Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности (игры и занятия с детьми 3-4 лет из опыта работы воспитателей) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Волынина, О. В. Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности (игры и занятия с детьми 3-4 лет из опыта работы воспитателей) / О. В. Волынина, Л. Л. Онькина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46.2 (232.2). — С. 30-40. — URL: https://moluch.ru/archive/232/54079/ (дата обращения: 22.12.2024).



Художественно-эстетическое развитие имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически и художественно развивается. В данной статье рассматривается опыт работы воспитателей по приобщению детей младшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности посредством игр и занятий (НОД по аппликации «Тарелка с фруктами», НОД по рисованию «Гриб, грибок», НОД по лепке «Морковка для зайчонка», НОД по коллективному рисованию «Осенний букет в вазе»). Также статья описывает процесс приобщения детей младшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности, который начинается с постановки задачи исследования и описания средства для проведения исследования, а также раскрывается вопрос о теоретико-методологических основах исследования. Далее в статье описывается методика эксперимента («Три грани художественно-эстетического развития детей», авторы Т.Г. Казакова, И.А. Лыкова), проводится исследование начального уровня художественно-эстетического развития дошкольников. Затем рассматривается опыт применения игр и занятий, направленных на приобщения детей младшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности и делается вывод об эффективности проведенных игр и занятий с детьми 3-4 лет.

Современное художественно-эстетическое развитие младших дошкольников в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку, формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении [21, с. 1]. Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [11, с. 35].

Проблема приобщения детей младшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности приобретает особое звучание в русле культурно-исторического и деятельностного подходов к психическому развитию ребёнка как итог его художественно-эстетического самоопределения в мире культуры [8, с. 24].

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности является приоритетным направлением педагогической теории и практики дошкольного образования, так как именно в этом возрасте формируются интересы, мотивации и потребности в творческом самовыражении [13, с. 41]. Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности позволяет осуществлять целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности, в том числе: развитие способности художественного видения мира, приобщение к миру искусства, развитие художественно-творческих способностей [16, с. 53].

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности эффективнее проходит в изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность в ДОО относится к области «Художественно-эстетическое развитие», которая включает: опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях; опыт художественно-творческой деятельности [2, с. 7]. Содержание художественно-эстетического развития дошкольников включает в себя изобразительную деятельность: рисование, лепку, аппликацию и художественное конструирование [7, с. 8]. В процессе изобразительной деятельности у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности [10, с. 15]. Познавая красоту окружающего мира (природа, люди, произведений искусства как классического, так и народного), младший дошкольник испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг [20, с. 15].

В связи с вышеизложенным темой нашего исследования является: «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности (игры и занятия с детьми 3-4 лет из опыта работы воспитателей)».

Задачи исследования:

- проанализировать понятие, цель и задачи художественно–эстетического развития;

- выявить уровни художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста;

- организовать процесс приобщения детей младшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности.

Объект исследования: воспитательно-образовательный процесс в дошкольной образовательной организации.

Предмет исследования: процесс приобщения детей младшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности.

Цель исследования: определить особенности процесса приобщения детей младшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности.

Средства для проведения исследования:

- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, систематизация, классификация, обобщение, сравнение;

- эмпирические: тестирование, беседа, метод формирующих воздействий, качественный и количественный анализ полученных данных.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

- психолого-педагогическая теория о развитии детей дошкольного возраста (А.А. Реан [18, с. 85] и др.);

- психолого-педагогические теории о развитии художественно-творческих способностей (Е.Ю. Волчегорская [5, с. 33], Т.С. Комарова [14, с. 18], И.А. Лыкова [17, с. 8], и др.),

- идеи художественно-эстетического воспитания детей (А.А. Адаскина [1, с. 25], С.Ю. Бубнова [3, с. 46], и др.);

- теория использования изобразительной деятельность при обучении дошкольников Т. С. Комаровой [14, с. 19], С.С. Дарушина [9, с. 51], и др.;

– идеи приобщения детей младшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности В.И. Волынкина [6, с. 42], Т. Г. Казаковой [12, с. 28], и др.

