Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности общения младших школьников со сверстниками

Психология
31.10.2024
772
Поделиться
Библиографическое описание
Сергеева, И. О. Особенности общения младших школьников со сверстниками / И. О. Сергеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 44 (543). — С. 255-257. — URL: https://moluch.ru/archive/543/118789/.


Взаимодействие с окружением в младшем школьном возрасте играет ключевую роль в эмоциональном и социальном развитии детей. Отношения между учениками и учителями формируют основы социализации, а освоение учебной деятельности способствует развитию навыков общения. Первоклассники, погруженные в новый статус, часто уделяют меньше внимания одноклассникам, предпочитая взаимодействовать через учителя. Дружеские связи в этом возрасте зачастую зависят от внешних факторов, таких как соседство, и формируются на основе совместных игр. Важно, что успешные дружеские отношения требуют от детей доброты, внимательности и честности. Общение со сверстниками становится основой для формирования личности, закладывая навыки межличностного общения и нравственного поведения, способствуя развитию социальной сети. Дети с заниженной самооценкой могут испытывать трудности в установлении связей, что подчеркивает важность позитивных межличностных взаимодействий.

Ключевые слова: младший школьный возраст, социализация, межличностные отношения, дружба, самооценка, эмоциональное развитие, групповая динамика.

С самого начала школьной жизни ребенок вступает в контакт с различными людьми, что оказывает влияние на его эмоциональное состояние и социальные убеждения. Отношения между учениками и учителями в школе формируют скрытую программу социализации, которая способствует развитию самопонимания и понимания других. Важным моментом становится освоение учебной деятельности и приобретение необходимых навыков. Младший школьный возраст характеризуется особыми закономерностями взаимодействия и развития межличностных отношений.

В период адаптации к школе общение с одноклассниками, как правило, отступает у первоклассников на второй план перед обилием новых школьных впечатлений. Дети настолько поглощены своим новым статусом и обязанностями, что почти не замечают одноклассников, не всегда могут ответить на вопрос: «Кто сидел рядом с тобой за партой?».

В начале своего обучения первоклассники предпочитают не взаимодействовать друг с другом, каждый из них стремится сохранить свою индивидуальность. Общение между детьми осуществляется через посредничество учителя. Одна из историй из жизни первоклассников, рассказанная Я. Л. Коломенским, иллюстрирует это явление: если ученик забыл ручку и не может писать на уроке, он не просит одноклассников о помощи. Вместо этого он молчит или даже плачет, надеясь, что учитель заметит его проблему. Учитель, узнав о ситуации, спрашивает у класса, есть ли у кого-то лишняя ручка. Ученик, у которого есть запасная ручка, не передает ее напрямую товарищу, а вместо этого отдает учителю, который передает ее нуждающемуся [1].

Младший школьник — это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе. Если у ребёнка к 9–10-летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем-либо из одноклассников, это значит, что ребёнок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесником, поддерживать отношения длительное время, это значит также, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно.

В детском возрасте отношения с друзьями проходят различные изменения и развиваются по своей собственной динамике, как показывают результаты специализированных исследований. Дети в возрасте от 5 до 7 лет в первую очередь видят в друзьях тех, с кем им весело играть, и кто чаще всего находится поблизости. Выбор друзей в этом возрасте обусловлен, в основном, внешними факторами, такими как соседство в классе или одинаковое местожительство. Важнее для детей в этот период обращать внимание на поведение своих друзей, а не на их личностные качества. Они оценивают своих друзей по тому, как они себя ведут и как проводят время вместе. В таком раннем возрасте дружеские связи часто возникают и исчезают с легкостью, будучи непостоянными и недолговечными.

С детства дети стремятся к общению с теми, кто поддерживает их, слушает их мнение и разделяет их увлечения. Для формирования дружбы и взаимопонимания важными становятся доброта, внимательность, самостоятельность, уверенность, честность. Постепенно, с ростом и опытом, дети начинают создавать свою собственную социальную сеть в школе, где чувства играют главную роль и определяют все отношения [4].

Общение со сверстниками играет ключевую роль в формировании личности детей в младшем школьном возрасте. Взаимодействие с ровесниками способствует активному проявлению познавательной деятельности и развитию навыков межличностного общения и нравственного поведения. Для школьников группа сверстников представляет собой ценный и привлекательный круг общения, в котором они находят удовлетворение и желание участвовать. Участие в коллективе является для младших школьников особенно важным и драгоценным. Отношения в группе имеют огромное значение для формирования личности ребенка и определяют направление его развития. Все эти факторы подтверждают важность межличностных взаимодействий в группе как одного из основных элементов, способствующих развитию личности.

