Внимание является очень важной частью личности, как часть психологических составляющих человека. В данной статье раскрыт вопрос о самом понятии внимания, его видах, особенностях, составляющих и влиянии на нашу жизнь.
Также, в нынешнее время немало людей сталкивается с тем, что немало школьников в младших классах имеют задержки в развитии. Это в немалой степени обуславливается и тем, что они не способны сосредоточить внимание на предметах, темах и иных вещах в повседневной жизни. Именно отсутствие сосредоточенности внимания на предмете изучения школьной программы детьми ЗПР приводит к трудностям в обучении, дети оказываются неспособными усвоить учебный предмет, возникают проблемы с выполнением требований учителя. Рассеянное внимание или отсутствие его вообще на предмете изучения также приводит к накоплению пробелов в знаниях детей с ЗПР. Именно этот аспект и освещается в данной статье.
Ключевые слова: дети с ЗПР, младшие школьники, внимание, внимательность, проблемы со вниманием, развитие внимательности, онтогенез, задержка психологического развития.
Основной текст. Как правило, в свойствах внимания отображаются особенности личности человека. Так, в зависимости от характера внимания, людей можно подразделить на группы: внимательных, невнимательных, рассеянных. Внимательность как черту личности следует отличать от психических состояний. Внимательность и рассеянность как временные психические состояния наблюдаются у каждого человека, независимо от того, выработаны у него или нет соответствующие черты характера. Состояние обостренной внимательности возникает у человека, попадающего в новую, необычную для него обстановку, оно вызывается напряженным ожиданием существенных для жизни событий, выполнением ответственных поручений.
Внимание в жизни человека играет довольно значительную роль, прежде всего благодаря вниманию, у человека правильно формируется мыслительный процесс, обладающий последовательностью рассуждений. В свою очередь отсутствие должного внимания в жизни человека приводит к отвлечению мысли, в неспособности последовательно и до конца довести рассуждение. Понятно, что внимание является одним из условий, определяющее логический ход мысли и ее результаты.
Как известно, внимание является предметом исследования самых различных научных дисциплин — педагогики, дефектологии, психологии. В процессе изучения внимания среди ученых до сих пор нет единого мнения относительно определения сущности внимания, а также в отношении вопроса об определении внимания как самостоятельного психического процесса или внимание это только качественная сторона различных психических процессов. Поэтому понятию «внимание» приписываются самые разные значения. В психологических исследованиях, как классических, так и современных, можно найти множество часто не пересекающихся определений сущности внимания.
Проанализировав данные теории, можно прийти к выводу, что внимание следует рассматривать как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательных процессов. Внимание это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.
Таким образом, внимание это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Внимание не только создает наилучшие условия для психической деятельности, но и несет сторожевую службу, помогая человеку своевременно реагировать на различные изменения в окружающей среде и в собственном организме. Свойства внимания — это объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость. Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное внимание — непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя. Произвольное внимание требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Волевое усилие необходимо, чтобы сосредоточиться на объекте деятельности, не отвлечься, не ошибиться в действиях. После, произвольное внимание — вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами. Послепроизвольное внимание является самым эффективным и длительным.
Внимание в значительной степени зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности. Эти процессы меняются с возрастом, а, следовательно, и внимание претерпевает изменения. Одни и те же внешние раздражители совершенно по-разному воспринимаются человеком и вызывают у него различные реакции в зависимости от его возраста. Поэтому необходимо считаться с возрастными и индивидуальными особенностями. Эти особенности зависят от физиологического созревания и от пройденного человеком жизненного пути, воспитания, которое он получил.
Клиническое изучение ЗПР представляет определенные сложности, так как в этих случаях речь идет о структурных признаках и закономерностях динамики не болезненного состояния, а аномалии развития — нарушениях психического онтогенеза. Если болезнь является бесспорной компетенцией клинициста, то аномалия психического развития в значительной степени представляет собой область специальной психологии, изучающей деформацию нормальных психических функций и психического развития в условиях патологии. Тем не менее, тесная связь психопатологических болезненных симптомов с отклонениями психического развития способствует тому, что различные аномалии психического развития всегда были объектом изучения не только психологов и педагогов, но и психиатров.
