Социализация детей с умственной отсталостью, проживающих в условиях учреждения интернатного типа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (232) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 15.11.2018

Статья просмотрена: 9457 раз

Библиографическое описание:

Антропова, Т. С. Социализация детей с умственной отсталостью, проживающих в условиях учреждения интернатного типа / Т. С. Антропова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 265-269. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53769/ (дата обращения: 16.12.2024).



Под социализацией следует понимать процесс интеграции человека в социальную систему в целом. Процесс социализации подразумевает вхождение индивида в социальную среду посредством овладения общепринятыми в ней социальными нормами, правилами поведения, а также теми ценностями, познаниями и навыками, которые позволяют ему эффективно функционировать в конкретном обществе. В целом, социализация может быть названа необходимым аспектом в жизни всякого индивида, какой включает в себя присвоенные человеком, культурно исторические, бытовые познания, нужные для успешной адаптации индивида в социуме, а также его связи как с предыдущими, так и с последующими поколениями.

Проблемой формирования социальных умений занимались следующие ученые Л.С Выготский, Ф.Фребель, М. Монтессори, А. П. Усова, Ю. Ф. Гаркуши, О. Е. Грибова, Б. М. Гриншпун, Г. С. Гуменная, Л. Н. Ефименкова, Н. С. Жукова, В. А. Ковшикова, Р. Е. Левина, Е. М. Мастюкова, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, С. Н. Шаховская, А. В. Ястребова и др. Исследования ученых свидетельствуют о значительном потенциале детей с ограниченными возможностями здоровья, резерве здоровых качеств, которые могут проявиться в благоприятных условиях интернатного учреждения и являться основой формирования социальных умений и их социализации.

Процесс социализации — это необходимость формирования социальных умений как основы успешного включения в социум детей с тяжёлой умственной отсталостью.

Актуальность этой темы обусловлена: 1) дети с умственной отсталостью чаще всего испытывают трудности в социальной адаптации; 2) необходимостью формирования социальных умений как основы успешного включения в социум детей с тяжёлой умственной отсталостью; 3) развитием идеи полноценного включения в социум детей с тяжёлой умственной отсталостью, оставшихся без попечения родителей. Эта идея отражена в Федеральном законе от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Исходя из всего вышесказанного, можно выявить противоречие: между необходимостью формирования социальных умений у детей-сирот с тяжелой умственной отсталостью в условиях интернатного учреждения и степенью разработанности этого вопроса в социальной науке и практике.

Анализ самого понятия «социализация», проведенный по работам А. В. Мудрика, Б. Д. Парыгина, Б. Ф. Поршнева и др., позволил предложить комплексное определение. Социализация — это многогранный процесс установления связей человека с миром (обусловленный как биологическими предпосылками, так и условиями вхождения в социальную среду), который предполагает: а) социальное познание, социальное общение, овладение практическими навыками; б) усвоение социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей; в) активное переустройство окружающего природного и социального мира; г) изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоничное развитие. Процесс социализации включает в себя процессы развития (реализация изначально присущих человеку задатков и свойств в ходе взаимодействия с окружающим миром) и образования (целенаправленное освоение системы культурного опыта, накопленного в рамках различных наук). Скорректированная под задачи работы специалиста с умственно отсталыми детьми, социализация в условиях коррекционной школы представляет собой: процесс, посредством которого воспитанник приобретает знания, ценности, социальные навыки и социальную чувствительность, которые позволяют ему интегрироваться в общество и вести себя там адаптивно; — процесс взятия государством под свой контроль, ради пользы всех членов общества, образовательное сопровождение становления человека с интеллектуальными ограничениями в развитии; — процесс, посредством которого новый член общества научается адаптироваться к социальным нормам и ролям; — соответствующие результаты любого из вышеупомянутых процессов. [9]

Социальной адаптацией ребенка является специально организованные шаги, а также процедура привыкания к окружающей среде в ходе усвоения новой информации. Ребенок в собственном развитии может как отставать, так и опережать своих сверстников. В этом случае социализация может характеризовать социальный статус индивида по отношению к его сверстникам.

