Социально-психологические проблемы семей, воспитывающих детей с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №17 (464) апрель 2023 г.

Дата публикации: 28.04.2023

Статья просмотрена: 1012 раз

Библиографическое описание:

Ягафарова, А. А. Социально-психологические проблемы семей, воспитывающих детей с ОВЗ / А. А. Ягафарова, А. Ф. Фазлыева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 17 (464). — С. 286-289. — URL: https://moluch.ru/archive/464/101938/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена анализу социально-психологических проблем от различных авторов, возникающих в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Выделяются особенности родительски-детских взаимоотношений в подобных семьях, на основе возможных поведенческих линий и материальных проблемах, которые превращаются в основные препятствия на пути социализации в общество.

Ключевые слова: семья, дети с ограниченными возможностями здоровья, особый ребенок, социализация, проблемы.

Понятие «семья» является очень важной составляющей для нашего общества. Во-первых, семья — это социальный институт, за которым закреплена важная функция — репродуктивная. Во-вторых, семья является сообществом людей, связанных родством, которые имеют общие цели и задачи. Также важно помнить, что семья — это микросоциум, где развивается не только сама жизнь ребенка и его родителей, но там также формируются различные нравственные ценности, строится правильное отношение к людям, появляются представления о характере межличностных связей.

Получается, в семье ребенок вливается в общественную жизнь, осваивает нормы поведения, способы мышления, язык. Из этого мы можем понять, что для детей с ограниченными возможностями здоровья особенно нужно построить хорошие взаимоотношения со своими родителями, ведь они для них могут быть единственным источником информации и связи с общественностью. Отсюда выходит, что нужно своевременно и быстро осознавать и решать проблемы, которые формируются в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку им нужно социализироваться более продуктивно.

Все мы понимаем, что появление «особого» ребенка в семье создает очень стрессовую ситуацию: она изменяет характер отношений и привычный уклад жизни. Стресс может возникнуть под влиянием различных проблем. Например, Савина Е. А. в своей книге отмечает, что со временем родительский стресс может только усиливаться из-за родительского пессимизма относительно их ребенка. Например, он, из-за своих физиологических особенностей всегда предъявляет особые требования к родителю, кто является своеобразным мостом между ребенком и обществом. Если у семьи по каким-либо причинам не удается справляться с недугом ребенка, начинается процесс развития тревоги и чувства вины. Особенно подчеркивается, что по большей степени стресс развивается у женщин, они страдают от того, что они привели на свет «вместо чуда это больное существо». Появляются истерики, различные страхи, рождается чувство одиночества и потерянности в своей жизни. Также, поскольку мать ребенка находится с ним постоянно, здесь появляется обилие домашних забот, что взаимосвязано с повышением физической и моральной нагрузки, они вечно утомлены и часто становятся подверженными депрессивным настроениям [7].

Но не только стресс является главной проблемой, которая развивается в семьях с «особыми» детьми. Анализируя слова Кожановой Т. М., мы можем понять, что очень часто в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, можно наблюдать совершенно разные формы поведения родителей, которые нарушают правильную социализацию детей. В качестве её примера преподносится подсознательное «отвержение» ребенка. Оно проявляется в: отсутствии интереса к ребенку; детям оказывается недостаточное внимание в целом; имеется грубое и насильственное обращение. Особое внимание уделяется психологическому отвержению, которое заставляет ребенка думать, что он «какой-то не такой», он «недостоин любви». В ходе этого у детей возникает сниженное настроение, низкая самооценка, пассивность. Что интересно, существует совершенно противоположная форма поведения родителей — гиперопека. Множество взрослых испытывают неосознанное чувство вины перед ребенком, приступы чрезмерной жалости. Они стараются все сделать за него, что ограничивает детей в своей свободе. Дети с ОВЗ из-за своих особенностей сами по себе довольно пассивно вливаются в общество, а в этих случаях данная стратегия поведения родителей делает всё только сложнее [4].

Также Ольхина Е. А. в своей работе раскрывает тему скрытого непризнание дефекта ребенка. Оно может появиться в стремлении родителей корректировать детское развитие в соответствии со своими личными или общественными стандартами. Они хотят компенсировать нарушения какими-нибудь особыми достижениями, отчего они забывают способности и возможности ребенка. Так, взрослые предъявляют к нему непосильные требования, которые после наносят травму на всю его жизнь. К примеру, в ходе неудачи у ребенка в каком-либо деле, он может услышать в свой адрес ужасные слова по поводу своего недуга или монотонные и бесполезные нотации, и т. д. Таким образом, родители в значительной степени ограничивают не только сами контакты ребенка с окружающим миром, но и в целом желание к нему стремиться [5].

