В данной статье рассматриваются адаптационные процессы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к жизни в интернатном учреждении, а также выделяются основные формы и методы социальной работы с воспитанниками, по их адаптации и успешной социализации.
Ключевые слова: дети-сироты, институт семьи, социальная адаптация, социальная работы, интернатные учреждения.
Социальная ситуация развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характеризуется ранней депривацией данной категории детей, отсутствием полноценных взаимоотношений со значимыми взрослыми, воспитанием в условиях учреждения, где организация жизни далека от семейной. Все эти факторы порождают проблемы внутренней нестабильности, агрессивности, трудности в общении, формирование позиции иждивенчества, недостаточное развитие индивидуальности. Данные особенности личности и поведения затрудняют социальную адаптацию воспитанников интернатных учреждений, выступаю своего рода барьерами.
Эти и многие другие барьеры социальной адаптации для своего преодоления требуют подчас значительных усилий, которые оказываются не под силу одному человеку. Именно поэтому необходима деятельность специалистов по социальной работе и других специалистов интернатных учреждений (психологов, педагогов, воспитателей) по организации и осуществлению процесса социальной адаптации воспитанников [1, c.58].
Процесс социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений состоит из нескольких этапов, которые подразумевают определенную технологичность в работе:
- Первый этап — подготовительный. Он начинается с момента поступления ребенка в учреждение.
Когда ребенок попадает в учреждение, перед ним встает проблема вынужденной адаптации к новым условиям с длительной перспективой. Для того, чтобы помочь ему адаптироваться в новых условиях, специалистам необходимы сведения о характерологических особенностях этого ребенка, его склонностях и интересах, установках и привычках. Главная задача на данном этапе — проведение психологической и социальной диагностики. Для этого используются различные методы: беседа, интервью, наблюдение, метод тестирования, биографический метод и др. Социально-психологическая диагностика позволяет выявить личностные особенности воспитанников, их потребности, способности и интересы, круг общения, проблемы.
Также необходимо выработать прогнозы социального развития воспитанников с учетом их индивидуальных особенностей и в дальнейшем отслеживать динамику, обозначить направления социально-профилактической работы с воспитанниками группы социального риска.
На данном этапе необходима работа с психологической травмой ребенка, заключающейся в разрыве с семьей, проработка негативного опыта. В данной работе используются преимущественно методы игровой терапии, арт-терапии (собственно арт-терапия, сказкотерапия, музыкотерапия и др.), а также различные релаксационные упражнения. Основная задача вышеперечисленных методов — помочь ребенку выразить свои переживания в наиболее приемлемой для него форме (через игру, рисунок и т. д.), что позволяет ему освободиться от болезненных внутренних переживаний, связанных с негативным эмоциональным опытом.
- Второй этап — включение в социальную группу, предполагающее помощь воспитаннику в адаптации к условиям учреждения.
На данном этапе необходимо ознакомить воспитанника с учреждением, персоналом (разъяснить цели и задачи учреждения, познакомить с распорядком дня, расположением служб помощи и администрации). При этом могут использоваться разнообразные методы: беседа, консультирование, рассказ о досуге и быте учреждения (в форме стендов, альбомов, с помощью разных технических средств и т. д.) — все это должно способствовать адаптации, снизить неуверенность, тревожность воспитанника.
Успех социальной адаптации на данном этапе зависит от многих факторов: подбора комнаты и соседей, психологического климата, традиций и т. д.
Создание благоприятного психологического микроклимата осуществляется совместно всем коллективом учреждения (специалистами по социальной работе, педагогами, психологами, воспитателями, медицинским персоналом и т. д.). При этом специалист по социальной работе в этом процессе выполняет координирующую роль, осуществляя взаимодействие с членами коллектива, участвуя в разрешении возникающих конфликтных ситуаций, представляя интересы воспитанников.
На данном этапе очень важно сочетать как индивидуальные, так и групповые формы работы (например, социально-психологические тренинги, направленные на сплочение воспитанников и др.). Во многих интернатных учреждениях разрабатываются программы социальной адаптации воспитанников, которые включают: трудовую деятельность, общественную занятость, досуг, общение. Специалист по социальной работе осуществляет организацию учебной, трудовой, досуговой деятельности воспитанников.
Р. В. Овчарова обозначает, что социальная адаптация детей в условиях детского дома предполагает [2, c.147]:
– самоконтроль поведения, противостояние негативным влияниям;
– адекватное отношение к педагогическим воздействиям;
– гармонизацию взаимоотношений взрослых и сверстников;
– активное участие в жизни детского коллектива.
- Третий этап — социальная адаптация к жизни в социуме. На этом этапе работа направлена на усвоение воспитанниками социально полезных ролей через участие в социальной деятельности, приобретение нового социального опыта, знаний, умений и навыков.
Этот этап очень важен, и можно сказать, что он длится в течение всего времени пребывания ребенка в учреждении, так как детский дом или интернат — временное место пребывания детей-сирот, которое они покидают после достижения совершеннолетия. От того, насколько сумеет подготовить детский дом воспитанников к самостоятельной жизни, зависит успешность их адаптации в обществе.
