Социально-экономическая адаптация как важный фактор дальнейшего определения жизненного пути детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (249) март 2019 г.

Дата публикации: 15.03.2019

Статья просмотрена: 405 раз

Библиографическое описание:

Галеева, Л. Х. Социально-экономическая адаптация как важный фактор дальнейшего определения жизненного пути детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Л. Х. Галеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 11 (249). — С. 236-238. — URL: https://moluch.ru/archive/249/57220/ (дата обращения: 17.12.2024).



В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с социальной политикой. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса социально — экономической адаптации как важного фактора дальнейшего определения жизненного пути детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Методология исследования — анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического отечественного опыта.

Ключевые слова: экономика, социальные проблемы, сироты, дети, попечение родителей.

Развитие детей-сирот и тех, кто остался без попечения родителей, зависит от используемого подхода в воспитании детей и решении вопроса об их социальной адаптации. Специализированные учреждения, которые занимаются воспитание детей, не имеют полноценных условий для применения комплексной модели по социально-экономической адаптации своих воспитанников.

В качестве инновационного подхода для осуществления социально-экономической адаптации предлагается обратиться к методике, позволяющей решать эту задачу комплексно. Для выработки модели взаимодействия с воспитанниками специальных учреждения необходимо учитывать индивидуальные особенности личности, а также уделять внимание особенностям поведения воспитанников. В социально-экономической адаптации детей сирот и тех, кто остался без попечения, должны принимать участие разные специалисты. Здесь речь идет не только о педагогах, но и работниках всей системы, взаимодействующей с данной категорией детей.

Как отмечают специалисты, многие дети, которые достигают совершеннолетия и покидают стены специальных учреждений, где они воспитывались, имеют проблемы с социальной адаптацией. По сути, их неподготовленность к взаимодействию с социумом приводит к тому, что дети замыкаются в себе, не обращаются к вопросу о выборе своего жизненного пути.

По статистике, среди таких детей довольно частым явлением выступает алкоголизм, наркомания и совершение уголовных преступлений. Необходимо понимать, что социально-экономическая адаптация — это комплексная работа, которая проводится целой группой специалистов. Так, от качества поддержки психологов зависит уровень готовности воспитанников к ведению самостоятельной взрослой жизни.

А от качества работы педагогов будет зависеть то, насколько качественно и полноценно воспитанники специальных учреждений будут использовать в своей практической жизни полученные навыки и умения.

Работа по социально-экономической адаптации проходит в несколько шагов, каждый из них важен с позиции дальнейшей судьбы воспитанника. На первом этапе социально-экономической адаптации воспитанник попадает в специальное учреждение, он оказывается в новой социальной среде, к которой ему нужно адаптироваться. Здесь в работу включаются психологи, воспитатели и педагоги.

В таких условиях ребенок может находиться годами, поэтому для повышения качества воспитательной работы предлагается учитывать индивидуальные особенности ребенка, создавать условия для проявления ребенком своих интересов. Задача данного этапа сводится к тому, что провести полноценную диагностику социальных и психологических черт воспитанника. [1]

Здесь могут использоваться разные методы взаимодействия — беседы, наблюдения, тесты и т. д. Этот шаг позволяет выявить личностные особенности, получить подробную информацию о круге общения ребенка и имеющихся у него проблемах.

Как правило, уже на этом этапе можно прогнозировать то, насколько успешной будет работа по социальному развитию конкретного индивида.

На основе результатов диагностики специалистами учреждения осуществляется профилактическая работа. К примеру, если у ребенка имеется психологическая травма, необходимо проработать негативный опыт при поддержке психолога.

Как правило, детям предлагается выразить свои переживания посредством проявления себя в творческой работе. На втором шаге непосредственно осуществляется включение ребенка в окружающую его социальную группу. На этом шаге воспитанник должен познакомиться с персоналом и другими детьми.

Здесь могут использовать разные технические средства для того, чтобы ребенок мог побороть свои стеснения. Чтобы создать оптимальные условия для социально-экономической адаптации, воспитанникам необходимо создать подходящий психологический климат.

