Психофизиологические особенности обучающихся 7-го класса в контексте иноязычной подготовки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 31 августа, печатный экземпляр отправим 4 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (529) июль 2024 г.

Дата публикации: 28.07.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Сивцева, С. М. Психофизиологические особенности обучающихся 7-го класса в контексте иноязычной подготовки / С. М. Сивцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 30 (529). — С. 197-200. — URL: https://moluch.ru/archive/529/116889/ (дата обращения: 17.08.2024).



В статье рассматривается значимость учета возрастных особенностей учащихся средней школы для повышения их мотивации и качества получаемых знаний, умений и навыков. Особое внимание уделяется психофизиологическим характеристикам семиклассников, находящихся на этапе раннего подросткового периода, который сопровождается интеллектуализацией познавательных процессов и началом возрастного кризиса. Описаны типичные поведенческие реакции подростков, такие как отказ, оппозиция, имитация, компенсация и гиперкомпенсация, а также специфические реакции подросткового возраста: увлечение, группирование со сверстниками и эмансипация. Указано, что цифровые технологии занимают значительное место в жизни современных подростков, что требует их интеграции в образовательный процесс. Понимание возрастных особенностей и социальных факторов, влияющих на мотивацию учащихся, является ключевым для успешного обучения и личностного развития подростков.

Ключевые слова: возрастные особенности учащихся, мотивация к обучению, психофизиологические характеристики подростков, интеллектуализация познавательных процессов, возрастной кризис, поведенческие реакции, цифровые технологии в образовании, образовательный процесс.

Для повышения мотивации обучающихся, а также качества получаемых ими знаний, умений и навыков, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Рассмотрим ключевые психофизиологические особенности и характеристики учащихся 7 класса.

В 7-ом классе продолжается интеллектуализация познавательных процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Становление теоретического рефлексивного мышления, характерного высокому уровню развития интеллекта, происходит на основе развития формально-логических операций. Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. На поведение и умственные способности учащихся 7-го класса, в большей степени, влияет начало возрастного кризиса — периода отрочества [8, с. 31].

В условиях традиционной системы обучения этот период характеризуется резким снижением мотивации ребенка. Недостаток или отсутствие интереса к обучению объясняется тем, что мотивация, связанная с занятием новой социальной роли, со временем становится исчерпанной, а содержательные мотивы учения еще не приобретены. К признакам кризиса отрочества можно отнести: негативное отношение ребенка к учебному процессу, систематическое невыполнение заданий, снижение уровня дисциплинированности и инициирование конфликтов с преподавателями [11].

Несмотря на традиционное мнение о возрасте начала подросткового периода (12–14 лет), вопрос о границах и периодизации подросткового возраста среди исследователей остается спорным [7], именно поэтому при изучении психофизиологических особенностей учащихся 7 класса, следует тщательно исследовать подростковый период как раздел возрастной психологии. Рассмотрим точки зрения ученых, внесших наибольший вклад в развитие возрастной психологии.

Американский исследователь С. Холл, исследования которого приходятся на период становления психологии как самостоятельной науки, определил наиболее широкие границы подросткового возраста. По его мнению, начало подросткового периода приходится на возраст 12–13 лет (время начала полового созревания), а конец — на наступление взрослости, от 22 до 25 лет [9].

В периодизации Д. Б. Эльконина под подростковым возрастом понимается период с 11 до 17 лет. Ученым выделены два периода подростничества: средний школьный (11–15) и старший школьный (15–17 лет) возрасты. Для первого периода ведущим типом деятельности становится интимно-личностное общение со сверстниками, а во втором — учебно-профессиональная деятельность [13]. Стоит отметить, что именно периодизация Эльконина в отечественной возрастной психологии считается основной для определения периодов детского развития.

Психологическое содержание подросткового возраста — проявление самостоятельности. Стремление подростка к самостоятельному решению жизненных задач и повседневных ситуаций чаще всего проявляется в форме самоутверждения [12].