Художественно–эстетическое развитие – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее (А. П. Усова) [19, с. 55].

Цель художественно-эстетического развития дошкольников по ФГОС ДО — формирование у них эстетического идеала и художественного вкуса, а также способности к творчеству [21, с. 1].

Задачи художественно-эстетического развития по ФГОС ДО:

1. Приобретение теоретических знаний: развитие эстетического восприятия объектов окружающего мира и художественных образов; развитие интереса к мировой художественной культуре; формирование потребности в красоте; воспитание эстетического вкуса и чувства гармонии.

2. Формирование практических умений: развитие творческих способностей; формирование положительной мотивации к продуктивному творчеству; побуждение к самостоятельному экспериментированию с материалами и инструментами для создания художественных образов [21, с. 1].

Художественно-эстетическое развитие имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни; помимо формирования художественно-эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно – эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие [22, с. 49]. Оно способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности [4, с. 46]. Художественно-эстетическое развитие дошкольников направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку, формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении [15, с. 37].

С целью выявления художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста было проведено исследование на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 8 Матрешка» г. Волжского Волгоградской области». В исследовании участвовали воспитанники младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет, в количестве 26 человек.

Исследование состояло из трех этапов: первый этап – констатирующий; второй этап – формирующий; третий этап – контрольный.

Первый этап – констатирующий, заключающийся в выявлении уровней художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста.

На констатирующем этапе мы провели методику «Три грани художественно-эстетического развития детей», авторы Т.Г. Казакова, И.А. Лыкова).

Цель: выявить уровень художественно-эстетического развития у дошкольников. Педагог наблюдает за детьми в ходе различных видах художественно-эстетической деятельности и занятий художественно-эстетической направленности. Критерии оценивания художественно-эстетического развития у дошкольников (каждый критерий оценивается от 1 до 3 баллов: высокий уровень – 3 балла; средний уровень – 2 балла; низкий уровень – 1 балл): 1.Художественное осознание произведения искусства. 2. Чувственное эстетическое восприятие красоты. 3. Эстетический вкус. 4. Эстетическое восприятие произведений искусства. 5. Эстетическое восприятие художественный образ языком искусства. После проведенного наблюдения за детьми проводится подсчет полученных баллов и выявляется уровень художественно-эстетического развития у дошкольников.

Исследование по методике «Три грани художественно-эстетического развития детей», авторы Т.Г. Казакова, И.А. Лыкова, показало следующие результаты (рисунок 1).

Рис. 1 – Уровень художественно-эстетического развития у дошкольников по методике «Три грани художественно-эстетического развития детей», авторы Т.Г. Казакова, И.А. Лыкова, на констатирующем этапе.

На конституирующем этапе были получены следующие результаты

Высокий уровень художественно-эстетического развития наблюдается у 3 дошкольников, что составило 12 %. Для них характерно следующее: дети умеют дать правильную оценку; могут описать произведение; имеют глубокое чувственное эстетическое восприятие красоты, так как искренне отражает действительную реальность; понимают естественную природную красоту и восхищается ей, глубоко осознают необходимость труда, знают о гармоничном оформлении быта и умеют красиво одеваться; приучены к чистоте, гигиене, красоте; проявляют имеющийся интерес к рассматриванию доступных иллюстраций и картинок, некоторых картин художников, на которых изображены дети, животные, растения; комментируют увиденное, сопровождает мимикой, пение сопоставляют с увиденным в реальной жизни; эмоционально откликаются на музыку, ярко реагируют на контрастные по настроению музыкальные мелодии, с удовольствием слушают классическую музыку; с удовольствием слушают и эмоционально воспринимают детские произведения, узнают их, комментируют, высказывают свое отношение; чувствуют и восстанавливают интонационно и с помощью движений ритма музыки и поэзии; эмоционально и ассоциировано воспринимают кукольные спектакли в театре; проявляют активный интерес к различных художественных образов; легко соотносят форму, размер, цвет, фактуру реальных и изображенных предметов окружающей среды; охотно и верно воспроизводят ритм и интонации мелодии пением и танцевальными движениями, импровизируют под музыкальное сопровождение, стремятся играть на музыкальных инструментах, имитируют эту игру; понимают характер воспроизведенных в театральном зрелище образов; адекватно реагируют на слова, паузы, тональность, высоту и тембр голоса, которые использует взрослый во время чтения; наблюдение за произведениями искусства побуждают к созданию собственных сказок, стихов, рисунков, театрализованных действий.

