Причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (518) май 2024 г.

Дата публикации: 05.05.2024

Статья просмотрена: 102 раза

Библиографическое описание:

Зайцева, Г. С. Причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников / Г. С. Зайцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 19 (518). — С. 427-430. — URL: https://moluch.ru/archive/518/113773/ (дата обращения: 19.12.2024).



Причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников

Зайцева Галина Сергеевна, студент магистратуры

Государственный университет просвещения (г. Мытищи, Московская обл.)

В данной статье рассматривается тема неуспеваемости младших школьников и возможные пути её преодоления. Тема, которая раскрывается в статье, актуальна тем, что многообразие и комплексность причин неуспеваемости младших школьников ведёт к сложностям в работе педагога, усвоении материала и, как следствие, ухудшению психологического состояния младшего школьника.

Чаще всего, в случае со слабоуспевающими учениками у педагогов нет возможности использовать индивидуальный, творческий подход к обучению, в следствии чего, отдаётся предпочтение традиционным методам обучения, которые будут неэффективны, многозатратны и потребует от педагога и детей дополнительной затраты сил и времени.

Чтобы учитель не столкнулся с последствиями неуспеваемости, необходимо её вовремя предвидеть, для того чтобы класс мог работать в полную силу, и процесс нивелирования отстающих не сказывался на успевающей части класса.

Поэтому для педагога очень важно знать причины неуспеваемости младших школьников. Предупреждение неуспеваемости не должно быть целью и стремлением только одного педагога. Для получения стойкого положительного результата нужна согласованность действий школы, семьи, самого ученика, педагогов предметников, а также специалистов.

Безусловно, данный эффект не будет достигнут без внедрения в работу адаптированного обучения, использования специальных педагогических средств и методик.

Ключевые слова : школа, успеваемость, учащиеся, родители, неуспеваемость, преодоление неуспеваемости.

В научно-педагогической литературе понятие «неуспеваемость» применяется для описания ситуации, когда ученик не достигает ожидаемых показателей в учебной деятельности. Неуспеваемость проявляется в низких оценках по предметам, слабых навыках чтения, письма, математического мышления и других учебных областях.

Причинами неуспеваемости могут быть различные факторы, такие как:

– недостаточная мотивация и интерес к учебе;

– отсутствие учебного плана и стратегий саморегуляции;

– неадекватные методы преподавания; недостаточная поддержка со стороны родителей и семьи;

– низкая самооценка и уверенность в своих способностях;

– обширные образовательные потребности, которые трудно удовлетворить в рамках стандартной учебной программы.

При анализе понятия «неуспеваемость» необходимо принять во внимание, что оценка успеха в учебе является относительной и может зависеть от контекста, культурных различий и индивидуальных особенностей ученика. Однако, если неуспеваемость продолжается в течение продолжительного времени и серьезно влияет на развитие ребенка, требуется принятие соответствующих мер и поддержки со стороны педагогов, психологов и родителей.

Преодоление неуспеваемости требует комплексного подхода, включающего анализ причин проблемы, разработку индивидуальных стратегий поддержки и помощи, а также налаживание сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.

Понятие неуспеваемости в образовании долгое время привлекало внимание и вызывало дискуссии среди великих педагогов. Они делились своими мыслями и взглядами на эту проблему, осознавая ее значимость и влияние на образовательный процесс. Вот несколько цитат, отражающих взгляды некоторых из них:

  1. Мария Монтессори: «Неуспеваемость — это не отсутствие интеллекта, а скрытый интеллектуальный потенциал, который не может раскрыться из-за неподходящей среды или методологии обучения».
  2. Жан Жак Руссо: «Неуспеваемость — это не порок ученика, а порок системы образования, которая не учитывает индивидуальные особенности и потребности каждого ученика».
  3. Лев Выготский: «Неуспеваемость — это невозможность приспособиться к образовательным условиям, которые не отвечают индивидуальным особенностям и развитию ученика».
  4. Джон Дьюи: «Неуспеваемость — это вызов для учителя найти новые подходы и методы обучения, которые помогут каждому ученику достичь успеха».

