В статье представлены результаты исследования педагогических условий для художественно-эстетического развития учеников начальной школы.
Ключевые слова: начальная школа, учебная деятельность, художественно-эстетическое развитие.
The article presents the results of the research of artistic development in primary school.
Key words: artistic development, primary school, training activities.
Начальной школе принадлежит важная роль в художественно-эстетическом развитии школьников. Она призвана вооружить их не только учебными знаниями, умениями и навыками, но и сформировать основы художественно-эстетической культуры, эстетического сознания, потребностей и предпочтений. На основе анализа нормативно-правовых документов, регламентирующих сферу начального образования в нашей стране, установлено, что задача художественно-эстетического развития детей является наиболее актуальной в массовой практике общественного воспитания. Содержание, цели такого развития обусловлены историческими и культурными особенностями общества, его актуальным состоянием, тенденциями общественного развития, глобальными мировыми процессами. В Программе развития воспитательной компоненты образовательной организации для учителя предусмотрен комплекс мер в сфере культуротворческого и эстетического воспитания: организация деятельности творческих объединений, проведение творческих конкурсов;
развитие эстетического воспитания;
создание условий для посещения экскурсий, организации встреч с известными людьми, приглашении гостей, которые могут поделиться с детьми своими навыками, умениями и опытом.
Обозначено особое направление: культуротворческое и эстетическое воспитание — формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;
формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;
формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;
формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры; формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей; формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.
Анализ научно-методической литературы по проблеме художественно-эстетического развития младших школьников позволил установить сущность художественно-эстетического развития. По мнению А. И. Герцена и Н. П. Огарева, художественно-эстетическое развитие — это процесс целенаправленного воздействия, который формирует способность воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.
По словам Т. С. Комаровой, художественно-эстетическое развитие способствует формированию эстетических вкусов и нравственных идеалов младших школьников. Показателем успешного художественно-эстетического развития младших школьников М. М. Рукавицин считал всесторонне развитую личность — то есть образованную, прогрессивную, обладающую умением трудиться и желанием творить. К средствам художественно-эстетического развития Б. Т. Лихачев относил создание определенного резерва элементарных эстетических знаний и впечатлений, необходимых для интереса к значимым предметам и явлениям в жизни детей. Н. И. Киященко и Г. С. Лабковская подтверждали тот факт, что педагог должен умело подбирать по соответствующим художественно-эстетическому развитию параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать представлениям о красоте не только в глазах учителя, но и детей, а также общества в целом.
Изучив особенности художественно-эстетического развития в младшем школьном возрасте, мы отмечаем, что существенные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Школа, а, вместе с ней, — учителя, являются неотъемлемой и важной частью художественно-эстетического развития, так как в этом возрасте ребенок видит в них авторитет. Так как формирующиеся художественно-эстетические идеалы в процессе своего развития могут претерпевать изменения, следует учитывать, что содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, отношениях между людьми должны быть устойчивыми на каждом этапе постепенного взросления младшего школьника. В младшем школьном возрасте сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, что существенно облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения.
Приступая к анализу педагогических условий развития и формирования эстетических качеств личности младшего школьника, мы организовали самостоятельное исследование, в котором изучили когнитивный, эмоционально-побудительный и деятельностно-поведенческий показатель уровня художественно-эстетического развития учащихся начальных классов.
Исследование показало, что при первом измерении уровня художественно-эстетического развития в классе показатели эмоционально-побудительного компонента были выражены лучше, чем когнитивный и деятельностно-поведенческий. Эмоциональная восприимчивость свойственна детям младшего школьного возраста, что дает нам высокую оценку эмоционально-побудительного компонента, в то время, как критерии когнитивной компоненты художественно-эстетического развития могут быть низкими в связи с недавним приходом детей в школу, а также началом их знакомства с предметом (рис. 1).
Рис. 1.
Путем разработки и апробации комплекса методов и средств, среди которых — беседа, наблюдение, анализ данных независимой экспертной оценки, а также организация дополнительных мероприятий, включенных в учебный процесс, нам удалось повысить показатели художественно-эстетического развития младших школьников.
