В статье рассматривается особенность эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у замещающих родителей. Описаны различные подходы к понятию эмоционального интеллекта. Рассмотрено эмоциональное выгорание у замещающих родителей, выделены основные проблемы замещающих родителей. Отмечено, что именно в семье ребенок получает первые жизненный опыт, делает наблюдения и учится как себя вести в тех или иных ситуациях. Также определено, что связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а также место воспитания в личности человека — все это и придает воспитанию каждого родителя индивидуальный характер.
В воспитании, так же, как и в любом другом виде деятельности, возможны и ошибки, и неудачи. Отношения с ребенком, так же, как и с любым человеком, индивидуальны и неповторимы. В каждой семье складывается своя индивидуальная система воспитания. Дети, находящиеся на попечении приемных родителей, подвергаются повышенному риску негативных последствий в развитии. Приемные семьи считаются средой заботы, которая позволяет детям процветать, несмотря на прошлый неблагоприятный опыт. Таким образом, воспитание в приемных семьях может способствовать устойчивости с помощью процессов ролевого моделирования и опыта позитивных, надежных и стабильных отношений.
Воспитание приемных детей является нелегким трудом, требующим больших эмоциональных и физических вложений. Наличие специфических особенностей у детей, несоответствие ожиданий реальности — это лишь некоторые факторы, которые создают высокое эмоциональное напряжение у приемных родителей, заставляют их порой трудиться из «последних сил» и прилагать большие усилия для поддержания комфортных отношений с приемными детьми.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональное выгорание, замещающие родители.
The article examines the peculiarity of emotional intelligence and emotional burnout in substitute parents. Various approaches to the concept of emotional intelligence are described. Emotional burnout in substitute parents is considered, the main problems of substitute parents are highlighted. It is noted that it is in the family that the child gets the first life experience, makes observations and learns how to behave in certain situations. It is also determined that the connection of education with other types of activities, the subordination of education to one or another motive, as well as the place of education in a person's personality — all this gives each parent's upbringing an individual character.
In education, as well as in any other kind of activity, mistakes and failures are possible. Relationships with a child, as well as with any person, are individual and unique. Each family has its own individual system of education. Children in the care of foster parents are at increased risk of negative consequences in development. Foster families are considered a caring environment that allows children to thrive despite past adverse experiences. Thus, foster care can contribute to sustainability through role modeling processes and the experience of positive, reliable and stable relationships.
Raising foster children is not an easy task that requires a lot of emotional and physical investment. The presence of specific features in children, the discrepancy between expectations of reality are just some of the factors that create high emotional stress among foster parents, sometimes make them work with the «last of their strength» and make great efforts to maintain a comfortable relationship with foster children.
Keywords: emotional intelligence, emotional burnout, substitute parents.
Введение
Воспитание приемного ребенка — непростая задача, требующая больших эмоциональных и физических затрат.
При наличии специфических особенностей детей различия между реалистичными ожиданиями являются лишь некоторыми из факторов, которые создают высокое эмоциональное давление между приемными родителями, иногда заставляя их работать «из последних сил» и прилагать большие усилия для того, чтобы эти характеристики приемных родителей обычно не исчезали бесследно, и может привести к развитию синдрома эмоционального выгорания, который не только истощает силы и ресурсы родителей, но и ставит под угрозу гармонию отношений с приемными детьми и даже ставит под угрозу будущее альтернативных семей.
Теоретические аспекты связи эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у замещающих родителей
Эмоциональный интеллект представляет собой навыки и способности человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач [2].
Эмоциональное выгорание понимается как один из защитных механизмов, выражающийся в определенном эмоциональном отношении специалистов к своей профессиональной деятельности.
Трудности, с которыми сталкиваются многие приемные родители, могут привести к эмоциональному выгоранию [4].
Данный период характеризуется в жизни родителей проявлением ценностных ориентаций в семейной жизни.
Общей проблемой для замещающих родителей является управление рискованным или опасным поведением, проявляемым молодежью [6].
Особенность детско-родительских отношений в замещающих семьях часто является еще одной искаженной причиной развития личности ребенка, которая тесно связана с самооценкой–застенчивостью. Это связано с отношением некоторых родителей к своим детям в зависимости от их способностей и уровня достижений. Дети в этих семьях не получают безусловной любви.
Чтобы его любили, ценили, ожидали, он должен доказать желаемое достижение.
Приемные родители часто не располагают достаточной информацией о наилучших методах, которые могут помочь им наилучшим образом воспитывать детей, находящихся на их попечении.
Таким образом, система замещающего воспитания в значительной степени зависит от врожденной компетентности и ресурсов приемных родителей.
Одной из важных проблем, связанных с опекой или воспитанием в приемных семьях, является привязанность приемных детей. Здесь вступает в игру эмоциональный интеллект [1].
От младенчества до зрелого возраста теория привязанности может быть использована для объяснения роли отношений в развитии личности, эмоциональный интеллект помогает замещающим родителям наладить отношения с детьми.
Привязанные дети часто используют своих опекунов в качестве прочной основы или защитного одеяла, чтобы они могли исследовать самостоятельно [3].