На сегодняшний день можно констатировать тот факт, что в Российской Федерации достаточно большое количество детей с ограниченными возможностями. Именно в связи с этим, государство стремится всячески поддерживать на различных уровнях данную категорию людей, в частности, для них предусмотрены различного рода льготы и выплаты. Кроме того, делается все возможное, чтобы само восприятие детей с особыми потребностями была максимально адекватным.

Кроме безусловно существующих сложностей, наблюдающихся в обществе по отношению к умственно ограниченным детям, присутствует также проблема иного рода. Так, многочисленные исследования подтверждают, что данные дети также испытывают большие трудности в процессе контактирования с социумом. Ввиду отсутствия адекватного взаимодействия со своим внешним окружением такие дети по сути лишаются должного развития в области культуры и упрочения взаимосвязей с обществом. Такого рода «изоляция» приводит к ситуации, когда ребёнок с ограничениями оказывается неспособен в полной мере воспринимать общепринятые социальные нормативы и правила. Описанная проблема с течением времени становится все более актуальной, поскольку наблюдается существенный рост количества детей в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида, а также в специальных группах ДОУ общего вида.

Конституцией Российской Федерации, а также Законом «Об образовании» четко оговаривается, что дети с ограниченными возможностями обладают равными со всеми иными детьми правами на получение образование. Для таких детей предусматривается формирование специальной коррекционно-развивающей среды, гарантирующей адекватное условие и равноценные возможности для получения образования, лечения, оздоровления и проживания. С целью успешной социальной адаптации таких детей рекомендуется расширять их бытовой, а также социальный опыт. Такая задача может быть эффективно решена путем включения в работу с детьми различных средств и методов.

Один из действенных вариантов решения подобной задачи осуществили в нашем ЦССВ «Вера.Надежда.Любовь», открыв на территории центра тренировочную квартиру для совместного пребывания детей в условиях приближенных к домашним. Проживая в тренировочной квартире, дети учатся жить «самостоятельно». Под чутким руководством опытных педагогов и специалистов, воспитанники учатся пользоваться бытовыми предметами и применять необходимые навыки в дальнейшей жизни. Основной задачей воспитателя является предоставление особенному ребенку возможности влиться в общественную жизнь.

У каждого человека процесс адаптация имеет свою специфику протекания. Поэтому, можно говорить о разных степенях социальной адаптированности людей. Поскольку социализация осуществляется в условиях тесного взаимодействия индивидов друг с другом, то степень адаптации человеку к отдельной группе, либо же социуму в целом будет определяться, как свойствами социальной среды, так и собственными свойствами и личностными качествами человека.

Ведущими факторами, определяющими степень успешности процесса адаптации, считаются: однородность группы, значимость и уровень компетентности педагогов, их общественное положение, четкость и единообразие предъявляемых требований. Немаловажную роль в этом процессе играют численность группы, а также характер деятельности членов данной группы. К числу личностных факторов могут быть отнесены: уровень компетентности индивида, его самооценка, присущая ему степень идентификации самого себя с группой или же любой иной социальной общностью и приверженности ей, а также поло-возрастные и некоторые иные типологические особенности.

У детей с умственной отсталостью практически все стадии умственного развития развиваются с запозданием. Для нормального хода развития ребенка крайне важным является участие семьи для его успешной социализации. Если говорить о ребенке с интеллектуальной недостаточностью, то для него семья, как и все остальные аспекты социализации, важна вдвойне, поскольку ее роль в интеллектуальном развитии и коррекции имеющихся недостатков.

