Социально-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации воспитанников детского дома к жизни
Авторы: Мануйлова Лидия Михайловна, Комарницкая Елена Брониславовна
Рубрика: 14. Социальная работа
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)
Дата публикации: 02.02.2015
Статья просмотрена: 1281 раз
Библиографическое описание:
Мануйлова, Л. М. Социально-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации воспитанников детского дома к жизни / Л. М. Мануйлова, Е. Б. Комарницкая. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 267-270. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7210/ (дата обращения: 16.12.2024).
Проблема социальной адаптации воспитанников детского дома к жизни является актуальной со дня появления приютов для беспризорных детей. В настоящее время даже на правительственном уровне эта проблема причисляется к приоритетным задачам, требующим немедленного решения. Выпускники детских домов, неадаптированные к современной действительности, пополняют ряды молодых людей, не имеющих постоянного места работы, проживания, употребляющих наркотические и алкогольные средства, совершивших преступления и суицидальные попытки.
Программа «Россия — без сирот», предполагающая передачу детей из детских домов в семьи, рассчитана на 2013–2020 годы. В соответствии с этой программой в детских домах осуществляется социально-педагогическая адаптация детей с целью помочь воспитанникам благоприятно устроиться в новой семейной обстановке. Сейчас в РФ наблюдается тенденция повсеместного закрытия детских домов, тщательно прорабатываются вопросы о дальнейшей реорганизации учреждений для детей-сирот. На базе реорганизуемых учреждений планируется открытие дошкольных образовательных учреждений, центров сопровождения замещающих семей, а также социальных гостиниц, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, которые позволят осуществлять профилактику социального неблагополучия в семьях.
Новое направление социальной политики в области защиты детей-сирот имеет как позитивные, так и негативные последствия. С одной стороны, дети, которых взяли на воспитание в семьи, смогут приобрести опыт жизни в семье, постоянную любовь и заботу. С другой стороны, в детских домах сейчас воспитываются дети подросткового возраста, которых не взяли в семьи по причине низкой социальной адаптации, физических и психических отклонений; половина из этих детей полюбили свой детский дом, работников, называют их «мамами». Дети не готовы на один — два года переезжать в новые действующие детские дома или к незнакомым людям, имеющим различные цели приема детей в семью. Эти цели могут быть как бескорыстными, так и небескорыстными: детей старшего возраста берут для выполнения различного труда, особенно, если семья живет в деревне; привлекательным для многих является получение нового жилья и денежных выплат, которые увеличиваются благодаря социальной политике государства.
Возникло понятие вторичного сиротства, которое относится к детям, возвращаемым после определенного времени жизни в семье назад в детский дом. Это http://public.voga360.com/temp/new/activity/images/pic.pngприносит детям болезненно переживаемые психологические травмы. Ситуация усугубляется отсутствием эффективного сопровождения детей после определения их в семью, которым до начала президентской программы ускоренного определения детей в семьи занимались социальные педагоги детских домов при постинтернатном сопровождении.
Явление вторичного сиротства и сохранение подросткового контингента http://public.voga360.com/temp/new/activity/images/pic.pngвоспитанников в детских домах обусловливает важность оказания помощи воспитанникам в социальной адаптации к жизни. Успешное сопровождение данного процесса позволяет ребенку благополучно устроится в обществе, на работе, в семье родных или приемных родителей, в своей собственной семье; обрести друзей, т. е. оказывает определяющее влияние на все сферы деятельности в современном обществе, что доказывается зарубежными и отечественными теоретическими экспериментальными исследованиями (Е. Ю. Артемьева, О. Е. Баксанский, Ф. Е. Василюк, И. С. Кон).
Социально-педагогическая деятельность понимается как деятельность, имеющая социально-педагогическую цель, педагогические средства, процесс деятельности и соответствующий результат» [1, с. 35]. Анализ научной литературы и педагогической практики позволяет сделать вывод о недостаточной изученности возможностей социализации детей-сирот. Насущные потребности социально-педагогической практики также служат основанием для изучения процесса социально–педагогического сопровождения воспитанников детского дома. Дети-сироты в силу их особого социального статуса часто более восприимчивы к таким негативным социальным явлениям, как потребительское отношение к жизни, асоциальное поведение, наркотизация, депрессия, бродяжничество и т. д. Среди многих проблем вхождения детей-сирот в жизнь общества преобладают неумение жить самостоятельно, реализоваться в работе, семейной жизни.
Учитывая, что социальная адаптация является двухсторонним процессом, необходимо, с одной стороны, изучать качественные изменения личности ребенка (социальных навыков и компетенций). Составление социального портрета ребенка позволяет выяснить его готовность к выполнению социальных действий. «Неотъемлемой частью социальной адаптации и оказания комплексной помощи детям–сиротам с проблемами в развитии является система их изучения, направленная не на постановку диагноза как такового и навешивания ярлыков, а на подбор соответствующих психоразвивающих, коррекционных и реабилитационных программ, условий их обучения, общения и подготовки к будущей жизни, интеграции в общество сверстников, имеющих родителей, а также среду нормально развивающихся детей» [2, с. 175].
С другой стороны, благоприятному протеканию социальной адаптации детей-сирот способствует правильно организованная система педагогического влияния со стороны воспитателей, которых дети стараются называть мамами, чтобы не чувствовать себя одинокими, социального педагога, администрации детского дома, направленного на формирование и развитие социальных качеств личности подростка, его постепенную интеграцию в социум. Социализирующее влияние на детей оказывают медицинские работники, технический персонал, гости и волонтеры, приезжающие в детский дом.