Одной из ключевых проблем социально-экономической адаптации детей-сирот является то, что после выпуска из специальных учреждений они оказываются неготовыми к участию в трудовой деятельности. Для решения этой проблемы предлагается обратиться к разработке программ по участию воспитанников в трудовой деятельности. Более того, рекомендуется обратиться к проработке комплексной программы по обеспечению общественной занятости.

Другими словами, необходимо предусмотреть для воспитанников специального учреждения гармоничное распределения функциональных обязанностей. [2]

Это позволит адаптироваться к работе в коллективе и осознать значимость осуществляемых функций для достижения общей цели. В этой работе должен принимать участие специалист по социальной работе.

Другой важной проблемой, которая отмечается у выпускников специальных учреждений, является то, что дети не могут контролировать свое поведение. Не имея возможности контролировать свои действия, воспитанники зачастую встают на криминальный путь, входя в подчинение к криминальным элементам.

Многие дети-сирота после достижения совершеннолетия не могут создать семьи и выстроить гармоничные отношения со своими сверстниками. Это связано с тем, что личные проблемы и переживания полностью разрушают представления ребенка о том, как может быть устроена семья, какую роль она играет в социуме.

Для решения данной проблемы предлагается активно вовлекать взрослых в жизнь коллектива учащихся. На третьем шаге проводится самая важная работа — социально-экономическая адаптация, ориентированная на подготовку учащихся к жизни в социуме. Здесь для детей предлагается организовывать социальную деятельность, чтобы они могли приобрести социальный опыт и специальные знания

При этом базовые знания должны не просто даваться в форме теории на беседах и уроках, а применяться воспитанниками на практике еще на базе специализированного учреждения.

Чтобы ребенок получил реальные возможности для полноценной адаптации после достижения совершеннолетия, работа над социально-экономической адаптацией учащихся должна носить комплексный характер. Удобнее всего, когда эта работа будет осуществляться в рамках программы.

Социально-экономическая адаптация должна быть направлена на формирование представлений о социуме, получение практических навыков осуществления трудовой деятельности в социуме. [3]

В процессе работы над социально-экономической адаптацией воспитанников необходимо уделять внимание индивидуально-личностным качествам воспитанников, так как от их сформированности зависит будущее положение ребенка в большом социуме. Социально-экономическая адаптация преследует еще одну важную цель — привитие навыков по осуществлению ключевых функций в социально-бытовой среде.

Другими словами, воспитанники должны получить реальное представление о том, что семья является ячейкой общества в целом, каждый член семьи берет на себя определенные функции и обязанности в быту. Работу над социально-экономической адаптацией детей-сирот лучше осуществлять в рамках комплексного подхода, которым будут учитываться индивидуальные особенности конкретной личности.

Литература:

  1. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: федер. закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ в ред. от 25.11.2013 [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
  2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ. [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
  3. Соловьева Т. В. Система социальной защиты детства в Российской Федерации: учеб.-метод. пособие / Т. В. Соловьева. — Электрон. текстовые дан.
  4. Саранск: Издатель Афанасьев В. С., 2016. — ISBN 978–5905093–93-— Режим доступа: http://13rusprint.ru/books/2016/ChildWelfare/. — Загл. с экрана.
Основные термины (генерируются автоматически): социально-экономическая адаптация, ребенок, воспитанник, попечение родителей, проблема, работа, трудовая деятельность, социальная адаптация, социально-экономическая адаптация детей-сирот, специальное учреждение.


Похожие статьи

Детско-родительские сообщества в духовно-нравственном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-гармоничной личности, а это возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и госуд...

Проблемы социально-правовой защиты молодых семей и возможности их решения

В статье рассматриваются принципы и формы социально-правовой защиты и поддержки молодой семьи, которые определены социальной политикой государства. В рамках данной темы проведено исследование среди молодых семей г. Омска на выявление проблем социальн...