Выделяют следующие основные направления социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений:
– социально-трудовая;
– индивидуально-личностная;
– социально-бытовая;
– семейная адаптация.
В содержание социально-трудовой адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, включены следующие компоненты:
– создание условий для профессионального самоопределения;
– формирование навыков к обучению;
– профессиональная ориентация;
– приобретение опыта производственных отношений [3, c.97].
Индивидуально-личностная адаптация воспитанников интернатных учреждений включает:
– формирование самосознания у детей;
– формирование коммуникативных навыков (навыков общения, умения слушать, стратегий поведения в конфликтных ситуациях);
– развитие эмоциональной сферы (осознание проявления эмоций, поиск путей их выражения в социально приемлемой форме).
Социально-бытовая адаптация подразумевает формирование у детей-сирот конкретных знаний и навыков, необходимых в самостоятельной жизни (навыки ухода за собой, ведения домашнего хозяйства и т. д.).
Семейная адаптация детей, проживающих в интернатных учреждениях, является важным направлением их социальной адаптации. Она ориентирована как на подготовку детей к самостоятельной семейной жизни, так и к жизни в замещающих семьях.
Замещающая семья — семейная форма воспитания детей, в которой родители (воспитатели) не являются биологическими родителями ребенка.
К замещающим семьям относятся семьи усыновителей, опекунов (в том числе родственная опека), приемные, патронатные семьи, семейно-воспитательные группы, а также «гостевые семьи» (семьи, принимающие ребенка на временный срок — до одного месяца, в исключительных случаях — до трех месяцев).
Содержание семейной адаптации воспитанников интернатных учреждений включает:
– осознание и принятие своего семейного опыта;
– формирование полоролевой идентификации, выстраивание отношений с противоположным полом;
– формирование представлений о взаимоотношениях в семье;
– формирование представлений о собственной будущей семье, воспитании детей;
– формирование семейных установок и готовности к созданию семьи.
Основными методами и формами работы по социальной адаптации детей-сирот к жизни в обществе являются:
– специальные занятия, лекции, тренинги, деловые игры, направленные на получение детьми разностороннего социального опыта;
– организация работы секций, мастерских, кружков, обеспечивающих развитие различных адаптационных компетенций;
– экскурсии, поездки, путешествия, способствующие расширению кругозора воспитанников и обеспечивающие знакомство с культурными нормами, традициями;
– организация комнат социально-бытовой адаптации;
– профориентационные мероприятия, способствующие профессиональному самоопределению, знакомящие воспитанников с различными профессиями, специальностями;
– трудотерапия;
– арт-терапия и другие [5, c.162].
Подводя итоги, можно сказать, что процесс социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений состоит из нескольких этапов: подготовительного, этапа включения в социальную группу и адаптации в учреждении, этапа адаптации к жизни в социуме, который включает социально-трудовую, индивидуально-личностную, социально-бытовую и семейную адаптацию. Последний этап является очень важным и длится на протяжении всего время пребывания воспитанника в учреждении.
В настоящее время в адаптации воспитанников к социуму акцент делается, как правило, на социально-трудовую и социально-бытовую адаптацию. В то время как вопрос семейной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является не менее, а в некоторой степени даже более актуальным. Данный факт демонстрирует статистика: чаще распадаются браки, заключенные выпускниками интернатных учреждений; среди тех, кто отказывается от своих детей в роддоме, на первом месте молодые матери из числа детей-сирот. Эти показатели свидетельствуют о том, что дети-сироты часто оказываются неспособными создать благополучную семью и сохранить ее.
Важнейшим условием предотвращения возвратов приемных детей и эффективности воспитания детей в замещающей семье является не только организация подбора и подготовки семей, но и подготовка детей к семье с целью изучения индивидуальных особенностей ребенка, а также с целью компенсации последствий негативного, травматичного опыта семейных отношений. При подготовке детей, воспитывающихся в интернатном учреждении к жизни в замещающей семье важно изучить их представления о семейной системе, внутрисемейных взаимоотношениях, семейных ролях.
В настоящее время проблема исследований представлений о семье и семейных отношениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей актуальна. Однако быстро меняющаяся социальная действительность, изменение семьи как социального института требует новых подходов к изучению представлений о семье и семейных взаимоотношениях воспитанников интернатных учреждений.
Литература:
- Колоколова, К. А. Особенности социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детском доме / К. А. Колоколова // Международный студенческий научный вестник. — 2016. — № 5–1. — С. 57–58.
- Овчарова, Р. В. Истоки трудного детства. Учебное пособие. — М.: Издательство МПСУ, 2014. — 256 с.
- Овдина, А. Г. Социально-профессиональная адаптация детей-сирот: проблемы и пути решения / А. Г. Овдина, Т. В. Гольцвард, Н. А. Серова // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2017. — № 3 (27). — С. 96–103.
- Семья, Г. В. Формирование российской модели преодоления социального сиротства / Г. В. Семья, Г. О. Зайцев, Н. Г. Зайцева // Психологическая наука и образование. — 2016. — Т. 21. — № 1. — С. 67–82.
- Технологии социальной работы: учебник для Вузов /под ред. Жукова. — М.: Litres, 2017. — 472 с.