Причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 июля, печатный экземпляр отправим 9 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (518) май 2024 г.

Дата публикации: 05.05.2024

Статья просмотрена: 178 раз

Библиографическое описание:

Зайцева, Г. С. Причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников / Г. С. Зайцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 19 (518). — С. 427-430. — URL: https://moluch.ru/archive/518/113773/ (дата обращения: 21.06.2025).



Причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников

Зайцева Галина Сергеевна, студент магистратуры

Государственный университет просвещения (г. Мытищи, Московская обл.)

В данной статье рассматривается тема неуспеваемости младших школьников и возможные пути её преодоления. Тема, которая раскрывается в статье, актуальна тем, что многообразие и комплексность причин неуспеваемости младших школьников ведёт к сложностям в работе педагога, усвоении материала и, как следствие, ухудшению психологического состояния младшего школьника.

Чаще всего, в случае со слабоуспевающими учениками у педагогов нет возможности использовать индивидуальный, творческий подход к обучению, в следствии чего, отдаётся предпочтение традиционным методам обучения, которые будут неэффективны, многозатратны и потребует от педагога и детей дополнительной затраты сил и времени.

Чтобы учитель не столкнулся с последствиями неуспеваемости, необходимо её вовремя предвидеть, для того чтобы класс мог работать в полную силу, и процесс нивелирования отстающих не сказывался на успевающей части класса.

Поэтому для педагога очень важно знать причины неуспеваемости младших школьников. Предупреждение неуспеваемости не должно быть целью и стремлением только одного педагога. Для получения стойкого положительного результата нужна согласованность действий школы, семьи, самого ученика, педагогов предметников, а также специалистов.

Безусловно, данный эффект не будет достигнут без внедрения в работу адаптированного обучения, использования специальных педагогических средств и методик.

Ключевые слова : школа, успеваемость, учащиеся, родители, неуспеваемость, преодоление неуспеваемости.

В научно-педагогической литературе понятие «неуспеваемость» применяется для описания ситуации, когда ученик не достигает ожидаемых показателей в учебной деятельности. Неуспеваемость проявляется в низких оценках по предметам, слабых навыках чтения, письма, математического мышления и других учебных областях.

Причинами неуспеваемости могут быть различные факторы, такие как:

– недостаточная мотивация и интерес к учебе;

– отсутствие учебного плана и стратегий саморегуляции;

– неадекватные методы преподавания; недостаточная поддержка со стороны родителей и семьи;

– низкая самооценка и уверенность в своих способностях;

– обширные образовательные потребности, которые трудно удовлетворить в рамках стандартной учебной программы.

При анализе понятия «неуспеваемость» необходимо принять во внимание, что оценка успеха в учебе является относительной и может зависеть от контекста, культурных различий и индивидуальных особенностей ученика. Однако, если неуспеваемость продолжается в течение продолжительного времени и серьезно влияет на развитие ребенка, требуется принятие соответствующих мер и поддержки со стороны педагогов, психологов и родителей.

Преодоление неуспеваемости требует комплексного подхода, включающего анализ причин проблемы, разработку индивидуальных стратегий поддержки и помощи, а также налаживание сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.

Понятие неуспеваемости в образовании долгое время привлекало внимание и вызывало дискуссии среди великих педагогов. Они делились своими мыслями и взглядами на эту проблему, осознавая ее значимость и влияние на образовательный процесс. Вот несколько цитат, отражающих взгляды некоторых из них:

  1. Мария Монтессори: «Неуспеваемость — это не отсутствие интеллекта, а скрытый интеллектуальный потенциал, который не может раскрыться из-за неподходящей среды или методологии обучения».
  2. Жан Жак Руссо: «Неуспеваемость — это не порок ученика, а порок системы образования, которая не учитывает индивидуальные особенности и потребности каждого ученика».
  3. Лев Выготский: «Неуспеваемость — это невозможность приспособиться к образовательным условиям, которые не отвечают индивидуальным особенностям и развитию ученика».
  4. Джон Дьюи: «Неуспеваемость — это вызов для учителя найти новые подходы и методы обучения, которые помогут каждому ученику достичь успеха».