Психологическое сопровождение процесса адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве школы

Проблема включения детей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества, их социализации и развитии является актуальной на сегодняшний день. Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды — сложная категория детей, треб...

Трудовое воспитание в исправительных колониях как инструмент адаптации личности

В настоящее время труд является мотивирующим фактором в жизнедеятельности человека и гражданина. Актуальность настоящей статьи обусловлена необходимостью рассмотрения роли труда в социальной адаптации осужденных с целью переосмысления и поиска новых ...

Возможности образовательного процесса в стабилизации института семьи в обществе

Проблемы семьи и семейных отношений в наше время особенно актуальны в связи с тем, что традиционные представления о семье не разделяются частью населения, а новые ещё не выработаны. Целью данной работы является раскрытие возможностей образовательного...

Особенности организации временного семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей

В статье анализируются особенности организации семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Автор приходит к выводу о необходимости создания службы правового и социально-психологического сопровождения с целью реализации временной ф...

Роль педагога в формировании правовой культуры у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В данной статье рассмотрена организация процесса формирования правовой культуры детей-сирот. В статье приведен анализ содержания правовой культуры, а также представлены основные элементы системы формирования правовой культуры. Рассмотрены главные при...

Реализация преемственности в воспитании детей с ОВЗ

Данная статья посвящена очень актуальной проблеме преемственности между начальной и средней школой. Рассмотрены основные вопросы адаптации детей с ОВЗ, переходящих на основную ступень обучения. Проанализировано влияние различных факторов на формирова...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности на основе личностно ориентированного подхода

В статье рассматривается тема, которая легла как социальная помощь педагога. В ней прослеживается разнообразная среда семей учащихся, их влияние на образовательный процесс. Естественно, что социальный состав во многом определяет интеллектуальные, ком...

Похожие статьи

Детско-родительские сообщества в духовно-нравственном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-гармоничной личности, а это возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и госуд...

Проблемы социально-правовой защиты молодых семей и возможности их решения

В статье рассматриваются принципы и формы социально-правовой защиты и поддержки молодой семьи, которые определены социальной политикой государства. В рамках данной темы проведено исследование среди молодых семей г. Омска на выявление проблем социальн...

Психологическое сопровождение процесса адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве школы

Проблема включения детей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества, их социализации и развитии является актуальной на сегодняшний день. Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды — сложная категория детей, треб...

Трудовое воспитание в исправительных колониях как инструмент адаптации личности

В настоящее время труд является мотивирующим фактором в жизнедеятельности человека и гражданина. Актуальность настоящей статьи обусловлена необходимостью рассмотрения роли труда в социальной адаптации осужденных с целью переосмысления и поиска новых ...

Возможности образовательного процесса в стабилизации института семьи в обществе

Проблемы семьи и семейных отношений в наше время особенно актуальны в связи с тем, что традиционные представления о семье не разделяются частью населения, а новые ещё не выработаны. Целью данной работы является раскрытие возможностей образовательного...

Особенности организации временного семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей

В статье анализируются особенности организации семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Автор приходит к выводу о необходимости создания службы правового и социально-психологического сопровождения с целью реализации временной ф...

Роль педагога в формировании правовой культуры у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В данной статье рассмотрена организация процесса формирования правовой культуры детей-сирот. В статье приведен анализ содержания правовой культуры, а также представлены основные элементы системы формирования правовой культуры. Рассмотрены главные при...

Реализация преемственности в воспитании детей с ОВЗ

Данная статья посвящена очень актуальной проблеме преемственности между начальной и средней школой. Рассмотрены основные вопросы адаптации детей с ОВЗ, переходящих на основную ступень обучения. Проанализировано влияние различных факторов на формирова...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности на основе личностно ориентированного подхода

В статье рассматривается тема, которая легла как социальная помощь педагога. В ней прослеживается разнообразная среда семей учащихся, их влияние на образовательный процесс. Естественно, что социальный состав во многом определяет интеллектуальные, ком...

Задать вопрос