Средний уровень художественно-эстетического развития наблюдается у 7 дошкольников, что составило 26%. Для них характерно следующее: дети затрудняются с оценкой произведения, но правильно определяют цвета; не всегда имеют чувственное эстетическое восприятие красоты, так как стараются показать вид, что воспринимают красоту; понимают и восхищаются естественной природной красотой, знают о гармоничном оформлении быта; приучены к чистоте, гигиене; проявляют интерес к ярким книжным иллюстрациям, картинкам, комментируют увиденное; различают мелодии и стихи с настроением и ритмом; с удовольствием слушают детские сказки, произведения, песни, посещают кукольные спектакли; способны соотнести большинство качеств реальных и изображенных предметов; могут воспроизвести ритм и интонации мелодии посредством движений и пения; различают характер большинства образов воспроизведенных художественными средствами; адекватно реагируют на средства воспроизведения взрослым художественных образов.

Низкий уровень художественно-эстетического развития наблюдается у 16 дошкольников, что составило 62%. Для них характерно следующее: дети не могут дать оценку самостоятельно; с трудом определяют цвета; не имеют чувственного эстетического восприятия красоты; не имеют эстетического вкуса; не понимают естественную природную красоту и не восхищается ей, не знают о гармоничном оформлении быта; не приучены к чистоте, гигиене; не проявляют интереса к книгам, даже к иллюстрациям в них; интерес к кукольным спектаклям краткосрочный, или вообще отсутствует восприятие событий; мало чувствительны к настроению и характеру музыки и стихов; не соотносят образы и их качества в художественных средствах и реальной жизни; неадекватно реагируют на слова, паузы, тональность, высоту и тембр голоса, которые использует взрослый во время чтения; затрудняются воспроизвести ритм и интонации мелодии посредством движений и пения.

Таким образом, по методике «Три грани художественно-эстетического развития детей» авторы Т.Г. Казакова, И.А. Лыкова, общий уровень художественно-эстетического развития у дошкольников – низкий.

Таким образом, дети на констатирующем этапе исследования имеют низкий уровень художественно-эстетического развития и поэтому нуждаются в организации процесса приобщения детей младшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности (игры и занятия с детьми 3-4 лет).

На формирующем этапе мы провели работу по приобщению детей младшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности в виде игр и занятий.

Для приобщения детей младшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности были проведены следующие игры:

1. Игра «Красиво – некрасиво». Цель: учить выявлять нарушения в композиции рисунка, его цветовой гамме, формировать эстетический вкус. Детям предлагаются разные картинки. Они должны определить, в какой цветовой гамме выполнен каждый рисунок, а затем найти и назвать предмет, который разукрашен в неподходящий цвет и нарушает общую композицию.

- Ребята, посмотрите на рисунок. Что вы здесь видите?

- Какой цвет преобладает? Какие цвета похожи на него?

- Какой предмет выделяется по цвету, кажется здесь лишним?

2. Игра «Распиши платок для мамы». Цель: Закрепить знания детей о русской шали. Развивать у детей эстетический вкус, учить составлять простейшие узоры из различных декоративных элементов (цветов, листьев, бутонов, веточек и т.д.), умение подбирать цветовую гамму узора.

3. Игра «Собери матрёшку». Цель: Закреплять знания детей о народной игрушке – матрёшке; умение собирать матрёшку из частей по способу мозаики, художественно-этетическое развитие дошкольника. Выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

4. Игра «Дорисуй узор». Цель: игра направлена на развитие внимания и памяти детей, развитие чувства симметрии с последующим разрисовыванием. Ход игры: на листе бумаги нарисовано начало узору. Детям нужно продлить узор дальше и раскрасить.