Эти высказывания говорят нам о важности понимания неуспеваемости не как чего-то неизбежного, но как открытие возможных путей для разработки индивидуальных подходов к обучению и создания поддерживающей среды, которая способствовала бы развитию каждого ученика. Безусловно, каждый педагог имеет свой взгляд и методику работы с неуспеваемостью, но общим является стремление к обеспечению равных возможностей для всех учеников и учет их индивидуальных особенностей при оказании образовательной помощи.

Каждый год становится все более заметным увеличение числа учащихся, сталкивающихся с сложностями в учебе, что может иметь негативные последствия для их академических достижений и самооценки. В данной статье представлены факторы, способствующие неуспеваемости в начальной школе, а также некоторые возможные подходы к решению этой проблемы.

Родители и успеваемость детей

Одной из основных причин неуспеваемости является недостаточная родительская поддержка . Родители играют важную роль в образовательном процессе своих детей, и от их активного участия зависит успешность обучения. Отсутствие должной родительской поддержки может вызывать трудности у учащихся. Поэтому важно, чтобы родители не только интересовались успехами своих детей, но и активно поддерживали их, оказывая помощь в выполнении домашних заданий и поддерживая контакт с педагогами и специалистами, чтобы быть в курсе процесса обучения, а также иметь возможность вовремя оказать помощь ребёнку.

Обратной стороной родительской поддержки является гиперопека. Родители, в своём стремлении помочь ребёнку и оградить его от всех проблем, начинают выполнять работу за него, что приводит к демотивации ребёнка. Некоторые дети могут не видеть смысла в учебе и потерять интерес к образованию и любому иному труду.

В настоящее время ситуация с родительской поддержкой и неуспеваемостью младших школьников имеет свои особенности. В силу различных факторов, таких как современный ритм жизни, увеличение объема учебной программы и использование информационных технологий, родительская поддержка играет особенно важную роль в успехе учеников.

Первым фактором, который следует упомянуть, является время , уделяемое родителями своим детям. Современные родители могут столкнуться с нехваткой времени из-за работы, повседневных дел или других обязательств. Недостаток времени может привести к тому, что родители не могут полноценно отслеживать успехи своих детей в школе и оказывать им поддержку в учебном процессе.

Кроме того, нынешние родители сталкиваются с изменениями в образовательной системе, которые могут быть новыми для них . Ввод новых технологий и методик обучения требует от родителей адаптации и повышения информационной осведомлённости. Они должны иметь представление о содержании учебной программы, уметь работать с электронными ресурсами и сопровождать учебный процесс своего ребенка.

Доступность образования и информации через Интернет изменилась в последние годы, и предоставляет родителям больше ресурсов для поддержки своих детей. Однако, в то же время, влияние онлайн-информации может быть искажено и неконтролируемо. Родители должны быть внимательны к выбору и проверке образовательных материалов, а также ограничивать экранное время для своих детей.

Также важным фактором является коммуникация между родителями и учителями . Взаимодействие и обмен информацией между родителями и учителями могут помочь оценить прогресс и трудности ребенка в учебе и найти подходящие решения. Регулярные родительские собрания, открытые диалоги и консультации с учителями и специалистами будут способствовать пониманию и поддержке со стороны родителей.

Наконец, эмоциональная поддержка и поощрение родителей имеют важное значение для мотивации и самооценки ребенка. Поощрение усилий ребенка, выражение позитивного отношения к образованию, поддержка и понимание в трудных ситуациях — все это помогает развивать у детей положительные ассоциации с учебой и способствует их успеху.

В целом, адекватная и своевременная родительская поддержка и вовлеченность играют важную роль в успешном обучении младших школьников в настоящее время. Она дополняет и укрепляет усилия учителей и школы, создавая благоприятную мотивационную образовательную среду для ребенка.

Вопросы мотивации

Обратимся к вопросу учебной мотивации младшего школьника. Её недостаток является одним из основных факторов, способствующих неуспеваемости у младших школьников. Мотивация представляет собой внутреннюю силу, стимулирующую ученика к достижению успеха в учебном процессе. Если мотивация ученика недостаточна, это может привести к потере интереса к учебе и снижению степени его вовлеченности.

При работе с мотивационной составляющей, следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, поскольку мотивация может различаться. Один ребенок может быть внешне мотивирован, то есть стремиться к получению внешней награды, например, похвалы от родителей или педагогов, или же к получению высоких оценок. Другой ребенок может испытывать внутреннюю мотивацию, связанную с познавательным интересом, стремлением расширить свои знания и достичь личностного развития. Поэтому следует адаптировать мотивационные стратегии, исходя из индивидуальных потребностей каждого ученика.

