Проблема социализации детей с ОВЗ в современном мире | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 июня, печатный экземпляр отправим 11 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (568) апрель 2025 г.

Дата публикации: 26.04.2025

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Геддерт, Т. П. Проблема социализации детей с ОВЗ в современном мире / Т. П. Геддерт. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 17 (568). — С. 243-245. — URL: https://moluch.ru/archive/568/124494/ (дата обращения: 25.05.2025).



Данная статья посвящена проблеме социализации детей с ограниченными возможностями в обществе. Рассматриваются сферы становления личности, социально-психологическая, социально-педагогическая сущности социализации и проблемы, с которыми сталкиваются дети с ограниченными возможностями в процессе социализации.

Ключевые слова: социализация, дети с ограниченными возможностями, дети с ограниченными возможностями, социализирующий и реабилитационный потенциал, культурно-досуговая деятельность, сферы формирования личности

This article is devoted to the problem of socialization of children with disabilities in society. The spheres of personality formation, socio-psychological, socio-pedagogical essence of socialization and the problems faced by children with disabilities in the process of socialization are considered.

Keywords: socialization, children with disabilities, children with disabilities, socializing and rehabilitative potential, cultural and leisure activities, spheres of personality formation.

Актуальность данной работы состоит в том, что в условиях современной социально-экономической ситуации в стране все большую остроту приобретает вопрос о роли социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Еще не так давно в России трудно было встретить инвалида на улице. Наглядно это показано в фильме М. Расходникова «Временные трудности»: по сюжету героя фильма Сашу, у которого диагностирован ДЦП, отправляют в «Артек» за успехи в учёбе, но на въезде в лагерь чиновник отправляет его назад, потому что «в СССР инвалидов нет». Вожатой приходится со слезами сообщить это мальчику.

В настоящее время права инвалидов, а так же людей с ограниченными возможностями здоровья регламентируются целым рядом законодательных актов:

— Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» [1]

— Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 29.05.2024) [2]

— Федеральный закон от 07.06.2017 № 116-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“» (изм. в ст. 15.1) [3]

— Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 [5]

— Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Доступная среда“» (ред. от 03.10.2024 и т. д. [6]

Также вошел в силу Федеральный закон 39 от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» Согласно ему, работодатель должен организовать рабочие места для инвалидов таким образом, чтобы их труд был максимально безопасным и комфортным. Количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается исполнительными органами субъектов Российской Федерации для каждого работодателя в пределах установленной квоты для приёма на работу инвалидов. [4]

«Вице-спикер СФ Инна Святенко 16 апреля, председательствуя на заседании Совета по делам инвалидов при верхней палате, посвящённого актуальным вопросам организации обучения граждан с инвалидностью по программам высшего и среднего профессионального образования с учётом прогноза кадровой потребности регионов., отметила, что перед обществом стоит задача создать все условия для успешной социализации инвалидов и слома сложившегося в обществе стереотипа, что если у человека есть проблема со здоровьем, то это может мешать ему получать образование или качественно выполнять поставленные задачи». Так же она обратила внимание на то, что государственная политика по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов, по их дальнейшему трудоустройству постоянно совершенствуется, и это даёт свои результаты. [10]

Однако, наряду с правовыми аспектами существует целый ряд психологических барьеров, которые мешают социализироваться человеку с ограниченными возможностями здоровья в обществе.

Паршутина, С. В. в своей работе отмечает, что социализация — это процесс двусторонний, включающий в себя: с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой — процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Человек становится как объектом, так и субъектом социальных отношений. [9]

В социально- педагогическом плане процесс социализации ребенком с ограниченными возможностями здоровья должен проходить всесторонне. В современном мире создаются все условия для успешной социализации ребенка с ОВЗ в обществе. В школах все активнее внедряется программа инклюзивного образования, активно реализовывается проект «Безбарьерная среда», ежегодно организовываются фестивали, где они могут активно принимать участие наряду с обычными детьми.

