштейн, из 7 детей 6 детей (86 %) объём произвольной памяти соответствует возрастной норме. У 1 ребёнка (14 %) объём произвольной памяти соответствует низкой норме возрастного развития. Можно сделать вывод, что в данной группе детей развитие данного параметра соответствует возрастной норме, однако есть ребята, у которых это низкий порог нормы.

Процентное соотношение степеней развития объёма произвольной памяти у старших дошкольников с ОНР

Рис. 2. Процентное соотношение степеней развития объёма произвольной памяти у старших дошкольников с ОНР

Из диаграммы (рис. 2) видно, что из 7 детей, 4 ребёнка (57 %) имеют степень развития ниже среднего. У 3 детей (43 %) диагностирована средняя степень развития объёма произвольной памяти. Можно сделать вывод, что в данной группе детей преобладает степень развития объёма произвольной памяти ниже среднего.

Следующее исследование направлено на изучение точности воспроизведения при произвольном запоминании с помощью методики «Запомни цифры» из сборника Немова Р. С. [2]. Результаты методики представлены на рис. 3.

Процентное соотношение уровней развития точности произвольного воспроизведения у старших дошкольников с ОНР

Рис. 3. Процентное соотношение уровней развития точности произвольного воспроизведения у старших дошкольников с ОНР

Из диаграммы (рис. 3) видно, что из 7 детей, 4 ребёнка (57 %) имеют средний уровень. Это значит, что дети смогли без ошибок воспроизвести в среднем 4 цифры. У 2 детей (29 %) был диагностирован низкий уровень развития данного параметра. У 1 ребёнка (14 %) — очень низкий уровень развития точности произвольного воспроизведения. Можно сделать вывод, что в данной группе детей наблюдается средний и низкий уровни развития точности произвольного воспроизведения, это проявляется в том, что дети допускают ошибки и неточности в воспроизведении запомненной информации.

Для исследования длительности, прочности хранения использовалась методика «6 слов» А. В. Семенович [4], результаты которой представлены на рис. 4.

Процентное соотношение уровней длительности, прочности хранения при произвольном запоминании у старших дошкольников с ОНР

Рис. 4. Процентное соотношение уровней длительности, прочности хранения при произвольном запоминании у старших дошкольников с ОНР

Из диаграммы (рис. 4) видно, что из 7 детей, 3 ребёнка (43 %) имеют низкий уровень развития длительности, прочности при произвольном запоминании. У 3 детей (43 %) диагностирован средний уровень данного показателя. У 1 ребёнка (14 %) — выше среднего уровень длительности, прочности хранения при произвольном запоминании. Можно сделать вывод, что в данной группе детей преобладает средний и низкий уровень длительности, прочности хранения при произвольном запоминании.

Результаты изучения скорости произвольного запоминания, полученные с помощью методики «Запоминание двух групп слов» Семаго Н. Я., Семаго М. М. [3], представлены на рис. 5.

Процентное соотношение уровней развития скорости произвольного запоминания у старших дошкольников с ОНР

Рис. 5. Процентное соотношение уровней развития скорости произвольного запоминания у старших дошкольников с ОНР

Из диаграммы (рис. 5) видно, что из 7 детей, 5 детей (72 %) имеют низкий уровень развития скорости произвольного запоминания, 1 ребёнок (14 %) имеет средний уровень и 1 ребёнок (14 %) имеет высокий уровень развития скорости произвольного запоминания. Можно сделать вывод, что в данной группе детей преобладает низкий уровень развития скорости произвольного запоминания. Это выражается в том, что у детей не сформирован навык быстро усваивать и закреплять в памяти поступающую информацию.

Анализ полученных данных показал, что произвольная память старших дошкольников имеет следующие особенности: объём произвольной памяти соответствует возрастной норме, однако степень развития данного параметра недостаточная, слабо развита способность быстро усваивать и закреплять в памяти поступающую информацию; навык прочно удерживать долгое время необходимую информацию развит недостаточно; дети имеют низкую скорость произвольного запоминания.

Литература:

  1. Калягин В. А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. М.: Академия, 2006. — 320 с.
  2. Немов, Р. С. Психология. Кн. 1 / Р. С. Немов. — М., 1997.
  3. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. — СПб.: Речь, 2005–384 с.
  4. Семенович, А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза / А. В. Семенович. — М.: Дрофа, 2003.
  5. Чередникова Т. В. Проверьте развитие ребенка: 105 психологических тестов. — СПб., 2004. — 304 с.
Основные термины (генерируются автоматически): произвольная память, произвольное запоминание, ребенок, возрастная норма, группа детей, общее недоразвитие речи, помощь методики, прочность хранения, произвольное воспроизведение, произвольная память старших дошкольников.