Возрастные особенности учащихся 7 класса бесспорно влияют на учебный процесс. А понимание своей роли в коллективе лежит в основе самоощущения семиклассников. Именно возможность общения со сверстниками и занятие удовлетворяющего места в коллективе определяют для подростка привлекательность занятий. Ослабление личностных проблем обучающегося средней школы и снятие напряженности в общении часто способствует повышению успеваемости, в то время как нарушение взаимоотношений со сверстниками ведет к снижению познавательной активности [12]. Поэтому при обучении детей подросткового возраста крайне важно учитывать взаимоотношения, выстроенные в их коллективе, и подбирать учебные задания таким образом, чтобы обеспечить сплоченную работу с равным вовлечением каждого из учащихся.

При работе с представителями раннего подросткового возраста необходимо учитывать поведенческие реакции, свойственные для данного возрастного периода. В подростковом возрасте нередко проявляются реакции, свойственные для детей младшего школьного возраста. Среди них А. Е. Личко [5] выделяет следующие:

  1. Реакция отказа. Подросток отказывается от пищи, контактов и других привычных для любого человека вещей при ломке жизненного стереотипа или отрыва от привычной компании.
  2. Реакция оппозиции. Характеризуется провокационными действиями с целью привлечения внимания и выражения резкого несогласия с чем-либо.
  3. Реакция имитации. Проявляется в подражании определенному лицу. Для подростка наиболее характерны копирование поведения авторитетных для него сверстников или кумиров.
  4. Реакция компенсации. Неуспех в одной сфере компенсируется успешностью в другой.
  5. Реакция гиперкомпенсации. Индивид старается достичь особого успеха в той сфере, в которой испытывает серьезные неудачи. [5]

Существуют также и реакции, присущие непосредственно подростковому возрасту, а именно:

  1. Реакция увлечения. Хобби, подобно играм в детстве, являются важнейшей частью периода подростничества. Увлечения подростков характеризуются высокой эмоциональной окрашенностью. Их можно условно разделить на интеллектуально-эстетические, телесно-мануальные, лидерские, накопительские, эгоцентрические, азартные, информативно-коммуникативные.
  2. Реакция группирования со сверстниками. Если ребенок стремится к обществу старших, то подростки отдают предпочтение лицам своей возрастной группы. Образование подростковых групп — процесс, протекающий практически инстинктивно. Группа детей подросткового возраста может как иметь четко разграниченную систему ролей, так и быть лишенной всяческой иерархии.
  3. Реакция эмансипации. Стремление находиться под как можно менее выраженной опекой взрослых является совершенно закономерной психологической особенностью подростков. Проявлений данной реакции существует множество; в том числе может отмечаться открытая агрессия на малейшие попытки контроля или наставлений со стороны родственников, педагогов и других взрослых [5].

Е. Г. Черникова отмечает, что большинство современных детей подросткового возраста значимую часть свободного времени проводят в сети Интернет. Так, около трети опрошенных подростков тратят на социальные сети и другие онлайн-ресурсы не менее 2–3 часов в день. Это позволяет сделать вывод, что для подрастающего поколения цифровые технологии становятся одним из наиболее значимых факторов личностного и социального развития [10]. Поэтому для повышения эффективности учебных занятий необходимо планировать их таким образом, чтобы включить в структуру уроков и домашних заданий использование цифровой техники и Интернет-ресурсов.

С учетом всех вышеперечисленных психофизиологических особенностей учащихся средней школы, иноязычная подготовка должна проходить с учетом следующих методических рекомендаций:

1. Применение интерактивных методов обучения

Использование интерактивных методов, таких как игры, групповые задания и проекты, способствует вовлечению учеников в учебный процесс и повышает их мотивацию. Это особенно важно для подростков, которые нуждаются в активном взаимодействии и возможности самовыражения. Эти методы также способствуют снятию психологического напряжения и повышению мотивации к изучению языка. [6]

2. Организация проектной деятельности

Проектная работа стимулирует учеников к самостоятельному изучению материала, развитию критического мышления и умению работать в команде. Примеры проектов могут включать создание презентаций, постановку мини-спектаклей или разработку совместных исследовательских проектов. [1]

3. Применение дифференцированного подхода

Учитывая разный уровень подготовки и индивидуальные особенности учеников, необходимо применять дифференцированный подход, адаптируя задания под возможности каждого учащегося. Это может включать дополнительные материалы для более сильных учеников и упрощенные задания для тех, кто испытывает трудности. [3]