У детей с нарушением интеллекта фиксируются недостаточно полные представления о социальном окружении, присутствует нечеткость восприятия жизненных перспектив, достаточно пассивное отношение к имеющимся общественным поручениям. Ряд исследователей (Зарин А., 1990; Логинова Е. Т., 1990; Аунапауу Т., 1982) в своих работах подчеркивают роль детского коллектива в деле по формированию активной жизненной позиции воспитанников. Для этого исследователи рекомендуют формировать положительный микроклимат в детском коллективе, содействующий включению всех воспитанников в работу группы с учетом их специфических черт и наклонностей. Те дети, которые прошли обучение на базе тренировочной квартиры, по возвращению в группу переносят имеющийся уже у них опыт и навыки, изменяя деятельность всей группы включая не только лишь собственных сверстников, однако и весь персонал. Другие исследователи подчеркивают исключительную роль подготовки к самостоятельной жизни детей, имеющих умственную отсталость. Для этого проводится целенаправленная работа по приучению таких детей к эффективному самообслуживания и обслуживающему труду, происходит формирование у них коммуникативных навыков (Щербакова А. М., Москаленко Н. В., 2001; Трубачева Т. П., Сементайн Н. А., 1998).

Для максимально эффективного развития ребенка большую значимость имеет не только сформированный благоприятный психологический климат в семье, но и поддержание активных контактов данной семьи с внешней действительностью. Сохраняя и поддерживая контакты с окружением., родители содействуют как процессу интеграции собственного ребенка в общество, так и формированию гуманного отношения общества к данному ребенку.

Зачастую наблюдается такая ситуация, когда родители, в следствии своей большой любви к детям, а также отсутствии при этом знаний ведущих закономерностей психического развития детей, допускают грубейшие ошибки в их воспитании, приводящие, в свою очередь, к травмам у детей. Другими словами, взрослые бессознательно включают в процесс своего воспитания такие модели, какие закладывают благоприятную почву для невротизации детей.

В ходе обучении умственно отсталых детей, в условиях учреждений интернатного типа, значимым моментом является использование приемов, ориентированных на обеспечение максимальной доступности для детей учебных знаний. При нахождении в интернатных условиях любого вида, дети, по сути, лишены привычного и оптимального для них контакта с взрослыми людьми (родителями, родственниками). Кроме того, постоянно происходящая смена сотрудников, по сути, лишает ребенка чувства защищенности. Сама по себе умственная отсталость существенно нарушает адаптационные способности подрастающей личности, что происходит вследствие стойкого расстройства функций головного мозга и в значительной мере изменяет социальное поведение индивида.

Успешность работы специалистов с умственно отсталыми детьми непосредственно зависит от их ориентации на 3 важнейшие социальные потребности:

1) Потребность в принадлежности к группе людей;

2) Потребность в компетентности;

3) Потребность в автономии.

Одновременно все 3 наиболее важные взаимосвязанные друг с другом потребности ребенка с умственной отсталостью получают максимальное удовлетворение в специальным образом организованной для него деятельности, объединяющей такие виды деятелньости, как игра, общение и мышление. В итоге получается тип школы, доставляющей радость от пребывания в ее стенах и содействующей профилактике возникновения у детей саморазрушающего поведения.

Общность интеллектуального и эмоционального развития обязана стать основополагающим фактором при подборе содержания учебного материала для организации работы с умственно отсталыми детьми. Эмоционально окрашенное взаимодействие воспитателя с воспитанником общепризнанно считается стимулом к развитию интеллекта, осознанию ребенком самого себя (sense of self), а также собственных социальных возможностей.

Интеллектуально-эмоциональное взаимодействие с ребенком, имеющим интеллектуальную недостаточность, строится, опираясь на предыдущие достижения ребенка в развитии. Могут быть выделены 4 уровня такого взаимодействия:

1) внимания, организованности, интереса к окружающим людям;

2) двухвидовой коммуникации, прагматической и экспрессивной;

3) чувств, представлений и соответствующих им средств вербального и невербального выражения;

4) логического понимания окружающего мира.

Процесс социализации детей с особыми потребностями может условно разделить на следующие этапы:

  1. Первый этап социализации воспитанника является его адаптация в так называемом малом социуме, а именно в стенах интерната в процессе бытовых действий, игр, занятий, уроков.
  2. Второй этап — адаптация в реальном социуме в процессе учебных и познавательных экскурсий, за пределами учреждения, при непосредственном участии педагогов.
  3. И последний, самый главный этап — самостоятельное адаптивное поведение в социуме.

