Статья представляет собой анализ научной литературы по проблеме социальной адаптации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Социальная адаптация играет важную роль в жизни младшего школьника, так как от её протекания и результата зависит не только успешность его в учебной деятельности, но и комфортное существование в новой и значимой для него системе отношений, формирование его личности.
Ключевые слова: социальная адаптация; младший школьный возраст; внутренняя позиция школьника; самооценка; младшие школьники; задержка психического развития; дети с задержкой психического развития.
Социальную адаптацию можно определить как процесс и одновременно результат вступления человека в новую для него среду и активного взаимодействия с этой средой, приспособление к изменениям, новым условиям, отношениям, принятия и соблюдения установленных норм, законов и правил [5]. Социальная адаптация в разные возрастные периоды рассматривается в работах многих авторов (С. А. Беличева, И. В. Дубровина, С. П. Ефимова, Л. Н. Блинова, А. Л. Венгер. М. М. Безруких и др.).
Младший школьный возраст можно выделить как наиболее уязвимый и многосторонний возрастной период при формировании социальной адаптации. Ведь на этом этапе развития ребенок довольно резко оказывается на новой для него позиции в системе социальных отношений. Момент перехода от дошкольного возраста к младшему школьному является кризисным. Младшие школьники попадают в новую среду, сталкиваются с новыми для себя обязанностями и правилами, к ним предъявляются новые требования, касающиеся ежедневного посещения длительных занятий, соблюдения дисциплины на уроках, выполнения домашнего задания, ответственного отношения к нему, правильной организации рабочего места, нового режима и так далее. Ребенок начинает осознавать себя субъектом ранее неизвестных ему значимых социальных отношений, у него формируется внутренняя позиция школьника. Даже в бытовых ситуациях он получает определенные сигналы от окружающих его людей, из среды. Роль школьника определяется людьми как особая, значимая. Часто ребенку, который вот-вот пойдёт в первый класс, говорят: «Ты уже совсем большой!». Он включается в новую для него деятельность, определяемую как общественно значимую — в учебную деятельность, в которой от него требуется овладение знаниями, навыками, пока ему незнакомыми. Учебная деятельность становится целенаправленным и структурированным звеном в жизни ребенка (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин), которая стимулирует и направляет процесс социальной адаптации ребенка в целом [2] [7].
Во многих психолого-педагогических исследованиях, посвященных младшему школьному возрасту, чаще всего внимание уделяется вопросам адаптации ребенка к школе и её показателях, трудностях адаптации, которые проявляются в общении ребенка, его поведении (Д. Ю. Соловьёва, Г. С. Абрамова, Р. В. Овчарова, М. Р. Битянова, О. О. Гонина). И. Ю. Левченко, Т. В. Дорожевец, Т. А. Добровольская, С. Д. Забрамная изучали динамику личности ребенка при переходе его от одной ведущей деятельности к другой при наступлении следующего возрастного периода: от игровой деятельности в дошкольном возрасте к учебной в младшем школьном возрасте. Однако при формировании у ребенка социальной адаптации Т. В. Дорожевец выделяет три вида особенностей ее проявления: академический, социальный и личностный. Академический аспект представляет собой степень соотношения поведения ребенка с требованиями и нормами социума. Социальный аспект определяется успешностью коммуникации ребенка с группой его сверстников. Личностный же аспект показывает уровень самоидентификации ребенка в определенной социальной группе. Д. Ю. Соловьева выделяет важные аспекты адаптации ребенка к обучению в школе: организационный, учебно-мотивационный, психологический и социальный [6].
Социальную адаптацию младших школьников с задержкой психического развития изучали такие исследователи как Л. С. Выготский, М. Р. Битянова, А. Н. Леонтьев, М. Ю. Кондратьев, Т. А. Власова, Л. И. Коломийченко, Т. Н. Захарова, А. А. Семенов и другие. Задержка психического развития — это синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, часто выявляемый при поступлении в школу, выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, быстрой утомляемостью в интеллектуальной деятельности, преобладании игровых интересов над учебной деятельностью [3].
Долгий период времени уровень умственного развития ребенка считался главным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Одним из первых Л. С. Выготский высказал предположение, что «готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов» [1].
Изучение адаптации детей особенно важно именно в период младшего школьного возраста, ведь эффективность дальнейшего обучения ребенка имеет прямую и существенную зависимость от объема и прочности знаний и навыков, которые ребенок усвоил в процессе начального образования. Очень значимым является создание устойчивой положительной мотивации к учебе, комфортного нахождения ребенка в этой среде и взаимодействия с ней. В. И. Лубовский отмечает, что из-за особенностей своего психического развития дети с задержкой психического развития приходят в школу, будучи неготовыми к освоению учебной деятельности, она характеризуется низкой продуктивностью. Школьники часто не усваивают задания, при их выполнении не могут сосредоточиться на длительное время, часто отвлекаются [4]. Ребята испытывают трудности при усвоении учебной деятельности, которая является основной и значимой на этом возрастном этапе, что не способствует формированию мотивации к учебе, негативно влияет на самооценку школьников, также им сложно выполнять правила новой среды: соблюдать дисциплину, прилежание на уроках. Эти проблемы ясно показывают важность и необходимость поиска способов помощи учащимся с задержкой психического развития в условиях образования на этапе младшего школьного периода.
Литература:
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М.: Астрель, 2015. — 139 с.
- Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 1134 с.
- Кузнецова, Л. В. Организация образовательного процесса для детей с проблемами школьной и социальной адаптации / Л. В. Кузнецова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2005. — 74 с.
- Лубовский В. И. Специальная психология. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 464 с.
- Маллер, А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями / А. Р. Маллер // Кн. для родителей.– М., 2014.– 333 с.
- Соловьева Д. Ю. Факторы адаптации первоклассников в школе / Д. Ю.Соловьева // Вопросы психологии. 2012. № 4. С. 23–31.
- Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Просвещение, 2008. — 325 с.