Для повышения мотивации у младших школьников необходимо:

  1. Создавать поддерживающую и поощряющую атмосферу . Ребенок должен чувствовать, что его усилия и достижения ценятся и одобряются. Необходимо поощрять его усилия словами похвалы и демонстрировать заинтересованность в его учебных и иных успехах.
  2. Стремиться к индивидуализации подхода к каждому ученику . Ученики имеют разные предпочтения, интересы и мотивации, поэтому важно учитывать их индивидуальные особенности и адаптировать методы обучения и стимулирования соответственно.
  3. Использовать разнообразные методики и подходы к обучению. Необходимо включать игровые элементы, интерактивные задания и технологии, чтобы учебный процесс представлялся учащимся интересным и привлекательным. Разнообразие способов изучения и подачи материала поможет улучшить мотивацию.
  4. Содействовать развитию самооценки и самодисциплины учеников. Важно помочь неуспевающему учащемуся в установке реалистичных целей и поддерживать настойчивость в их достижении. Постепенный прогресс и успехи при реализации поставленных задач могут играть важную роль в формировании мотивации.
  5. Поддерживать открытый и доверительный диалог с ребенком . Слушайте его мнение, обсуждайте интересы, помогайте искать решения проблем. Учащиеся должны чувствовать, что их мнение важно и что их потребности и ожидания учитываются как педагогами, так и родителями.
  6. Создавать возможности для успешного испытания новых навыков и получения обратной связи. Учащиеся будут более мотивированы, если они увидят, что движутся вперёд в достижении своих целей и получают положительную обратную связь от педагогов и родителей.
  7. Проявлять терпение и поддержку . Процесс развития мотивации — это долгосрочный процесс, который требует постоянной работы и поддержки со стороны родителей и педагогов. Будьте терпеливыми и не пытайтесь торопить ребенка в его индивидуальном развитии.

В целом, помощь в развитии мотивации у младших школьников является важной задачей, как для родителей, так и для педагогов. Постепенное формирование и поддержание мотивации помогут детям развиваться и успешно справляться с учебными задачами.

Важно помнить о том, что уровень мотивации может изменяться со временем, поэтому необходимо поддерживать постоянное внимание и стимулирование учеников. Регулярные беседы с детьми об их интересах, целях и достижениях помогут понять и поддерживать их мотивацию.

Качество преподавания тесно связано с мотивацией учащихся. Учитель, способный вдохновить и поддержать учеников, повысить их самооценку и уверенность, способствует активному участию и достижению успехов.

Качество преподавания играет значимую роль в достижении успеваемости школьников. Компетентные и опытные преподаватели обладают навыками передачи знаний и могут стимулировать интерес к учебному процессу. Качественное преподавание предполагает адаптацию методик обучения под индивидуальные потребности учащихся, структурирование уроков, ясное и понятное изложение учебного материала, а также разнообразие педагогических приёмов и методов с целью придания обучению привлекательности и понятности.

Кроме того, не следует забывать, что качество преподавания зависит не только от учителя, но и от образовательной системы, условий учебного процесса и поддержки со стороны администрации школы или учебного заведения. Оценка и обратная связь со стороны учащихся и их родителей являются важными инструментами для постоянного совершенствования работы педагогов и повышения качества преподавания.

Возможные решения проблемы неуспеваемости младших школьников

Решение проблемы неуспеваемости у младших школьников является многогранным процессом, требующим комплексного подхода. В связи с этим, хотелось бы предложить несколько стратегий, которые могут способствовать успешному преодолению данной проблемы:

  1. Индивидуальный подход : Стержневым фактором является учет индивидуальных потребностей каждого ученика и адаптация методик обучения и учебных материалов под его уровень понимания. Применение дифференцированного подхода, позволяющего адаптировать представление учебного материала в соответствии с уровнем способностей и навыков каждого ребенка, является важным элементом данной стратегии.
  2. Укрепление основных навыков : Успех в учёбе тесно связан с консолидацией фундаментальных знаний и умений. Дополнительное время, отведенное на закрепление основных понятий и навыков, позволяет учащимся лучше осмыслить и усвоить учебный материал, а также овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками.
  3. Поддержка самооценки и мотивации: Важным аспектом является развитие позитивного отношения к учебной деятельности и повышение мотивации младших школьников. Данную цель можно достичь через систему поощрений за достижения, похвалу за приложенные усилия и участие в интересных и стимулирующих активностях как в рамках класса, так и школы.
  4. Родительская поддержка : Поддержка, мотивация и контроль со стороны родителей создают благоприятную обстановку для обучения, позволяют ученикам чувствовать себя защищёнными и способствуют повышению успеваемости.
  5. Консультации специалистов: В случаях, когда ситуация осложнена, полезно обратиться за помощью педагогов-психологов и специалистов в области обучения. Они смогут предложить индивидуальные рекомендации и стратегии, направленные на преодоление проблемы неуспеваемости.
  6. Сотрудничество между учителями и родителями : Регулярное взаимодействие и обратная связь между учительским и родительским сообществами способствуют эффективному решению проблемы неуспеваемости и принятию соответствующих мер по улучшению успеваемости учеников.

Следует отметить, что каждый ученик уникален, и эффективность предложенных стратегий по преодолению неуспеваемости может различаться в зависимости от индивидуальных особенностей каждого конкретного случая. В связи с этим, рекомендуется использовать гибкий и индивидуальный подход, учитывая потребности и особенности каждого ребенка.

В целом, решение проблемы неуспеваемости в начальной школе требует комплексного подхода. Это включает в себя активную поддержку родителей, создание мотивирующей образовательной среды, повышение качества преподавания, учет индивидуальных особенностей каждого ученика и поддержку их физического и психического здоровья. Только совместными усилиями учителей, родителей и образовательных организаций можно достичь успеха в решении этой проблемы и обеспечить оптимальные условия обучения для всех учащихся начальной школы.

Литература:

  1. Газизова Ф. С., Нуриева А. Р., Миннуллина Р. Ф. Мотивация учебной деятельности как средство преодоления неуспеваемости младших школьников//Проблемы современного педагогического образования. — 2022. — С. 76–79
  2. Лепешев Д. В. Анализ причин отставания младших школьников в освоении Школьной программы// Наука и реальность. — 2022. — № 1 (9). — С. 73–75
  3. Новоселов Н. П. Проблема неуспеваемости в младшем школьном возрасте// Инновационная наука. — 2022. — № 1–2. — С. 120–122
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, учебный процесс, ученик, неуспеваемость, педагог, родительская поддержка, сторона родителей, школьник, комплексный подход.


Ключевые слова

родители, школа, учащиеся, успеваемость, неуспеваемость, преодоление неуспеваемости

Похожие статьи

Особенности развития внимания у младших школьников с задержкой психического развития

Внимание является очень важной частью личности, как часть психологических составляющих человека. В данной статье раскрыт вопрос о самом понятии внимания, его видах, особенностях, составляющих и влиянии на нашу жизнь. Также, в нынешнее время немало л...

Формирование коммуникативной компетентности как интегративного личностного ресурса на уроках физической культуры

Джон Рэйвен отметил, что «обществу нужны новые верования и ожидания. Но они не могут развиваться независимо от систем личных ценностей, и система образования, школы и общества должна учитывать это. Те, кто желает развить свои навыки, несут ответствен...

Самостоятельная работа как средство формирования творческой, всесторонне развитой личности школьников, развития их познавательной активности и самостоятельности

Статья раскрывает содержание понятия «самостоятельная работа», виды самостоятельных работ и целесообразность их использования на уроках математики. В статье говорится о том, что бурный рост научной информации, становление науки потребовали некоторой ...

Когнитивная технология обучения как средство повышения познавательного интереса учеников начальных классов

Стратегии обучения могут и должны преподаваться как неотъемлемая часть общего образования в рамках каждого предмета, то есть быть частью содержания преподавания в рамках учебных заведений, а не изолированно и бессмысленно. Чтобы передавать информацию...

Интерес как фактор развития мотивации на уроках математики

Под мотивацией к изучению математики в школе мы понимаем побуждение учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания, при которой, по мнению Я. А. Каменского, «всеми возможными способами нужно воспламенять в детях го...

