Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Горшенина, Т. Н. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья / Т. Н. Горшенина, Ю. В. Морозова, О. В. Репкина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 7.1 (77.1). — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/270/9280/ (дата обращения: 17.07.2024).



Лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) представляют собой одну из наиболее социально уязвимых групп воспитанников в силу наличия у них ряда специфических психофизиологических особенностей, обуславливающих необходимость организации и реализации такого образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения, которые были бы способны в полной степени удовлетворить особые образовательные потребности данных индивидов.

В группу воспитанников с ОВЗ входят дети с нарушениями речи, нарушениями слуха, нарушениями зрения, нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с интеллектуальными нарушениями, дети с РАС и т. д.

В зависимости от нозологической группы воспитанников с ОВЗ можно выделить следующие общие психологические особенности:

  1. Имеются определенные коммуникативные барьеры, трудности в установлении межличностного взаимодействия с педагогами и сверстниками.
  2. Темп познавательной деятельности крайне низкий по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками.
  3. Проблемы в произвольной регуляции собственной деятельности, проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности.
  4. Могут проявляться различные по степени выраженности трудности в адаптации к школьному обучению, распорядку, правилам поведения.
  5. У детей отмечается повышенная тревожность, иногда неадекватная самооценка, капризность, повышенная утомляемость.

Рассмотрим более подробно психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ. Психолого-педагогическое сопровождение многие авторы рассматривают как помощь, поддержку ребенка в проблемных ситуациях, создание условий для успешной социализации ребенка. Процесс сопровождения выделяют как совокупность последовательных действий (алгоритм), позволяющих личности ребенка успешно интегрироваться в общество.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ — это комплексная работа, направленная на психолого-педагогическую поддержку и помощь ребёнку, консультирование родителей, помощь педагогам в решении задач, связанных с развитием, воспитанием и социализацией ребенка.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ включает в себя следующие этапы:

— дифференциальную диагностику психологического развития ребенка;

— создание благоприятных социально-психологических условий для развития и успешного обучения;

— консультативная работа с педагогами и родителями (законными представителями);

— коррекционно-развивающая работа;

— мониторинг динамики развития ребенка.

При этом дифференциальная диагностика является первым и очень важным этапом в системе психолого-педагогического сопровождения. Именно дифференциальная диагностика нарушений развития позволяет выявить детей с психофизическими недостатками в популяции, определить оптимальный индивидуальный образовательный маршрут, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, соответствующее его психофизическим особенностям. Диагностика осуществляется в форме обследования ребенка разными специалистами: учителем-дефектологом, педагогом-психологом, учителем-логопедом.

Следующий важный этап в системе психолого-педагогического сопровождении детей с ОВЗ является коррекционно-развивающая работа, осуществляющаяся специалистами (учителем-дефектологом, педагогом-психологом, учителем-логопедом и т. д.) в зависимости от нозологической группы. При осуществлении коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ требуется учитывать важные моменты:

— практическое повторение упражнений: большая роль в работе с детьми с ОВЗ отводится закреплению навыков путем неоднократных упражнений и систематически предъявляемых требований;

— при обучении ребенка нужно использовать схемы и модели;

— использовать любую реакцию в поведении ребенка, положительную или отрицательную, как материал для совместной деятельности, переводить негативные эмоции в позитивные;

— обязательное закрепление содержания занятий в повседневной жизни;

— все новое в жизнь ребенка вводить постепенно, дозировано.

Для успешной реализации целей и задач коррекционной работы в работе с детьми с ОВЗ возможно использование следующих методов и приемов:

  1. Методы арт-терапии:

— песочная терапия (метод «Sand-Art» — рисование на песке, плассотерапия — лепка из кинетического песка) — на занятиях взаимодействие с песком помогает снизить эмоциональное напряжение ребенка, чувствовать себя защищенным, в комфортной для него среде, повышает мотивацию к занятия;

— сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром, улучшение социальной адаптации, коррекционная работа с нарушениями поведения. На занятиях используются различные возможности работы со сказкой: обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, проигрывание эпизодов сказки, творческая работа по мотивам сказки (сказка наоборот, придумывание окончание сказки, сочинение сказок);

— куклотерапия — метод основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого;

— изотерапия — метод используется для снятия эмоционального напряжения, коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка;

— музыкотерапия — активно используется при двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и других.