Дети, которые испытывают двойственную неуверенность в себе, будут стремиться к более постоянному взаимодействию со своими основными воспитателями.
С другой стороны, избегающие и неуверенные в себе дети скрывают свои страдания, когда их разлучают со своими воспитателями, но они также будут избегать этих воспитателей.
Связь с семьей по рождению имеет решающее значение для формирования идентичности.
На ребенка, находящегося в приемной семье, может повлиять его/ее личная идентичность и чувство принадлежности к семье или сообществу. В подростковом возрасте те, кто находится в системе приемной семьи, часто испытывают трудности с определением и раскрытием своей личности, что может повлиять на их развитие.
Результаты эмпирического исследования
В обследовании участвовали родители и приемные родители, проживающие на территории Москвы и Московской области.
Всего начало проходить опрос 313 человек. Завершили опрос 114 человек. Из завершивших опрос были исключены 3 женщины, не имеющие детей, т. к. условием работы было проведение обследования родителей и приемных родителей. Также из результатов опроса были исключены лица мужского пола. Фактор пола может влиять на показатели, но в настоящем исследовании количество испытуемых мужского пола недостаточно для статистического анализа. Таким образом, окончательная выборка содержит 93 обследуемых женского пола в возрасте от 26 лет.
Благодаря приведенной методике по выявлению эмоционального выгорания, можно определить отношение и психологическое состояние родителей.
Показатель «эмоционального выгорания» находится на низком уровне преимущественно у родителей от 20 до 30 лет. Показатель «деперсонализация» находится преимущественно на среднем уровне у родителей, возраст которых от 25 до 30 лет. Показатель «успешность» находится на низком уровне в основном у молодых родителей. Очень высокий уровень наблюдается у более старших.
Таким образом, можно увидеть, что уровень эмоционального выгорания не зависит от возраста.
Далее мы проанализировали результаты по диагностике эмоционального интеллекта.
Обработка результатов обследования проводилась в пакете SPSS версии 28.0.1.0.
Уровень значимости был принят на уровне 0,05.
Окончательная выборка была проверена на нормальность по критерию Колмогорова-Смирнова. Поскольку все показатели, за исключением Т1-ЭИ, не имеют нормального распределения, для дальнейшего анализа результатов используются непараметрические критерии.
Фактор возраста не оказывает влияния на результаты. Это согласуется с авторским анализом опросников.
Таблица 1
Матрица корреляции между изучаемыми показателями по всей выборке
Т1-ЭИ |
Т1-Деп |
Т1-РЛД |
Т2-МП |
Т2-МУ |
Т2-ВП |
Т2-ВУ |
Т2-ВЭ |
|||
Т1-Деп |
Коэффициент корреляции |
,439 |
||||||||
знач. (двухсторонняя) |
<,001 |
|||||||||
Т1-РЛД |
Коэффициент корреляции |
-,435 |
-,464 |
|||||||
знач. (двухсторонняя) |
<,001 |
<,001 |
||||||||
Т2-МП |
Коэффициент корреляции |
-,033 |
,063 |
,143 |
||||||
знач. (двухсторонняя) |
,753 |
,551 |
,171 |
|||||||
Т2-МУ |
Коэффициент корреляции |
,032 |
,158 |
-,001 |
-,102 |
|||||
знач. (двухсторонняя) |
,761 |
,131 |
,989 |
,333 |
||||||
Т2-ВП |
Коэффициент корреляции |
,023 |
,046 |
-,019 |
,168 |
-,017 |
||||
знач. (двухсторонняя) |
,826 |
,659 |
,857 |
,107 |
,868 |
|||||
Т2-ВУ |
Коэффициент корреляции |
-,082 |
,089 |
-,054 |
-,237 |
-,073 |
,219 |
|||
знач. (двухсторонняя) |
,437 |
,397 |
,611 |
,022 |
,485 |
,035 |
||||
Т2-ВЭ |
Коэффициент корреляции |
-,095 |
-,015 |
,083 |
,066 |
-,088 |
-,006 |
,002 |
||
знач. (двухсторонняя) |
,367 |
,887 |
,429 |
,530 |
,400 |
,956 |
,982 |
|||
Т3-НПУ |
Коэффициент корреляции |
,692 |
,373 |
-,620 |
,082 |
-,060 |
,164 |
,055 |
,076 |
|
знач. (двухсторонняя) |
<,001 |
<,001 |
<,001 |
,435 |
,567 |
,116 |
,598 |
,471 |
||
Статистически значимая корреляция наблюдается между субшкалами опросника «Эмоциональное выгорание» и «Оценка нервно-психической устойчивости». Для этих показателей были рассчитаны коэффициенты корреляции в зависимости от фактора наличия приемных детей. Результаты приведены в Таблице 2.