В исследовательской работе В. М. Волкова и Е. В. Хлыстова выявили неудовлетворенность, связанную с подавляющей активностью окружения. Дети подросткового возраста с ОВЗ считают, что взрослые как часть этого окружения, не понимают их переживания и внутренний мир. Неспособность самостоятельно справиться с кризисными проявлениями и неоправданные притязания на любовь способствуют усилению у них тревоги, депрессии и стресса, вызванного нежелательными ограничениями и запретами [2].

Очень интересную вещь показывает Ткачева В. В. в ходе процедуры консультирования семьи [6]. В своей работе она отмечает, с какими проблемами семьи лично приходят к специалисту. Ниже приводится сам перечень проблем:

— трудности в ходе обучения ребенка;

— проблемы с воспитанием ребенка;

— проблематика взаимоотношений со сверстниками;

— межличностные контакты ребенка с близкими, их отношение к нему;

— недооцененность возможностей ребенка работниками образовательных организаций;

— какие-либо нарушения в отношениях между супругами, появившиеся на фоне дефекта ребенка;

— проявление холодности кем-либо из родителей ребенка с ОВЗ, а иногда даже отказ от его материального обеспечения;

— сравнение родителями своего ребенка с ОВЗ со здоровыми детьми.

Что же касается сферы социальных проблем, то тут ситуация такова.

Проблемы с материальным благополучием и бытом, финансовые трудности и жилищные проблемы — это основные вызовы, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие детей с ОВЗ. Они часто сталкиваются с трудностями при покупке продуктов питания, одежды, мебели и бытовой техники. Кроме того, обычное жилье не всегда подходит для таких детей, отсутствуют специальные приспособления и различные услуги, во многом, для них платные [3].

Второе место по значимости занимают проблемы обучения и реабилитации детей через образование. Большинство из них получают образование в специальных интернатных учреждениях, где они отделяются от семьи на не менее чем пять дней в неделю. Это приводит к разрыву связи между семьей и процессом воспитания, что в свою очередь приводит к отчуждению ребенка от семьи и изоляции семьи от проблем и потребностей ребенка. Также, если семья решает оставить ребенка дома, то для всех ее членов начинается сложный и длительный период, который связан с постоянным преодолением трудностей взаимодействия ребенка с обществом [1].

Получение полноценной медицинской помощи и социально-бытового обслуживания занимает третье место в списке проблем. Для детей с ограниченными возможностями необходима ранняя, этапная, длительная и комплексная медико-социальная реабилитация, включающая медицинские, психолого-педагогические, профессиональные, социально-бытовые, правовые и другие программы, учитывающие индивидуальные потребности каждого ребенка. Основной целью является обучение детей двигательным и социальным навыкам для последующего получения образования и самостоятельной работы. Низкий уровень информированности семей о реабилитационных и образовательных учреждениях для детей-инвалидов, а также о работе социальных служб является большой проблемой. Семьи также испытывают трудности с правовой самостоятельностью, не знают о льготах, на которые они могут рассчитывать, и плохо ориентируются в быстро меняющемся законодательстве.

Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, не всегда понимаются обществом, и только малая часть получает поддержку от окружающих. Это приводит к тому, что родители не могут брать своих детей на различные культурные мероприятия, такие как театр, кино и т. д., что приводит к полной изоляции этих детей от общества с самого рождения.

Таким образом, результаты теоретического исследования свидетельствуют о том, что социально-психологических проблем много, и они являются очень актуальными и важными. Семья — это главная часть социализации ребенка, заключенная в большую сеть различных связей в обществе, но исходя из вышеизложенного анализа можно увидеть, что семья может как способствовать тому, чтобы индивид адаптировался и спокойно жил, так и препятствовать этому, осознанно или же нет.

Литература:

  1. Болдина М. А. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями / М. А. Болдина // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. — № 2 (10). — 2006. — 71–77 с.
  2. Волкова В. М. Взаимосвязь стиля семейного воспитания и проявлений тревожности у детей подросткового возраста с нарушением слуха / В. М. Волкова, Е. В. Хлыстова // Специальное образование. — 2013. — № 1. — С. 33–39.
  3. Зубкова Т. С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи / Т. С. Зубкова, Н. В. Тимошина // М.: Издат. центр «Академия». — 2003.
  4. Кожанова Т. М. Роль семьи в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья / Т. М. Кожанова // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 4. — С. 189.
  5. Ольхина Е. А. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями зрения / Е. А. Ольхина // Специальное образование. — 2006. — № 7. — С. 34–39.
  6. Ткачёва В. В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование / В. В. Ткачева // М.: Национальный книжный центр. — 2014. — 160 с.
  7. Савина Е. А. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Е. А. Савина // М.: Владос. — 2008. — 224 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья, проблема, общество, родитель.