Как выбрать будущую профессию обучающимся старших классов

У старшеклассников отсутствует социальный опыт, позволяющий им адекватно реагировать на возникающие ситуации, что побуждает их обращаться к психологической защите, которая нередко искажает реальность, но зато создает видимость эмоционального благопол...

Связь эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у замещающих родителей

В статье рассматривается особенность эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у замещающих родителей. Описаны различные подходы к понятию эмоционального интеллекта. Рассмотрено эмоциональное выгорание у замещающих родителей, выделены осно...

Педагогическое обеспечение создания ситуации успеха в старших классах школы

В статье рассматриваются аспекты проблемы педагогического обеспечения создания ситуации успеха для старшеклассников в образовательной среде школы с целью общего развития личности как субъекта собственной жизни и деятельности. Согласно позиции автора,...

Задержка психического развития как фактор риска возникновения дидактогений у детей младшего школьного возраста в системе инклюзивного образования

Изучение дидактогении у детей младшего школьного возраста признано чрезвычайно важным, поскольку она может вызывать негативные психические и эмоциональные состояния, влияющие на отношения с окружающими и учебный процесс. В данной статье говорится, чт...

Экономическое воспитание детей дошкольного возраста

В данной статье обосновывается значимость экономического воспитания детей дошкольного возраста. Экономическое воспитание дошкольников справедливо считать существенной составляющей целостного развития личности в современном обществе. Дети уже с ранних...

Похожие статьи

Особенности развития внимания у младших школьников с задержкой психического развития

Внимание является очень важной частью личности, как часть психологических составляющих человека. В данной статье раскрыт вопрос о самом понятии внимания, его видах, особенностях, составляющих и влиянии на нашу жизнь. Также, в нынешнее время немало л...

Формирование коммуникативной компетентности как интегративного личностного ресурса на уроках физической культуры

Джон Рэйвен отметил, что «обществу нужны новые верования и ожидания. Но они не могут развиваться независимо от систем личных ценностей, и система образования, школы и общества должна учитывать это. Те, кто желает развить свои навыки, несут ответствен...

Самостоятельная работа как средство формирования творческой, всесторонне развитой личности школьников, развития их познавательной активности и самостоятельности

Статья раскрывает содержание понятия «самостоятельная работа», виды самостоятельных работ и целесообразность их использования на уроках математики. В статье говорится о том, что бурный рост научной информации, становление науки потребовали некоторой ...

Когнитивная технология обучения как средство повышения познавательного интереса учеников начальных классов

Стратегии обучения могут и должны преподаваться как неотъемлемая часть общего образования в рамках каждого предмета, то есть быть частью содержания преподавания в рамках учебных заведений, а не изолированно и бессмысленно. Чтобы передавать информацию...

Интерес как фактор развития мотивации на уроках математики

Под мотивацией к изучению математики в школе мы понимаем побуждение учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания, при которой, по мнению Я. А. Каменского, «всеми возможными способами нужно воспламенять в детях го...

Как выбрать будущую профессию обучающимся старших классов

У старшеклассников отсутствует социальный опыт, позволяющий им адекватно реагировать на возникающие ситуации, что побуждает их обращаться к психологической защите, которая нередко искажает реальность, но зато создает видимость эмоционального благопол...

Связь эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у замещающих родителей

В статье рассматривается особенность эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у замещающих родителей. Описаны различные подходы к понятию эмоционального интеллекта. Рассмотрено эмоциональное выгорание у замещающих родителей, выделены осно...

Педагогическое обеспечение создания ситуации успеха в старших классах школы

В статье рассматриваются аспекты проблемы педагогического обеспечения создания ситуации успеха для старшеклассников в образовательной среде школы с целью общего развития личности как субъекта собственной жизни и деятельности. Согласно позиции автора,...

Задержка психического развития как фактор риска возникновения дидактогений у детей младшего школьного возраста в системе инклюзивного образования

Изучение дидактогении у детей младшего школьного возраста признано чрезвычайно важным, поскольку она может вызывать негативные психические и эмоциональные состояния, влияющие на отношения с окружающими и учебный процесс. В данной статье говорится, чт...

Экономическое воспитание детей дошкольного возраста

В данной статье обосновывается значимость экономического воспитания детей дошкольного возраста. Экономическое воспитание дошкольников справедливо считать существенной составляющей целостного развития личности в современном обществе. Дети уже с ранних...

Задать вопрос