Трудности в общении определяются их социальным статусом. Данные социометрических исследований показывают, что положение ученика в системе сложившихся в классе межличностных отношений определяется рядом факторов, общих для разных возрастных групп. Так, например, дети, получающие от одноклассников наибольшее число выборов («звёзды»), характеризуются рядом общих черт: они обладают ровным характером, общительны, имеют хорошие способности, отличаются инициативностью и богатой фантазией; большинство из них хорошо учатся; девочки отличаются привлекательной внешностью.

Общение младших школьников с разным уровнем самооценки имеет свои особенности:

  1. Дети с заниженной самооценкой. Им тяжело построить межличностные отношения с окружающими. Они застенчивы, им сложно найти общие темы для разговора, они не чувствуют себя нужными в компании.
  2. Дети с завышенной самооценкой. Им тоже сложно выстраивать взаимоотношения со сверстниками, учителями и родителями. Они смотрят на всех свысока и требуют должного отношения к себе. При этом они могут занять лидерскую позицию в классе.
  3. Дети с адекватной самооценкой активны, находчивы, чувствуют юмор, общительны. Они знают о своих сильных сторонах, относятся к себе с уважением, ощущают собственную ценность [2].

Социальные отношения между младшими школьниками часто зависят от их уровня самооценки. Ребенок с высокой самооценкой может проявлять агрессию или доминировать в отношениях с другими детьми, чувствуя себя уверенно и властно. Он может стремиться к лидерству в играх и взаимодействии, что иногда может вызвать конфликты с другими детьми, особенно с теми, у кого самооценка ниже.

С другой стороны, дети с низкой самооценкой могут испытывать трудности в установлении социальных связей. Они могут чувствовать себя неуверенно, стесняться общения и искать поддержки у других взрослых или сверстников. Такие дети часто могут стать объектами издевательств или дружественной поддержки со стороны более уверенных в себе детей.

Важно понимать, что самооценка детей формируется под влиянием различных факторов — семейного окружения, общения с учителями и сверстниками, успешности в учебе и спортивных достижениях. Поэтому, помимо индивидуального внутреннего состояния, влияние на уровень самооценки детей оказывают их окружение и обстоятельства

Важность влияния сверстников на развитие личности в младшем школьном возрасте достигает своего пика к 9–10 годам. Дети начинают более чувствительно реагировать на замечания одноклассников, что приводит к увеличению застенчивости и дискомфорта в общении. При этом, организация воспитательных мероприятий должна учитывать эти изменения и акцентировать внимание на взаимоотношениях со сверстниками.

Нередко учителя начальных классов прибегают к публичному осуждению ученика за нарушения перед всем классом. Такие ситуации могут стать серьезным фактором стресса и тревоги для ребенка, вызывая необходимость в психологической поддержке и психотерапии. Очень важно, чтобы педагоги и психологи работали вместе, чтобы помочь ребенку преодолеть эмоциональные травмы и развить навыки общения с окружающими. Открытость в обсуждении проблем и поиск взаимопонимания между учителем, ребенком и его родителями играют ключевую роль в поддержании психологического благополучия ученика.

Система личных отношений является наиболее эмоционально насыщенной для каждого человека, поскольку связана с его оценкой и признанием как личности. Поэтому неудовлетворительное положение в группе сверстников переживается детьми очень остро и нередко является причиной неадекватных эффективных реакций. Однако если у ребёнка существует хотя бы одна взаимная привязанность, он перестаёт осознавать и не очень переживает своё объективно плохое положение в системе личных отношений. Даже один единственный выбор является своеобразной защитой и может уравновесить несколько отрицательных выборов, поскольку превращает ребёнка из «отверженного» в признаваемого.

Литература:

  1. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев. — М.: Просвещение, 2015. — 156 с.
  2. Баймухаметова, В. Р. Особенности исследования адекватной самооценки школьников / В. Р. Баймухаметова, Е. В. Николаев // Международный прикладных и исследований. — 2016. — № -3. –С. 447–449.
  3. Завражнов, В. В. Социально-психологические аспекты развития межличностных отношений младших школьников со сверстниками / В. В. Завражнов, М. В. Чагина // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 424–426.
  4. Казанцева, В. А. Формирование межличностных отношений младших школьников в процессе учебной деятельности / В. А. Казанцева, А. В. Карпенко // Успехи современной науки: научно-исследовательский журнал. — 2019. — № 3. — Т. 1. — С. 5–18.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
младший школьный возраст
социализация
межличностные отношения
дружба
самооценка
эмоциональное развитие
групповая динамика
Молодой учёный №44 (543) ноябрь 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 255-257):
Часть 4 (стр. 225-301)
Расположение в файле:
стр. 225стр. 255-257стр. 301

Молодой учёный