Понятие «социальная адаптация» подчеркивает, что в относительно короткий промежуток времени личность или группа активно осваивает новую социальную среду, которая возникает, либо в результате социального или территориального перемещения, либо при изменении социальных условий. Жизненно-важное значение имеет социальная адаптация детей, лишенных родительского попечительства. Программы социальной адаптации таких детей направлены на формирование контроля своего поведения, к решению бытовых проблем самообслуживания и ведения домашнего хозяйства, умения обращаться с деньгами, к достижению социально-трудовой адаптации через трудовое и профессиональное обучение, психологической готовности к взрослой жизни в современных социальных условиях.

Подводя итоги, следует отметить, что вопрос социализации детей с ментальными нарушениями, представляет процесс междисциплинарного взаимодействия специалистов по реализации социальной модели инвалидности в условиях, связанных с формированием социальных умений (социально-бытовые умения, ориентирование и др). Данный процесс будет эффективным, если:

‒ учтены особенности оказания социально-педагогических услуг и педагогической помощи лицам юношеского и молодого возраста с тяжелой умственной отсталостью;

‒ социальные умения подопечных являются предэтапом формирования социальных навыков (социальные компетенции самообслуживания, коммуникации, ориентировки пр.).

Поэтому, чем лучше, у таких детей сформируются навыки поведения, тем проще им будет адаптироваться в окружающей среде.

Литература:

  1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л. И. Божович. Издательский дом «Питер». — 2008. — 284 с.
  2. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Безруких, В. Д. Сонькbн, Д. А. Фарбер. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 416 с.
  3. Денискина В. З. Особенности воспитания детей с нарушением зрения / В. З. Денискина. — «ИПТК «Логосвос». — 2016. — 183 с.
  4. Курбатов В. И. Социальная работа: Учебное пособие. / В. И. Курбатов. — М.: Дашков и К; Ростов-на-Дону: Наука — Пресс, 2006. — 480 с.
  5. Лапшина, М. Ю. Адаптация детей с ограниченными возможностями как социокультурная проблема. / М. Ю. Лапшина // Мир современной науки. — 2012. — № 4. — С.23–26.
  6. Лубовский Л. И. Специальная психология. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др. — 2-е изд., испр. — М.: Академия, 2005. — 464 с.
  7. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведении Г. М. Андреева. — Аспект Пресс, 2001. — 378 с.
  8. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе: социализация детей с нарушением интеллекта. — Речь, 2005. — 324 с.
  9. Аленкина О. А. Черникова Т. В. Социализация умственно отсталых детей: научные основы работы специалистов в России и за рубежом. / Журнал Известия Волгоградского Государственного педагогического университета, № 4 / том 17 / 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, тяжелая умственная отсталость, умственная отсталость, социальная среда, необходимость формирования, процесс социализации, Российская Федерация, социум детей, тренировочная квартира, умение.


Похожие статьи

Нравственное воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Воспитание и обучение детей со сложным дефектом в условиях специального образовательного учреждения

Особенности социального развития детей, воспитывающихся в условиях психоневрологического дома ребёнка

Нетрадиционная форма социализации детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Личностное развитие и социальная адаптация детей с умственной отсталостью и инвалидностью в дополнительном образовании

Организация социального развития детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения

Обучение детей со сложным дефектом в условиях образовательного учреждения

Нравственное воспитание детей 5-6 лет в детском саду

Организация коррекционно-развивающей среды для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (из опыта работы)

Оздоровление детей с туберкулезной интоксикацией в условиях ДОУ

Похожие статьи

Нравственное воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Воспитание и обучение детей со сложным дефектом в условиях специального образовательного учреждения

Особенности социального развития детей, воспитывающихся в условиях психоневрологического дома ребёнка

Нетрадиционная форма социализации детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Личностное развитие и социальная адаптация детей с умственной отсталостью и инвалидностью в дополнительном образовании

Организация социального развития детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения

Обучение детей со сложным дефектом в условиях образовательного учреждения

Нравственное воспитание детей 5-6 лет в детском саду

Организация коррекционно-развивающей среды для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (из опыта работы)

Оздоровление детей с туберкулезной интоксикацией в условиях ДОУ

Задать вопрос