В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с социальной политикой. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса социально — экономической адаптации как важного фактора дальнейшего определения жизненного пути детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Методология исследования — анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического отечественного опыта.
Ключевые слова: экономика, социальные проблемы, сироты, дети, попечение родителей.
Развитие детей-сирот и тех, кто остался без попечения родителей, зависит от используемого подхода в воспитании детей и решении вопроса об их социальной адаптации. Специализированные учреждения, которые занимаются воспитание детей, не имеют полноценных условий для применения комплексной модели по социально-экономической адаптации своих воспитанников.
В качестве инновационного подхода для осуществления социально-экономической адаптации предлагается обратиться к методике, позволяющей решать эту задачу комплексно. Для выработки модели взаимодействия с воспитанниками специальных учреждения необходимо учитывать индивидуальные особенности личности, а также уделять внимание особенностям поведения воспитанников. В социально-экономической адаптации детей сирот и тех, кто остался без попечения, должны принимать участие разные специалисты. Здесь речь идет не только о педагогах, но и работниках всей системы, взаимодействующей с данной категорией детей.
Как отмечают специалисты, многие дети, которые достигают совершеннолетия и покидают стены специальных учреждений, где они воспитывались, имеют проблемы с социальной адаптацией. По сути, их неподготовленность к взаимодействию с социумом приводит к тому, что дети замыкаются в себе, не обращаются к вопросу о выборе своего жизненного пути.
По статистике, среди таких детей довольно частым явлением выступает алкоголизм, наркомания и совершение уголовных преступлений. Необходимо понимать, что социально-экономическая адаптация — это комплексная работа, которая проводится целой группой специалистов. Так, от качества поддержки психологов зависит уровень готовности воспитанников к ведению самостоятельной взрослой жизни.
А от качества работы педагогов будет зависеть то, насколько качественно и полноценно воспитанники специальных учреждений будут использовать в своей практической жизни полученные навыки и умения.
Работа по социально-экономической адаптации проходит в несколько шагов, каждый из них важен с позиции дальнейшей судьбы воспитанника. На первом этапе социально-экономической адаптации воспитанник попадает в специальное учреждение, он оказывается в новой социальной среде, к которой ему нужно адаптироваться. Здесь в работу включаются психологи, воспитатели и педагоги.
В таких условиях ребенок может находиться годами, поэтому для повышения качества воспитательной работы предлагается учитывать индивидуальные особенности ребенка, создавать условия для проявления ребенком своих интересов. Задача данного этапа сводится к тому, что провести полноценную диагностику социальных и психологических черт воспитанника. [1]
Здесь могут использоваться разные методы взаимодействия — беседы, наблюдения, тесты и т. д. Этот шаг позволяет выявить личностные особенности, получить подробную информацию о круге общения ребенка и имеющихся у него проблемах.
Как правило, уже на этом этапе можно прогнозировать то, насколько успешной будет работа по социальному развитию конкретного индивида.
На основе результатов диагностики специалистами учреждения осуществляется профилактическая работа. К примеру, если у ребенка имеется психологическая травма, необходимо проработать негативный опыт при поддержке психолога.
Как правило, детям предлагается выразить свои переживания посредством проявления себя в творческой работе. На втором шаге непосредственно осуществляется включение ребенка в окружающую его социальную группу. На этом шаге воспитанник должен познакомиться с персоналом и другими детьми.
Здесь могут использовать разные технические средства для того, чтобы ребенок мог побороть свои стеснения. Чтобы создать оптимальные условия для социально-экономической адаптации, воспитанникам необходимо создать подходящий психологический климат.
Одной из ключевых проблем социально-экономической адаптации детей-сирот является то, что после выпуска из специальных учреждений они оказываются неготовыми к участию в трудовой деятельности. Для решения этой проблемы предлагается обратиться к разработке программ по участию воспитанников в трудовой деятельности. Более того, рекомендуется обратиться к проработке комплексной программы по обеспечению общественной занятости.
Другими словами, необходимо предусмотреть для воспитанников специального учреждения гармоничное распределения функциональных обязанностей. [2]
Это позволит адаптироваться к работе в коллективе и осознать значимость осуществляемых функций для достижения общей цели. В этой работе должен принимать участие специалист по социальной работе.
Другой важной проблемой, которая отмечается у выпускников специальных учреждений, является то, что дети не могут контролировать свое поведение. Не имея возможности контролировать свои действия, воспитанники зачастую встают на криминальный путь, входя в подчинение к криминальным элементам.
Многие дети-сирота после достижения совершеннолетия не могут создать семьи и выстроить гармоничные отношения со своими сверстниками. Это связано с тем, что личные проблемы и переживания полностью разрушают представления ребенка о том, как может быть устроена семья, какую роль она играет в социуме.
Для решения данной проблемы предлагается активно вовлекать взрослых в жизнь коллектива учащихся. На третьем шаге проводится самая важная работа — социально-экономическая адаптация, ориентированная на подготовку учащихся к жизни в социуме. Здесь для детей предлагается организовывать социальную деятельность, чтобы они могли приобрести социальный опыт и специальные знания
При этом базовые знания должны не просто даваться в форме теории на беседах и уроках, а применяться воспитанниками на практике еще на базе специализированного учреждения.
Чтобы ребенок получил реальные возможности для полноценной адаптации после достижения совершеннолетия, работа над социально-экономической адаптацией учащихся должна носить комплексный характер. Удобнее всего, когда эта работа будет осуществляться в рамках программы.
Социально-экономическая адаптация должна быть направлена на формирование представлений о социуме, получение практических навыков осуществления трудовой деятельности в социуме. [3]
В процессе работы над социально-экономической адаптацией воспитанников необходимо уделять внимание индивидуально-личностным качествам воспитанников, так как от их сформированности зависит будущее положение ребенка в большом социуме. Социально-экономическая адаптация преследует еще одну важную цель — привитие навыков по осуществлению ключевых функций в социально-бытовой среде.
Другими словами, воспитанники должны получить реальное представление о том, что семья является ячейкой общества в целом, каждый член семьи берет на себя определенные функции и обязанности в быту. Работу над социально-экономической адаптацией детей-сирот лучше осуществлять в рамках комплексного подхода, которым будут учитываться индивидуальные особенности конкретной личности.
Литература:
- О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: федер. закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ в ред. от 25.11.2013 [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ. [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
- Соловьева Т. В. Система социальной защиты детства в Российской Федерации: учеб.-метод. пособие / Т. В. Соловьева. — Электрон. текстовые дан.
- Саранск: Издатель Афанасьев В. С., 2016. — ISBN 978–5905093–93-— Режим доступа: http://13rusprint.ru/books/2016/ChildWelfare/. — Загл. с экрана.