Проблема сиротства в современной России становится все более острой, так как количество детей, оставшихся без попечения родителей, неуклонно растет. Кроме того, отмечается рост социального сиротства, когда родители отказываются от воспитания детей или лишаются государством родительских прав. Несмотря на то, что в нашей стране действует развитая система обучения и воспитания детей-сирот, она не может в полной мере справиться с проблемой их социализации, так как это возможно только в условиях полной семьи, где родители задают определенные принципы поведения ребенка.
Изучению проблем подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной семейной жизни посвящены работы Л. А. Байбородовой, А. Н. Ганичевой,
И. А. Горчаковой, И. Ф. Дементьевой, И. В. Дубровиной, О. Л. Зверевой, Г. М. Иващенко, Т. А. Куликовой, М. М. Плоткина, А. М. Прихожан, Е. Е. Чепурных и др.
Авторы указывают, что дети, воспитанные в условиях детского дома, особенно сильно испытывают потребность в создании собственной семьи. Однако, согласно статистике, воспитанники детских домов оказываются слабо подготовленными к созданию семьи и ее сохранению, поэтому количество разводов у детей-сирот достаточно велико. Проблема в данном случае заключается в том, что воспитанники детских домов практически полностью лишены возможности познакомиться с социальными ролями супругов и родителей, а, следовательно, не могут знать о поведении, вытекающем из данных ролей. Другой значимой проблемой является то, что воспитательная система современного детского дома слабо приспособлена к работе по подготовке детей-сирот к самостоятельной семейной жизни, в результате чего она не может обеспечивать соответствие своих выпускников, тем требованиям, которые общество предъявляет к ним, как к супругам и родителям [3].
Сущность работы по подготовке детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома заключается в выявлении особенностей их социального развития и проведении работы, направленной на развитие гендерных представлений детей-сирот и их знаний о социальных ролях мужчины и женщины в семье, развитие способности к эмпатии, развитие представлений об отношениях между полами, формирование навыков разрешения конфликтов между представителями разного пола.
Проблема готовности к семейной жизни в настоящее время стала предметом пристального внимания многих исследователей. В отечественной и зарубежной научной литературе готовность к семейной жизни понимается, как способность взаимодействовать с партнером по браку и готовность выполнять новые социальные роли супругов и родителей. Существует несколько форм готовности к самостоятельной семейной жизни: социально-нравственная готовность предполагает гражданскую зрелость: возраст (для девушек — 20–22 года, для юношей — 23–28 лет), наличие образования, профессии, экономической независимости, а также сформированного нравственного сознания. Сформированное нравственное сознание предполагает у юношей и девушек понимание социальной значимости семьи, обладание чувством ответственности, готовность к взаимоуважению, а также к реализации всех прав и обязанностей людей, вступающих в брачные отношения. Мотивационная готовность определяется совокупностью мотивов, среди которых чувство любви является главным. Однако существуют и иные мотивы: по рассудку («чтобы не засидеться в девках», «пришло время жениться», «хочется остаться в городе после учебы», «по примеру подруг или друзей» и т. п.); по материальным соображениям. Психологическая готовность к созданию семьи отражается в развитых навыках общения с людьми, в единстве или схожести взглядов на мир и семейную жизнь, умении создать здоровый морально-психологический климат в семье, устойчивости характера и чувств. Все эти качества воспитываются и развиваются с детства, в семье, в школе, среди сверстников.
Особенности готовности детей-сирот к самостоятельной семейной жизни определяются спецификой их воспитания в детском доме. Среда, в которой происходит развитие детей-сирот не позволяет в полной мере компенсировать отсутствие семьи, что выражается, прежде всего, в отсутствии эмоциональных отношений между детьми и взрослыми. Негативными последствиями этого является несформированность навыков общения, неумение воспитанника детского дома разрешать коммуникативные проблемы, высокий уровень тревожности. В отношениях со сверстниками преобладают простые формы взаимодействия, дружеские отношения развиты слабо, контакты между детьми-сиротами оказываются поверхностными и определяются ситуацией. Организация пребывания ребенка в детском доме также порождает ряд серьезных проблем в его готовности к самостоятельной семейной жизни. Это выражается в недостаточной активности и инициативности детей-сирот, их иждивенческой позиции, несформированности представлений о дальнейшей жизни [2].
Воспитанники детских домов и учреждений интернатного типа обычно не имеют возможности наблюдать за адекватным полоролевым поведением взрослых, когда женщина выполняет исключительно женские функции и не берет на себя выполнение мужских функций. В современных условиях детского дома сделать это бывает очень трудно, так как воспитателям, в основном женщинам, приходится выполнять разную работу (и мужскую, и женскую). Отсутствие эталонов мужественности-женственности у воспитанников детского дома может привести к проблемам в семейной жизни, связанным с выполнением ролевых функций. Естественно ожидать, что отсутствие эталонов мужского и женского поведения определенным образом скажется на характере психосексуальной идентичности воспитанников детского дома, на особенностях понимания детьми роли и функций мужчин и женщин в обществе, в особенности, в семье [3].