Эти высказывания говорят нам о важности понимания неуспеваемости не как чего-то неизбежного, но как открытие возможных путей для разработки индивидуальных подходов к обучению и создания поддерживающей среды, которая способствовала бы развитию каждого ученика. Безусловно, каждый педагог имеет свой взгляд и методику работы с неуспеваемостью, но общим является стремление к обеспечению равных возможностей для всех учеников и учет их индивидуальных особенностей при оказании образовательной помощи.

Каждый год становится все более заметным увеличение числа учащихся, сталкивающихся с сложностями в учебе, что может иметь негативные последствия для их академических достижений и самооценки. В данной статье представлены факторы, способствующие неуспеваемости в начальной школе, а также некоторые возможные подходы к решению этой проблемы.

Родители и успеваемость детей

Одной из основных причин неуспеваемости является недостаточная родительская поддержка . Родители играют важную роль в образовательном процессе своих детей, и от их активного участия зависит успешность обучения. Отсутствие должной родительской поддержки может вызывать трудности у учащихся. Поэтому важно, чтобы родители не только интересовались успехами своих детей, но и активно поддерживали их, оказывая помощь в выполнении домашних заданий и поддерживая контакт с педагогами и специалистами, чтобы быть в курсе процесса обучения, а также иметь возможность вовремя оказать помощь ребёнку.

Обратной стороной родительской поддержки является гиперопека. Родители, в своём стремлении помочь ребёнку и оградить его от всех проблем, начинают выполнять работу за него, что приводит к демотивации ребёнка. Некоторые дети могут не видеть смысла в учебе и потерять интерес к образованию и любому иному труду.

В настоящее время ситуация с родительской поддержкой и неуспеваемостью младших школьников имеет свои особенности. В силу различных факторов, таких как современный ритм жизни, увеличение объема учебной программы и использование информационных технологий, родительская поддержка играет особенно важную роль в успехе учеников.

Первым фактором, который следует упомянуть, является время , уделяемое родителями своим детям. Современные родители могут столкнуться с нехваткой времени из-за работы, повседневных дел или других обязательств. Недостаток времени может привести к тому, что родители не могут полноценно отслеживать успехи своих детей в школе и оказывать им поддержку в учебном процессе.

Кроме того, нынешние родители сталкиваются с изменениями в образовательной системе, которые могут быть новыми для них . Ввод новых технологий и методик обучения требует от родителей адаптации и повышения информационной осведомлённости. Они должны иметь представление о содержании учебной программы, уметь работать с электронными ресурсами и сопровождать учебный процесс своего ребенка.

Доступность образования и информации через Интернет изменилась в последние годы, и предоставляет родителям больше ресурсов для поддержки своих детей. Однако, в то же время, влияние онлайн-информации может быть искажено и неконтролируемо. Родители должны быть внимательны к выбору и проверке образовательных материалов, а также ограничивать экранное время для своих детей.

Также важным фактором является коммуникация между родителями и учителями . Взаимодействие и обмен информацией между родителями и учителями могут помочь оценить прогресс и трудности ребенка в учебе и найти подходящие решения. Регулярные родительские собрания, открытые диалоги и консультации с учителями и специалистами будут способствовать пониманию и поддержке со стороны родителей.

Наконец, эмоциональная поддержка и поощрение родителей имеют важное значение для мотивации и самооценки ребенка. Поощрение усилий ребенка, выражение позитивного отношения к образованию, поддержка и понимание в трудных ситуациях — все это помогает развивать у детей положительные ассоциации с учебой и способствует их успеху.

В целом, адекватная и своевременная родительская поддержка и вовлеченность играют важную роль в успешном обучении младших школьников в настоящее время. Она дополняет и укрепляет усилия учителей и школы, создавая благоприятную мотивационную образовательную среду для ребенка.

Вопросы мотивации

Обратимся к вопросу учебной мотивации младшего школьника. Её недостаток является одним из основных факторов, способствующих неуспеваемости у младших школьников. Мотивация представляет собой внутреннюю силу, стимулирующую ученика к достижению успеха в учебном процессе. Если мотивация ученика недостаточна, это может привести к потере интереса к учебе и снижению степени его вовлеченности.

При работе с мотивационной составляющей, следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, поскольку мотивация может различаться. Один ребенок может быть внешне мотивирован, то есть стремиться к получению внешней награды, например, похвалы от родителей или педагогов, или же к получению высоких оценок. Другой ребенок может испытывать внутреннюю мотивацию, связанную с познавательным интересом, стремлением расширить свои знания и достичь личностного развития. Поэтому следует адаптировать мотивационные стратегии, исходя из индивидуальных потребностей каждого ученика.