Исследование показало, что познавательный интерес к литературному чтению школьников возрос, а наличие интереса — это первое из условий успешного воспитания (табл.№ 2). Кроме самих произведений литературного чтения, стремление создавать и наблюдать красоту вокруг себя обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то литературное или художественное произведение. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования развитой в художественно-эстетическом направлении личности.
Действительно, намеченный план мероприятий, используемый в нашем учебно-воспитательном процессе, оказался эффективным средством художественно-эстетического развития младших школьников.
Таким образом, средства и формы художественно-эстетического развития оказались весьма разнообразными, начиная от навыка чтения и заканчивая созданием собственной книги. Искусство слова и его красота являются наиболее ярким показателем развития младшего школьника, и поэтому играет ведущую роль в художественно-эстетическом развитии.
Рис. 2.
Таким образом, мы подтвердили свою гипотезу о том, что художественно-эстетическое развитие младших будет эффективно, если:
‒ определены приоритетные направления реализации художественно-эстетического развития младших школьников путем общения детей с произведениями литературного чтения;
‒ использование дидактических средств будут соответствовать возрасту и этапам формирования эстетической культуры младших школьников;
‒ организована творческая деятельность на уроках литературного чтения, ориентированная на овладение эстетическими знаниями, навыками культурного поведения, общения и взаимодействия друг с другом.
Хотелось бы отметить, что для обеспечения художественно-эстетического развития мы познакомили детей с элементарными эстетическими понятиями, на которые они могли опереться в дальнейшем при формировании собственной эстетической оценки значимых предметов и явлений. Более того, мы были заинтересованы в получении детьми знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей, и поэтому в течение всего учебного процесса проводили и посещали уроки по другим предметам.
Для использования дидактических средств, соответствующих возрасту и этапам формирования эстетической культуры младших школьников, нам помогла имеющаяся рабочая программа к урокам литературного чтения УМК «Перспектива». Более того, для постепенного повышения уровня художественно-эстетического развития нами были отобраны произведения разного жанра. Это помогало детям в формировании умения мыслить аналитически, а не поверхностно. При знакомстве с «прекрасным» на уроках, мы научили детей любоваться красотой слов, умением авторов излагать мысли в стихотворной форме, а также анализировать и рассуждать о смысле прочитанной в учебнике пословицы или поговорки и подводить итоги о прочитанном.
Творческая деятельность, направленная на овладение эстетическими знаниями, навыками культурного поведения, общения и взаимодействия друг с другом была организована путем проведения вышеуказанных мероприятий, а также непосредственного включения творческого труда на уроках.
Поставленная перед нами цель, заключавшаяся в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке комплекса педагогических условий и средств, направленных на успешное художественно-эстетическое развитие младших школьников, достигнута. Педагогическими условиями выступили: проведение диагностики класса методами наблюдения и беседы, составление экспертной оценки, измерение уровня художественно-эстетического развития 1 «М» класса в начале и конце нашего исследования. А средствами, направленными на художественно-эстетическое развитие, стали проведенные нами уроки литературного чтения, а также запланированные мероприятия, подробно описанные во второй главе нашего исследования.
Подтвержденная гипотеза и достигнутая цель способствовали решению основных задач, а именно:
1) нами был выполнен анализ литературы по проблеме художественно-эстетического воспитания;
2) мы изучили особенности художественно-эстетического воспитания в младшем школьном возрасте;
3) провели анализ педагогических условий развития и формирования эстетических качеств личности младшего школьника на уроках.
Таким образом, нашу работу можно считать успешно организованной и завершенной, а результаты эксперимента — грамотно сформулированными.
Литература:
- Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова. Литературное чтение: самое великое чудо на свете. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с.
- Лабковская Г. С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. — М.: Просвещение, 1983 (304 тр
- Лихачев Б. Т. Педагогика, курс лекций. — М.: Юрайт, 2000. — 607 с.
- Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1985.
- Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. — М.: Российская академия наук, 1999.
- Печко Л. П. Эстетическая культура и воспитание человека. — М., 1991.
- Шацкая В. Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. — М.: Советская педагогика, 1976.
- Шевченко М. Н. Литературная игра как средство привлечения к чтению учеников младшего и среднего возраста общеобразовательной школы // Школьная б-ка. — 2011. — № 5. — 243 c.