  1. Кинезиологические упражнения — здоровьесберегающие упражнения, способствуют снятию мышечного и эмоционального напряжения, оптимизации психологического состояния.
  2. Психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика) — упражнения, способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения.
  3. Игры:

— сюжетно-ролевая игра предполагает определенный сюжет и содержание, которые задаются и проигрываются разнообразными взаимосвязанными ролями, например, учитель — ученик, ученики между собой, игры в детский сад и школу;

— режиссерская игра, игра-драматизация — игры, где ребенок является одновременно создателем сюжета, постановщиком его (предметным воплотителем) и испытателем всех ролей. Такое обобщенное отношение дает ребенку возможность взглянуть и на себя, и на других со стороны (сочинение сказок);

— творческие, коммуникативные — способствуют развитию произвольности поведения у дошкольников, повышению уровня самоконтроля, учат моделированию взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Одной из приоритетных задач на начальном этапе дошкольного образования детей с ОВЗ является задача включения родителей (законных представителей) в коррекционный процесс. Обладая не только воспитательным, но и существенным реабилитационным потенциалом, семья, тем ни менее, часто сталкивается с трудностями воспитания и обучения ребенка, имеющего какие-либо отклонения в развитии. Родители не всегда владеют нужной информацией и навыками по организации помощи в развитии и коррекционной поддержке детей. При этом семья ребенка с нарушениями в развитии зачастую оказывается в условиях психотравмирующей ситуации и постоянного эмоционального напряжения.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения. Родители ребенка, столкнувшись в своей жизни с подобной ситуацией, испытывают множество трудностей. Деформация позитивного жизненного стереотипа, обусловленная рождением ребенка с отклонениями в развитии, влечет за собой нарушения, которые могут проявляться на социальном, психологическом уровнях. Среди причин невысокой результативности коррекционной работы с семьей, можно назвать и личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром.

Обнаружение у ребенка дефекта развития почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние, чувство тревожности, беспомощности, а иногда и агрессии. Поэтому очень важным является психолого-педагогическое сопровождение, поддержка родителей, информирование родителей в вопросах развития и воспитания детей с ОВЗ.

Для того, чтобы условия, созданные дома для ребенка с ОВЗ стали полноценной развивающей средой, необходимо создание в семье здорового психологического микроклимата.

Взаимодействие с родителями заключается в сотрудничестве, включении, участии, обучении и партнерства. Наиболее оптимальным является понятие — «партнерство», поскольку оно наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов. Партнерство подразумевает почти полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии.

Проблемы, которые волнуют родителей, могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования у них правил поведения, а также многие личностные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с ОВЗ.

Сотрудничество с родителями — это процесс многоуровневый и сложный. Роль педагога — психолога и смежных специалистов при этом особая — заключается в сопровождении, грамотном консультировании, установлении контакта с семьями.

Обучение родителей методам и приемам коррекционной поддержки своего ребенка позволяет улучшить атмосферу в семье и актуализировать ее интеграционный потенциал, позволяющей им стать активными участниками коррекционной работы.

Наиболее целесообразной на начальном этапе дошкольного образования является обучение родителей взаимодействию с детьми. Данную работу следует начать с умения привлечь внимание ребенка. Родители часто предлагают ребенку новое занятие, в то время как он занят чем-то другим.

В таких ситуациях специалисту важно объяснить родителям, что вместо того, чтобы направлять внимание ребенка на что-то новое, им нужно попытаться следовать в направлении его внимания.

