В статье описаны особенности формирования социальных ценностей у детей-сирот, воспитывающихся в различных условиях: в школах-интернатах и в семьях. Именно в процессе развития личности, формируются социальные ценности человека, поэтому особое значение имеет окружение ребенка в первые года его жизни. Семья является для ребенка первой командой, где начинается развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, и т. д. Такие понятия существенно искажены у детей-сирот из дезадаптированных семей, обучающихся в школе-интернате. Для правильного формирования общественных отношений у ребенка интернатного типа воспитания необходима специальная воспитательная работа, обеспечение ребенка набором социальных ролей.
В справочнике педагогической терминологии СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ определяются как «общественно значимые для личности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п». Социальные ценности не подвергаются сомнению. Они служат эталоном, идеалом для всех людей [1].
Формирование ценностей происходит за счет убеждений, определенного образа жизни, отношения к окружающим людям за пределами семьи. Семья — это основная ячейка, которая дает ребенку базу знаний, пониманий и восприятия внешнего мира. Если в семье есть социальные ценности и ребенок о них знает с ранних лет, то в подростковом возрасте с ним не будет никаких проблем. Об этом на протяжении многих лет говорят учителя, психологи и ученые, занимающиеся вопросами ценностей, ценностных ориентаций и социальных ценностей в семьях.
В детстве формирование социальных ценностей происходит сравнительно легко, если родители активно включены в воспитание ребёнка. Дошкольный возраст — период масштабного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности. Именно в процессе развития личностных качеств формируются социальные ценности в жизни человека. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и на формирование норм социального поведения. Формирование социальных ценностей у детей необходимо строить таким образом, чтобы развивать положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам и окружающему миру.
Формирование ценностей в школе начинается с начальных классов. Педагоги уверены в том, что с первого дня нахождения ребенка в обществе у него должно произойти формирование семейных ценностей и общественных. Но так как базой при формировании являются именно семейные ценности, педагоги отталкиваются от того, к чему ребенок уже приучен. Если ребенок воспитывался в угнетенной обстановке, эгоцентризме, его учили пренебрегать общественным мнением, он будет чувствовать себя изгоем в обществе [2].
И если у ребёнка, воспитывающегося в семье, основным источником передачи социальных ценностей является его ближайшее окружение, то есть родители, но у ребёнка, воспитывающегося в детском доме, основа ценностных ориентации во многом зависит от окружающих его взрослых, в первую очередь, от воспитателей, учителей и других сотрудников детского дома.
Следовательно, большая ответственность ложиться на сотрудников детских домов, они являются первостепенным примером для подрастающих детей-сирот из детских домов.
Все признают, что только личность может воспитать личность, что ты учитель только пока ты учишься сам, что главный метод воспитания — это воспитание личным примером. Это на словах, а на деле. Если ты сам опаздываешь, то, как можно требовать пунктуальности от детей, если позволяешь себе спорить со старшими, то разве нужно удивляться, когда дети будут с тобой постоянно пререкаться и спорить? Дети — зеркало, и они берут пример именно с окружающих их взрослых (другого примера у них пред глазами нет).
Основной организатор воспитательной работы в детском доме — воспитатель. От него в значительной степени зависит развитие личности подрастающего поколения и познавательных процессов, их здоровье и т. д.
Особая значимость первых лет жизни ребенка для его последующего развития способствует стремительному возрастанию потребности в профессиональных воспитателях и сотрудниках детских домов, умеющих грамотно осуществлять воспитание и обучение детей.
Сложные и ответственные функции выполняет воспитатель детского дома: охрана жизни и здоровья детей раннего и детского возраста, воспитательная, образовательная, психолого-педагогическая, исследовательская, пропагандистская, организационно-хозяйственная, функция самообразования и др. Много личностных качеств и умений требуется, чтобы достойным образом, успешно осуществить их.
Высокие требования предъявляются обществом к личности воспитателя. Все социономические специальности предполагают любовь к своему предмету деятельности— ребенку. В работе же с детьми раннего и детского возраста любовь, чуткость особенно необходимы.
Главной задачей воспитателей является формирование социальных ценностей у детей сирот. Педагогическую работу по формированию у детей сирот системы социальных ценностей, начинают с постановки конкретных задач. Например, со следующих:
- Формирование первоначальной системы нравственных ценностей;
- Познакомить детей с понятиями «добро» и «зло»;
- Дать детям представление о понятии «дружба»;
- Способствовать сплочению детского коллектива, поощрять проявления дружеских взаимоотношений;
- Учить оценивать свои поступки и поступки товарищей [3].
Работа над формированием и развитием социальных ценностей строится в соответствии со следующими основополагающими принципами педагогики:
- принцип воспитывающего обучения и формирования эмоционально-ценностного отношения к миру;
- принцип научности;
- принцип наглядности;
- принцип активности и сознательности обучения.
Исследование проведённое на базе детского дома МОУ «Наш дом» позволило говорить о некомпетентности воспитателей и педагогов данного образовательного учреждения. В опросе участвовало 30 человек, непосредственно сотрудники детского дома «Наш дом». Задачей опроса было — дать определение понятию «социальные ценности», из числа опрошенных только 5 % сотрудников смогли дать правильное определение понятию «социальные ценности».
Педагогическая компетентность — системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процесс педагогического общения и также предполагающих личностное развитие и совершенствование педагога [1].
Понятие компетентности педагога понимается нами как ценностно-смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций. И это особенно ценно, учитывая, что такая позиция воспитателя — не врожденное качество, она формируется под влиянием всей образовательной окружающей среды, в том числе и в процессе дополнительного профессионального образования, направленного на изменение внутреннего мира, определяющего осознанность действий воспитателя детского сада [1].
Для многих подростков-сирот учитель может оказаться единственным человеком, который сможет помочь им осознать, как ценна и разнообразна жизнь на Земле и сколько вокруг интересного, чем можно было б заняться для своего развития. Учитель создаёт условия, помогающие подросткам-сиротам самостоятельно формировать (без навязывания своего мнения) такое отношение к тому образу жизни, которым они живут. Взрослые должны показывать подросткам-сиротам пример приемлемого поведения.
Дети-сироты нуждаются в том, что бы взрослые помогли сформировать у них умения и навыки, в первую очередь это умение общаться и сотрудничать, ставить реальные цели, планировать свои действия и воплощать в жизнь свои планы.
Подростки-сироты испытывают потребность в положительной самооценке и в хорошем отношении к себе. Этому способствует эмоциональная поддержка, похвала. [4]
Подводя итог, можно сказать о том, что детские образовательные учреждения в жизни детей, подростков играют важную роль. В процессе формирования личности и общественных ценностей ребенка.
Литература:
- Комаровский Б. Б. Русскаяпедагогическаятерминология.Теорияи история. –М.: Просвещение,1969. с.53.
- Лобанов А. А. Формирование нравственных отношений воспитателя и воспитанников в детском доме. Дис. пед. наук. 13.00.01. М., 1982. – 22 с.
3. Михалина Светлана Григорьевна Формирование системы социальных ценностей. г. Заозерск Мурманской области: «открытый урок», 2010.
- Шарапова Фатима Ахмедовна Педагогические основы формирования положительной жизненной позиции у детей-сирот – Республика Таджикистан, 2005. 45–71 с.