Для повышения мотивации у младших школьников необходимо:

  1. Создавать поддерживающую и поощряющую атмосферу . Ребенок должен чувствовать, что его усилия и достижения ценятся и одобряются. Необходимо поощрять его усилия словами похвалы и демонстрировать заинтересованность в его учебных и иных успехах.
  2. Стремиться к индивидуализации подхода к каждому ученику . Ученики имеют разные предпочтения, интересы и мотивации, поэтому важно учитывать их индивидуальные особенности и адаптировать методы обучения и стимулирования соответственно.
  3. Использовать разнообразные методики и подходы к обучению. Необходимо включать игровые элементы, интерактивные задания и технологии, чтобы учебный процесс представлялся учащимся интересным и привлекательным. Разнообразие способов изучения и подачи материала поможет улучшить мотивацию.
  4. Содействовать развитию самооценки и самодисциплины учеников. Важно помочь неуспевающему учащемуся в установке реалистичных целей и поддерживать настойчивость в их достижении. Постепенный прогресс и успехи при реализации поставленных задач могут играть важную роль в формировании мотивации.
  5. Поддерживать открытый и доверительный диалог с ребенком . Слушайте его мнение, обсуждайте интересы, помогайте искать решения проблем. Учащиеся должны чувствовать, что их мнение важно и что их потребности и ожидания учитываются как педагогами, так и родителями.
  6. Создавать возможности для успешного испытания новых навыков и получения обратной связи. Учащиеся будут более мотивированы, если они увидят, что движутся вперёд в достижении своих целей и получают положительную обратную связь от педагогов и родителей.
  7. Проявлять терпение и поддержку . Процесс развития мотивации — это долгосрочный процесс, который требует постоянной работы и поддержки со стороны родителей и педагогов. Будьте терпеливыми и не пытайтесь торопить ребенка в его индивидуальном развитии.

В целом, помощь в развитии мотивации у младших школьников является важной задачей, как для родителей, так и для педагогов. Постепенное формирование и поддержание мотивации помогут детям развиваться и успешно справляться с учебными задачами.

Важно помнить о том, что уровень мотивации может изменяться со временем, поэтому необходимо поддерживать постоянное внимание и стимулирование учеников. Регулярные беседы с детьми об их интересах, целях и достижениях помогут понять и поддерживать их мотивацию.

Качество преподавания тесно связано с мотивацией учащихся. Учитель, способный вдохновить и поддержать учеников, повысить их самооценку и уверенность, способствует активному участию и достижению успехов.

Качество преподавания играет значимую роль в достижении успеваемости школьников. Компетентные и опытные преподаватели обладают навыками передачи знаний и могут стимулировать интерес к учебному процессу. Качественное преподавание предполагает адаптацию методик обучения под индивидуальные потребности учащихся, структурирование уроков, ясное и понятное изложение учебного материала, а также разнообразие педагогических приёмов и методов с целью придания обучению привлекательности и понятности.

Кроме того, не следует забывать, что качество преподавания зависит не только от учителя, но и от образовательной системы, условий учебного процесса и поддержки со стороны администрации школы или учебного заведения. Оценка и обратная связь со стороны учащихся и их родителей являются важными инструментами для постоянного совершенствования работы педагогов и повышения качества преподавания.

Возможные решения проблемы неуспеваемости младших школьников

Решение проблемы неуспеваемости у младших школьников является многогранным процессом, требующим комплексного подхода. В связи с этим, хотелось бы предложить несколько стратегий, которые могут способствовать успешному преодолению данной проблемы:

  1. Индивидуальный подход : Стержневым фактором является учет индивидуальных потребностей каждого ученика и адаптация методик обучения и учебных материалов под его уровень понимания. Применение дифференцированного подхода, позволяющего адаптировать представление учебного материала в соответствии с уровнем способностей и навыков каждого ребенка, является важным элементом данной стратегии.
  2. Укрепление основных навыков : Успех в учёбе тесно связан с консолидацией фундаментальных знаний и умений. Дополнительное время, отведенное на закрепление основных понятий и навыков, позволяет учащимся лучше осмыслить и усвоить учебный материал, а также овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками.
  3. Поддержка самооценки и мотивации: Важным аспектом является развитие позитивного отношения к учебной деятельности и повышение мотивации младших школьников. Данную цель можно достичь через систему поощрений за достижения, похвалу за приложенные усилия и участие в интересных и стимулирующих активностях как в рамках класса, так и школы.
  4. Родительская поддержка : Поддержка, мотивация и контроль со стороны родителей создают благоприятную обстановку для обучения, позволяют ученикам чувствовать себя защищёнными и способствуют повышению успеваемости.
  5. Консультации специалистов: В случаях, когда ситуация осложнена, полезно обратиться за помощью педагогов-психологов и специалистов в области обучения. Они смогут предложить индивидуальные рекомендации и стратегии, направленные на преодоление проблемы неуспеваемости.
  6. Сотрудничество между учителями и родителями : Регулярное взаимодействие и обратная связь между учительским и родительским сообществами способствуют эффективному решению проблемы неуспеваемости и принятию соответствующих мер по улучшению успеваемости учеников.

Следует отметить, что каждый ученик уникален, и эффективность предложенных стратегий по преодолению неуспеваемости может различаться в зависимости от индивидуальных особенностей каждого конкретного случая. В связи с этим, рекомендуется использовать гибкий и индивидуальный подход, учитывая потребности и особенности каждого ребенка.

В целом, решение проблемы неуспеваемости в начальной школе требует комплексного подхода. Это включает в себя активную поддержку родителей, создание мотивирующей образовательной среды, повышение качества преподавания, учет индивидуальных особенностей каждого ученика и поддержку их физического и психического здоровья. Только совместными усилиями учителей, родителей и образовательных организаций можно достичь успеха в решении этой проблемы и обеспечить оптимальные условия обучения для всех учащихся начальной школы.

Литература:

  1. Газизова Ф. С., Нуриева А. Р., Миннуллина Р. Ф. Мотивация учебной деятельности как средство преодоления неуспеваемости младших школьников//Проблемы современного педагогического образования. — 2022. — С. 76–79
  2. Лепешев Д. В. Анализ причин отставания младших школьников в освоении Школьной программы// Наука и реальность. — 2022. — № 1 (9). — С. 73–75
  3. Новоселов Н. П. Проблема неуспеваемости в младшем школьном возрасте// Инновационная наука. — 2022. — № 1–2. — С. 120–122
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, учебный процесс, ученик, неуспеваемость, педагог, родительская поддержка, сторона родителей, школьник, комплексный подход.


Ключевые слова

родители, школа, учащиеся, успеваемость, неуспеваемость, преодоление неуспеваемости

Похожие статьи

Особенности развития внимания у младших школьников с задержкой психического развития

Внимание является очень важной частью личности, как часть психологических составляющих человека. В данной статье раскрыт вопрос о самом понятии внимания, его видах, особенностях, составляющих и влиянии на нашу жизнь. Также, в нынешнее время немало л...

Формирование коммуникативной компетентности как интегративного личностного ресурса на уроках физической культуры

Джон Рэйвен отметил, что «обществу нужны новые верования и ожидания. Но они не могут развиваться независимо от систем личных ценностей, и система образования, школы и общества должна учитывать это. Те, кто желает развить свои навыки, несут ответствен...

Самостоятельная работа как средство формирования творческой, всесторонне развитой личности школьников, развития их познавательной активности и самостоятельности

Статья раскрывает содержание понятия «самостоятельная работа», виды самостоятельных работ и целесообразность их использования на уроках математики. В статье говорится о том, что бурный рост научной информации, становление науки потребовали некоторой ...

Когнитивная технология обучения как средство повышения познавательного интереса учеников начальных классов

Стратегии обучения могут и должны преподаваться как неотъемлемая часть общего образования в рамках каждого предмета, то есть быть частью содержания преподавания в рамках учебных заведений, а не изолированно и бессмысленно. Чтобы передавать информацию...

Интерес как фактор развития мотивации на уроках математики

Под мотивацией к изучению математики в школе мы понимаем побуждение учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания, при которой, по мнению Я. А. Каменского, «всеми возможными способами нужно воспламенять в детях го...

Как выбрать будущую профессию обучающимся старших классов

У старшеклассников отсутствует социальный опыт, позволяющий им адекватно реагировать на возникающие ситуации, что побуждает их обращаться к психологической защите, которая нередко искажает реальность, но зато создает видимость эмоционального благопол...