5. Игра «Найди друзей среди красок». Цель: обнаружить уровень знаний детей в выборе краски, которая отвечает цвету предмета; выполнить рисунок в цвете, художественно-этетическое развитие дошкольника. Ход игры: на листах бумаги нарисованы силуэты предметов. Воспитатель дает задание найти среди предметов «друзей» желтой, зеленой, синей, красной красок. Дети находят предметы, которые отвечают определенному цвету, раскрашивают их.

6. Игра «Закончи картинку». Цель: обнаружить уровень формирования восприятия и определения предмета за его частями, уметь его дорисовать; развивать фантазию, воображение, художественно-этетическое развитие дошкольника. Ход игры: на картинках частично нарисованы предметы (зайка, елка.). Нужно узнать предмет, дорисовывать части, которых не хватает, и раскрасить.

7. Игра «Подготовим стол к празднику». Цель: развивать умение подбирать оттенки к основным цветам, составлять красивую цветовую гамму, художественно-этетическое развитие дошкольника. Ход игры: перед детьми лежат разного цвет (красного, желтого, синего, зелёного) вырезанные бумажные скатерти и по 4 – 5 оттенков предметов бумажной посуды каждого цвета. Задание заключается в том, чтобы подобрать к основному цвету его оттенки. Предметы посуды подбирать так, чтобы цвет гармонировал со скатертью.

7. Игра-упражнение «Цвета радуги». Цель: закреплять знания цветов; получать нужные цвета путем смешивания на палитре, художественно-этетическое развитие дошкольника. Оборудование: набор цветных кругов на каждого играющего. Ход игры. Воспитатель просит детей быть очень внимательными при чтении стихотворения Т. Белозерова «На радуге» отобрать из набора круги тех цветов, о которых будет идти речь.

Радуга семицветная

КРАСНЫМ полотнищем в небе заря.

Лучик ОРАНЖЕВЫЙ людям даря,

ЖЁЛТОЕ солнце утром встаёт.

Гимны ЗЕЛЁНЫЕ поле поёт.

Цвет ГОЛУБОЙ у планеты Земля.

СИНЕЕ небо глядится в моря,

Облачком машет и шлёт всем привет,

Ночью раскроет о звёздах секрет.

Ветер нагнал ФИОЛЕТОВЫХ туч,

Дождь заструился. А солнечный луч

В капли дождя заглянул озорно,

Стало от РАДУГИ яркой светло.

К моменту окончания чтения у каждого ребенка должен быть разложен весь «цветовой ряд» стихотворения. Затем получают эти цвета (кроме белого и желтого) смешивая краски на палитре.

8. Игра-загадка «Слушая звуки музыки». Игра предваряет беседу по картине И.И. Левитана «Золотая осень». Цель: знакомить с произведениями искусства; развивать образное воображение, художественно-этетическое развитие дошкольника. Оборудование: репродукции пейзажей разных времен года (И.И.Левитан «Золотая осень» и «Март», А.К.Саврасов «Грачи прилетели», И.И.Шишкин «На севере диком…» и «Рожь»; мелодии из цикла «Времена года» П.И.Чайковского.

Рис. 2 – Картина И.И.Левитана «Золотая осень»для беседы с детьми

Ход игры. На доску вывешиваются репродукции пейзажей. Воспитатель говорит, что художник с помощью красок, а композитор и музыкант с помощью звуков могут нарисовать одну и ту же картину, передавая одно и то же настроение. Детям предлагают послушать музыкальную характеристику одного из осенних месяцев («Октябрь», «Осенняя песнь») из цикла «Времена года» и определить, с какой из представленных картин созвучна по настроению эта музыка. После окончания мелодии, играющие высказывают свое мнение. Воспитатель говорит, что картину они определили верно, и «Осенняя песнь» П.И.Чайковского действительно созвучна картине И.И.Левитана «Золотая осень». После этого все репродукции убираются, а по картине И.И.Левитана проводится беседа.

9. Дидактическая игра «Собери букет». Цель: закреплять знания цветов; составление букета приятного для эстетического восприятия, художественно-этетическое развитие дошкольника.

