В данной статье обосновывается значимость экономического воспитания детей дошкольного возраста. Экономическое воспитание дошкольников справедливо считать существенной составляющей целостного развития личности в современном обществе. Дети уже с ранних лет могут приобщаться к товарно-денежным отношениям, стихийно овладевая требуемыми экономическими знаниями ввиду их практического применения. Акцент делается на том, что ранние предпосылки экономического сознания дошкольников складываются довольно активно, невнимание взрослых к данному аспекту детского развития может действительно привести к появлению негативных черт, которые будут проявлены отчетливо в поведении детей: неряшливости, небрежности к вещам, безразличию к испорченным предметам, неуважению к труду взрослых. Между тем, стоит полагать, что экономическому воспитанию дошкольников уделяется незаслуженно мало внимания: родители не осознают значимости такой работы, не владеют соответствующими педагогическими умениями; педагоги дошкольных организаций решают задачи экономического воспитания дошкольников лишь косвенно, в большей мере и степени только в контексте формирования элементарных математических представлений, развития речи или ознакомления с окружающей детей действительностью, целенаправленная работа по освоению основ экономики в детских садах зачастую вовсе не проводится.
Ключевые слова: дошкольный возраст, воспитание дошкольников, экономическое воспитание, дошкольное образование, экономические отношения, образование, дошкольники, дошкольное воспитание, экономика.
Для детального освещения данной темы надлежит отметить, что экономическое воспитание ребенка в семье реализуется благодаря бытовой деятельности. Дошкольник получает первые элементарные, базовые представления об экономии и начинает задавать весьма закономерные вопросы: по каким причинам не следует оставлять воду включенной, почему надо выключать свет в комнате, в которой никого нет [4, c. 25]. Поистине значимо, чтобы взрослые, кроме чёткого ответа на подобные вопросы, сами соблюдали правила, экономили и следили за своими действиями. Экономическое воспитание должно начинаться с семьи потому, что здесь ребенок приобретает первый опыт, который в детском саду углубляется, уточняется и должным образом обобщается. Так как ведущей в дошкольном возрасте является различная игровая деятельность, накапливаемый детьми опыт ведения бытового хозяйства, имеющиеся у них экономические представления переносятся именно в игру, что способствует продуманному развитию экономических качеств личности, столь необходимых в современном мире: бережливости, практичности, избирательности, расчетливости, предприимчивости, трудолюбия, ряда других качеств [4, c. 27].
Если рассуждать непосредственно об экономических отношениях, принятых в семье, то они, как правило, определены такими факторами, как труд родителей, материальные и финансовые потребности родителей, семейные традиции и ценности, а также моральные взаимоотношения в семье. Действительно важно определять обязанности самого ребенка по дому, включать его в активную жизнь семьи с ранних лет, приучать следить за своими вещами, их сохранностью, воспитывать ответственность за использование вещей, предметов. В семье происходит первоначальное знакомство детей с деньгами как определенной мерой труда, воспитание разумных потребностей человека. Ребенок, который верно осознает свои реальные потребности, имеет представление о ценах, способен понимать, что важнее, а что можно, к примеру, приобрести или попросить позднее.
Так, под экономическим воспитанием дошкольников стоит понимать специально разработанную систему педагогической деятельности, которая притом направлена на формирование базовых и столь необходимых экономических знаний с целью удовлетворения интересов детей и реализации их собственных возможностей [4, c. 28].
К примеру, с детьми могут проводиться игры, направленные на экономическое воспитание, с экономическим содержанием, чтение художественной литературы («Муха-Цокотуха», «Три поросенка», «Кот в сапогах» и др.), решение проблемных ситуаций, которые возникают как в литературных произведениях, так и, в равной степени, в реальной жизни. Уместны разнообразные викторины, конкурсы, соревновательный элемент привносится для лучшего усвоения материала. Кроме того, значимо подчеркнуть, что решение проблемно-игровых ситуаций качественно упражняет детей в умении решать практические задачи, ориентироваться в окружающей их действительности, соответственно, на самом деле способствует формированию экономически грамотного поведения.
Можно полагать, что игра, являясь ведущим видом деятельности дошкольника, позволяет приобщить ребенка к миру товарно-денежных отношений, освоить сложные экономические категории (цена, спрос, реклама, кредит, бизнес и др.), в занимательной форме получить и закрепить новые знания. Одним словом, самостоятельная и творческая игра делает экономику доступной для ребенка. Могут иметь место так называемые «игры в рекламу», где детям предложено рекламировать игрушки и предметы, подчеркивая их функциональность, полезность, привлекательность [3, c. 68].