Расстройство развития, которое классифицируется как нарушение развития, встречается гораздо чаще, чем другие, более серьезные нарушения психического онтогенеза. Проблема МАД является одной из самых актуальных не только в дефектологии, но и в общей педагогике, так как тесно связана с проблемой школьной неуспеваемости.
Дети с таким развитием имеют сложное строение (язык, мышление, пространственные представления) и составляют основу работы нескольких функциональных систем. Такие дети отличаются неравномерностью формирования различных сторон умственной деятельности.
Для младших школьников с ограниченными интеллектуальными возможностями характерна задержка формирования восприятия, также наблюдается дефицит в формировании зрительной аналитико-синтетической деятельности. При решении задач по поиску одинаковых картинок не стоит учитывать незначительные, малозаметные детали рисунков, так как у таких детей возникают проблемы с восприятием сложных вариантов предметных картинок. Также подчеркивается повышенное взаимодействие деструктивных факторов, что приводит к небольшому количеству визуально воспринимаемых окружающих объектов. Недостаточно сформированная согласованная работа отдельных систем зрительного анализатора приводит к недостаточной системности восприятия.
Дети с ЗПР относятся к самой большой количественной категории детей, нуждающихся в реализации особых образовательных потребностей.
Младших школьников этой категории можно разделить на группы, имеющие:
— сниженную работоспособность для получения и обработки информации;
— малую сформированность умственной операции;
— низкую мотивацию к учебной деятельности;
— слабый уровень познавательной деятельности;
— частичные знания об окружающем мире;
— ЗПР при сохранённых анализаторах, необходимых для формирования речи.
В зависимости от происхождения (церебрального, конституционального, соматогенного, психогенного), а также времени, в течение которого ребенок подвергается воздействию вредных факторов, ЗПР указывает на различные варианты отклонений в области эмоциональной воли и познавательной деятельности. В результате изучения психических процессов и возможностей обучения детей с ограниченными интеллектуальными возможностями выявлен ряд специфических характеристик в их когнитивной, эмоционально-произвольной сфере, поведении и личности в целом. Выявлены следующие общие характеристики для СЛР разной этиологии: низкая работоспособность из-за повышенной утомляемости; Незрелость эмоций и воли; ограниченный запас общей информации и идей; исчерпанный словарный запас; недостаточная тренировка интеллектуальных способностей; неполное формирование игровой деятельности. Восприятие отличается медлительностью. В мышлении проявляются трудности речевых и логических операций. Эффективность и качество умственной деятельности значительно повышаются при решении визуально эффективных задач. Эти дети страдают от всех типов памяти, нет возможности использовать средства запоминания. Для получения и обработки сенсорной информации требуется более длительный период времени. Кроме того, наблюдается низкий уровень самоконтроля, что особенно заметно в учебной деятельности. Как правило, в начале школы у этих детей не формировались основные мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, обобщение. Они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность.
Все вышесказанное отличает детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников. В условиях массовой общеобразовательной школы дети с ЗПР, естественно, попадают в категорию стабильно неуспевающих, что еще более травмирует их психику и вызывает негативное отношение к обучению. Это в ряде случаев приводит к конфликтам между школой и семьей ребенка.
В отличие от умственно отсталых детей, у детей с ЗПР выше обучаемость, они лучше используют помощь учителя или старших и способны осуществлять перенос показанного способа действия на аналогичное задание или выбирать адекватный стереотип поведения в аналогичной ситуации.
При овладении чтением, письмом, счетом они часто обнаруживают ошибки такого же типа, что и умственно отсталые дети, но тем не менее у них имеются качественные отличия. Так, при слабой технике чтения дети с ЗПР всегда пытаются понять прочитанное, прибегая, если надо, к повторному чтению (без указания учителя). Умственно отсталые дети не могут понять прочитанное, поэтому их пересказ может быть непоследовательным и нелогичным.
Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в мыслительной деятельности. У всех детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, причем это касается всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказывается на успеваемости. Отставание в мыслительной деятельности и особенности памяти наиболее ярко проявляются в процессе решения задач, связанных с такими компонентами мыслительной деятельности, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование. Это обстоятельство в ряде случаев заставляет педагогов начальных классов ставить вопрос об умственной отсталости ребенка.
У детей с ЗПР в соматическом состоянии наблюдаются частые признаки задержки физического развития (недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса, задержка роста), запаздывает формирование ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности. У этих детей отмечаются особенности эмоционально-волевой сферы (её незрелость) и стойкие нарушения в познавательной деятельности.
Дети с ЗПР на уроках крайне рассеяны, часто отвлекаются, не способны сосредоточенно слушать или работать более 5–10 минут. Следует отметить, что динамика уровня внимания у детей с ЗПР неодинакова. У одних детей максимальное напряжение внимания наблюдается в начале урока, и по мере продолжения работы оно неуклонно снижается; у других — сосредоточение внимания наступает лишь после некоторой деятельности, для третьих характерна периодичность в сосредоточении внимания. Отвлечение внимания, снижение уровня его концентрации наблюдается при утомлении детей. Они перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы.
Отвлечение — это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой, но оно происходит, когда на человека, выполняющего действие в этот момент, действуют посторонние стимулы.
Внешнее отвлечение возникает под действием внешних раздражителей, а произвольное внимание становится непроизвольным.
Внутреннее отвлечение возникает под влиянием опыта, посторонних эмоций из-за отсутствия интереса и чрезмерной ответственности. Внутреннее отвлечение объясняется трансцендентным торможением, развивающимся под влиянием скучной монотонной работы.
В детском возрасте очень часто отмечается невнимательность. Невнимательность требует коррекции, если перечисленные ниже признаки проявляются у ребенка в течение шести и более месяцев: неумение сосредоточиться на деталях, ошибки по невнимательности; неспособность удерживать внимание и вслушиваться в обращенную к нему речь; частая отвлекаемость на посторонние раздражители; беспомощность в доведении задания до конца; отрицательное отношение к заданиям, требующим напряжения, забывчивость (ребенок не способен сохранить в памяти инструкцию к заданию на протяжении его выполнения); потеря предметов, необходимых для выполнения задания.
Подытоживая выводы, модно утверждать, что младших школьников с ЗПР можно охарактеризовать как детей со слабыми интеллектуальными развитиями, узкими идеями, неспособностью контролировать свои действия, отсутствием интереса к обучению. Наряду с этим, для таких детей характерно непроизвольность внимания, слабая концентрация. Такие учащиеся с ЗПР более импульсивны и рассеяны, часто отвлекаются на занятиях, чем младшие школьники с нормой в развитии, неспособность длительное время концентрировать, распределять, переключать внимание с одного вида деятельности на другой.
На протяжении долгого времени у детей с ЗПР остается преобладающим непроизвольное внимание. Таким детям очень трудно сосредоточиваться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности. Но в то же время в процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться вовлеченными в эту деятельность и соответственно быть внимательными. Очень важно развивать произвольное внимание у младших школьников, так как оно связано с формированием волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка.
Литература:
- Белявский, Б. В. Состояние и пути развития начального и среднего профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный институт развития образования. / Б. В. Белявский. — М.: Педагогика, 2013. — 399 с.
- Болотов, В. А. Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях. Метод. Письмо Министерства образования РФ. / В. А. Болотов. — М.: Педагогика, 2012. — 128 с.
- Выготский, Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Собр.соч.: в 4 т. / Л. С. Выгодский. — М.: АСТ, 2015. — 315 с.
- Галагузова, М. А. Социальная педагогика. Курс лекций. / М. А. Галагузова. — М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2015. — 294 с.