Непосредственное обучение родителей методам работы проходит и в процессе занятий с детьми. Специалисты демонстрируют приемы работы, сопровождая это объяснениями: как следует обучать ребенка тому или иному навыку, что нужно делать, чтобы ослабить нежелательное поведение и т. д.

Постепенное включение родителей в процесс приводит к тому, что они начинают самостоятельно использовать методы и овладевать необходимыми навыками. При этом со стороны специалистов организуются контроль и подсказка. На этом этапе специалист, практически одновременно обучающий и детей, и взрослых, должен держать ситуацию под контролем, видеть общую картину происходящего, быстро подбирать или менять метод, удерживать позитивный настрой и обязательно хвалить родителей, подчеркивая даже незначительные успехи их детей.

В рамках индивидуальных консультаций с родителями выносятся вопросы динамики развития ребенка (по результатам диагностики), его познавательных возможностей и путей их стимулирования. Особо уделяется внимание организации развивающей среды дома. Подробно обсуждаются моменты обстановки, цветового решения для принятия пищи и познавательной деятельности, выбор игрушек, развивающих игр, книг для рассматривания и чтения с учетом индивидуальных возможностей ребенка.

Практические занятия, мастер-классы, семинары-практикумы (совместное занятие родителей, детей и учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда) могут быть посвящены обучению родителей развитию двигательной сферы ребенка путем практического ознакомления с элементами адаптивной физической культуры (по рекомендации врача), обучению навыкам сотрудничества в игровой деятельности (атрибуты, развитие сюжета, выполнение игровых действий), обучению навыкам общения с использованием жестов, условных обозначений и карточек (для неговорящих детей).

Традиционной формой работы с родителями является их участие в праздниках. Причем важно не пассивное участие родителя как зрителя, а активное — в виде совместных танцев, музыкально-ритмических упражнений и музыкальных игр. Как показывает практика, такая организация праздников приносит удовольствие не только детям, но и родителям, что способствует лучшему пониманию друг друга, а также соответствует специфике комплексного сопровождения ребенка.

Таким образом, включение родителей в образовательный процесс (после нормализации собственного психического состояния членов в семье и установления психологического комфорта в семье) существенно ускоряет процесс социализации ребенка с ограниченными возможностями.

В завершении отметим, что результатом психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, должна стать их адекватная социализация, адаптация в обществе, формирование навыков коммуникации со сверстниками как результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социальная среда обучения и развития должна быть организована так, чтобы посредством педагогического и родительского воздействия оказывать влияние на формирование личности.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии / Сост., авт. вступ. ст. и библиогр. Т. М. Лифанова; авт. коммент. М. А. Степанова. — М.: Просвещение,1984 г.
  2. Выготский Л. С. Коллектив как фактор развития дефективного ребенка // Основы дефектологии. СПб.: «Лань», 2003. С. 196–218.
  3. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015 г.
  4. Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95 № 181-ФЗ (ред. от 28.12.2013 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2014) Издательство: Норматика, 2014г.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии СПб.: Речь, 2011
  6. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб,: Речь, 2016 г.
  7. Копытин А. И., Свистовская Е. Е. Арт-терапия детей и подростков. — М.: Когито-Центр, 2006.
  8. Мищенко, А. Ф. Идеи педагогики и воспитания Л. С. Выготского в работе с детьми с особыми образовательными потребностями в начальной школе / А. Ф. Мищенко, А. Г. Савченко, Ф. И. Максутова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27.1 (131.1). — С. 20–18.
  9. Распоряжение Минпросвещения России от 28.12.2020 № Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях» (вместе с «Системой функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях. Методические рекомендации»).
  10. Ярошевский М. Г. Л. С. Выготский и проблема социокультурной детерминации психики // Психология развития как феномен культуры. Психология отечества. Избр. психол. тр. в 70-ти т. М. — Воронеж, 1996. С. 5–15.
Задать вопрос