Рис. 3 – Дидактический материал для игры «Собери букет»

10. Дидактическая игра «Собери гусеничку». Цель: закреплять знания цветов; составление букета приятного для эстетического восприятия, художественно-этетическое развитие дошкольника.

Рис. 4 – Дидактический материал для игры «Собери гусеничку»

11. Игра-домино «Городецкая и дымковская росписи». Цель: закреплять знания цветов; знакомство с городецкой и дымковской росписью, художественно-этетическое развитие дошкольника.

Рис. 5 – Дидактический материал для игры «Городецкая и дымковская росписи»

12. Дидактическая игра «Пазлы». Цель: закреплять знания цветов; знакомство с городецкой и дымковской росписью, художественно-этетическое развитие дошкольника.

Рис. 6 – Дидактический материал для игры «Пазлы»

Также для приобщения детей младшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности были проведены различные занятия:

1. НОД по аппликации «Тарелка с фруктами».

Цель: изготовление аппликации из цветной бумаги «Фрукты на тарелочке».

Задачи:

Обучающие: продолжать формировать понятия «фрукты»; создание аппликации для приятного для эстетического восприятия.

Развивающие: учить приёмам аккуратного наклеивания; развивать мышление; развивать глазомер; развивать чувство композиции, художественно-этетическое развитие дошкольника.

Воспитательные: воспитывать аккуратность.

Проводилась предварительная работа: рассматривание картин с изображением фруктом, наглядно-действенные занятия с муляжами фруктов.

Материалы к занятию: образец, сделанный воспитателем, муляжи фруктов и овощей, шаблоны фруктов и тарелки.

Рис. 7 – Результаты продуктивной деятельности детей младшего дошкольного возраста по аппликации «Тарелка с фруктами»

2. НОД по рисованию «Гриб, грибок».

Цель: знакомство с грибами, рисование гриба.

Задачи:

Обучающие: расширять знания детей о грибах (названии, месте произрастания, строении, учить различать съедобные и несъедобные; создание рисунка для приятного для эстетического восприятия.

Развивающие: учить приёмам аккуратного рисования; развивать мышление; развивать глазомер; развивать активный словарь детей (названия грибов); развивать чувство композиции, художественно-этетическое развитие дошкольника.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, бережное отношение природе, дружелюбие.

Проводилась предварительная работа: рассматривание картин с изображением грибов, наглядно-действенные занятия с муляжами грибов.

Материалы к занятию: образец, сделанный воспитателем, муляжи грибов, шаблоны гриба.

Рис. 8 – Результаты продуктивной деятельности детей младшего дошкольного возраста по аппликации «Гриб, грибок»

3. НОД по лепке «Морковка для зайчонка».

Цель: изготовление из пластилина «Морковки для зайчонка».

Задачи:

Обучающие: учить детей узнавать овощи в натуральном виде, называя их; учить детей раскатывать из пластилина колбаски, соединять пластилиновые детали путём придавливания; создание объекта из пластилина для приятного для эстетического восприятия.

Развивающие: учить приёмам аккуратного наклеивания; развивать мышление; развивать глазомер; развивать чувство композиции, художественно-этетическое развитие дошкольника.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, доброе, заботливое отношение к животным.

Проводилась предварительная работа: рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, дидактическая игра «Угости зайку», подвижная игра «Зайка беленький сидит», пальчиковая игра «Зайка».

Материалы к занятию: пластилин оранжевого цвета, разделённый на кусочки средней величины; пластилин зелёного цвета в брусках; дощечки на каждого ребёнка, салфетки; игрушка – зайчик; корзина.

Рис. 9 – Результаты продуктивной деятельности детей младшего дошкольного возраста по аппликации «Морковка для зайчонка»

4. НОД по коллективному рисованию «Осенний букет в вазе».

Цель: знакомство с грибами, рисование гриба.

Задачи:

Обучающие: расширять знания детей о деревьях и листьях на них; знакомство с сезонными изменениями в жизни деревьев осенью; создание рисунка для приятного для эстетического восприятия.

Развивающие: учить приёмам аккуратного рисования; развивать мышление; развивать глазомер; развивать активный словарь детей (названия деревьев); развивать чувство композиции, художественно-этетическое развитие дошкольника.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, бережное отношение природе, дружелюбие.