4. Использование ИКТ и мультимедийных ресурсов

Включение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебный процесс делает уроки более динамичными и интересными. Учителя могут использовать интерактивные доски, образовательные платформы и приложения для изучения языка. [2]

5. Применение аудиовизуальных средств

Просмотр видео и прослушивание аудиоматериалов на иностранном языке помогают учащимся улучшить навыки аудирования и произношения. Важно подбирать материалы, соответствующие уровню владения языком и интересам учеников. [2]

6. Поддержка и мотивация: Позитивное подкрепление

Регулярное поощрение учеников за их успехи, даже небольшие, способствует повышению их уверенности в себе и мотивации к дальнейшему изучению языка. Это может быть похвала, награды или выставление оценок.

7. Создание комфортной учебной среды. [2]

Важно создавать на уроках атмосферу доверия и поддержки, где ученики не боятся делать ошибки и готовы активно участвовать в учебном процессе. Учитель должен быть внимательным к эмоциональным состояниям своих учеников и уметь вовремя оказывать помощь. [3]

Подводя итог, психофизиологические особенности учащихся 7 класса играют важную роль в процессе изучения иностранного языка. Этот период характеризуется нестабильностью, амбивалентностью и противоречивостью, во время которого происходит пик активного личностного развития, во время которого совершенствуются и становятся осознанными мышление, внимание и память. Учителям необходимо учитывать эти особенности при планировании уроков и выборе методик обучения. Интерактивные методы, индивидуальный подход, мотивация учащихся являются ключевыми элементами эффективной иноязычной подготовки в этом возрастном периоде. Учитывая эти факторы, можно создать благоприятные условия для успешного освоения иностранного языка и развития коммуникативных навыков у подростков.

Литература:

  1. Бахтиярова Е. М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении //Школьные технологии. — 2001. — № 2. — С. 64–67.
  2. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. — М.: АРКТИ-ГЛОССА, 2000.. — 192 c.
  3. Гузеев В. В. Теория и практика образовательной технологии // НИИ Школьные технологии. — 2004. № 4. — 193 с.
  4. Головей, Л. А. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / Л. А. Головей. — 2-е изд., испр. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 413 с.
  5. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков: Патохарактерологический диагностический опросник для подростков ПДО / А. Е. Личко. — Санкт-Петербург: Речь, 2013. — 256 с.
  6. Максимова, А. И. Геймификация в современном образовании на примере платформы Moodle [Электронный ресурс] / А. И. Максимова. // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — URL: https://moluch.ru/archive/365/82090/ (дата обращения: 21.06.2024).
  7. Никитская, Е. А. Психолого-педагогическая проблема определения юношеского возраста // Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы. — 2020. — С. 344–346.
  8. Фельдштейн, Д. И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. — 1988. — Т. 3. — №.6. — С. 31.
  9. Холл, С. Г. Дети: любовь, страх, нравственные недостатки и заблуждения [Текст]: очерки по детской психологии и педагогике: перевод с английского / С. Г. Холл; предисл. Н. Д. Виноградова. — Изд. 2-е. — Москва: URSS, 2012. — 444 с.
  10. Черникова, Е. Г. Социально-психологические особенности современного подростка / Е. Г. Черникова, Т. Г. Пташко, Н. А. Соколова — Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2018. — № 5. — С. 267–284. — ISSN 1997–9886. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система.
  11. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 457 с.
  12. Щерба, Л. В. Преподавание иностранных языков в школе / Л. В. Щерба. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 148 с.
  13. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. Эльконина Б. Д. — 4-е изд. — Москва: Издательский центр «Академия», 2007. — 194 с.
Основные термины (генерируются автоматически): подростковый возраст, учебный процесс, возрастная особенность учащихся, возрастной кризис, иностранный язык, подростковый период, подросток, психофизиологическая особенность учащихся, возрастная психология, возрастной период.


Ключевые слова

образовательный процесс, возрастной кризис, поведенческие реакции, возрастные особенности учащихся, цифровые технологии в образовании, мотивация к обучению, психофизиологические характеристики подростков, интеллектуализация познавательных процессов

Похожие статьи

Задать вопрос