Похожие статьи

Проблема социальной адаптации семей, имеющих детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в Хабаровском крае

В статье пойдет речь о проблемах одной из наиболее уязвимых групп населения — семьях, имеющих детей с ТМНР. Обосновывается краевая специфика проблемы. Дается описание факторов внутренней и внешней среды, от воздействия которых зависит эффективность п...

Особенности внутрисемейных отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен сравнительный анализ особенностей внутрисемейных отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ, и в семьях, воспитывающих здорового ребенка. Обнаружены различия в таких показателях как удовлетворенность браком, психологический ...

Современные проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлены особенности семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, полученные в ходе научно — исследовательской работы. Авторами описаны обобщенные результаты эмпирического исследования. Предметом исследования выст...

Психологическое сопровождение процесса адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве школы

Проблема включения детей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества, их социализации и развитии является актуальной на сегодняшний день. Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды — сложная категория детей, треб...

Специфика отношений родителей с детьми, имеющими нарушения слуха

В статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема, отношения родителей с детьми с ОВЗ (в частности с детьми с нарушением слуха). Описывается механизм динамики чувств родителей глухих и слабослышащих детей, рассматриваются качест...

Особенности социально-психологической адаптации детей, лишённых родительской опеки и воспитывающихся в социально-реабилитационных центрах

В данной статье рассмотрены проблемы воспитания детей лишенных родительского попечения. Проанализированы функции реабилитационных центров. Рассмотрены виды депривации, которые возникают у воспитанников детских домов и реабилитационных центров. Изучен...

Влияние стилей семейного воспитания на сепарацию людей с ОВЗ

В статье рассматриваются основные стили семейного воспитания в семьях, где родился ребенок с ограниченными возможностями здоровья, основные причины формирования семейных отношений, анализируются основные ошибки в семейном воспитании детей с ОВЗ и их ...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе интегрированного образования

В настоящее время в нашей стране растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно этим детям гораздо сложнее адаптироваться в жизни, которая часто не подготовлена к восприятию детей с неравными стартовыми возможностям. В данной стать...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении

В данной статье рассмотрены основные вопросы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, особенности их развития, обучения и социализации в среде здоровых сверстников. Рассматриваются способы соз...

Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников

В статье рассматривается сущность, стадии социально-психологической адаптации, а также факторы, влияющие на неё. Делается анализ проблем, связанных с социально-психологической адаптацией. Приводятся данные исследования, позволяющие охарактеризовать с...

Похожие статьи

Проблема социальной адаптации семей, имеющих детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в Хабаровском крае

В статье пойдет речь о проблемах одной из наиболее уязвимых групп населения — семьях, имеющих детей с ТМНР. Обосновывается краевая специфика проблемы. Дается описание факторов внутренней и внешней среды, от воздействия которых зависит эффективность п...

Особенности внутрисемейных отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен сравнительный анализ особенностей внутрисемейных отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ, и в семьях, воспитывающих здорового ребенка. Обнаружены различия в таких показателях как удовлетворенность браком, психологический ...

Современные проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлены особенности семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, полученные в ходе научно — исследовательской работы. Авторами описаны обобщенные результаты эмпирического исследования. Предметом исследования выст...

Психологическое сопровождение процесса адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве школы

Проблема включения детей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества, их социализации и развитии является актуальной на сегодняшний день. Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды — сложная категория детей, треб...

Специфика отношений родителей с детьми, имеющими нарушения слуха

В статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема, отношения родителей с детьми с ОВЗ (в частности с детьми с нарушением слуха). Описывается механизм динамики чувств родителей глухих и слабослышащих детей, рассматриваются качест...

Особенности социально-психологической адаптации детей, лишённых родительской опеки и воспитывающихся в социально-реабилитационных центрах

В данной статье рассмотрены проблемы воспитания детей лишенных родительского попечения. Проанализированы функции реабилитационных центров. Рассмотрены виды депривации, которые возникают у воспитанников детских домов и реабилитационных центров. Изучен...

Влияние стилей семейного воспитания на сепарацию людей с ОВЗ

В статье рассматриваются основные стили семейного воспитания в семьях, где родился ребенок с ограниченными возможностями здоровья, основные причины формирования семейных отношений, анализируются основные ошибки в семейном воспитании детей с ОВЗ и их ...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе интегрированного образования

В настоящее время в нашей стране растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно этим детям гораздо сложнее адаптироваться в жизни, которая часто не подготовлена к восприятию детей с неравными стартовыми возможностям. В данной стать...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении

В данной статье рассмотрены основные вопросы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, особенности их развития, обучения и социализации в среде здоровых сверстников. Рассматриваются способы соз...

Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников

В статье рассматривается сущность, стадии социально-психологической адаптации, а также факторы, влияющие на неё. Делается анализ проблем, связанных с социально-психологической адаптацией. Приводятся данные исследования, позволяющие охарактеризовать с...

Задать вопрос