Связь эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у замещающих родителей

В статье рассматривается особенность эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у замещающих родителей. Описаны различные подходы к понятию эмоционального интеллекта. Рассмотрено эмоциональное выгорание у замещающих родителей, выделены осно...

Педагогическое обеспечение создания ситуации успеха в старших классах школы

В статье рассматриваются аспекты проблемы педагогического обеспечения создания ситуации успеха для старшеклассников в образовательной среде школы с целью общего развития личности как субъекта собственной жизни и деятельности. Согласно позиции автора,...

Задержка психического развития как фактор риска возникновения дидактогений у детей младшего школьного возраста в системе инклюзивного образования

Изучение дидактогении у детей младшего школьного возраста признано чрезвычайно важным, поскольку она может вызывать негативные психические и эмоциональные состояния, влияющие на отношения с окружающими и учебный процесс. В данной статье говорится, чт...

Возможности выбора творческих методов при обучении дошкольников математике

Метод обучения является самым основным вопросом учебной деятельности, так как без него обучение не может проводиться. Методы обучения отвечают на вопросы «Как учить и воспитывать детей?» В словарях метод обучения характеризуется в общем виде, как спо...

Похожие статьи

Особенности развития внимания у младших школьников с задержкой психического развития

Внимание является очень важной частью личности, как часть психологических составляющих человека. В данной статье раскрыт вопрос о самом понятии внимания, его видах, особенностях, составляющих и влиянии на нашу жизнь. Также, в нынешнее время немало л...

Формирование коммуникативной компетентности как интегративного личностного ресурса на уроках физической культуры

Джон Рэйвен отметил, что «обществу нужны новые верования и ожидания. Но они не могут развиваться независимо от систем личных ценностей, и система образования, школы и общества должна учитывать это. Те, кто желает развить свои навыки, несут ответствен...

Самостоятельная работа как средство формирования творческой, всесторонне развитой личности школьников, развития их познавательной активности и самостоятельности

Статья раскрывает содержание понятия «самостоятельная работа», виды самостоятельных работ и целесообразность их использования на уроках математики. В статье говорится о том, что бурный рост научной информации, становление науки потребовали некоторой ...

Когнитивная технология обучения как средство повышения познавательного интереса учеников начальных классов

Стратегии обучения могут и должны преподаваться как неотъемлемая часть общего образования в рамках каждого предмета, то есть быть частью содержания преподавания в рамках учебных заведений, а не изолированно и бессмысленно. Чтобы передавать информацию...

Интерес как фактор развития мотивации на уроках математики

Под мотивацией к изучению математики в школе мы понимаем побуждение учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания, при которой, по мнению Я. А. Каменского, «всеми возможными способами нужно воспламенять в детях го...

Как выбрать будущую профессию обучающимся старших классов

У старшеклассников отсутствует социальный опыт, позволяющий им адекватно реагировать на возникающие ситуации, что побуждает их обращаться к психологической защите, которая нередко искажает реальность, но зато создает видимость эмоционального благопол...

Связь эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у замещающих родителей

В статье рассматривается особенность эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у замещающих родителей. Описаны различные подходы к понятию эмоционального интеллекта. Рассмотрено эмоциональное выгорание у замещающих родителей, выделены осно...

Педагогическое обеспечение создания ситуации успеха в старших классах школы

В статье рассматриваются аспекты проблемы педагогического обеспечения создания ситуации успеха для старшеклассников в образовательной среде школы с целью общего развития личности как субъекта собственной жизни и деятельности. Согласно позиции автора,...

Задержка психического развития как фактор риска возникновения дидактогений у детей младшего школьного возраста в системе инклюзивного образования

Изучение дидактогении у детей младшего школьного возраста признано чрезвычайно важным, поскольку она может вызывать негативные психические и эмоциональные состояния, влияющие на отношения с окружающими и учебный процесс. В данной статье говорится, чт...

Возможности выбора творческих методов при обучении дошкольников математике

Метод обучения является самым основным вопросом учебной деятельности, так как без него обучение не может проводиться. Методы обучения отвечают на вопросы «Как учить и воспитывать детей?» В словарях метод обучения характеризуется в общем виде, как спо...

Задать вопрос