Проводилась предварительная работа: составление осеннего букета с детьми; подготовлено изображение вазы на листе (рисунок).

Материалы к занятию: лист белой бумаги, клеёнка на стол, небольшие тонкие листы бумаги для печати, листья разных деревьев, акварель, кисти, ваза с ветками, коричневые карандаши.

Рис. 10 – Результаты продуктивной деятельности детей младшего дошкольного возраста по аппликации «Осенний букет в вазе»

На контрольном этапе мы провели повторное исследование по методике «Три грани художественно-эстетического развития детей», авторы Т.Г. Казакова, И.А. Лыкова для выявления эффективности предложенных игр и занятий, направленных на приобщения детей младшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности.

Исследование по методике «Три грани художественно-эстетического развития детей», авторы Т.Г. Казакова, И.А. Лыкова, показало следующие результаты (рисунок 5).

Рис. 11 – Уровень художественно-эстетического развития у дошкольников по методике «Три грани художественно-эстетического развития детей», авторы Т.Г. Казакова, И.А. Лыкова (констатирующий и контрольный этапы)

Таким образом, по методике «Три грани художественно-эстетического развития детей», авторы Т.Г. Казакова, И.А. Лыкова общий уровень художественно-эстетического развития у дошкольников – средний. Результаты по методике изменились следующим образом: низкий уровень снизился на 43% (с 62% на констатирующем этапе до 19% на контрольном этапе); средний уровень увеличился на 24% (с 26% на констатирующем этапе до 50% на контрольном этапе); высокий уровень увеличился на 19% (с 12% на констатирующем этапе до 31% на контрольном этапе).

Выводы.

Таким образом, художественно-эстетическое развитие дошкольников направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку, формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. В проведенном исследовании было выявлено, что дети младшего дошкольного возраста имеют низкий уровень художественно-эстетического развития. Для приобщения детей младшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности были проведены следующий игры: игра «Красиво – некрасиво»; игра «Распиши платок для мамы»; игра «Собери матрёшку»; игра «Дорисуй узор»; игра «Найди друзей среди красок»; игра «Закончи картинку»; игра «Подготовим стол к празднику»; игра-упражнение «Цвета радуги»; игра-загадка «Слушая звуки музыки»; дидактическая игра «Собери букет»; дидактическая игра «Собери гусеничку»; игра-домино «Городецкая и дымковская росписи»; дидактическая игра «Пазлы». Также были проведены занятия, направленные на художественно–эстетического развития детей младшего дошкольного возраста НОД по аппликации «Тарелка с фруктами», НОД по рисованию «Гриб, грибок», НОД по лепке «Морковка для зайчонка», НОД по коллективному рисованию «Осенний букет в вазе». Повторное исследование по методике «Три грани художественно-эстетического развития детей», авторы Т.Г. Казакова, И.А. Лыкова для выявления эффективности предложенных игр и занятий, направленных на приобщения детей младшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности показало, что общий уровень художественно-эстетического развития у дошкольников – средний, то есть результаты художественно-эстетического развития у дошкольников повысились. Следовательно, предложенные нами игры и занятия, дали положительные результаты.

Литература:

  1. Адаскина, А.А. Творческое и эстетическое воспитание дошкольников [Текст] / А.А. Адаскина – М.: МОЗАИКА– СИНТЕЗ, 2014.– 278 с.
  2. Бальсевич, В.К. Особенности художественно–творческого развития детей дошкольного возраста [Текст] / В.К. Бальсевич – М.: Академия, 2014. – 318 с.
  3. Бубнова, С.Ю. Особенности художественно–творческого развития детей дошкольного возраста [Текст] / С.Ю. Бубнова – М.: Мозаика–Синтез, 2014. – 415 с.
  4. Ванин, А.И. Художественно–эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие [Текст] / А.И. Ванин.– М.: Центр, 2014.– 369с.
  5. Волчегорская, Е.Ю. Особенности художественно–творческого развития детей дошкольного возраста [Текст] /Е.Ю. Волчегорская – М.: Карапуз–дидактика, 2014. – 285 с.
  6. Волынкин, В.И. Художественно–эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие [Текст] / В.И. Волынкин. – Ростов н/ Д: Феникс, 2007.– 441с.
  7. Грибанова, М.В. Особенности художественно–эстетического развития детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М. В. Грибанова – М.: Мозаика–Синтез, 2014. – 291 с.
  8. Давидчук, А.Н. Художественно–эстетическое воспитание и развитие дошкольников. Индивидуально–ориентированное обучение детей. [Текст] / А.Н. Давидчук – М.: Мозаика–Синтез, 2014. – 355 с.
  9. Дарушин, С. С. Художественно–эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие [Текст] / С.С. Дарушин – М.: Академия, 2014.– 408 с.
  10. Дубровская, Е.А. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Дубровская, С.А. Козлова. – М.: Академия, 2014. – 237 с.
  11. Зубарева, М.Н. Художественно–эстетическое воспитание и развитие дошкольников [Текст] / М. Н. Зубарева – М.: Академия, 2014. – 355 с.
  12. Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Карапуз–дидактика, 2013. – 111 с.
  13. Карпова, И.А. Особенности художественно–творческого развития детей дошкольного возраста [Текст] / И. А. Карпова // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт–Петербург, январь 2014 г.). – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 40–42.
  14. Комарова, Т.С., Зацепина, М.Б. Интеграция в системе воспитательно–образовательной работы детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина. – М.: МОЗАИКА–СИНТЕЗ, 2010.– 144с.
  15. Комахина, А.И. Консультирование в процессе художественно–эстетического развития дошкольников [Текст] /А.И. Комахина. – М.: МОЗАИКА–СИНТЕЗ, 2014.– 254 с.
  16. Кондрашева, Ю.В. Художественно–эстетическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Ю. В. Кондрашева, Э. В. Прудских // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 52–54.
  17. Лыкова, И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет «Цветные ладошки»: учебно–методическое пособие [Текст] / И.А. Лыкова. – М.: Карапуз–дидактика, 2013. – 266 с.
  18. Реан, А.А. Психология и педагогика. [Текст] / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум – СПб.: Питер, 2006. – 377 с.
  19. Усова, А. П. Художественно–эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие [Текст] / А. П. Усова – М.: Экта, 2014.– 274 с.
  20. Фалинов, М. А. Художественно–эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие [Текст] / М.А. Фалинов – М.: Академия, 2014. – 399 с.
  21. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_118580/, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения 25.10.2018).
  22. Шумнов, И. А. Художественно–эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие [Текст] / И.А. Шумнов – М.: Экта, 2014. – 384 с.
Основные термины (генерируются автоматически): младший дошкольный возраст, художественно-эстетическая деятельность, художественно-эстетическое развитие, развитие дошкольника, приобщение детей, эстетическое восприятие, игра, ребенок, констатирующий этап, ход игры.


Похожие статьи

Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у дошкольников в процессе реализации технологии А. И. Савенкова «Маленький исследователь»

В статье говорится об актуальности формирования исследовательского поведения дошкольника в рамках формирования предпосылок естественно-научной грамотности. Раскрыто значение исследовательской деятельности для формирования у детей любознательности, ин...

Игрушка как фактор развития ребёнка-дошкольника

В данной статье рассматривается проблема многообразия игрового материала на современном рынке; умение родителей и педагогов выбрать игру (игровой материал), позволяющий развивать ребёнка. Автор сравнивает игровой материал двадцатого века и двадцать п...

Методы изобразительного искусства для детей с особыми образовательными возможностями

С каждым годом в общеобразовательных школах увеличивается количество учащихся с особыми образовательными возможностями (ОВЗ), но, в силу своего образования не каждый педагог знает, как адаптировать традиционную школьную программу под учащегося с особ...

Эффективные формы и методы работы по развитию интереса к художественной литературе у детей среднего дошкольного возраста

В начале XXI века многочисленные проблемы модернизации общества сказались на возможностях доступа к культуре и образованию, что отразилось как на чтении взрос-лых, так и на детском чтении. Исследователи отмечают проявление следующих негативных тенден...