Однако, дети с ОВЗ очень часто попадают под влияние гиперопеки со стороны родителей, бабушек, дедушек и других членов семьи. С. В. Паршутина выделила основную проблему социализации таких детей в нарушении его отношения с миром, в ограниченной подвижности, бедности контактов с ровесниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой. Старшие родственники не верят в возможности своего ребенка, стараются все сделать за него, чем мешают процессу социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обществе.

Одной из задач школы состоит в подготовке школьников с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду в современном обществе, выбрать доступную, интересную, а главное востребованную профессию, овладеть ею и успешно трудиться в рабочем коллективе. Профориентация и социализация для ребят ОВЗ не просто занимает важное место в учебно-воспитательном процессе, и в социальной адаптации к жизни, это ответственный этап школьного развития, который определяет направление, характер и способ последующей социальной интеграции молодого человека средствами образования (профильного, начального профессионального, среднего профессионального и последующего образования)

А. Дубровский, М. В. Воронцов и В. С. Кукушкин выделили два важных социально-психологических фактора для успешной результативности социализации детей с ОВЗ

— всесторонности и надежности осведомленности о вопросах и правовой грамотности в их отношении педагогов и учащихся разнообразных типов образовательных учреждений;

— психологической терпимости к инвалидам и формирования ее в общеобразовательных учреждениях, в том числе желания и умения проявить детям инвалидам поддержку в их самореализации. [8]

Немало зависит и от самого педагога, его психического и психологического состояния. Геддерт Т. П. в своей работе определила взаимосвязь субъективного благополучия и толерантности педагога, работающего с детьми с ОВЗ. По её мнению, толерантность является профессионально важным качеством педагога. Системообразующим фактором в структуре данного феномена является эмоциональный комфорт, ценностное отношение к себе и к окружающим, а также внутренний и внешний самоконтроль. Психологическая интолерантность педагога может проявляться при эмоциональном дискомфорте, склонности к личностной отстраненности. Такое состояние оказывает негативное влияние на характер профессионального общения учителя с участниками образовательного процесса. [7]

Таким образом рассмотрев социально- психологическую, социально- педагогическую сферы становления личности детей с ограниченными возможностями здоровья, а также проблемы, с которыми сталкиваются дети с ограниченными возможностями в процессе социализации, мы можем сделать однозначный вывод о том, что сущность развития социального потенциала таких детей непосредственно зависит от целенаправленной педагогической поддержки детей. Таким детям необходимо давать возможности для раскрытия своего потенциала в различных сферах деятельности, поощрять любые проявления инициативы в общественных делах.

Литература:

  1. Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»
  2. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 29.05.2024)
  3. Федеральный закон от 07.06.2017 № 116-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“» (изм. в ст. 15.1)
  4. Федеральный закон 39 от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации»
  5. Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006
  6. Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Доступная среда“» (ред. от 03.10.2024 и т. д.
  7. Геддерт, Т. П. Субъективное благополучие как составляющая толерантности педагога, работающего с детьми с ОВЗ / Т. П. Геддерт. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 16 (515). — С. 319–322. — URL: https://moluch.ru/archive/515/113072/ (дата обращения: 18.04.2025)
  8. Дубровская, Т. А. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]/ Т. А. Дубровская, М. В. Воронцова, В. С. Кукушкин. — Москва: Изд-во Российского государственного социального университета, 2012. — 362 c.
  9. Паршутина, С. В. Социализация личности детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования детей [Текст] / С. В. Паршутина //Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.).
  10. Сетевое издание «Сенат информ». — Текст: электронный // https://senatinform.ru/: [сайт]. — URL: https://senatinform.ru/news/svyatenko_neobkhodimo_sozdavat_vse_usloviya_dlya_uspeshnoy_sotsializatsii_invalidov/ (дата обращения: 23.04.2025).
Основные термины (генерируются автоматически): некачественный товар, продавец, гарантийный срок, недостаток товара, президиум ВС РФ, РФ, товар, возврат товара, общее правило, Постановление Пленума ВС РФ.


Ключевые слова

социализация, культурно-досуговая деятельность, дети с ограниченными возможностями, социализирующий и реабилитационный потенциал, сферы формирования личности

Похожие статьи

Задать вопрос