Похожие статьи

Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье рассматриваются виды памяти и их развитие у детей младшего школьного возраста, а также, какие виды памяти страдают в большей мере у детей с задержкой психического развития. В статье предложены варианты педагогической помощи со стороны педаго...

Формирование слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье на основе анализа психолого-педагогической литературы раскрывается проблема формирования и коррекции слухоречевой памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Обобщены результаты работы формирования и коррекции мнести...

Формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается проблема формирования интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня. Приводятся определения понятия «интеллектуальная готовность» с точки з...

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается процесс формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с применением методики составления рассказов по сюжетным картинкам. Автором определены актуальность, описаны современные причины негативно влияющие н...

Алгоритм использования дидактических игр для развития словесно-логического мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья представляет собой краткий анализ таких терминов как общее недоразвитие речи, словесно-логическое мышление. В статье рассматривается особенность словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. ...

Изучение уровня сформированности слоговой структуры речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье освещены результаты экспериментального исследования, направленного на изучение особенностей проявления недоразвития слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. На основании полученных данных был...

Особенности страхов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье рассмотрена проблема особенностей и проявления страхов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Раскрываются разные точки зрения различных авторов по проблеме страхов у детей в дошкольном возрасте. Особое внимание удел...

Формирование связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается процесс формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с применением методики обучению пересказа при помощи приема моделирования. Авторами определены актуальность, выделены экспериментальная группа детей ...

Особенности формирования предпосылок обучения чтению старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассмотрены особенности формирования предпосылок обучения чтению старших дошкольников с общим недоразвитием речи и их влияние на овладение детьми навыком чтения в дальнейшем, приведены результаты теоретического анализа литературы по данной т...

Особенности памяти у дошкольников, имеющих нарушения зрения

В данной статье речь идет о дошкольниках, которые имеют нарушение зрения. Подробно рассмотрен такой познавательный процесс, как память. Память играет большую роль в жизни человека, а также в сохранении его индивидуально — личностных характеристик. У ...

Похожие статьи

Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье рассматриваются виды памяти и их развитие у детей младшего школьного возраста, а также, какие виды памяти страдают в большей мере у детей с задержкой психического развития. В статье предложены варианты педагогической помощи со стороны педаго...

Формирование слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье на основе анализа психолого-педагогической литературы раскрывается проблема формирования и коррекции слухоречевой памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Обобщены результаты работы формирования и коррекции мнести...

Формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается проблема формирования интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня. Приводятся определения понятия «интеллектуальная готовность» с точки з...

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается процесс формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с применением методики составления рассказов по сюжетным картинкам. Автором определены актуальность, описаны современные причины негативно влияющие н...

Алгоритм использования дидактических игр для развития словесно-логического мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья представляет собой краткий анализ таких терминов как общее недоразвитие речи, словесно-логическое мышление. В статье рассматривается особенность словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. ...

Изучение уровня сформированности слоговой структуры речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье освещены результаты экспериментального исследования, направленного на изучение особенностей проявления недоразвития слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. На основании полученных данных был...

Особенности страхов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье рассмотрена проблема особенностей и проявления страхов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Раскрываются разные точки зрения различных авторов по проблеме страхов у детей в дошкольном возрасте. Особое внимание удел...

Формирование связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается процесс формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с применением методики обучению пересказа при помощи приема моделирования. Авторами определены актуальность, выделены экспериментальная группа детей ...

Особенности формирования предпосылок обучения чтению старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассмотрены особенности формирования предпосылок обучения чтению старших дошкольников с общим недоразвитием речи и их влияние на овладение детьми навыком чтения в дальнейшем, приведены результаты теоретического анализа литературы по данной т...

Особенности памяти у дошкольников, имеющих нарушения зрения

В данной статье речь идет о дошкольниках, которые имеют нарушение зрения. Подробно рассмотрен такой познавательный процесс, как память. Память играет большую роль в жизни человека, а также в сохранении его индивидуально — личностных характеристик. У ...

Задать вопрос