Развитие воображения и творческого мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством эмоционального переживания ими художественных образов, созданных мастерами мирового изобразительного искусства

В современной системе образования появилась необходимость подведения научной базы к психологическому сопровождению развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также к использованию современных развивающих педагогических средств на зан...

Самостоятельная работа как средство формирования творческой, всесторонне развитой личности школьников, развития их познавательной активности и самостоятельности

Статья раскрывает содержание понятия «самостоятельная работа», виды самостоятельных работ и целесообразность их использования на уроках математики. В статье говорится о том, что бурный рост научной информации, становление науки потребовали некоторой ...

Использование нетрадиционной техники рисования в младшем дошкольном возрасте

Формирование творческой личности — одна из самых важных задач в современном мире. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как утверждают многие педагоги — все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти...

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня речевого развития

Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одинаковое внимание должно уделятьс...

Организация познавательной деятельности дошкольников в условиях цифровой образовательной среды детского сада

В статье представлена актуальная проблема познавательного развития детей в детском саду — организация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях цифровой образовательной среды. Поставлена цель — обосновать возможность ...

Исследование уровня сформированности познавательного интереса у современных младших школьников

Статья посвящена исследованию актуального уровня сформированности познавательного интереса у современных младших школьников, в котором приняли участие обучающиеся 2-х классов (всего 60 детей): 30 учеников — контрольный класс, 30 учеников — эксперимен...

Похожие статьи

Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у дошкольников в процессе реализации технологии А. И. Савенкова «Маленький исследователь»

В статье говорится об актуальности формирования исследовательского поведения дошкольника в рамках формирования предпосылок естественно-научной грамотности. Раскрыто значение исследовательской деятельности для формирования у детей любознательности, ин...

Игрушка как фактор развития ребёнка-дошкольника

В данной статье рассматривается проблема многообразия игрового материала на современном рынке; умение родителей и педагогов выбрать игру (игровой материал), позволяющий развивать ребёнка. Автор сравнивает игровой материал двадцатого века и двадцать п...

Методы изобразительного искусства для детей с особыми образовательными возможностями

С каждым годом в общеобразовательных школах увеличивается количество учащихся с особыми образовательными возможностями (ОВЗ), но, в силу своего образования не каждый педагог знает, как адаптировать традиционную школьную программу под учащегося с особ...

Эффективные формы и методы работы по развитию интереса к художественной литературе у детей среднего дошкольного возраста

В начале XXI века многочисленные проблемы модернизации общества сказались на возможностях доступа к культуре и образованию, что отразилось как на чтении взрос-лых, так и на детском чтении. Исследователи отмечают проявление следующих негативных тенден...

Развитие воображения и творческого мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством эмоционального переживания ими художественных образов, созданных мастерами мирового изобразительного искусства

В современной системе образования появилась необходимость подведения научной базы к психологическому сопровождению развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также к использованию современных развивающих педагогических средств на зан...

Самостоятельная работа как средство формирования творческой, всесторонне развитой личности школьников, развития их познавательной активности и самостоятельности

Статья раскрывает содержание понятия «самостоятельная работа», виды самостоятельных работ и целесообразность их использования на уроках математики. В статье говорится о том, что бурный рост научной информации, становление науки потребовали некоторой ...

Использование нетрадиционной техники рисования в младшем дошкольном возрасте

Формирование творческой личности — одна из самых важных задач в современном мире. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как утверждают многие педагоги — все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти...

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня речевого развития

Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одинаковое внимание должно уделятьс...

Организация познавательной деятельности дошкольников в условиях цифровой образовательной среды детского сада

В статье представлена актуальная проблема познавательного развития детей в детском саду — организация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях цифровой образовательной среды. Поставлена цель — обосновать возможность ...

Исследование уровня сформированности познавательного интереса у современных младших школьников

Статья посвящена исследованию актуального уровня сформированности познавательного интереса у современных младших школьников, в котором приняли участие обучающиеся 2-х классов (всего 60 детей): 30 учеников — контрольный класс, 30 учеников — эксперимен...

Задать вопрос