В статье рассматриваются виды памяти и их развитие у детей младшего школьного возраста, а также, какие виды памяти страдают в большей мере у детей с задержкой психического развития. В статье предложены варианты педагогической помощи со стороны педагогов и психологов для освоения и запоминания материала.
Ключевые слова: задержка психического развития, виды памяти, непроизвольная память, произвольная память, кратковременная память, долговременная память.
Память — это форма психического отражения, заключающаяся в закрепленности, сохранении и последующих воспроизведениях прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память является основой психической деятельности.
Виды памяти:
- Непроизвольная память.
Непроизвольная память помогает нам запоминать информацию без особых усилий, при совершении какого-либо действия, при однократном прочтении или в услышанной информации.
- Произвольная память.
Произвольная память является целенаправленным запоминанием. Информация запоминается с помощью специальных приемов, многократных повторений.
Также выделяют кратковременную и долговременную память.
Любая информация попадает сначала в кратковременную память, затем при многократном повторении переходит в долговременную, либо стирается из нашей памяти. Долговременная память обеспечивает нам длительное хранение информации [5].
В начале школьной жизни память является способностью, в значительной степени, определяющей успешность обучения, но в дальнейшем процесс обучения начинает влиять на то, как в каком направлении и какими темпами будет развиваться память. Именно в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания, что связано с активизацией учебной деятельности. У детей младшего школьного возраста наблюдается как непроизвольный, так и произвольный вид памяти.
Дети в возрасте 7–8 лет воспроизводят информацию при заучивании материала, но происходит это без осмысления содержания текста. При тренировке памяти повышается ее продуктивность, также она зависеть от способов запоминания. Младшие школьники к 10 годам способны размышлять над тем, какие способы они использовали для запоминания, но сами изобретать способы запоминания они еще не в состоянии.
В 7–8 лет у детей преобладает наглядно-образная память. Этот вид памяти связан с нашими органами чувств, благодаря которым человек воспринимает окружающий мир. В соответствии с нашими органами чувств различают пять видов образной памяти: слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую, тактильную. Учащиеся 1–2 классов еще не умеют выделять опорные точки для запоминания, а процесс запоминания протекает эффективнее, если информация богата яркими событиями и эмоционально окрашена. К 9–10 годам у младших школьников формируется способность запоминать на основе логики, то есть развивается словесно-логическая память, которая выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений, словесных формулировок. Они также владеют навыками заучивания, увеличивается смысловое запоминание.
С началом школьного обучения в деятельности ребенка значительно возрастает значение памяти, как одного из условий овладения системой знаний. Отклонения в развитии памяти связаны с низким объемом запоминаемого материала, преобладанием непроизвольного запоминания над произвольным, снижением продуктивности памяти, повышенной тормозимостью следов побочных воздействий и сниженной помехоустойчивостью [3].
При ЗПР страдают отдельные виды памяти, а другие остаются сохранными. У детей с ЗПР преобладает наглядная память над словестной, также, как и у детей с нормой в развитии. Детям с общим недоразвитием процессов памяти и неумением использовать рациональные запоминания требуется особая поддержка педагога и психолога в образовательном учреждении. Работу с детьми, имеющими задержку психического развития, необходимо строить с опорой на сохранный вид памяти (зрительный или слуховой), с помощью смыслового запоминания посредством выделения главного, заучивания или многократного повторения, с опорой на визуальный материал (схемы, таблицы, картинки).
Объем запоминания и продолжительность запоминания у детей с ЗПР ограничен. Такие дети склонны к механическому бездумному заучиванию материала. У этих детей механизмы памяти ослаблены (уменьшены скорость, полнота, прочность и точность запоминания). Информация, которую они пытались запомнить часто искажается или бывают неточности в запоминании. Поэтому, эти дети с трудом запоминают тексты, таблицу умножения, плохо удерживают в уме цель и условие задачи.
Сильно страдает долговременное запоминание. Дети с ЗПР младшего школьного возраста не удерживают информацию на долгое время. Для заучивания информации тратят большее количество времени, при самостоятельной работе почти не предпринимают попыток добиться запоминания информации. Эти дети редко применяют вспомогательные приемы, потому что не умеют рационально применять различные приемы запоминания.
Механическая память зависит от ряда факторов как биологического, так и психологического порядка: от выраженности психоорганического синдрома, от организации и объема предъявляемого материала, наличия у ребенка соответствующей заинтересованности в деятельности. Общие недостатки механической памяти детей с ЗПР, выявленные при исследовании кратковременной памяти [4]:
– заметное, по сравнению с нормой, снижение результативности первых попыток запоминания;
– несколько большее количество попыток, необходимых для заучивания материала (медленное нарастание продуктивности запоминания);
– сниженный объем запоминания;
– повышенная тормозимость следов побочными воздействиями;
– нарушение порядка воспроизводимых словесных и цифровых рядов.
Для улучшения результата запоминания необходима поддержка и помощь детям младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Для этого необходимо:
– многократное повторение;
– использование разнообразных видов памяти для усвоение материала;
– при первых признаках признаках усталости сменить вид деятельности;
– применение красочного наглядного материала;
– учет особенностей памяти (опора на ведущий вид памяти);
– организация смыслового запоминания на основе выделения главного;
– определение рационального объема запоминаемого материала с постепенным усложнением (в зависимости от особенностей развития и по годам обучения).
Таким образом, отклонения в развитии памяти являются характерными для задержки психического развития, как специфического вида дизонтогенеза. Отличительной особенностью недостатков памяти при ЗПР является то, что могут страдать лишь отдельные ее виды при сохранности других [4].
Литература:
- Антошечкина Г. К. Особенности слухоречевой памяти у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Мир науки. Педагогика и психология [Текст] / Г. К. Антошечкина, А. Г. Литвинова, Н. Ю. Верхотурова — 2019. № 5. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sluhorechevoy-pamyati-uchaschihsya-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya.
- Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] / Л. Н. Блинова. — Москва: 2004. — 136 с.
- Бурлакова М. К. Средства развития памяти у детей младшего школьного возраста с задершкой психического развития [Текст] / М. К. Бурлакова Ю. В. Скоробогатова.
- Кузнецова Л. В. Основы специальной психологии [Текст] / Под ред. Л. В. Кузнецовой. — Москва: «Академия», 2005–480 с.
- Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей / Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л.В Черемошкина — Ярославль: 1997. — 240с.