Важность разработки и реализации программ социально-педагогического сопровождения социальной адаптации воспитанников детского дома подтверждается результатами диагностики уровня их социальной адаптации. Проведенное нами исследование показало, что 70 % подростков-сирот имеют низкий уровень социальной адаптации, 20 % — средний, 10 % — высокий уровень. 50 % воспитанников агрессивны, не идут на контакт с незнакомыми людьми, недоверчивы.
Программа социально-педагогического сопровождения социальной адаптации воспитанников детского дома должна быть адаптирована к условиям конкретного детского дома. Программа должна иметь цикличный характер, повторять ее следует каждые 4 года. За время пребывания в детском доме дети должны усвоить ее содержание дважды: в младшем возрасте — в простом доступном варианте, в старшем — в более глубоком, обширном.
Критериями эффективности реализации программы могут быть следующими:
- уровень знаний детей о семье, ее функциях, взаимоотношениях в семье, роли отца и матери, о домашнем труде, хозяйстве семьи, ее бюджете (через беседы, анкеты, сочинения, рассуждения, решения жизненных ситуаций);
- уровень сформированности практических навыков ведения домашнего хозяйства (через участие в домашнем труде семьи, конкурсы, наблюдения);
- умение жить в семье, способность к созданию своей нормальной семьи;
- умение реально оценивать действительность и характер жизненных проблем (через общение со сверстниками и их семьями, с родственниками, не проживающими вместе, через решение специально созданных ситуаций);
- уровень общения с братьями, сестрами, друзьями, взрослыми (через беседы и наблюдения);
- проявление родственных чувств в семье и к родственникам, не проживающим вместе (через беседы, переписку, встречи, наблюдения);
- уровень школьной адаптации (положительное отношение к школе, готовность к урокам и т. д., через наблюдение, посещение школы);
- снижение заболеваемости, поддержание уровня здоровья, повышение успеваемости, отсутствие отклонений в нравственном поведении и др.
Направлениями разработанной нами программы являются: психолого-социальное сопровождение: занятия с детьми «группы риска», работа с выпускниками; психолого-педагогическое сопровождение: основы семейного воспитания, духовно-нравственное воспитание, валеологическое воспитание, воспитание гражданина и патриота.
Накопленный опыт свидетельствует, что наиболее эффективными мероприятиями программы стали: создание ящика для вопросов от подростков с последующим обсуждением; выпуск еженедельной газеты с репортажами о последних событиях в детском доме; участие детей в радиопередачах с выступлениями, поздравлениями сверстников и взрослых, объявлениями и музыкальным сопровождением; создание киностудии с показами фильмов по нужной тематике, анонимной странички на интернет-сайте детского дома; проведение «теплых вечеров» с откровенным разговором «Почему я люблю жизнь?» с передачей горящей свечи друг другу; приглашение героев нашего времени, особенно такого же возраста или из других детских домов, специалистов (пожарных, врачей, психологов, полицейских). В ходе диспутов, бесед о красоте жизни, героических поступках обычных людей, «семейных часов» важно поговорить по душам и выслушать каждого ребенка, который может чувствовать себя очень одиноким. Программа включает вовлечение подростков в спортивные, творческие и умственные мероприятия, реальные проекты по хозяйственной помощи своему детскому дому, исключающие возможность безделья.
При разработке программы нами учитывались многочисленные социальные факторы: есть ли у ребенка семья, родственники; если нет, то при каких обстоятельствах ребенок стал круглым сиротой; имеются ли патологические изменения в здоровье ребенка, задержка в развитии личности. Осуществлялись поиск родственников, родителей и содействие общению их с детьми, возвращение в семью с благоприятным климатом или помощь в обретении новой семьи. Значимым был еще ряд обстоятельств: контроль за доступом информации, который получают подростки с интернет–сайтов, из телевидения, компьютерных игр, видеофильмов, мультипликации, рекламы; предотвращение погружения подростка в замкнутую жизнь, свидетельствующую о его психологическом дискомфорте в социуме; контроль за контактами воспитанника вне детского дома, выявление отрицательных и положительных лидеров среди сверстников, проведение мер по повышению самостоятельности и самообслуживанию детей, проживающих в детском учреждении; помощь в выборе профессии и развитию способностей. К положительным моментам отнесем высокую изначальную мотивацию детей на успех социальной адаптации, дружескую обстановка (занятия заканчивались играми и чаепитием), поддержку администрации детского дома, дежурных воспитателей.
Как показывает реальный опыт, социальная адаптация детей-сирот отличается проблематичностью и большей продолжительностью. В работе с этими детьми необходимо терпение, внимание, понимание, любовь, преданность и ответственность к своей работе. Важно отслеживать судьбу выпускников детского дома, встречаться с ними, беседовать, помогать в решении каких-либо вопросов. Таким образом, каждый выпускник в течение 3–4 лет будет еще находиться под присмотром специалистов, которые помогут ему пройти адаптацию уже в жизни, а не в теории, как это было в детском доме.
Конвенция ООН о правах ребенка признает, что «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». Мы предлагаем более активную работу специалистов детского дома по созданию домашнего микроклимата в детском доме, устройство детей в приемную или гостевую семью. Семья здесь ключевое слово, мы считаем, что даже если пребывание в ней продлится недолго, ребенок получит драгоценный опыт жизни в семье, а не в стенах казенного детского дома, где обязательно соблюдать общие требования и правила, где взрослеющий человек поневоле оказывается предметом общих, нередко стандартизированных педагогических воздействий.
Литература:
1. Абельбейсов, В. А. Каким должен быть детский дом сегодня? / В. А. Абельбейсов // Социальная педагогика. — 2011. — № 4.- С. 13–24.
2. Василькова, Ю. В. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. — М.: Издат. Центр «Академия», 2007. — 448 с.