Педагогическая ценность сказки как эффективного средства познавательного развития дошкольника заключается в возможности формирования у детей знаний, в том числе, экономической направленности, в доступной и занимательной форме. Дети любят слушать сказки, и традиционные народные, и авторские, и придуманные воспитателем с заранее определенной целью. К слову, любую знакомую сказку можно видоизменить, ввести экономические ситуации: купля-продажа, оплата труда, денежный заем, рассрочка и др. Развлечения, драматизации экономических сказок, вечера досуга, конкурсы, праздники, викторины носят, как правило, обобщающий характер и используются для закрепления и систематизации знаний, развития экономического мышления.
Так, например, можно уделить внимание непрерывной образовательной деятельности «Путешествие в прошлое денег», которая будет направлена непосредственно на формирование знаний дошкольников о таких фундаментальных и неотъемлемых понятиях, как «деньги», «товарные деньги», «бартерный обмен». Методика может включать в себя вопросы, интересные проблемные ситуации [2, c. 39].
Вначале детям можно задать следующие вопросы: как люди покупали до того, как появились деньги? Как выглядели самые первые деньги? Как они назывались?
После ответов детей логично рассказать детально детям о товарных деньгах, притом показывая предметы, которые могут использоваться как аналог денег (для демонстрации подойдут, например, ракушки, соль в баночке, кусочки меха, бусы) [1, c. 120].
Познакомить с понятием «бартерный обмен» можно, рассмотрев нижеуказанные вопросы:
— Зачем людям нужны деньги? Можно ли что-либо приобрести без денег? Каким образом? Можно ли купить без денег? Можно ли обменять без денег? Обмен — это купля или продажа? Чем были неудобны или непрактичны товарные деньги? Что пришло на смену товарным деньгам?
Для закрепления знаний о купюрах разного достоинства детям дошкольного возраста можно предложить игру «Разменяй», связанную с развитием представлений о составе числа. «Я прошу кассира разменять мне 10 рублей. Как может разменять кассир эту купюру?». Перед детьми можно положить монетки, которыми они должны были бы разменять одну купюру в десять рублей. Самый легкий вариант, до которого дети, скорее всего, дойдут быстрее всего, это размен на 5 и 5 рублей, потом десять монет по 1 рублю. Отсюда стоит указать на вывод, что чем меньше достоинство монеты, тем большее количество монет необходимо [2, c. 40].
В целом, справедлив вывод о том, что экономическое воспитание имеет прикладной характер, и в связи с этим приемы и методы осуществления такого воспитания видится важным вычленять из некоего общего арсенала педагогических методов, средств и приемов. По всей видимости, они должны носить характер «погружения» [5, c. 55].
Таким образом, значимо побуждение к дискуссии и высказыванию своей позиции по затронутому на конкретном занятии вопросу. Необходимо грамотное подведение итогов воспитателем с оценкой правильности и ошибочности высказываний и суждений дошкольников. Результаты экономического воспитания, как стоит предположить, проявляются в осознанном отношении детей к собственному труду и плодам своего труда, становится более значимым и уважаемым труд родителей и других людей. Эффективность такого воспитания проявляется и в поведении при решении проблемных вопросов, связанных с расходованием всех ресурсов: денежных, одежды и обуви, электроэнергии и воды, пищи. Уделяется больше внимания времени и здоровью, своему и всех членов семьи, воспитателей, состоянию имущества детского сада. Нельзя не отметить и верный выбор ситуации, связанной с экономической деятельностью, выработку чувства нужности и полезности наравне со старшими, а также стремление к повышению доходов семьи и сохранению текущих средств.
Литература:
- Кривовицына, М. М. Формирование экономического воспитания дошкольников посредством игры / М. М. Кривовицына. — Череповец: Череповецкий государственный университет, 2016. — 122 с.
- Сидякина, Е. А. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о деньгах как экономической категории / Е. А. Сидякина. — Тольятти: НаукаПолис, 2017. — 41 с.
- Субанов, Т. Т. Особенности требований к вопросу по экономическому воспитанию дошкольников при подготовке педагогов в вузах / Т. Т. Субанов. — Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2017. — 69 с.
- Ханова, Т. Г. Экономическое воспитание в дошкольном возрасте / Т. Г. Ханова. — Воронеж: Экологическая помощь, 2018. — 31 с.
- Шатуева, З. Т. Организация экономического воспитания дошкольников / З. Т. Шатуева. — М.: Спутник-Плюс, 2014. — 55 с.