Серьезной проблемой, осложняющей подготовку детей-сирот к самостоятельной семейной жизни, является социально-предметная депривация, выражающаяся в недостаточности условий для формирования социально необходимых представлений о хозяйственно-бытовой стороне жизни в семье. Факторами социально-предметной депривации в условиях детского дома выступают: обедненность в вещах личного пользования, отсутствие собственного пространства, атмосфера казенности. Во многих учреждениях дети не имеют своего уголка, в который они могли бы вложить душу, творчески его украсить, оформить, создать свой уют. Отсутствие личных вещей приводит к тому, что не формируется потребность и умение постоянно ухаживать и отвечать за них. Яркое, красочное оформление детского дома, наполнение его красивыми вещами, которые нельзя трогать, зачастую не имеют личностного положительного эффекта.
Исследование готовности воспитанников детского дома к семейной жизни показывает, что у большей части детей-сирот наблюдается серьезное расхождение между ролевыми ожиданиями и притязаниями в семье. Изучение маскулинности и фемининности детей-сирот в условиях детского дома показывает, что у большинства детей в достаточной мере сформированы представления о тех качествах, которыми обладает мужчина или женщина. При этом большинство воспитанников соотносит эти качества с собой, что позволяет говорить об их подготовленности к выполнению мужских и женских социальных ролей. Отношение детей-сирот к семье и браку, по данным эмпирического исследования, оказывается недостаточно сформированным, поскольку положительное принятие большинством детей-сирот такой ценности как «любовь», сочетается с низкими показателями принятия таких ценностей как «брак» и семья». Это означает, что, несмотря на выраженную потребность детей-сирот в эмоционально-личностных отношениях, они не рассматривают семью как основной способ ее удовлетворения. Изучение отношения к детям и социальной роли мужа/жены показывает, что у некоторых детей-сирот наблюдается негативное отношение к данным ценностям. Изучение ролевых ожиданий и притязаний в браке показывает, что дети-сироты осознают важность хозяйственно-бытовой и эмоционально-терапевтической функций семьи, но при этом сами не хотят проявлять активности в данных сферах семейной жизни. В то же время дети-сироты не в полной мере понимают специфику отношений семьи и ее внешнего окружения, а выбор супруга/супруги готовы осуществлять исходя из внешней привлекательности.
Следовательно, изучение особенностей готовности детей-сирот к самостоятельной семейной жизни показывает, что основными проблемами в ее развитии является недостаточная сформированность представлений о ценностях семьи и брака, а также нежелание воспитанников детского дома проявлять инициативу при организации хозяйственно-бытовых и эмоционально-личностных отношений в семье. Причины этого кроются в системе воспитания детского дома, которая не позволяет детям-сиротам получить представление о мужских и женских ролях в семье, а также существенно обедняет личностные отношений между воспитанниками. Деятельность социального работника при подготовке детей-сирот к самостоятельной семейной жизни заключается в организации работы по профилактике нарушений в межличностных отношениях детей-сирот и сопровождении социально-развивающей деятельности. Данные формы социальной работы позволяют выявить существующие проблемы детей-сирот в процессе организации самообслуживания, и возможные проблемы в будущей жизни, наметить пути оптимизации отношений детей-сирот между собой и взрослыми, реализовать комплекс мер социально-педагогической помощи детям-сиротам при подготовке к самостоятельной семейной жизни. Конкретными технологиями социальной работы при подготовке детей-сирот к самостоятельной семейной жизни являются: включение воспитанников детского дома в различные виды хозяйственной деятельности, привлечение их к обустройству помещений и предоставление возможности организовать свое личное пространство. Важное значение имеет коррекция неуверенности воспитанников и развитие у них положительной самооценки, что требует организации субъект-субъектного взаимодействия между детьми-сиротами и взрослыми [1]. Для этой цели социальной работник привлекает психолога и социального педагога, которые проводят диагностику отношений детей-сирот с окружающими, и определяют комплекс коррекционно-развивающих мероприятий. Значимым направлением работы является выявление склонностей детей-сирот и обеспечение возможности заниматься делом, которое им нравится. Отдельное внимание должно уделяться адаптации воспитанников детского дома к существующим условиям, так как без этого любая воспитательная работа будет слабоэффективной.
Литература:
- Лишенные родительского попечительства: хрестоматия. Учеб. пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов / Ред.-сост. В. С. Мухина. — М.: Просвещение, 2005. — 223 с.
- Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация деятельности: научн.-метод. пособие для работников соц. приютов. / Г. М. Иващенко, Е. Б. Бреева, и т. д. — М.: НИИ семьи. — 2002. — 264.
- Щелина, Т. Т. Психологическое обеспечение развития личности детей-сирот в учреждениях интернатного типа. / Т. Т. Щелина, А. Л. Нелидов, И. С. Беганцова. — Арзамас: АГПИ, 2003. — 303 с.