Таблица 2
Коэффициенты корреляции между субшкалами опросника «Эмоциональное выгорание» и «Оценка нервно-психической устойчивости» в зависимости от фактора наличия приемных детей
Приемные дети |
Т1-ЭИ |
Т1-Деп |
Т1-РЛД |
||
нет |
Т3-НПУ |
Коэффициент корреляции |
,677 |
,350 |
-,511 |
знач. (двухсторонняя) |
<,001 |
,011 |
<,001 |
||
N |
52 |
52 |
52 |
||
есть |
Т3-НПУ |
Коэффициент корреляции |
,724 |
,413 |
-,764 |
знач. (двухсторонняя) |
<,001 |
,007 |
<,001 |
||
N |
41 |
41 |
41 |
||
Фактор наличия приемных детей не оказывает влияния на результаты.
Заключение
Эмоциональный интеллект представляет собой навыки и способности человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Эмоциональное выгорание понимается как один из защитных механизмов, выражающийся в определенном эмоциональном отношении специалистов к своей профессиональной деятельности.
Трудности, с которыми сталкиваются многие приемные родители, могут привести к эмоциональному выгоранию. Данный период характеризуется в жизни родителей проявлением ценностных ориентаций в семейной жизни.
Общей проблемой для замещающих родителей является управление рискованным или опасным поведением, проявляемым молодежью.
На ребенка, находящегося в приемной семье, может повлиять его/ее личная идентичность и чувство принадлежности к семье или сообществу. В подростковом возрасте те, кто находится в системе приемной семьи, часто испытывают трудности с определением и раскрытием своей личности, что может повлиять на их развитие.
Корреляции между показателями опросника «Эмоциональный интеллект» и двумя другими не обнаружено. То есть наличие эмоционального выгорания не влияет на умение понимать, выражать или управлять своими или чужими эмоциями. Также это умение не влияет на нервно-психическую устойчивость.
Литература:
- Волошина, О. В. Воспитание ребенка в семье: современные подходы и традиционные ценности / О. В. Волошина. — Текст: непосредственный // Вестник Луганского национального университета имени Тараса Шевченко. — 2021. — № 8 (36). — С. 48–58.
- Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. — Санкт-Петербург: Питер, 2019. — 784 с.: ил.; 21 см. — (Серия: Психология для студентов). — 3000 экз. — ISBN 978–5-4461–1070–4. — Текст: непосредственный.
- Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология: учебник / Л. Ф. Обухова. — Москва: Российское педагогическое агенство, 2016. — 374 с.; 21 см. — (Серия: Основы наук). — Библиогр.: [20]. — 3000 экз. — ISBN 978–5-9692–0128–6. — Текст: непосредственный.
- Овчарова, Р. В. Психологическое сопровождение родительства / Р. В. Овчарова. — Москва: Издательство Института Психотерапии, 2018. — 319 с.; 21 см. — (Серия: Семейная психология). — Библиогр.: [21]. — 1000 экз. — ISBN 5–89939–101–4. — Текст: непосредственный.
- Полищук, О. Роль семьи в моральном воспитании детей / О. Полищук. — Текст: непосредственный // Инноватика у воспитателей: сб. науч. раб.; под общей редакцией О. Б. Петренко. — Ровно: РДГУ, 2021. — С. 232–237.
- Практическая психология образования: учебное пособие для студентов вузов / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Н. И. Гуткина, Л. Е. Данилова: под общей редакцией И. В. Дубровиной. — [4-е изд., испр. и доп.]. — Москва: Питер, 2018. — 592 с.: ил.; 21 см. — Библиогр.: [7]. — 1000 экз. — ISBN 5–94723–870–5. — Текст: непосредственный.
- Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учебное пособие для студентов высшых учебных заведений / Артамонова Е. И., Екжанова Е. В., Зырянова Е. В. [и др.]; под. ред. Е. Г. Силяевой; Московский государственный социальный университет. — Москва: Академия, 20182. — 192 с.; 20 см. — Библиогр.: [23]. — 6000 экз. — ISBN 5–7695–1745-Х. — Текст: непосредственный.
- Психолого-педагогические проблемы семейного воспитания: тезисы докладов и выступлений. В 4 частях. Часть 1; под редакцией Е. И. Серемяжко; Могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова. — Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2018. — 162 с.; 20 см. — Библиогр.: [24]. — 500 экз. — ISBN 1–2769–2478–3. — Текст: непосредственный.
- Ребрина, Д. О. Понятие семьи и ее роль в развитии ребенка / Д. О. Ребрина. — Текст: непосредственный // Интеграция мировых научных процессов как основа общественного прогресса: материалы V Международной научно-практической конференции / ОО «Институт инновационного образования»; Научно учебный центр прикладной информатики НАН Украины; под общей редакцией Е. А. Леоновой. — Киев: ОО «Институт инновационного образования», 2021. — С. 113–115.
- Семья и личность; под ред. Е. И. Сермяжко; Могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова. — Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2018. — 101 с.; 20 см. — 500 экз. — ISBN 5–2126–1729–2. — Текст: непосредственный.
- Соловьева, Е. А. Психология семьи и семейное воспитание: учебное пособие для вузов / Е. А. Соловьева. — Москва: Юрайт, 2022; Тюмень: Тюменский государственный университет. — 255 с. — (Серия: Высшее образование). — ISBN 978–5-534–01631–4 — Текст: электронный. — URL: https://urait.ru/bcode/492383 (дата обращения: 05.02.2022).